RSI

Светлана Белова

Подводя итоги работы в 2001 г., генеральный директор RSI Василий Васин сообщил, что рост объема продаж составил 80% по сравнению с 2000 г. Кроме того, были подписаны дистрибьюторские соглашения c Fujitsu Siemens Computers, Soltek, GreenWood.

Вдвое по сравнению с 2000 г. выросли продажи ноутбуков. При этом среди производителей ноутбуков в обороте RSI лидирует HP (60%), далее следуют Compaq (26%), IBM (13%). Те же компании стали и основными поставщиками серверов (HP — 42%, Compaq — 29%, IBM — 21%) и ПК (36, 18 и 24% соответственно).

Среди периферийного оборудования в 2001 г. лучше всего продавались мониторы: MAG Innovision (40%), Fujitsu Siemens (24%), GreenWood (10%) (из них на долю ЭЛТ-мониторов приходится 94% продаж, ЖК-мониторов — 6%), а также принтеры Hewlett-Packard (70%), Epson (21%), Xerox (9%).

В 2002 г. RSI намерена расширить дилерскую сеть, с этой целью планируется ряд выездных семинаров, дополнительные мероприятия по поддержке продаж на региональных рынках, увеличение числа поставщиков. В результате, рост оборота RSI должен составить в 2002 г. не менее 40%.

Объем продаж продукции IBM в канале RSI вырос в 3,2 раза по сравнению с 2000 г. Со своей стороны, представители IBM сообщили, что в 2001 г. объем продаж техники в государственный сектор через RSI увеличился в 4 раза, в результате чего доля этого дистрибьютора в общем объеме продаж IBM в сектор достигла 30%.

Продажи RSI в 2001 г. (%)

Принтеры 32
ПК 18
Мониторы 11
Ноутбуки 6
ИБП 5
Серверы 3,5
Сканеры 2
Копировальные аппараты 1,5
Другое 21

Источник: RSI.

Intel

Владимир Смирнов

Как заявил посетивший Россию с визитом Дейв Кинг (см. фото), региональный менеджер Intel по Восточной Европе, Ближнему Востоку и Африке (регион EEMEA), несмотря на спад в мировой экономике, компания 15-й год подряд завершила с прибылью. Общий доход составил 26,5 млрд. долл., а чистая прибыль — 1,3 млрд. долл., что позволило Intel сохранить первое место среди производителей микроэлектронных компонентов. Дейв Кинг отметил, что в 2001 г. компания добилась особенно заметных результатов в производстве процессоров — выпущено 38 новых модификаций, в том числе Pentium 4 с частотой 2,2 ГГц (планы производства которого перевыполнены), начались поставки 64-разрядного процессора Itanium.

Прошедшей весной компания начала производство процессоров на основе технологии с нормами 0,13 мкм. Компания не собирается снижать темпы развития производства в 2002 г., и потому 85% всех капитальных затрат (5,5 млрд. долл.) будут направлены на расширение производственных мощностей.

По словам Дейва Кинга, в прошлом году в структуре доходов Intel сократилась доля Америки, зато резко возросла роль Азиатско-Тихоокеанского региона, на долю которого пришлось 35% общего оборота корпорации. Также хорошие результаты были получены Intel в регионе EEMEA, и в особенности в России.

Как сообщил Алексей Наволокин, глава московского представительства, объем продаж в России в 2001 г. вырос на 37%. Заметим, что эта цифра, по оценке Dataquest, ниже темпов роста российского рынка ПК (42%).

Возможно, что расхождение темпов прироста продаж Intel по сравнению со средними показателями отечественного компьютерного рынка возникло из-за неоднократного снижения цен на процессоры, доля которых в бизнесе компании составляет около 80%.

В целом по доле в доходах Intel Россия заняла четвертое место в регионе ЕМЕА, пропустив вперед только Англию, Германию и Францию. «В прошлом году мы продолжили стратегию сближения с партнерами и заказчиками. Уже сейчас в Москве сосредоточено не 60—80% всех товарных запасов, как раньше, а только около 40%, и мы вместе с дистрибьюторами создавали склады в регионах», — сообщил Алексей Наволокин. В результате объем продаж через канал возрос за год в 1,5 раза, в том числе по системным платам — в 2 раза, а по серверным продуктам — в 3 раза, что, по мнению Intel, свидетельствует об изменениях в структуре спроса. В то же время, по словам Наволокина, 80% закупок на нашем рынке приходится на долю корпоративных заказчиков, и только 20% — на розничных покупателей, хотя на Западе это соотношение составляет 55/45. Число партнеров, имеющих статус Intel Premier Provider, достигло 90, а число участников программы IPI составило 1500 компаний.

Среди других важных событий в российском бизнесе Intel в 2001 г. — создание совместно с Hewlett-Packard и «Ай-Теко» центра компетенции по процессорам Itanium, а с IBM и ВСС — центра решений для электронного бизнеса, проведение турне по городам России совместно с «Дилайн». «В этом году мы планируем и далее развивать и поддерживать региональный бизнес», — заявил глава представительства Intel. Он сообщил, что в 2002 г. планируется обеспечить прирост продаж на уровне 17—20%, штат службы продаж в московском офисе будет увеличен на 30%.

DPI

Наталия Майорова

Группа компаний DPI объявила результаты деятельности своего компьютерного направления. Как отметил вице-президент Алексей Терентьев, в течение последних трех лет DPI перестала быть нишевым дистрибьютором и перешла к работе по универсальной модели. Если в 1999 г. в структуре продаж продукция для рынка Graphic Arts занимала 85%, а оборудование широкого профиля — 15%, то в 2001 г. эти доли составили 60 и 40% соответственно. За три года число поставщиков увеличилось в 2 раза, причем в 2001 г. доля продукции новых вендоров в общем объеме продаж составила 25%.

По-прежнему крупнейшим по обороту вендором остается компания Apple, чему существенно способствовало выделение бизнеса по этому поставщику в отдельную компанию Apple IMC в составе группы DPI.

Дилерская сеть с 1999 г. увеличилась в 3,1 раза и сейчас насчитывает 450 компаний. Численность персонала выросла втрое. Оборот за три года увеличился в 3,2 раза, в частности в 2001 г. — на 56% по сравнению с 2000 г. В целом темпы роста компьютерных компаний группы за прошедший год оказались выше запланированных.

Наиболее успешно развивались продажи мониторов (модели с диагональю 19—22 дюйма) и сканеров (рост оборота 256 и 162% соответственно). Рост продаж измерительного оборудования X-Rite составил 42%, принтеров — 37%, продукции Apple и Wacom — 32%. Как отметил Алексей Терентьев, высокие темпы развития мониторного и сканерного направлений связаны в том числе с подписанием дистрибьюторских соглашений с Hitachi, Microtek и Umax. Сейчас доли этих направлений в общем бизнесе составляют 13 и 16% соответственно.

В планах группы компаний DPI — дальнейшее развитие дистрибьюторского направления за счет расширения географии дилерской сети и привлечения новых поставщиков мониторов и сканеров, а также освоение новых сегментов рынка (подробности пока не сообщаются).

eHouse

Валентин Карклит

С момента похолодания на рынке электронной коммерции многие Интернет-компании приняли решение о реструктуризации своего бизнеса, однако в российской части Интернета были и такие, кто не сменил прежний курс. К числу таких компаний относится холдинг eHouse, который в конце января объявил об итогах года в сфере B2C.

Как сообщил исполнительный директор eHouse Владислав Улендеев, за 2001 г. оборот И-магазинов холдинга вырос почти на 40% и составил чуть менее 22,8 млн. долл. Напомним, что годом ранее этот показатель планировался на уровне 36 млн. долл. «... оборот оказался ниже запланированного потому, что мы не купили ряд проектов, которые планировали», — заявил Улендеев, оговорившись, что время для таких покупок пока не наступило. Тем не менее общая прибыль магазинов составила 723 тыс. долл., в то время как годом ранее эта цифра была примерно втрое меньше.

Интернет-магазины по-прежнему составляют основу бизнеса eHouse, и самым крупным из них остается Dostavka.ru — оборот этой компании по итогам года составил более 9 млн. долл. У объединенного тандема Bolero.ru — 24х7 и у MegaShop.ru объемы продаж за год удвоились (у последнего, превысив 6 млн. долл.), у Wstore.ru и Cue.ru — утроились, а у парфюмерного Aromat.ru объем продаж увеличился в 3,5 раза.

В целом, судя по этим данным, некомпьютерные направления продемонстрировали наибольшую динамику роста, исключение составили лишь магазины игрушек Tito.ru и Kenga.ru, данные по которым даже не были оглашены. Видимо, это направление электронной торговли пока имеет мало шансов стать прибыльным, несмотря на заверения руководителей eHouse о безубыточности всех магазинов. Но отказываться от них, судя по всему, холдинг не намерен, что может быть связано с надеждами на привлечение мелкооптовых покупателей, число которых, например, в Kenga.ru за год выросло в 2 раза.

Судя по всему, неважно пока идут дела у розничного проекта pricematrix.ru, который уступает по популярности конкурирующим ресурсам (Price.ru, Newman.ru и др.). Зато, как утверждают руководители холдинга, затраты на покупку рекламного агентства «Манифест» оправдываются полностью. «Мы контролируем примерно 40% обмена баннеров в Рунете, — заявил Улендеев. — Баннерообменные сети мы считаем мощным инструментом продвижения наших магазинов».

К сожалению, в целом внушительные итоговые данные, представленные холдингом, проверить сложно, поскольку результаты обещанного год назад аудита так и не были опубликованы. В то же время новые планы и проекты свидетельствуют о нарастающей агрессивности eHouse: в их числе информационно-развлекательный ресурс InOut.ru, на котором размещается информация о зрелищных и развлекательных заведениях Москвы. В помощь ему холдинг перекупил ресурс Menu.ru (как утверждается, чтобы не конкурировать с ним), а также открыл ресурс ArtBilet.ru, партнером которого выступает московская дирекция театрально-зрелищных касс.

«Яндекс»

Валентин Карклит

Как сообщили члены совета директоров и инвесторы «Яндекс», в 2001 г. компания превзошла запланированные финансовые показатели. Так, объем продаж (без учета бартерных сделок) превысил 1 млн долл., увеличившись по сравнению с прошлым годом в 2,5 раза. При этом компания сумела сократить расходы — в 2001 г. они были на 17% ниже заложенных в бюджете. Генеральный директор компании Аркадий Волож (см. фото) сообщил, что посещаемость портала по сравнению с весной 2001 г. увеличилась почти вдвое и клиентами «Яндекс» стало более тысячи компаний. Сегодня ежемесячная посещаемость портала в среднем превышает 4 млн. в месяц.

Суммарная рекламная мощность «Яндекс» составляет около 300 млн. показов в месяц, и, по словам Воложа, компания не намерена изменять стратегии развития рекламных площадок. Так, за минувший год были опробованы новые модели продаж. Среди них проект «Яндекс.Пиво», ставший своего рода клубом для 220 тыс. любителей этого напитка и одновременно привлекательной рекламной площадкой для ряда известных пивных марок. Сотрудничество «Яндекс» с пивными компаниями было плодотворным и в других проектах — в частности Doctor Diezel и Red Bull стали партнерами II открытого Кубка России по поиску в Интернете.

В числе акций по привлечению рекламодателей — предоставление главной страницы для рекламы компании Maggi и опрос по закону Canon. В то же время, как сообщил CRN/RE Аркадий Волож, наиболее доходным проектом остается поисковый механизм Yandex, однако пока компания не готова продавать его как самостоятельный коммерческий продукт. Тем не менее рассматривается несколько вариантов интеграции механизма в сложные ИС.

В свою очередь, член совета директоров «Яндекс» Бен Коль заявил, что на фоне удачных итогов года руководство полностью доверяет команде менеджеров «Яндекс» разработку и проведение той стратегии, которую компания считает для себя правильной. Более того, как считает Джейсон Доунс, руководитель компании ru-Net Holdings, владеющей 35,7% акций «Яндекс», российский проект на данном этапе не нуждается в дополнительных инвестициях, которые были предусмотрены для него на этот год.

По словам Воложа, в 2002 г. «Яндекс» планирует удвоение доходов, кроме того, по решению совета директоров, приближен срок выхода на самоокупаемость. Если ранее он был запланирован на первую половину 2003 г., то теперь «Яндекс» рассчитывает на получение первой прибыли уже в IV квартале 2002 г.

АРТ

Алексей Перегудов

Компания объявила результаты продаж принтеров Kyocera Mita. По словам Виктора Мочалова (см. фото), генерального директора АРТ, в 2001 г. компания продала 9618 принтеров. При этом рост продаж в штучном выражении составил 214% по сравнению с 2000 г. Большая часть продаж (79%) пришлась на персональные модели. Далее следуют офисные принтеры формата А4 (11%) и высокопроизводительные модели, включая принтеры формата А3 (10%). Число проданных принтеров не очень велико, однако, учитывая, что начальная цена устройств Kyocera превышает 300 долл., это можно считать неплохим показателем.

Кроме того, не стоит забывать о том, что Kyocera — одна из самых «молодых» марок на российском рынке принтеров: эти устройства поставляются в Россию только три года.

Отметим, что наряду со столь значительным ростом продаж дилерская сеть компании росла не так быстро — на 30%. Сейчас с АРТ работают более 200 компаний. Выросла и сервисная сеть. В прошлом году компания открыла сервисные центры в четырех городах. Всего с дистрибьютором сотрудничают 29 сервисных центров из 20 городов России и стран СНГ. Примечательно, что АРТ изменила сервисную политику. Ранее компании, занимающиеся продажами принтеров, не могли заниматься их сервисом. Сейчас же такое ограничение снято. Виктор Мочалов объясняет это так: «В период выхода на рынок мы не хотели давать кому-либо из дилеров конкурентного преимущества, каким является право на сервис. Сейчас, когда рынок принтеров Kyocera несколько развился, мы не видим необходимости оставлять это ограничение».

«Эксимер»

Константин Геращенко

Как сообщил Руслан Чухнов, генеральный директор «Эксимер ДМ», в прошлом году компания продала более 82 тыс. ПК. Ожидается, что в этом году объем продаж вырастет на 50% по сравнению с 2001 г. и достигнет 120 тыс. ПК. При этом доля «Эксимер ДМ» на российском рынке ПК, по оценке Руслана Чухнова, может составить 5,5 — 6%.

В числе основных событий прошлого года Чухнов назвал получение сертификата ISO 9001-96, начало сотрудничества с заводом «Квант», начало производства ПК на базе процессоров VIA C3 (правда. ожидается, что их доля в 2002 г. не превысит 5% общего числа ПК, выпущенных компанией) и договор о стратегическом партнерстве с компанией «Прайм Групп».

В этом году фирма планирует увеличить дилерскую сеть в России до 800 компаний (сейчас у «Эксимер ДМ» около 400 региональных дилеров), заключить договор с центром электронного бизнеса «Дилайн», расширить сотрудничество с розничными сетями и выйти в содружестве с «Прайм Групп» на рынок федеральных проектов. Кроме того, поставщик объявил о планах начать производство ЖК-мониторов и карманных ПК.

«Аквариус»

Наталия Майорова

Подводя итоги 2001 г., группа компаний «Аквариус», обнародовала финансовые показатели не только в относительных, но и в абсолютных величинах, что пока не характерно для большинства российских компаний.

Общий оборот группы составил более 80,5 млн. долл. (см. таблицу). При этом производственная компания «Аквариус» в течение прошлого года реализовала около 84 тыс. ПК (прирост в штучном выражении — 33%) и более 4,6 тыс. серверов Aquarius (прирост — 81%). По данным компании, средняя стоимость одного ПК составила около 450 долл., сервера — около 2,5 тыс. долл. В целом по ПК и серверам прирост продаж составил 40%, что, по мнению экспертов, существенно выше темпов роста рынка.

В структуре продаж ПК в 2001 г. преобладала техника на базе процессоров Pentium III (78%), однако в конце года увеличился спрос на ПК на базе Pentium 4 (до 4%); в IV квартале уже практически не выпускались «легкие» ПК на базе Celeron (в целом за год их доля — 18%). Сходная ситуация наблюдалась и в поставках серверов, где было реализовано 88% техники на базе Pentium III и 12% более «тяжелых» моделей — на базе Pentium III Xeon. Чтобы удовлетворить возросший к концу года спрос на серверы Aquarius, компания была вынуждена перераспределить производственные мощности Шуйского завода и завода на базе НИИ «Восход», что, правда, отрицательно сказалось на объемах производства ПК. Доля дистрибуции в структуре продаж компьютерной техники Aquarius составляет 60% (это меньше, чем в 2000 г.), 40% приходится на прямых партнеров, включая крупнейшего — «Аквариус Дата». Реселлерская сеть (партнеры второго уровня) к концу 2001 г. насчитывала более 450 российских компаний (в 2000 г. — 370).

В 2001 г. основная доля поставок техники Aquarius пришлась на Центральный, Северокавказский, Поволжский, Уральский, Центрально-черноземный, Северо-Западный и Западно-Сибирский регионы (см. диаграмму). Заметное присутствие в некоторых неблагоприятных в экономическом отношении регионах представители компании объясняют стратегическим намерением захватить эти регионы раньше конкурентов.

В течение прошлого года было открыто и авторизовано семь новых сервисных центров производственной компании «Аквариус», и теперь их стало 34. В ближайших планах — развитие сервисного направления на Востоке страны. Что касается сервис-партнеров «Аквариус Дата», то они работают практически во всех регионах России, и, по данным компании, в прошлом году на поддержание сервисной сети было затрачено 780 тыс. долл.

В 2002 г. группа компаний «Аквариус» намерена осуществить «глубокую» модернизацию Шуйского завода, а также открыть еще одно производство. Планируется также освоение новых направлений деятельности с выводом новых торговых марок. Однако в компании пока отказываются комментировать эти планы более детально.

Оборот компаний группы «Аквариус» в 2001 г. (млн. долл.)

«Аквариус Дата» 48,92
«Аквариус Консалтинг» 6,69
ПК «Аквариус» * 24,96
Всего 80,57

* Без учета стоимости техники, реализованной внутри группы.
Источник: «Аквариус».

Региональная структура продаж «Аквариус» (%)

Центральный 23
Центрально-черноземный 9
Уральский 10
СНГ 1
Западно-Сибирский 8
Восточно-Сибирский 2
Северный 5
Северо-Западный 9
Северокавказский 14
Дальневосточный 2
Волго-Вятский 7
Поволжский 10

Источник: «Аквариус».

APC

Компания провела очередной партнерский праздник — «Зимние Олимпийские игры APC», в ходе которого объявила об итогах 2001 г. Так, продажи ИБП Symmetra возросли на 156%, систем марки Silcon — на 40%, а в целом объем продаж увеличился на 30%.

По итогам продаж в течение последних месяцев выделена группа партнеров, которые получили особый статус — Power Specialist. Это системные интеграторы, которые за последний год прошли обучение в «Академии АРС» и реализовали проекты с использованием ИБП Silcon-DP 300E. Статус Power Specialist присвоен компаниям Arus, Engineering+Electronics, TNS, Tower Networks, «Хайтед», ЛАНИТ, «Де-Факто», TopS.

«Если ранее мы концентрировались в основном на налаживании связей и обучении специалистов компаний-партнеров, то сегодня имеем достаточную базу для того, чтобы проводить программы по трехфазным источникам АРС, — сообщил Антон Королев, менеджер по работе с системными интеграторами. — Очень эффективной оказалась программа продвижения аксессуаров для управления электропитанием».

EDS

Объявлены итоги работы компании в России в 2001 г. Компания занимает около трети российского рынка САПР, оборот которого в 2001 г. составил 12—15 млн. долл. Объем продаж в России за отчетный период увеличился на 28% по сравнению с предыдущим годом, количество инсталлированных мест MCAD возросло на 55%, а PDM — на 300%. К концу 2001 г. число российских заказчиков превысило 150 предприятий, а общее число установленных рабочих мест — 1700.

EDS поддерживает прямые партнерские отношения примерно с 10 компаниями, на долю которых приходится около 30% продаж ее ПО. При этом более 60% продаж программных продуктов осуществляется в регионах.

Версия для печати (без изображений)