В 2004 г. 19-летний студент Гарвардского университета Марк Цукерберг начал работать над сайтом Facebook, а сегодня трудно найти человека, который бы не слышал об этой социальной сети. Facebook породила множество подобий в разных странах мира, дав начало новому виду общения людей.

Спустя восемь лет после старта компания Facebook провела давно ожидаемое IPO. Перед выходом на IPO у сети Facebook было около 800 млн. пользователей — по всем меркам гигантская аудитория, но инвесторов интересует в первую очередь не число аккаунтов, а деньги, которые эта аудитория может принести.

Facebook получает доходы от рекламы, причем значительную их часть благодаря точно нацеленным рассылкам. Огромное количество сведений, которые хранит Facebook о своих пользователях, позволяет рекламодателям более эффективно адресовать рекламу самым подходящим группам потребителей. Соответственно быстро растут и рекламные тарифы на сайте.

Первая неделя Facebook в качестве публичной компании прошла бурно — всеобщий ажиотаж, скачки курса, судебные иски, даже свадьба. Итак, пятница 18 мая: после месяцев шумихи Facebook выпускает свои акции на рынок по цене 38 долл.; в течение дня она достигает максимума — 45 долл., но к закрытию опускается до 38,23 долл. К концу дня было куплено более 573 млн. акций, и компания стоила свыше 100 млрд. долл. Многие ее сотрудники сразу стали миллионерами.

На следующий день свадьба — Марк Цукерберг женился на своей давней подружке Присцилле Чань.

В понедельник 21 мая, второй день торгов, акции Facebook упали на 11%. Во вторник падение продолжается — еще на 9%. Появились сообщения о судебном иске против Facebook и банка Morgan Stanley (организатор IPO).

В следующие два дня акции Facebook слегка росли, но в пятницу 25 мая вновь пошли вниз. Итог первой недели — снижение курса на 16,5%. Затем скачки курса продолжились: абсолютный минимум был достигнут 4 сентября — ниже 18 долл.

Основная причина неуверенности инвесторов — нерыночное соотношение капитализации и прогнозируемых доходов компании. У крупнейших и успешно развивающихся ИТ-компаний Apple и Google эта величина составляет 10—12, тогда как у Facebook— 40—100 (разброс вызван неопределенностью оценок по ее доходам). По мнению некоторых аналитиков, IPO Facebook было во многом построено не на рациональных основаниях, а на «вере инвесторов в чудо».

Бизнес Facebook нестабилен. В III квартале выручка1 выросла на 32%, что оказалось выше прогнозов аналитиков. Тем не менее квартал закончен с чистым убытком 59 млн. долл. (в аналогичном периоде прошлого года было 227 млн. чистой прибыли), но это лучше, чем во II квартале, когда чистый убыток достигал 157 млн. долл.

Особенно важен резкий рост доходов от мобильной рекламы — компания доказала, что может зарабатывать деньги на рынке смартфонов и планшетов, и инвесторы отреагировали на это: в день публикации финансового отчета курс акций Facebook подскочил почти на 14%.

Именно низкие доходы от мобильной рекламы инвесторы и эксперты называли главной проблемой Facebook: сеть наращивает число пользователей быстрее, чем рекламные заработки, особенно с учетом того, что все больше пользователей переходят на мобильные приложения.

Марк Цукерберг рассчитывает справиться с этой проблемой: «В долгосрочной перспективе мы надеемся, что доля доходов от мобильных приложений и рекламы будет расти быстрее, чем от рекламы для стационарных компьютеров. Я хочу развеять миф, что мы не можем зарабатывать на мобильных устройствах».

Чтобы поддерживать интерес инвесторов, хороших новостей от Facebook должно быть больше. И 4 октября основатель социальной сети на своей страничке сообщил, что число ее пользователей достигло 1 млрд.

В начале октября Цукерберг в рамках своего турне по ряду стран впервые приехал в Москву. Встретился со студентами МГУ, удостоился аудиенции премьер-министра Дмитрия Медведева, большого поклонника гаджетов и социальных сетей. Правда, беседа, похоже, носила, скорее, светский, чем деловой характер. Появившиеся было сообщения о том, что Facebook будет вести в России разработки, оказались неверными.

В октябре, ноябре и декабре «размораживаются» более 1,4 млрд. акций, находящихся во владении Цукерберга и других сотрудников Facebook, они могут их продавать. Массовый сброс этих акций привел бы к снижению курса. Но пока этого не происходит. В первых числах декабря акции держались на отметках около 28 долл.

Александр Плитман


Версия для печати (без изображений)