Два подхода к решению задач автоматизации производства

На выставке «Софтул 2002» компании «Фронтстеп СНГ» и «Галактика» провели мероприятия, посвященные автоматизации производства. Несмотря на то что обе фирмы предложили решения одной и той же задачи, они исповедуют разные подходы: «Фронтстеп СНГ» перестраивает производство под западные стандарты, «Галактика» же, напротив, следует за технологиями управления, сложившимися на российских предприятиях.

На специализированном «круглом столе» для предприятий приборостроения и электроники «Стратегическая роль ИТ в управлении промышленными предприятиями. Применение передовых технологий в условиях современной российской экономики. Практический опыт лидеров рынка» его организаторы, компании «Фронтстеп СНГ» и «Интерсертифика-ТЮВ», представили своим заказчикам результаты применения пропагандируемого ими подхода на примере проекта, выполненного на Кореневском заводе низковольтной аппаратуры (Курская область).

На этом предприятии работает 650 человек. Завод, производящий предохранители, рубильники и иные электротехнические устройства, работает на нашем рынке весьма успешно, а вот немалый в прошлом экспорт (в основном в страны Восточной Европы и Китай) ныне утерян. В то же время предприятие намерено расширять сохранившиеся контакты с западными потребителями, в частности с австрийскими компаниями. Для этого, по словам технического директора завода Станислава Петрова, предприятие «вынуждено заниматься системой управления качеством», поскольку сертификат ISO 9000:2000 ему необходим как воздух.

Менеджер отдела консалтинга, руководитель проектов «Фронтстеп СНГ» Сергей Питеркин отметил, что такая ситуация складывается на многих предприятиях. По его словам, обостряющаяся конкуренция, необходимость выхода на международные рынки и повышения инвестиционной привлекательности и капитализации заставляют многих задуматься о стратегии развития информационной инфраструктуры предприятия.

«Конечно, и сертификат ISO можно было купить, — рассказывает Станислав Петров и даже называет цену на такую «услугу» 300 тыс. руб. — Но мы решили, что нам нужна не только бумага, и обратились к помощи консультантов».

С «Фронтстеп СНГ» завод в 2000 г. заключил договор о внедрении модулей системы SyteLine. И первым этапом сотрудничества компаний стала реструктуризация завода. На предприятии пришлось сломать многие устоявшиеся процессы, разъединять и совмещать отделы, провести реконструкцию помещений, существенно изменить системы документации, различные производственные спецификации.

К настоящему моменту внедрены модули управления производством, запасами и готовой продукцией. При этом бухгалтерский модуль еще не внедрен, и бухгалтеры пользуются распечатками с данными, получаемыми с помощью уже работающих модулей, т. е., как было сказано, «бухгалтерию из системы достают».

Результаты реструктуризации впечатляют. Станислав Петров привел такие цифры: по сравнению с тем же периодом 2001 г. уровень обслуживаемости производства повысился с 75 до 97%, срок оборачиваемости уменьшился на 12%, сроки исполнения заказов сократились в 3 раза. При этом он отметил, что при жесткой перестройке системы управления возникают определенные сложности с тем, как принимают эти изменения сотрудники предприятия. «Одна беда при внедрении системы — пользователи, — полушутливо поясняет он. — У одного тонкий палец — он одну клавишу нажал, у другого — толстый, он нажал две и ввел неверные данные». «Хочешь внедрить систему — убери человека, который не справляется», — без сожалений добавляет он.

В ходе «круглого стола» возникло немало вопросов по поводу реорганизации бизнес-процессов предприятия, выясняли, во сколько это обошлось, были ли уволены люди, не происходило ли сбоев производства. По словам технического директора, люди были просто перемещены на новые рабочие места, а обновленная структура производства позволила оптимизировать структуру предприятия в целом и внутренние цепочки поставок в частности.

Тем не менее не всякое российское предприятие готово на подобную жесткую реорганизацию. Многие предпочитает гибкую настройку системы на бизнес-процессы, настаивают на учете при реализации проекта сложившихся на предприятии процедур, на сохранении сотрудников «с толстыми пальцами». Подобный подход предлагает корпорация «Галактика».

В период проведения выставки эта компания объявила о выходе нового решения — «Галактика-Производство», поддерживающего стандарт MRP-II.

Правда, стандарт этот, как пояснил председатель совета директоров корпорации Дмитрий Черных, поддерживается на 85–90%, поскольку полное соответствие могло бы осложнить внедрение системы в российских условиях. По его мнению, предлагаемое решение должно соответствовать уровню менеджмента нашего производства, а не превышать его.

Разработчики системы «Галактика-Производство» считают, что «гибкие формы всех хозяйственных планов в системе, структуру и форму представления которых пользователь (или специалист по внедрению) может настроить самостоятельно», дают этому решению значительные преимущества. Заместитель начальника аналитического центра корпорации «Галактика» Иван Еремеев подчеркнул, что отечественные регламенты производства сильно отличаются от западных (вспомним ЕСКД, ЕСТД). Так, модули, связанные со спецификацией изделий, управлением заказами, планированием производства, создавались на основе опыта общения с клиентами.

По словам Дмитрия Черных, предприятия, на которых внедрялось новое решение, стали именно соавторами «Галактики»: они участвовали в разработке технического задания на систему, выступали в качестве пилотных зон. Среди таких клиентов: ОАО «ТВЭЛ», Банкнотно-монетный двор Национального Банка Украины, ликеро-водочный завод «Кедр» (Иркутская область), завод «Энергомаш» (г. Чехов), Воронежский шинный завод и др. Эти предприятия к автоматизации производства приступили уже после решения задач автоматизации бухгалтерского учета, управления финансами и логистики.
При этом, разумеется, можно только предполагать, что система будет в должной мере «обкатана» и за пилотными проектами последуют серьезные внедрения.


Версия для печати (без изображений)