«ПК не умер». Эту фразу, словно заклинание, не устают повторять руководители ряда ведущих компьютерных компаний, прилагая все усилия, чтобы их компании не умерли сами.

Ярким тому примером может служить Gateway, основной конкурент Compaq и Dell на розничном рынке США. Компания пошла на радикальные меры: предстоят новые сокращения персонала — до 25% общего числа сотрудников, объявлено об уходе с европейского рынка и части азиатского. Это означает, что в ближайшем будущем будут закрыты филиалы в Малайзии, Сингапуре, Японии, Австралии и Новой Зеландии, а со временем также заводы и розничные магазины в Великобритании и Ирландии. Помимо этого, закроются один из заводов и часть сервисных центров в США. Сокращения коснутся 2100 человек в США, 1400 — в Азии и 1100 — в Европе. В январе численность сотрудников Gateway уже была сокращена с 24 до чуть более 19 тыс., а после нынешнего этапа в компании останется порядка 16 тыс. человек. Тед Уэйтт, главный управляющий Gateway, выразил уверенность, что, уменьшившись в размерах, его компания сможет стать более гибкой и лучше удовлетворять потребности клиентов. Однако далеко не всегда уменьшение размеров компании приводит к улучшению финансового состояния.

По мнению аналитиков IDC, компанию Gateway может постигнуть плачевная судьба AST, уход которой с европейского и азиатского рынков привел к сокращению производства, после чего компания уже не могла предложить конкурентоспособные цены.

В свою очередь аналитики из Dataquest вспоминают грустную историю Packard Bell, некогда крупнейшего производителя ПК на рынке США, утонувшего в волне сокращений. Правда, существенное отличие Gateway от Packard Bell и AST заключается в наличии у нее собственной розничной сети.

Основным козырем Gateway всегда было хорошее отношение к розничному покупателю, правда, несколько ухудшившееся при предыдущем главном управляющем Джеффри Вейцене. По словам Теда Уэйтта, руководство компании планирует и далее улучшать работу с покупателями, проводя семинары, тренинги, поставляя ПО и предоставляя различные услуги. Он отметил, что концепция дополнительных услуг, предложенная Вейценом, может предоставить неплохую возможность заработать как на предпродажном, так и на послепродажном этапе. Компания будет разделена на пять подразделений, специализирующихся на собственно продажах ПК и на предоставлении услуг. Уэйтт сообщил, что норма прибыли от продаж ПК составляет порядка 15%, в то время как дополнительные услуги дают прибыль более 50%. Он также выразил надежду, что только на услугах компания сможет зарабатывать как минимум 100 млн. долл. в год.

Уэйтт видит будущее Gateway в улучшении эффективности производства и преобразовании ее магазинов в своеобразные ИТ-отделы для пользователей ПК и представителей компаний, у которых нет своих ИТ-специалистов. По его мнению, сейчас покупатели могут получить консультацию в основном лишь у сравнительно небольших компаний, осуществляющих собственную сборку ПК.

Международный же рынок, по словам Уэйтта, не оправдал ожиданий Gateway, хотя компания и не оставляет надежду найти такие рынки, где «можно развернуть сеть магазинов». Однако если Gateway уйдет с европейского рынка сейчас, утверждают аналитики из Merryl Lynch, то компании будет очень трудно вновь вернуться сюда в будущем.

Впрочем, считают некоторые аналитики, не исключено, что реструктуризация Gateway — это подготовка к продаже. Такое предположение подтверждается и тем, что Gateway закрывает часть своих сервисных центров в США, что идет вразрез с заявленной политикой улучшения работы с покупателями. Компания ликвидирует неприбыльные подразделения в Европе, Азии и США, чтобы выглядеть максимально привлекательной для покупки. Как ни странно, такое поведение Gateway, похоже, пришлось по вкусу инвесторам, и в последнее время акции компании выросли на несколько пунктов.

Что если Gateway не сможет найти покупателя?

Gateway не планирует, да и никогда не планировала выходить на корпоративный рынок, где ей просто не выжить в конкурентной борьбе с IBM и Compaq. Многие аналитики также сходятся во мнении, что на рынке ПК для малого бизнеса и домашнего применения Gateway будет трудно конкурировать с Dell не только в ценах, но и в качестве обслуживания покупателей. Тем не менее Тед Уэйтт высказал оптимистичное предположение, что уже к концу года компания снова станет прибыльной. Правда, с оговоркой — без учета расходов на реструктуризацию, составивших 475 млн. долл.


Версия для печати (без изображений)