На осенних семинарах для дилеров представители Seagate и Maxtor сообщили о новой политике в области обеспечения гарантийных обязательств на выпускаемые продукты.

С 1 октября эти компании сокращают срок гарантии на накопители для настольных ПК с трех лет до одного года. К ним присоединилась и Western Digital, которая, несмотря на недавние заверения регионального менеджера по маркетингу ее европейского офиса Кена Ларсена (см. CRN/RE № 18/2002), также снизила срок гарантии на свои накопители WD Protege и Caviar. Трехлетняя гарантия на накопители WD Caviar Special Edition и Maxtor

MaxLine сохранена лишь потому, что они используются в серверах начального уровня.
«На рынке США сборщики ПК, стремясь сократить затраты, уже ввели годичную гарантию на свои продукты. Такая же гарантия существует на телевизионные и игровые приставки, в которых используются наши накопители. Основные производители этих устройств не могли не последовать за рынком, к этому нас подталкивает чрезвычайно обострившаяся конкуренция, постоянное снижение цен на продукты и нормы прибыли», — объяснил Гржегож Кволек, торговый представитель Maxtor в Восточной Европе и России.
Производители накопителей вынуждены совершенствовать свою продукцию, а для этого нужны финансовые ресурсы.

Уменьшение сроков гарантии на накопители для настольных ПК становится для них одной из существенных мер экономии. По утверждению Олега Письменского, регионального торгового представителя Seagate в Восточной Европе и России, затраты на поддержание стандартной трехлетней гарантийной программы составляют сотни миллионов долларов. Даже протесты со стороны партнеров из стран — членов ЕС, где существующее законодательство требует обеспечения как минимум двухлетнего срока гарантии на поставляемую продукцию, не помешали этим трем производителям пойти на столь решительный шаг.

Как объяснил Олег Письменский, согласно статистике Seagate, большинство отказов накопителей (свыше 50%) происходит в первые 3—5 месяцев эксплуатации, что значительно сокращает процент возвратов в течение второго и третьего года. Кроме того, ни один из производителей не предполагает в связи с изменением гарантийной политики снижать показатели надежности своей продукции, в частности время наработки на отказ (MTBF). Поэтому, по их мнению, покупатели не понесут заметных потерь от выхода из строя накопителей в тот период, на который гарантия теперь не распространяется. Но это относится преимущественно к американскому рынку. В то же время Гржегож Кволек был вынужден признать, что ситуация в США разительно отличается от российской, где ПК приобретаются на несколько лет и где сроки гарантии играют существенную роль для покупателей при выборе техники.

Не исключено, что производители предложат покупателям продление срока гарантии свыше одного года, но за дополнительную плату. Хотя пока неясно, кто и как будет обеспечивать эту продленную гарантию — дистрибьюторы или реселлеры, путем заказа ее через поставщиков, регистрации серийных номеров устройств или маркировки определенной их части.

В России, как сказал Олег Письменский, по инициативе ASBIS и ELKO Moscow процедура обмена неисправных накопителей в офисах дистрибьюторов предельно упрощена и ускорена. На их складах созданы дополнительные запасы устройств для замены отказавших, установлено специальное оборудование для тестирования, которое позволяет быстро выявлять неисправности. В случае отсутствия на складе необходимых для замены моделей российские покупатели могут получить денежную компенсацию.

Большинство представителей отечественных компаний считают, что сокращение сроков гарантии на накопители негативно отразится на российском рынке ПК. Как полагает Александр Будилов, генеральный менеджер ELKO Moscow, это не слишком затронет реселлеров, но серьезно отразится на бизнесе сборщиков ПК.

Того же мнения придерживается Владимир Клебан, заместитель директора компании «Инфолада» (Тольятти): «Российский рынок поверил в длительные сроки гарантии производителей, и потому отечественные сборщики ПК увеличили и сроки гарантии на свои компьютеры до 2—3 лет. Теперь они должны будут либо сокращать их до года, что отрицательно скажется на имидже, либо рисковать собственными деньгами, сохраняя прежние сроки гарантии на собираемые ПК и заменяя отказавшие накопители за свой счет, а ведь это одни из самых дорогостоящих компонентов».

В связи с этим Андрей Дренин, директор нижегородской компании «Ньюмэн», замечает, что проблемы, возникшие у отечественных сборщиков ПК после сокращения сроков гарантии основными производителями, могут заставить пересмотреть отношение к продуктам других поставщиков. Так, может существенно вырасти популярность накопителей компании Samsung, на которые сохраняется трехлетний срок гарантии. В результате небольшая пока доля Samsung на российском рынке накопителей может заметно увеличиться.

Андрей Дренин также обращает внимание на ухудшение условий работы региональных сборщиков: «Раньше быстрая смена моделей приводила к тому, что мы не могли заменить клиенту неисправный накопитель на аналогичный, поэтому либо возвращали ему деньги, либо предоставляли другое, более современное устройство. Это были наши прямые потери. Хотя производители предоставляли на свои накопители трехлетнюю гарантию, нам в регионе приходилось соблюдать гарантию в течение года. Теперь же нам придется сократить ее до 11 месяцев — неисправное изделие нужно успеть довезти до Москвы и заменить».


Версия для печати (без изображений)