Ситуация на рынке цифровых устройств развивается разнонаправленно. На фоне заметных проблем на рынке компьютеров есть сегменты, продажи в которых продолжают уверенно расти, и это не только смартфоны и планшеты. Быстрыми темпами прибавляет рынок проекционного оборудования.

Мировой рынок проекторов в прошлом году, согласно летним прогнозам Pacific Media Associates, должен был вырасти на 20% в штучном выражении по сравне­нию с 2011 г., достигнув 11,3 млн. устройств. Конечно, это много меньше, чем продажи компью­теров, которые, по данным IDC, в прошлом году достигли 352,4 млн. устройств. Но рынок компьютеров сжимается.

По итогам прошлого года он сократился на 3,2%, и спад усиливается — в IV квартале 2012 г. было продано на 6,4% меньше систем, чем за аналогичный период 2011 г. Получается, что компьютеры продавать все труднее, а проекторы — все проще.

Заметим, что проекторы заметно дороже смартфонов, планшетов, принтеров и других цифровых изделий и находятся в одной ценовой категории с уль­трабуками. Это обстоятельство по понятным причинам привлекает к этим устройствам внимание реселлеров.

Привычная фраза «российский рынок растет быстрыми темпами» очень точно описывает ситуацию в секторе проекционного оборудования. По итогам 2012 г., по данным Future Source, национальный рынок проекторов по объему находится на шестом месте, уступая Китаю, США, Германии, Индии и Франции. Между тем три года назад он находился на пятнадцатом месте, к 2015 г. российскому рынку пророчат даже лидерство в регионе EMEA.

Однако ситуация сильно зависит от государственных заказов, финансируемых в рамках федеральных и региональных программ. Поэтому ответ на вопрос, будет ли Россия проекционным рынком «номер один», находится за пределами маркетинга и анализа и зависит от приоритетов бюджетной политики.

Ситуация на других рынках зависит от государства существенно меньше. Конечно, во всех странах на корпоративных и государственных заказчиков ­приходятся значительные доли в продажах проекционного оборудования, но в России доля частных покупателей еще мала. В то время как, по данным компании Epson, на российском рынке продажи проекторов для дома составляют менее 10% общего количества проекторов, например, в Германии — это около 30%.

С точки зрения Epson

Epson — один из мировых ­лидеров на рынке проекторов. За комментариями мы обратились к Евгению Джаксимову, старшему менеджеру по проекционному оборудованию, бизнес-решениям и широкоформатной технике московского представительства компании.

Каковы черты отличия рынка проекторов?

Рынок проекторов развивается крайне быстро и отличается ­высокой конкурентностью. Его особенность в том, что сегодня на нем более 20 крупных вендоров. Мировой рынок компьютеров, к примеру, делит между собой меньшее количество производителей. Некоторые вендоры с мировыми именами были вынуждены уйти из-за острой конкуренции.

Как влияют рыночные особенности на продукты?

Конкуренция обуславливает очень быстрый рост параметров проекторов. Например, яркость среднестатистических моделей всего за три года увеличилась в полтора раза — с 1800–2000 до 2800–3000 люмен.

Кроме того, конкуренция требует и быстрого обновления моделей, и широты предложения в модельном ряду. У Epson, например, в линейке более 70 проекторов, среди которых найдется решение практически для любых задач. Это и универсальные аппараты для небольших переговорных, проекторы для помещений средних размеров, специализированные устройства для образования, короткофокусные, ультракороткофокусные, интерактивные модели, ультракомпактные проекторы для мобильных презентаций, защищенные для работы в агрессивных средах, модели для больших и ярко освещенных ­помещений, большая линейка решений для дома.

Есть ли уникальные отличия у проекторов Epson?

Компания Epson разработала технологию 3LCD в 1988 г. Через год Epson выпустила первый в мире проектор, построенный на этой технологии. На протяжении уже более 20 лет Epson ­постоянно совершенствует ее, предлагая рынку инновационные решения. Трехматричная технология проецирования 3LCD отличается высоким качеством изображения, одинаковой яркостью не только по белому цвету (как в одноматричных технологиях), но и по цветам, высокой надежностью (кроме вентилятора, нет движущихся частей) и более эффективным использованием энергии (т. к. все цвета проецируются вместе, а не последо­вательно). Epson — крупнейший производитель проекторов в мире, что также помогает обеспечивать технологическое лидерство, развивать модельный ряд и добиваться лидерства в качестве. Как результат, по надежности проекторы Epson также занимают лидирующие позиции.

Что нового в современных проекторах?

Прежде всего — качество изображения, которое становится все ярче, контрастней, детализированней. Уменьшение фокусного расстояния и интерактивные возможности — также в числе главных трендов развития проекционного оборудования. Это позволяет использовать интерактивность в образовании и бизнесе в полном объеме без каких-либо дополнительных уст­ройств. С ультракороткофокусным интерактивным проектором можно проводить презентации и уроки максимально эффективно, не приобретая остальные устройства (интерактивные доски, флипчарты, ЖК-панели). Из дополнительных особенностей можно отметить возможность ­напрямую подключать проекторы к мобильным устройствам. Постоянно совершенствуют­ся и функции (управление, контроль, передача изображения, звука, управления и др.) беспроводной связи.

Одна из особенностей российского рынка — большая доля проекторов начального уровня. Недорогие аппараты в прошлом году заняли до 70% продаж в штучном выражении, что является одним из самых больших показателей в мире.

Применительно к проекторам слово «бизнес» в названии обозначает несколько иное, чем, ­например, «бизнес-класс» в авиабилетах или в ноутбуках. Проекторы для бизнеса рассчитаны в первую очередь на демонстрацию слайдов во время презентаций. Видео такие модели тоже покажут, но качество изобра­жения будет посредственным. Между тем большинство задач, для которых приобретаются проекторы, предусматривают не только демонстрацию слайдов, но и видео, даже если их купили для системы образования, не говоря уже о домашнем использовании.

Видео на большом экране — с диагональю до трехсот дюймов! — создает настолько мощный эффект воздействия, что проходит некоторое время, прежде чем покупатели начинают ­обращать внимание не только на размер, но и на качество изображения. Между тем недорогие проекторы не в состоянии создать видео с должной детализацией и контрастностью, с правильной цветопередачей и без «шлейфов» в динамичных сценах. Как видно, одна из задач, стоящих перед игроками рынка проекторов, — просвещение, причем не только покупателей, но в ряде случаев и продавцов.

Сегодняшний рост интереса к домашним проекторам вполне объясним. На рынке традиционных телевизоров проблемы — в течение продолжительного времени производители не мо­гут предложить ничего нового. FullHD-революция свершилась давно, а 3D — не состоялась, мотивация для покупки нового телевизора отсутствует, продажи ТВ падают. По данным NPD DisplaySearch, мировой рынок телевизоров в III квартале прошлого года уменьшился на 7% по сравнению с аналогичным периодом 2011 г., причем на развитых рынках падение было более существенным: в Западной Европе — 15%, в Японии — 70% (!). Проектор вполне может стать заменой телевизору. Прежде всего из-за большой диагонали создаваемого изображения.

Но чтобы «пошли в гору» продажи проекторов для дома, компаниям нужно приложить некоторые усилия. Индивидуальных пользователей нужно знакомить с проекторами, с их преимуществами, особенностями и отличиями. Но если телевизоры сотнями выставлены в торговых центрах, то с проекторами в действии мало где можно познакомиться, даже в столицах, не говоря уже о регионах. Компания, способная продемонстрировать возможности проекторов, получает явные преимущества перед конкурентами.

Как было отмечено выше, доля продаж luxury-проекторов в России тоже невелика, поэтому наряду с развитием розничного канала продаж компаниям — в данном случае как вендорам, так и дистрибьюторам — необ­ходимо работать с «аудиовидеоканалом», то есть с инсталляци­онными компаниями и с салонами, предлагающими домашние кинотеатры как «в коробках», так и «под ключ».


Версия для печати (без изображений)