Состоится ли передел московского рынка сотовой связи

Почти год московский рынок сотовой связи жил в ожидании начала работы третьего оператора, оказывающего услуги мобильной связи в стандарте GSM. И вот 21 ноября компания Sonic Duo объявила о начале работы.

Наблюдатели помнят, что появление Sonic Duo было связано с рядом скандалов. Сначала говорили о "непрозрачности" процесса получения третьей GSM-лицензии. После разгорелся "частотный" скандал, когда существующих операторов вынуждали поделиться частотами в диапазоне 900 МГц. Так или иначе, но эти проблемы остались позади и новый оператор приступил к обслуживанию клиентов.

Знакомьтесь - "МегаФон"

Стоит сразу оговориться, что Sonic Duo является частью общероссийского оператора сотовой связи - "МегаФон". Именно под этой торговой маркой компания намерена работать в Москве. Помимо Sonic Duo в "МегаФон" входят "Волжский GSM", "Мобиком-Кавказ", "Мобиком-Киров", "Мобиком-Новосибирск", "Мобиком-Хабаровск", "МСС-Поволжье", "Северо-Западный GSM" и "Уральский Джи Эс Эм". Суммарно операторы, входящие в "МегаФон", владеют лицензиями на право оказания услуг сотовой связи в 68 субъектах Российской Федерации, в которых проживают 80% населения страны.

Владельцами проекта "МегаФон" являются "Телекоминвест", "ЦТ-Мобайл" (дочерняя компания "ЛВ-Финанс") Sonera и Telia. В свою очередь Sonic Duo принадлежит "ЦТ-Мобайл", которая владеет 65% акций компании и Sonera (ее доля 35%). Леонид Рожецкин, президент "ЛВ-Финанс", считает "МегаФон" крупнейшим инвестиционным проектом в России. По его словам, только в этом году на развитие Sonic Duo было потрачено 100 млн. долл. А к 2004 г. эта сумма возрастет до 260 млн.

Проблемы роста

"МегаФон" выходит на московский рынок сотовой связи в тот момент, когда аналитики начали говорить о том, что бурный рост числа абонентов заканчивается здесь, а число клиентов основных конкурентов - "ВымпелКом" и МТС - исчисляется семизначными цифрами.

В этих условиях компании придется вести жесткую конкурентную борьбу. Аналитики не раз высказывали предположение, что начало работы оператора связи даст толчок и новому витку ценовой войны. Отчасти эти предположения оправдались: "МегаФон" предложила интересные тарифные планы, предусматривающие снижение цен для много говорящих абонентов (начиная с шестой минуты разговора в день, тариф снижается в два раза) и фиксированную плату, не зависящую от длительности разговора, за входящие звонки (0,18* долл. для телефонов с федеральными номерами).

Однако в тарифных планах "МегаФон" отсутствует предложение для корпоративных клиентов, хотя эта категория всегда была интересна для операторов сотовой связи. Алексей Ничипоренко, и.о. генерального директора Sonic Duo, объясняет это так: "Мы планируем ввести корпоративные тарифные планы в январе. Пока компания разрабатывает эффективное предложение, направленное на конвергенцию стационарной и мобильной связи".

Однако московский рынок сотовой связи уже достиг той фазы, когда оператору мало предложить выгодные тарифы. Нужен качественный пакет дополнительных услуг и хорошая зона покрытия. И если с дополнительными услугами проблем нет: их пакет больше, чем могут предложить некоторые действующие операторы, то зона покрытия оставляет желать лучшего. Сейчас сеть "МегаФон" охватывает Москву в пределах МКАД (хотя и тут можно встретить "белые пятна"), аэропорты и ряд городов Московской области. К лету компания планирует обеспечить работу сети в основных "дачных" районах области. С этой целью Sonic Duo устанавливает еженедельно 15-20 базовых станций. Но несмотря на столь высокие темпы развития, компании еще далеко до зоны покрытия, обеспечиваемой конкурентами.

Битва гигантов

Объявляя о начале работы сети "МегаФон" в Москве, Алексей Ничипоренко заявил, что до конца года компания планирует обслуживать 30 тыс. абонентов. При этом он рассчитывает, что в 2002 г. каждый третий новый абонент сотовой связи в московском регионе будет заключать контракт с "МегаФон", что позволит компании через три года занять 20% московского рынка сотовой связи. Однако так ли это важно? Похоже, что основная конкурентная борьба развернется не в Москве.

Россия - одна из немногих стран, где можно встретить оператора сотовой связи, работающего только в одном регионе. В большинстве государств операторы оказывают услуги на всей территории страны. Однако в этом году наиболее сильные московские операторы заявили о своих амбициях стать операторами национального масштаба и приступили к активному строительству сетей в регионах.

Компания "МегаФон" долгое время оставалась в тени, хотя по лицензионному покрытию ее сеть мало чем уступает конкурентам. Однако у оператора отсутствовал наиболее важный - московский - сегмент сети. Теперь это препятствие преодолено. Кроме того, стоит отметить, что "МегаФон" и МТС имеют преимущество перед "ВымпелКом". Речь идет о действующих сотовых сетях в Санкт-Петербурге, тогда как "ВымпелКом" не имеет лицензии для работы в Северо-Западном регионе.

Тем не менее в IDC полагают, что пока рано давать какие-либо прогнозы относительно развития сети "МегаФон": "Ясно, что новая компания станет конкурировать с двумя основными московскими операторами - "ВымпелКом" и МТС - и это станет стимулом для роста рынка, - говорит старший аналитик IDC Russia Саймон Бейкер. - Мы прогнозируем, что наблюдающийся последние два года бурный рост рынка мобильной связи в Москве закончится в недалеком будущем. В то же время можно предположить, что благодаря "МегаФон" период бурного развития может продлиться дольше. Учитывая "фактор "МегаФон"", IDC считает, что к 2005 г. в Москве будет около 7-8 млн. пользователей мобильных телефонов".


Версия для печати (без изображений)