Новый этап в развитии торговой сети концерна «Белый Ветер»

Еще в начале 90-х годов эта компания в числе первых начала открывать «настоящие» магазины компьютерной техники. Сегодня «Белый Ветер» располагает самой крупной в столице сетью компьютерных магазинов (включая переданные в середине прошлого года в управление концерну магазины «КомпьюЛинк»). В последние год-два руководители «Белого Ветра» воздерживались от высказываний по проблемам компьютерной розницы в целом и работе собственной торговой сети в частности. Возглавляющий это направление бизнеса Юрий Дубовицкий, президент компании, объясняет это так: «Повторять банальности не хотелось, а говорить правду мы не были готовы».

В конце прошлого года руководство концерна пришло к выводу, что, несмотря на в целом успешные экономические показатели розничного бизнеса (правда, никакие количественные данные в подтверждение не приводятся), настало время определить новую стратегию его развития в ближайшие годы. В начале апреля компания наконец решилась о ней рассказать.

Как говорится в официальном пресс-релизе, начавшаяся перестройка торговой сети носит «кардинальный характер», а основной стратегической задачей является «превращение розничных магазинов «Белый Ветер» в сервисную сеть мирового уровня».

Поскольку среди компьютерных компаний, занимающихся розницей, «Белый Ветер» и так лидирует, то, выстраивая новую стратегию, компания опирается прежде всего на опыт ведущих торговых сетей в других сегментах розничного рынка, заимствуя не только те или иные модели бизнеса и маркетинга, но и кадры. Так, недавнее усиление ее кадрового состава — около 20 новых топ-менеджеров — произошло в основном за счет выходцев из известных торговых сетей, в частности «Пятерочки».

По заявлению компании, часть мер во исполнение новой стратегии уже выполнена, многие другие будут реализованы в течение этого года.

Те шаги, о которых уже официально объявлено, можно суммировать в четырех пунктах.

1. Расширение торговой сети. В этом году планируется открывать в Москве по одному новому магазину в месяц, пока их общее число не достигнет 30, т. е. вырастет примерно в 2,5 раза (не считая имеющихся магазинов на рынках), что в компании считают достаточным для столицы.

2. Расширение ассортимента. В течение этого года количество наименований товаров, находящихся в магазинах в постоянной продаже, должно вырасти в несколько раз и превысит 50 тыс.

3. Расширение спектра услуг. Уже с 1 апреля в круглосуточном режиме действуют справочная служба, службы заказа товаров и услуг, бесплатная централизованная служба технической поддержки, служба «скорой технической помощи» (с выездом к заказчику в пределах Москвы в течение часа) и некоторые другие. Кроме того, введены «клубные карты» с уровнем скидок на товары и услуги, сопоставимым со скидками в ряде других (некомпьютерных) розничных сетей (до 20%).

4. Развитие торговой сети за пределами столицы (в Подмосковье и в регионах). Эта задача откладывается на последующие годы.

Но, видимо, планы в сфере розницы еще более амбициозны, поскольку компания сообщила пока «лишь о малой части новаций, предлагаемых «Белым Ветром» своим клиентам» (пресс-релиз).

С ростом доходов люди готовы тратить на потребление, но не хотят терять время на его организацию. Учитывая эту известную тенденцию, представители «Белого Ветра» акцентируют внимание прежде всего на сервисе. Выражения при этом звучат самые многообещающие: «сервисная сеть мирового уровня», «система тотального обслуживания», «лучшие в России стандарты оказания услуг» и т. п.

«Нам хочется иметь самый широкий ассортимент товаров и при этом «облизывать» клиентов, как в бутике», — говорит Юрий Дубовицкий.

Правда, здесь возникает вопрос. Как согласуются широта ассортимента и массовость покупательской аудитории (от рядовых пользователей, «не отличающих кофеварку от принтера», до профессионалов, а также корпоративных клиентов), свойственные, скорее, супермаркету, с концепцией магазина-бутика (узкий, «вкусовой» ассортимент + индивидуальный подход к каждому клиенту)? Признавая наличие определенного противоречия, президент «Белого Ветра» предлагает рассматривать свою новую стратегию как «социальный эксперимент».

Не очень понятно пока, в каком направлении будет идти заявленное расширение ассортимента товаров в торговой сети.

«В сторону доступности, но не дешевки. Мы не будем Савеловским рынком, — говорит президент «Белого Ветра». — Наша задача оказаться в ценовой середине и за эту более высокую цену что-то дать покупателю».

В то же время компания обещает продать клиенту «абсолютно любую» компьютерную и оргтехнику, которую «доставят из любой точки земного шара». Наверное, за соответствующие деньги и время.

Понятно, что реализация в течение одного года столь масштабных планов, да с учетом должных усилий в области маркетинга и рекламы сопряжена с немалыми затратами, а экономические показатели вновь открываемых магазинов, да и сервисной составляющей бизнеса прогнозировать непросто. Тем не менее руководство компании рассчитывает в этом году на динамичный рост — и оборот, и прибыль розничной сети намечено увеличить примерно в два раза по сравнению с 2001 г.

Юрий Дубовицкий, президент концерна «Белый Ветер»:
«Врать в рекламе стало нормой. Мы категорически не будем этого делать».

Выбор сделан

В день сдачи этого номера CRN/RE в печать решился вопрос о выборе ПК российской сборки для продажи в магазинах «Белый Ветер». Юрий Дубовицкий не скрывает своего нелицеприятного мнения о качестве большинства ПК российской сборки — по крайней мере, как потенциального товара для своей торговой сети. Поэтому было решено провести среди отечественных производителей компьютеров неформальный тендер на право поставки настольных ПК для магазинов концерна. В тендере, по словам Юрия Дубовицкого, участвовало, причем «на равных», и производственное подразделение концерна — компания «Инфомаш», выпускающая компьютеры под маркой Rover PC. И вот 17 апреля объявлено, что победителем конкурса стала компания K-Systems.


Версия для печати (без изображений)