Представителям аналитических компаний мы задали следующие вопросы:

  1. Корректировали ли вы ­прогнозы по объему продаж ­ноутбуков в России в 2012 г. после подведения итогов первого полугодия?
  2. Что происходит сейчас на рынке ноутбуков (насыщенность, драйверы, ситуация в канале продаж, приоритеты покупателей)? Какие факторы оказывают на этот сегмент наибольшее влияние?

Юрий Бонкарев, директор, аналитическая компания ITResearch:

1. Наш прогноз, сделанный в конце 2011 г., был достаточно консервативен: мы ожидали 22–25% роста продаж ноутбуков и нетбуков. Рынок ноутбуков в 2011 г. уже вырос на 29%, при этом повышательная коррекция, обусловленная выходом из кризиса, фактически закончилась. В 2012 г. на темпы роста оказывал влияние и эффект ­базы: чем установленный парк больше, тем темпы роста рынка меньше. Кроме того, сильно снизить активность игроков, по нашему мнению, должны были макроэкономические риски.

Мы также учитывали бурный рост в сегменте планшетных ПК. В то же время такой фактор, как ультрабуки, напротив, был недостаточно силен.

Но уже в первые месяцы 2012 г. произошел прорыв, и стало очевидно, что наш прогноз был излишне консервативен. ­Исходя из ситуации по итогам первых кварталов, а также июля и августа, стало очевидно, что итоговые темпы роста рынка ноутбуков в 2012 г., скорее всего, превысят 35%.

2. Игроки рынка, похоже, устали от ожидания новой волны кризиса, и их поведение стало гораздо более активным. Конкуренция обострилась.

Основной инструмент борьбы — масштабное снижение цен (примерно на 20%) и загрузка канала.

При этом рынок показал очень высокую ценовую эластичность, то есть ценовая эрозия обернулась сопоставимым всплеском продаж. Причем качественный уровень установленной базы растет: если год назад хорошую систему можно было приобрести за 25 тыс. рублей, то сейчас — примерно за 20 тыс. Пользователь, который ранее мог позволить себе только решение начального уровня, в 2012 г. за доступные деньги покупал систему среднего уровня. Соответственно low-end сегмент открылся для новых групп покупателей.

Если в первой половине года канал легко «переваривал» все ввозимые ноутбуки, то уже к концу лета началось затова­ривание.

Сезон back-to-school в этом году оказался слабым. В результате в процессе расшивки складов основная надежда остается на предновогодние и рождественские распродажи. О прибыльности мы не говорим, но объемы это поднять может.

Сегмент планшетов оказал ощутимое давление только на подсегмент нетбуков, кото­рый составлял все же не очень значительную часть рынка мобильных ПК.

Сегмент ультрабуков заметно «повзрослел», но пока не стал сильным фактором роста.

Виктор Иванов, Context:

1. Прогноз был пересмотрен в сторону повышения после I и II кварталов 2012 г., которые оказались лучше, чем ожидалось. Значительный рост продаж ноутбуков во II квартале 2012 г. связан с давлением международных производителей, рассматривающих Россию как двигатель роста. Ожидания на III квартал: более низкие темпы роста в поставках, обусловленные затариванием складов в предыдущих кварталах.

2. Ноутбуки будут по-прежнему доминировать на рынке: все больше покупателей отказываются от настольных компьютеров. Однако планшеты также все прочнее входят в обиход.

В то время как экономика будет, скорее всего, расти, в 2013 г., возможно, произойдет сокращение расходов, что повлияет на рынок. Снижение государственных расходов повлияет на поставки ИТ в здравоохранение, образование и инфраструктуру.

Зарина Камытбаева, аналитик рынка ПК, IDC:

1. Да, коррекция была. Для рынка ноутбуков мы повысили годовой прогноз на 500 тыс. единиц. Причина — видимое увеличение спроса на мобильные ПК.

2. О насыщенности рынка ­пока говорить рано, он по-прежнему обладает хорошим потенциалом роста, но все же растет не столь бурными темпами, как раньше. Основным драйвером для рынка ноутбуков остается покупательский спрос со стороны домашних пользователей, так как эта часть потребителей самая большая. Соответственно от их поведения во многом зависит рост рынка в дальнейшем.

Что касается других сегментов, то стоит отметить, что государственный сектор обратил внимание на мобильные компьютеры. Идут активные закупки ПК в секторе образования. Так, к примеру, бюджет Москвы выделил средства на закупку 25,5 тыс. MacBook для начальной школы, 900 новых компьютерных классов будет оснащено моноблоками Acer, 20 тыс. учителей получат ноутбуки Lenovo (информация с сайта правительства Москвы).

Картина общей «мобилизации» подкрепляется растущей популярностью планшетов, которые претендуют, как минимум, на частичное поглощение рынка ноутбуков.

Андрей Серегин, client service manager, Retail and Technology Department, GfK Rus:

1. Да, мы корректировали прогнозы (мы вообще их постоянно корректируем). По срав­нению с началом года (по ито­гам первого полугодия) снизили прогноз роста компьютерного рынка.

2. В 2011 г. у нас открылось новое «окно спроса» на дешевые ноутбуки. Дополнительный спрос достаточно быстро удовлетворили, и рынок в 2012 г. сохранил ту же структуру, которая установилась в конце 2011 г., — доля моделей начального и среднего уровня остается на высоком уровне. Собственно, рынок сейчас растет за счет этих категорий. Дорогой сегмент уже давно насыщен. Рост мог бы быть больше, но на низшие ценовые категории сильно повлиял резкий уход с рынка нетбуков. Мобильные компактные ноутбуки (в том числе и ультрабуки), ­которые могли бы занять высвобождающуюся нишу сверхмобильных решений, все еще достаточно дороги для нашего массового покупателя. Их продажи быстро растут, но доля по-прежнему невелика. Зато очень активно прибавляют продажи веб-буков (планшетов).

См. также: Дистрибьюторы о ситуации на российском рынке ноутбуков, Три с половиной вопроса о рынке ноутбуков.


Версия для печати (без изображений)