В середине апреля в списках эмитентов Российской торговой системы (РТС) и Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ) появилась новая компания. «РБК Информационные Системы», специализирующаяся в области медиа- и ИТ-бизнеса, впервые в России осуществила прямое первичное публичное размещение акций (IPO).
РБК удалось собрать 13,3 млн. долл., продав 16 млн. обыкновенных акций номиналом 0,001 руб. по 0,83 долл. Инвесторами компании стали российские фирмы, иностранные институциональные и корпоративные инвесторы, инвестиционные фонды, а также физические лица.

В ходе IPO реализовано 16% акций РБК, тем самым компания в целом была оценена в 83 млн. долл. Примечательно, что итоги IPO совпали с предварительными ожиданиями: заявки на покупку акций принимались по цене от 0,75 до 0,85 долл. за акцию. При этом, по словам Юрия Ровенского, генерального директора РБК, спрос на ценные бумаги компании в пять раз превысил предложение.

Участники и фондового, и компьютерного рынков позитивно оценивают это событие. Финансисты рассчитывают на оживление российского фондового рынка. «Это событие является признаком того, что рынок созрел для очередного этапа развития, — считает управляющий директор «Альфа-банка» Доминик Гуалтиери. — Теперь компании могут рассматривать фондовый рынок как источник инвестиций для роста».

«Создан прецедент. После этого можно ожидать волны других IPO», — считает Иван Тырышкин, президент РТС.

Юрий Ровенский также надеется, что примеру РБК последуют другие отечественные компании: «Удачное IPO подтвердило нашу убежденность в том, что российский фондовый рынок существенно недооценен».

Почти половину своей прибыли РБК получает от ИТ-бизнеса: разработки ПО и предоставления услуг. И удачное IPO этой компании косвенно отражает высокий интерес инвесторов к российскому ИТ-рынку. Но представители ИТ-бизнеса пока не готовы следовать за РБК, предпочитая оставаться на позициях скептического ожидания.

«Это важное событие для нашего рынка. И для тех компаний, которые собираются выходить на фондовый рынок, и для тех, кто не спешит это делать, — комментирует Георгий Генс, президент холдинга ЛАНИТ. — Но главное, сумеет ли РБК и в следующем году показать хорошие результаты. И если им это не удастся, что, на мой взгляд, очень даже может произойти, то, чему мы сейчас радуемся, может превратиться в дурной знак».

Определенные сомнения в успехе биржевого проекта РБК высказывает и Тагир Яппаров, председатель совета директоров компании «АйТи». Несмотря на то что его компания рассматривает возможность выхода на фондовый рынок, окончательное решение еще не принято.

«Узнаваемость брэнда РБК в силу специфики его деятельности среди людей, принимающих решения, и среди финансистов выше, чем у любой традиционной компании. Думаю, что классическая ИТ-компания при тех же показателях, что у РБК, не смогла бы собрать столько денег. Оценка компании была бы, по крайней мере, вдвое ниже», — высказывает сомнения Тагир Яппаров.

А Георгий Генс видит сдерживающие факторы несколько иного плана: «Проблемы роста российского ИТ-рынка не связаны с отсутствием наличности или оборотных средств. Для нас на сегодня более актуальны вопросы менеджмента или даже просто правильного выбора продукции».


Версия для печати (без изображений)