Время, когда можно было раз­виваться только за счет рынка, безвозвратно прошло. И хотя, по оценкам экспертов IDC, рост ИТ-рынка все-таки превышает рост ВВП, разница составляет всего несколько процентов. В сложившихся условиях одни интеграторские компании делают ставку на сервис, другие начинают развивать производство, третьим по душе инновационные проекты. Определять, в какую сторону двигаться, где наращивать компетенции, так или иначе приходится всем компаниям.

В год своего 22-летия к серьезной реорганизации интеграторского бизнеса приступила и R-Style. В активе компании 5 тыс. выполненных проектов и профессиональная команда, которая считается главной ценно­стью в интеграционном бизнесе.

Руководство R-Style подошло к решению задачи системно. В ближайшее время компания собирается объявить о ребрендинге: продемонстрировать со­ответствующие новой сущности R-Style новый логотип и единый фирменный стиль для всех предприятий и филиалов в России и странах СНГ.

В начале апреля было объяв­лено об открытии штаб-квартиры в центре Москвы — на Рочдельской улице, куда должно переехать управляющее ядро, отвечающее за коммерческую и маркетинговую стратегию, кадровую политику и организационное развитие. Сообщается, что в штаб-квартире разместится и фронт-офис R-Style. При этом от старого здания на улице Пришвина компания не отказывается — оно сохранит статус столичного производственного центра, обслуживающего интеграционный бизнес.

В интервью* CRN/RE президент R-Style Василий Васин уже рассказал о новых принципах и основных направлениях развития. Компания собирается усилить свое присутствие в регионах и ключевых отраслях экономики. R-Style создала программу, направленную на реализацию инноваций, с помощью которой планирует укрепить положение на рынке ИТ-услуг.

По словам Василия Васина, в течение трех последних лет доля услуг в выручке компании растет стабильными темпами, на конец 2012 г. она составила 38,8%. Руководство компании полагает, что ежегодно «смещение» будет происходить на 4–5% и до конца 2015 г. услуги займут более 50% в обороте компании.

При этом R-Style не собирается ограничивать себя только рынком России. Интегратор уже вышел на рынок Казахстана, центр разработки открыт в Минске, ведутся переговоры о работе в Израиле. «В перспективе на глобальном рынке возможны любые партнерские программы и покупка готовых команд, к которым мы уже сейчас присматриваемся», — подчеркнул Васин.

Кроме того, R-Style планирует и дальше развивать направления, связанные с программными средствами информационной безопасности, строительством ЦОДов, а также наращивать компетенции, связанные с бизнес-аналитикой.

Однако наиболее растущим направлением в R-Style сегодня стала кастомизация и разработка информационных сис­тем под конкретного заказчика. По мнению Василия Васина, ­самым интересным может оказаться построение комплексных систем «под ключ». При этом интегратор собирается увеличить долю коммерческих клиентов в обороте компании и одновременно добиться увеличения доли enterprise-заказчиков в своем портфеле.

Обновленная стратегия развития R-Style опирается на четыре основных рыночных тренда: облачные вычисления, мобилизация, большие данные и социальные сети. Вспомним прошлогоднюю аналитическую записку Gartner: «The Nexus of Forces: Social, Mobile, Cloud and Information», в которой аналитики уверяют: определять лицо глобальной индустрии ИТ в ближайшее время будут социали­зация, мобилизация, облака и доступ к информации. Облака, мобильность, социальные сети и большие данные считают основными движущими силами ­отрасли и экcперты IDC.

При этом у R-Style свой взгляд на развитие этих трендов. В отличие от многих, в том числе западных аналитиков, эксперты компании полагают, что облака, несмотря на то, что о них достаточно много говорят, в настоящее время следует считать скорее «проблемным ребенком», чем «восходящей звездой»**. Аналитики IDC оценивают рост рынка облачных вычислений на 100% в год. Однако директор департамента бизнес-решений R-Style Сергей Сериков напоминает: оборот облачных сервисов, предоставляемых даже на Западе, не такой большой по сравнению с объемами закупаемого программного обеспечения и «железа». Кроме того, в облачные сервисы передаются пока второстепенные процессы. И, наконец, по-прежнему сохраняются определенные сомнения в надежности «облаков» с точки зрения информационной безо­пасности. А также — в их рентабельности.

«Облачные сервисы — это не просто аренда программного обеспечения, — напоминает ­Сергей Сериков, — они включа­ют в себя аренду инфраструктуры, телекоммуникаций, которые организация должна сама оплачивать». Таким образом, с точки зрения общей стоимости владения на протяжении пяти лет преимущество облачных сервисов, по оценкам Серикова, не бу­дет слишком очевидно и составит не больше 10–15%.

Однако совсем сбрасывать со счетов облачный тренд в R-Style не собираются. Российский рынок созрел для внедрения крупных и очень круп­ных ЦОДов, которые в компа­нии рассматривают как «материальную» платформу облачных сервисов. Поэтому аналитики R-Style уверены: тенденции, связанные с развитием рынка ЦОДов в России и на Западе, идентичны. Наша страна так же, как и весь мир, движется в сторону укрупнения центров. Крупные и очень крупные ­ЦОДы становятся все более востребованы рынком.

Такой тренд, как мобилизация, обсуждается уже довольно давно и, несомненно, является сегодня одним из ключевых. В R-Style мобилизацию считают «восходящей звездой», прекрасно сознавая все трудности, с которыми приходится и еще некоторое время придется сталкиваться. Сергей Сериков отметил, что бизнес пока не совсем понимает, как действовать, что делать с возможностями, которые предоставило рынку распространение мобильных устройств. В то время как на массовом рынке все понятно и люди активно пользуются мобильными сервисами, в компаниях те же самые пользователи уже не как частные лица, а как сотрудники, должны применять эти устройства по-другому. Просто потому, что существуют такие вещи, как бизнес-процессы, корпоративные политики и т. п. К тому же мобильных бизнес-приложений пока не так уж много. Зато мобилизация сталкивается с таким серьезным препятствием, как системное ограничение. Мобилизация корпоративных бизнес-процессов требует серьезных системных изменений в них самих, а порой и в инфраструктуре. Однако этот тренд, по мнению аналитиков R-Style, будет развиваться. Причем вырастет не только уровень мобильности — изменится сам ландшафт полномочий, которые сотрудники получат в компаниях.

Корпоративные социальные сети в R-Style считают также «проблемным ребенком». В то время как стремление к общению подкармливает и развивает публичные социальные сети, бизнес пока не очень понимает, что с этим новым «счастьем» ­делать. Причем это характерно не только для российских компаний. Прежде всего потому, что некоторые темы руковод­ство не может вынести на публичное обсуждение в социальных сетях. В результате во многих компаниях (особенно в госсекторе) социальные сети использовать пока просто не разрешают. При этом большинство органи­заций понимает, что в перспективе это может стать интересным и мощным оружием, которое наиболее продвинутые компании уже пытаются использовать в конкурентной борьбе. ­Пока, правда, без особого успеха. Бизнес еще только определяется, как правильно применять социальные сети для своего развития и для совершенствования внутренних бизнес-процессов.

Все, что связано с большими данными, вызывает сегодня неподдельный интерес. Проблема очевидна: объем накапливаемой информации возрастает, рост происходит не линейно, а экспоненциально. А вот реально эффективных механизмов на всех этапах накопления и обработки данных сейчас не так много. Сергей Сериков полагает, что один из главных вопросов связан не только с технологиями, которые эти данные обрабатывают, но и с терминологией. Разные компании трактуют термин big data по-разному. А это приводит, в частности, к жарким дискуссиям на тему «есть ли рынок big data или его нет».

Однако при этом никто не сомневается в том, что объем данных растет, их надо обрабатывать и анализировать, для того чтобы впоследствии использовать. В России над решением проблемы, связанной с повышением эффективности обработки больших данных, работают многие компании. R-Style также участвует в некоторых проектах. «Мы считаем, что big data — „восходящая звезда“, будем развивать нашу экспертизу в этом направлении», — подчеркнул Сергей Сериков.

Таким образом, аналитики компании полагают, что в основном векторы развития R-Style соответствуют векторам развития ИТ-рынка в России. И связаны с такими направлениями, как технологии big data, интеграция приложений и данных, разработка мобильных приложений для бизнеса, крупные и консолидированные ЦОДы, бизнес-аналитика, решения для безопасности (включая информационную безопасность).

Директор департамента интеграционных технологий R-Style Александр Ланин подчеркнул, что на новом витке развития многопрофильная интеграция компании сосредоточится на решении бизнес-задач клиентов. «Мы развиваемся в соответствии с глобальными трендами в индустрии. Такие технологии, как cloud computing, mobile computing, data mining, обеспечивают прежде всего не технологическую, но бизнес-ценность для заказчика: реальную конвертацию технологических инвестиций в бизнес-результат, — подчеркнул он. — Мобильность сотрудника, гибкость в принятии решений, работа из любой точки, структурированные данные — это ценный капитал, который бизнес может монетизировать. Именно поэтому подобные технологии будут все более востребованы прежде всего функциональными заказчиками, в бюджетах на развитие бизнеса вне ИТ-проектов как таковых. Мы планируем активно развивать решения в области big data и data mining, строить современные облачные ЦОДы, разрабатывать мобильные решения для управления бизнесом. Еще одной точкой роста для нас станет отраслевая специализация: здесь планируется прорыв, выход на новые возможности для заказчиков. Для вывода проекта на понятные бизнес-показатели будут привлекаться лучшие консультанты, отраслевые российские и западные эксперты».

Аналитики R-Style отмечают, что за последние годы существенно изменились сами заказчики. Они стали более опытными, продвинутыми в информационных технологиях и более «экономически ориентированными». ИТ воспринимаются как серьезный рычаг для улучшения бизнес-климата и бизнес-показателей. И теперь при внедрении крупных информационных систем, особенно инвестиционноемких, руководство компаний требует обоснования экономической эффективности. Заказчик хочет увидеть конкретные экономические показатели, понять, к чему приведет внедрение тех или иных систем, совершенствование тех или иных процессов. Если речь идет о системах, отвечающих за автоматизацию бизнес-процессов, заказчики стремятся к повышению управляемости, им нужна аналитика, достоверные данные и отчеты. Что касается ИТ-инфраструктуры, то они, с одной стороны, требуют снижения затрат, с другой — расширения возможностей. И все это приходится учитывать.

На ближайшие годы R-Style запланировала достаточно высокие темпы развития. Руководство объявило, что ежегодно оборот компании будет увеличиваться на 25–30% в год и через три ­года объем бизнеса фактически удвоится. Такая уверенность, ­говорят руководители R-Style, строится на четком понимании рыночной парадигмы и собственных возможностей.

Выбор ключевых точек роста, которые и позволят расти быстрее рынка, невозможен без развития внутренней службы аналитики и прогнозирования. Собственное исследование рынка, которое представил Сергей Сериков, кроме анализа основных ИТ-трендов, включает в себя и оценку рыночной ситуации в целом.

Во-первых, в R-Style уверены, что российский рынок, несмотря ни на что, будет расти. Конечно, не такими темпами, как это происходило до кризиса. И даже не такими, как это было год или два назад. Однако рост будет.

Убежденность Сергея Сери­кова строится на том, что Россия — уникальная страна, рынки которой недооценены, а это открывает серьезные перспективы для развития. Во-вторых, российские природные богатства сильно притягивают капитал из-за рубежа. И если правительство и государство продолжат работу, направленную на улучшение инвестиционного климата, на ИТ-рынке это также скажется. Драйвером роста российской экономики, по мнению Серикова, является и высокий уровень образования населения. По крайней мере в регионе БРИКС мы вне конкуренции.

При этом в R-Style прекрас­но понимают, что чуда ждать не следует. Кроме преимуществ у российского рынка есть и свои недостатки. Сергей Сериков называет их «системными ограни­чителями». Прежде всего это высокий уровень административных барьеров и коррупция. «Значительная доля теневого рынка и высокие ставки кредитования для среднего и малого бизнеса — это реалии, в которых российским компаниям приходится работать. К этому надо добавить, что, несмотря на достаточно высокий образовательный уровень трудоспособного населения, Россия испытывает явный недостаток в квалифицированной рабочей силе», — поясняет Сериков.

При этом государство остается одним из основных драйверов развития российского ИТ, в том числе и на региональном уровне. В регионах активно внедряют электронные государственные регламенты. Много проектов осуществляется в социальной сфере. По мнению аналитиков R-Style, такая активность на местах неслучайна. Инвестиционный капитал сейчас ищет точки приложения в России и находит их в регионах. А развитие промышленных и сельскохозяйственных кластеров приводит к серьезному росту рынка ИТ.

По мнению Сергея Серикова, одним из важных факторов, который повлияет на ситуацию, является вступление России в ВТО. Заметим, что значение этого шага аналитики оценивают по-разному. Некоторые, например, полагают, что данный факт не следует принимать всерьез.

По мнению Сергея Серикова, благодаря вступлению в ВТО российские компании научатся «драться на этой экономической войне, которая сейчас идет во всем мире». Конкуренция на отраслевых рынках усилится, что в свою очередь скажется на требованиях, предъявляемых заказчиками к эффективности ИТ.

* См. http://www.crn.ru/numbers/reg-numbers/detail.php?ID=75939.

** В соответствии с терминологией BCG (матрица Boston Consulting Group).


Версия для печати (без изображений)