«АйТи» намерена превратить своего партнера в инвестора

Компания «АйТи» стала третьим крупным российским системным интегратором, объявившим о выделении бизнеса, связанного с оффшорным программированием, в самостоятельную компанию. Летом 2000 г. дочерняя фирма такого профиля — Luxoft — была создана в составе группы компаний IBS, а в марте 2001 г. группа компаний R-Style разделилась на два холдинга, один из которых сохранил прежнее название и традиционный бизнес, в то время как другой — e-Style — занялся развитием ряда новых направлений, в том числе связанных с предоставлением иностранным клиентам услуг по разработке ПО.

И вот 14 марта «АйТи» официально представила свою дочернюю фирму, созданную на базе Центра заказных разработок компании. Новая компания, получившая название Aplana Software, должна стать поставщиком услуг по разработке и интеграции программных систем в соответствии с индивидуальными требованиями заказчика, причем не менее 70–80% своего дохода Aplana намерена получать за рубежом. Генеральным директором компании стал Виктор Вайнштейн, проработавший в «АйТи» с 1990 г. и руководивший Центром заказных разработок с момента его создания.

Нельзя сказать, что «АйТи» отстала от своих коллег с развитием бизнеса, ориентированного на западные рынки. Компания занялась оффшорным программированием почти одновременно с IBS: обе фирмы утверждают, что старт этому направлению был дан в 1999 г. Торговую марку Luxoft создали чуть позже с целью формирования специального брэнда для западного рынка (аббревиатура IBS слишком часто встречается в США). А R-Style вообще начала формирование направления оффшорного программирования с создания специализированного холдинга. «АйТи» же предпочла иную стратегию.

Еще осенью прошлого года компания объявила о своих планах по реструктуризации и привлечению внешних инвестиций. Тогда председатель совета директоров «АйТи» Тагир Яппаров говорил о том, что для сохранения независимости компании будут зарегистрированы новые юридические лица. Цель этого шага — вывести из «АйТи» те проекты, для реализации которых требуются внешние инвестиции, и тем самым сохранить независимость «АйТи».

«АйТи» создала очередную дочернюю фирму (помимо Aplana в состав «АйТи» входят «Арсеналъ» и «Мобико») только тогда, когда оказалось, что проекту, связанному с разработками заказного ПО, для дальнейшего развития нужны дополнительные ресурсы. По словам Тагира Яппарова, совмещающего посты председателя совета директоров «АйТи» и Aplana, выделение быстрорастущего бизнеса по разработке ПО из состава «АйТи», темпы роста которой «на десятки процентов ниже», стало необходимым для сохранения динамики развития этого нового направления. А Виктор Вайнштейн прямо указывает на задачу привлечения внешних инвестиций как на одну из целей создания Aplana. Ведь в соответствии с бизнес-планом оборот Aplana к 2004 г. должен достичь 9,6 млн. долл. (в 2001 г. оборот Центра заказных разработок составил 1,5 млн. долл.). И чтобы добиться такого значительного роста, по расчетам Виктора Вайнштейна, компании необходимы инвестиции в размере 3–4 млн. долл.

Aplana изначально построена так, чтобы быть «понятной и привлекательной» для потенциальных инвесторов. В компании работает около 100 сотрудников. Ее деятельность организована в соответствии с бизнес-планом, составленным профессиональными консультантами. С первого года своей работы компания предполагает публиковать аудированные финансовые отчеты. Структура управления компании, а также оформление офиса соответствуют общепринятым в западных странах стандартам, а генеральный директор компании обещает обеспечить максимальную открытость бизнеса. При этом нынешние акционеры компании согласны предоставить потенциальному инвестору блокирующий пакет акций.

Но сама Aplana готова пойти на соглашение далеко не с каждым. По словам Виктора Вайнштейна, его компания, помимо финансовых вложений, ожидает получить от инвестора помощь в развитии технологий и совершенствовании разработок, а также надеется с его помощью открыть для себя новые рынки. Очевидно, «АйТи» рассчитывает на участие в бизнесе дочерней компании одного из западных технологических партнеров. Более того, по словам Вайнштейна, компания уже ведет переговоры на эту тему. А их логичным продолжением, похоже, и стало создание Aplana.


Версия для печати (без изображений)