Или 42 гектара высоких технологий

С 13 по 20 марта в Ганновере проходила очередная выставка CeBIT — крупнейшая в мире экспозиция новинок в области ИТ, самый авторитетный форум компьютерной и телекоммуникационной отраслей.

В течение восьми дней участники выставки (7962 компании из 59 стран) в буквальном смысле показывали товар лицом, стараясь привлечь внимание потенциальных партнеров, инвесторов и конечных пользователей. В этом году экспозиция CeBIT разместилась в 27 выставочных павильонах общей площадью более 420 тыс. кв. м и была представлена следующими тематическими разделами:

  • информационные технологии;
  • телекоммуникации и компьютерные сети;
  • ИТ-инжиниринг;
  • ПО и решения для Интернета;
  • автоматическая обработка данных, видеосистемы и обработка речи;
  • технологии безопасности, карточная техника;
  • банковские технологии;
  • научные исследования и технологии.

Как видно, охвачены все сегменты ИТ-индустрии. Однако, судя по числу участников и выставочным площадям, наиболее популярны в этом году такие области, как телекоммуникации и компьютерные сети, информационные технологии, ПО и решения для Интернета. Многие фирмы специально к выставке приберегли новые разработки.

Однако, несмотря на большое количество анонсов, чего-то неожиданного, принципиально нового или революционного мне на выставке обнаружить не удалось. Все было, в общем-то, предсказуемо: вычислительные мощности растут, пропускная способность сетей тоже, соответственно пользователю предлагают все больше различных сервисов, бытовые устройства становятся все более «умными», поставщики наращивают пикселы, минуты, мегабайты в цифровых камерах, MP-3 плейерах и других подобных изделиях.

Гранды ИТ-бизнеса не экономили на размерах стендов, некоторые оборудовали несколько площадок в разных павильонах. Так, IBM была представлена на 12 различных стендах, не отстала от нее и Hewlett-Packard. Компания Fujitsu Siemens Computers разместилась в семи местах, Microsoft — в шести, Cisco и Compaq скромно ограничились четырьмя и тремя стендами соответственно. Цену выставочной площади нельзя назвать слишком высокой. Она составляла 167 евро за кв. м (без учета налогов, расходов на строительство, оборудование и надбавок за место).

Как любая специализированная выставка, CeBIT — индикатор состояния отрасли. В этом году немного уменьшилось число экспонентов и сократились выставочные площади (8093 компании и 431,9 тыс. кв. м в 2001 г.; 7962 компании и 424,2 тыс. кв. м в 2002 г.). Видимо, это последствия кризиса в ИТ-индустрии. По оценкам многих участников, посетителей на выставке стало гораздо меньше. Официальная статистика гласит, что в 2000 г. CeBIT посетило 782 тыс. человек, в 2001 г. — более 849 тыс. человек, а в этом году, по неподтвержденным данным, — в два раза меньше.

Правда, как отмечают участники выставки, число специалистов, посетивших CeBIT, сократилось незначительно, а в ряде секторов, переживающих сейчас бум, таких как системы ИТ-безопасности, даже выросло. Гораздо заметнее поредели ряды конечных пользователей. По всей видимости, поток информации о новых технологиях, который постоянно обрушивают на пользователей СМИ, привел к информационному насыщению (или, может быть, к пресыщению). Второй причиной могла стать новая цена на входные билеты, которая, как утверждают, заметно выросла. Так, стоимость разового билета составляла 34 евро, а билет, по которому можно посещать выставку в течение всех восьми дней, стоил 77 евро.

Говоря о выставке, нельзя не упомянуть о российских участниках. В этом году нашу страну представляли 94 компании, в прошлом — 75, а в 2000 г. — 63. Ближайшие соседи — Белоруссия и Украина — выставили 21 и 44 компании соответственно. В прошлые годы число участников из этих стран составляло 13 и 41 (в 2001 г.) и 13 и 46 (в 2000 г.).

30 российских фирм выступили единым фронтом на стенде «Computer Science of Russia», который организовало Министерство науки и технологий РФ с участием Международного союза потребителей. Отдельные стенды были у компаний «Лаборатория Касперского», ABBYY и некоторых других.

Несколько слов следует сказать об организации самой выставки. Ганновер — город ярмарок, и CeBIT — один из источников наполнения городской казны. Поэтому отношение к форуму соответствующее. Чем больше людей его посетит — тем больше денег они принесут. В интересах выставочного комплекса работает солидная часть городской инфраструктуры. О CeBIT постоянно напоминают рекламные щиты в городе, такси, автобусы и трамваи с логотипами выставки и компаний-участников. Телерепортажи с выставки транслировались в лучшее вечернее время, их продолжительность составляла не менее 30 мин.

Механизм обслуживания посетителей и участников выставки работает с немецкой точностью и продуманностью. Удобные подъездные пути и большое количество городского транспорта позволяют без потерь времени и с комфортом доставить людей. К слову, билет на выставку дает право бесплатного проезда в городском транспорте и пригородной зоне Ганновера.

Выставочный комплекс — это целый город. Как и положено в городе, по его улицам курсируют автобусы, доставляя посетителей к разным павильонам. Молодежь, имеющая опыт посещения CeBIT и знакомая с его масштабами, приходит со складными самокатами и лихо раскатывает по аллеям.

На самой выставке царит деловая атмосфера. Никому в голову не приходит включить динамики на полную мощность. Музыка, если и слышна, то в пределах одного стенда. В 18:00 дисциплинированные немцы покидают выставку, при этом охрана павильонов не стоит над душой, многозначительно позвякивая ключами. Зайти в интересующий вас павильон можно и после официального закрытия выставки.

Отдельного рассказа заслуживает организация работы пресс-центра. К услугам журналистов — компьютеры, подключенные к Интернету, офисная и копировальная техника, любая информация, каталоги, справочники. Разумеется, все бесплатно.

Хватает на всех, даже с избытком. Несколько комнат для работы, где стояли ПК, пустовало. В пресс-центре тишина, как в читальном зале библиотеки. Сильное впечатление производит процесс аккредитации. Любой журналист, даже не заявлявший предварительно о своем участии, может прийти в пресс-центр и предъявить... себя и хотя бы одну свою статью. Этого достаточно, чтобы получить удостоверение «Пресса», по которому в течение всех дней работы CeBIT предоставляется бесплатный вход на выставку и бесплатный проезд в городском и пригородном транспорте. И разумеется, можно пользоваться всеми услугами пресс-центра.

Неудивительно, что при своих масштабах и организации CeBIT стал ведущей мировой ИТ-выставкой. Форум настолько популярен, что компания Deutsche Messe AG стала его тиражировать. Так, в прошлом году CeBIT проводился в Сиднее (Австралия), Шанхае (Китай) и Стамбуле (Турция). Эти выставки пройдут и в нынешнем году, а в 2003 г. запланировано проведение CeBIT в Нью-Йорке.

Историческая справка

16 августа 1947 г. в торговом реестре города Ганновера появилась запись о регистрации выставочного общества под названием «Deutsche Messe und Ausstellungs-AG Hannover-Laatzen». Идея его создания принадлежала британским оккупационным властям.

Всего через два дня в пяти уцелевших цехах разрушенного во время войны завода была открыта первая послевоенная промышленная ярмарка под названием «Export-Messe Hannover». Ее целью была демонстрация экспортных возможностей Германии.

Итог ярмарки, проходившей под девизом «Made in Germany», превзошел все ожидания: ее посетили свыше 736 тыс. посетителей из 53 стран, было заключено почти 2 тыс. экспортных контрактов на общую сумму 31,6 млн. долл. Предметом поставок стала продукция 1300 немецких фирм. Так началась деятельность всемирно известного выставочного концерна Deutsche Messe AG.

В течение последующих лет ярмарка в Ганновере становится символом немецкого экономического чуда. В 1948 г. появилась телефонная связь между выставкой и Нью-Йорком. В 1950 г. в ярмарке под новым названием «Deutsche Industrie-Messe» приняли участие первые иностранные экспоненты. С середины 70-х годов в программе выставок появляются различные специализированные экспозиции, часть из которых возникла заново, другие выделились из промышленной ярмарки.

Год Количество участников выставки CeBIT Количество участников выставки CeBIT Количество участников выставки CeBIT
Германия Зарубежные Всего
1970 508 130 638
1980 685 205 890
1990 2557 1576 4133
2000 4934 2958 7892
2001 5034 3059 8093
2002 4919 3043 7962

Источник: Deutsche Messe AG.

CeBIT 2002

Тематические разделы Тематические разделы
Число участников Выставочная площадь,
тыс. кв.м.
Телекоммуникации
и компьютерные сети
Телекоммуникации
и компьютерные сети
1651 137, 2
Информационные технологии Информационные технологии
1397 132,5
ПО и решения для Интернета ПО и решения для Интернета
3323 103,9
ИТ-инжиниринг ИТ-инжиниринг
277 8,9
Автоматическая обработка
данных, видеосистемы
и обработка речи
Автоматическая обработка
данных, видеосистемы
и обработка речи
345 10,4
Технологии безопасности,
карточная техника
Технологии безопасности,
карточная техника
299 11,5
Банковские технологии Банковские технологии
276 13,6
Научные исследования
и технологии
Научные исследования
и технологии
394 6,2

Источник: Deutsche Messe AG.


Версия для печати (без изображений)