Одна из самых сложных задач — обучение интеграторов, которые могли бы работать как с телефонным, так и сетевым оборудованием

Выход из строя кабельной линии операторского центра мог стать причиной многих несчастий для фирмы Ivanhoe Financial, предоставляющей услуги ипотечного кредитования. Местная телефонная компания обещала устранить неисправность не ранее чем через три дня. И только благодаря решению, созданному компанией Netsystems Communications на базе IP-телефонии, операторский центр смог возобновить работу уже через 5 мин после аварии кабеля. Входящие звонки просто переадресовывались в офис Ivanhoe Financial в шт. Флорида, а там офисная телефонная станция IP PBX AltiGen, работающая на базе IP, направляла звонки по IP-каналу в операторский центр, расположенный в штате Виргиния.

«Передача речи поверх IP отличается значительной гибкостью», — говорит Даррелл Мюррей, президент Netsystems. Именно гибкость решений дает основания некоторым реселлерам утверждать, что рынок IP-телефонии «готов к взлету». «Технология передачи голоса поверх IP (VoIP) вполне дееспособна. Это сулит нам неплохие возможности уже в текущем году», — считает Петер Бусам, вице-президент и главный управляющий производственной деятельностью фирмы Decisive Business Systems.

Аналитики также предсказывают уверенный рост на этом рынке. По данным исследовательской фирмы Cahners In-Stat Group, в 2002 г. только в США поставщики смогут продать телефонов, серверов, адаптеров и программных продуктов на сумму 1,5 млрд. долл. А в 2006 г. объемы продаж вырастут до 4,2 млрд. долл.

Как сказано в отчете исследовательской компании InfoTech, среди поставщиков систем IP-телефонии лидируют Cisco Systems, Nortel Networks и 3Com. В прошлом году было зарегистрировано 1,6 млн. телефонных линий IP. Доля Cisco Systems составила 23,1% , Nortel — 22,5%, а 3Com — 17,7%. Правда, несмотря на уверенный рост продаж и активные маркетинговые акции, предпринимаемые ведущими поставщиками сетевого оборудования, рынок IP-телефонии по-прежнему сталкивается с определенными трудностями, поэтому неудивительно, что некоторые аналитики не всегда единодушны в своих оценках и прогнозах. До сих пор решения на базе IP-телефонии были востребованы в основном компаниями малого и среднего бизнеса или филиалами. «Пока нет ясности, что именно может заставить предприятия решиться на массовый переход», — считает Марк Рикка, исполнительный вице-президент InfoTech.

Более того, естественная замена устаревающих телефонных систем, на смену которым должны были бы прийти решения на базе IP-телефонии, затягивается, так как многие компании заменили свои офисные АТС в 1998—1999 гг. во время спешной подготовки к проблеме Y2K.

Рост этого рынка сдерживается и отсутствием надежного канала сбыта. По словам Рикка, поставщики оборудования начинают понимать, что «перекрестное обучение» сетевых интеграторов азам телефонии, а телефонистов — премудростям сетевой интеграции — непростая задача.

«Чтобы успешно продавать конвергентные решения, необходимо понимать обе стороны дела», — подчеркивает он.

Кроме того, как заметил Пол Страус, научный руководитель направления корпоративных сетей фирмы IDC, на пути успешного продвижения IP-телефонии еще есть и такое препятствие, как конфликт стандартов передачи речи в сетях с коммутацией пакетов. «Пока не наблюдается массового перехода на системы IP-телефонии. Многие хотят посмотреть, как эти решения будут работать у других», — добавил он.

И все же реселлеры, работающие на рынке IP-телефонии, верят в то, что данная технология получит должное признание, как только заказчики начнут осознавать стратегические перспективы, которые она сулит. Брюс Стейнфилд, президент реселлерской фирмы Bit By Bit, полагает, что системы на базе IP-телефонии не только отличаются гибкостью, но и экономят деньги клиентов. «Заказчик платит за покупку системы и ее установку, после чего все звонки становятся бесплатными, и клиент экономит на междугородных и международных переговорах. В этом-то вся прелесть», — пояснил Стейнфилд.

Помимо этого, клиенты, решившиеся на внедрение таких решений, экономят и на обслуживании. Чтобы провести любое обновление или изменение системы с коммутацией каналов, необходимо вызывать высокооплачиваемых специалистов.

Растущая мобильность персонала — еще один фактор, способствующий тому, чтобы заказчик сделал выбор в пользу IP-телефонии. По мнению Марка Рикка, компании, имеющие операторские центры на базе IP-телефонии, смогут нанимать сотрудников на неполный рабочий день и для работы на дому. Это позволит снять пиковые нагрузки за счет переадресации звонков или, например, обслуживать удаленных клиентов в любое время суток, независимо от разницы во времени.

Казалось бы, для широкого использования решений IP-телефонии есть все предпосылки. Но продавать такие системы — дело нелегкое. Рынку потребуется надежный и хорошо обученный канал для продвижения этой технологии.

Ведущие поставщики
Доля компаний на рынке США в 2001 г. (по числу проданных линий офисных IP-АТС)

Поставщик Доля рынка, %
Cisco 23,1
Nortel 22,5
3Com 17,7
Avaya 11,5
Mitel 5,9

Источник: InfoTech

Движущие силы: Низкие эксплуатационные расходы и высокая гибкость

Сдерживающие факторы: Отсутствие единых стандартов и недостаточно развитый канал сбыта

Перспективы рынка офисных АТС на базе IP

Ожидаемые объемы продаж в США на рынке серверов для офисных АТС на базе IP, телефонных аппаратов, сетевых адаптеров и приложений (млрд. долл.)

2001 0,977
2003 2,2
2005 3,6

Источник: Cahners In-Stat Group


Версия для печати (без изображений)