Более 30 лет Microsoft оставалась софтверной компанией (Xbox и некоторые аксессуары не в счет), и казалось, так будет всегда. Но в этом году она совершила маневр, которого вряд ли кто ожидал: отныне это компания «устройств и услуг».

«Мы видим себя как компанию устройств и услуг», — сообщил 9 октября главный управляющий Стив Баллмер в своем традиционном обращении* к акционерам, заказчикам, партнерам и служащим компании. И обрисовал стратегию.

В бизнесе Microsoft происходит фундаментальный сдвиг. Придет время, предсказывает он, когда под маркой Microsoft появятся новые Windows-устройства, в том числе разработанные вместе с ее партнерами, с встроенными услугами. Эти устройства будут подключены к уникальным сервисам и приложениям — для коммуникации, развлечения, работы — Microsoft, а также ее партнеров во всем мире. Устройства и услуги для конечных пользователей двинут вперед и бизнес вендора на корпоративном рынке, уверен Баллмер, учитывая тенденцию консьюмеризации ИТ, одним из проявлений которой стало расту­щее влияние сотрудников на используемые в офисе ИТ.

Поле под названием «устройства + услуги» огромно. Глава Microsoft перечислил несколько основных направлений, на которые будет нацелена компания, в том числе:

  • разработка устройств новых форм-факторов с более естест­венным интерфейсом, включая сенсорный (с распознаванием жестов) и речевой;
  • создание систем с самообу­чением, способных действовать от имени пользователя, а не только по его команде;
  • создание облачных услуг с новыми возможностями и удобствами для организаций и индивидуальных пользователей;
  • утверждение платформы Windows «на ПК, планшетах, смартфонах, серверах и в облаке».

Компания вынуждена начать перестройку, чтобы успешно развиваться в новых реалиях — в «эру пост-ПК». Многие годы, в период расцвета ПК она доминировала на рынке, однако последние несколько лет на волне успеха мобильных устройств, прежде всего Apple, ее былое влияние начало слабеть. С 2009 г. продажи основного подразделения Windows & Windows Live снижаются. На бурно растущем рынке планшетов сегодня доминируют аппараты на базе Apple iOS и Google Android.

26 октября на пресс-конференции в Нью-Йорке было официально объявлено о начале продаж новой ОС Windows 8. Руководители компании рассматривают ее как «новую эру» и «квантовый скачок в мире ПК». Действительно, в Windows 8 немало новинок и отличий от «привычной» Win­dows, порой спорных. Тем не менее Microsoft и ее многочисленные партнеры рассчитывают на успешное продвижение Windows 8.

«Мы вместе с Microsoft уверены в ее успехе», — говорит Антон Лукьянов, директор департамента закупок ИТ-продуктов компании MERLION, начавшей отгрузки устройств на базе этой ОС в день ее выхода на рынок.

Также 26 октября поступило в продажу (правда, ограниченную — только в интернет-магазине Microsoft Store и в 60 фирменных салонах Microsoft в США) и первое устройство из обещанного Microsoft «железа» — планшет Surface for Windows RT (на платформе ARM). Планшет Surface for Windows 8 Pro намечен к поставкам в январе.

Очевидно, что планшеты Surface будут конкурировать с продуктами OEM-партнеров Microsoft, что может повлиять на приверженность последних этой платформе. Тем не менее целый ряд крупнейших ОЕМ-партнеров, в том числе ASUS, Dell, ­Lenovo, Samsung и др., уже последовали за Microsoft, представив свои ноутбуки и планшеты с Windows 8 и Windows RT.

Например, представитель ­Lenovo в интервью CRN/США заявил, что его не тревожит приход Surface, что партнерство Lenovo с Microsoft сейчас «теснее, чем когда-либо» и что планшеты Surface сыграют на руку всем OEM-партнерам, так как привлекут больше интереса к Windows 8 и помогут выстроить сильную экосистему планшетных устройств.

В то же время компания Acer публично выразила опасения в связи с выходом Microsoft на рынок планшетов, намекнув, что рассмотрит альтернативы Windows 8, хотя и не указав, какие именно. Дж. Т. Ван, председатель правления и главный управляющий Acer, сообщил в интервью The Financial Times, что Acer предлагала Microsoft лучше обдумать свое решение: «Surface будет негативно влиять на экосистему компьютерного оборудования во всем мире, поэтому, пожалуйста, подумайте как следует».

Многим партнерам Microsoft в канале сбыта ее первый планшет понравился, они хвалят его функциональность, стильный дизайн и надеются, что со временем Surface принесет им хорошие доходы. Благодаря наличию в нем привычной для корпоративной среды ОС Windows клиенты могут более благосклонно отнестись к приходу на рабочие места планшетов Surface, чем устройств с iOS и Android.

Однако решение Microsoft не продавать Surface через канал вызвало недоумение ее американских партнеров — они считают, что вендор просто пренебрег ими, и напоминают, что без участия канала охват корпоративного сегмента будет значительно ограничен. (Заметим, что некоторые веду­щие ОЕМ-партнеры, в частности, Lenovo, планируют предложить свои новые планшеты на Windows 8 через реселлеров.)

Вот как ответил им Стив Баллмер в интервью CRN/США: «...Мы не выстроили то, что я называю стандартной дистрибуцией. Возможно, мы к этому придем».

Говорить о рыночных перспективах планшетов Microsoft слишком рано. Как признал, не приводя точных данных, глава Microsoft в середине ноября, продажи Surface начались «скромно». Он объяснил это дефицитом самой дешевой модели (по 499 долл.) в интернет-магазине Microsoft Store и пока очень узкой сетью фирменных розничных салонов.

Для сравнения: компания Apple за первые три дня продала 3 млн. планшетов iPad mini и iPad 4 (они поступили в продажу 2 ноября сразу в 34 странах); компания Amazon, которая включилась в «гонку планшетов» в конце 2011 г., за полтора месяца про­дала около 4,7 млн. планшетов Kindle Fire (с экраном 7 дюймов).

«Если говорить о доле рынка, которую может занять Surface с ARM-процессором, то вряд ли это будут весомые показатели: в сегменте уже сформировались лидеры, есть очень сильные игроки второго эшелона, и принципиально нового, инновационного предложения мы вряд ли можем ожидать. Surface Windows RT — это интрига», — считает Виктор Алгазин, директор по продажам компании Softline.

В интервью BBC в октябре Баллмер охарактеризовал масштаб перемен в компании следующим образом: «Это один из двух-трех важнейших моментов в истории Microsoft». И добавил: «Мы собираемся выпускать больше уст­ройств, это действительно так». Баллмер уверяет, что Surface — только начало наступления компа­нии на рынке устройств. У Microsoft будет и другое «железо». Наверняка не малоприбыльные настольные ПК или ноутбуки. Ее первый смартфон, по слухам, уже тестируется. Microsoft перенимает модель бизнеса своего главного соперника Apple, чтобы успешнее конкурировать с ним в «эру пост-ПК», считают некоторые аналитики рынка. Глава Microsoft настроен решительно: «Мы не намерены оставлять никакого пространства для Apple. У нас есть преимущества в офисных пакетах, в плане корпоративного администрирования и средств управления. И мы не собираемся уступать ни-че-го из этого».

Игра становится все более инте­ресной. Microsoft меняется, значит, придется меняться и ее партнерам.

Александр Плитман

* http://www.crn.ru/news/detail_print.php?ID=71338


Версия для печати (без изображений)