«Не без опасения взялся я временно редактировать
сельскохозяйственную газету. Совершенно так же,
как простой смертный, не моряк,
взялся бы командовать кораблем.
Но я был в стесненных обстоятельствах,
и жалованье мне очень пригодилось бы.
Редактор уезжал в отпуск, я согласился
на предложенные им условия и занял его место».

Марк Твен «Как я редактировал
сельскохозяйственную газету»

Если кто-то до сих пор этого не заметил, то стоит напомнить, что обычный номер CRN/RE разделен на несколько разделов. Открывает наше издание «Хроника», написанием заметок для которой занята практически вся редакция (чего не скажешь про другие разделы). Будням подготовки этого, самого динамичного раздела нашей газеты, мы решили посвятить несколько строк.

Много вас, много...

Информацию для раздела «Хроника» журналисты CRN/RE добывают на различных пресс-конференциях. А проходит их, смеем вас заверить, немало. Так, по состоянию на 18 декабря в нашей базе числится 621 мероприятие. Если отбросить дни государственных праздников, получается, что в среднем проводится по две пресс-конференции, семинара и т. п. в день (включая выходные). Но на самом деле мероприятия по дням недели распределяются неравномерно. Пик активности приходится на два дня — вторник и четверг. Иногда в эти дни проходит более 10 приглашений. Некоторые, особенно креативные маркетологи, приглашают пообщаться со своей фирмой и в выходные.

Наша цифра — 621 пресс-конференция — несколько ниже реального количества мероприятий. Ряд компаний, зная специфику содержания CRN/RE, не приглашают нас на технические семинары. Оно и лучше: журналисты не теряют время, а PR-менеджеры не питают излишних надежд на увеличение числа публикаций. Мимо нашего внимания проходят также некоторые околокомпьютерные события типа «Влияние внедрения ERP-системы самого известного разработчика в винодельческих артелях Краснодарского края на урожай бобовых в Заполярье».

Пресс-мероприятия (2002 г., шт.)

Месяц Пресс-конференции
Январь 31
Февраль 63
Март 60
Апрель 95
Май 48
Июнь 60
Июль 34
Август 15
Сентябрь 60
Октябрь 71
Ноябрь 45
Декабрь 39

Источник: CRN/RE.

Оценивая статистику по количеству мероприятий по месяцам, можно сразу выделить «весеннее» и «осеннее» обострение активности. Во многом это объяснимо «биологически». У ряда крупных вендоров на это время приходится пора обновления модельного ряда. Кто-то проводит сезонные смотры партнеров, выдавая новые сертификаты авторизованных дилеров. Кроме того, нельзя не отметить то, что самый короткий месяц в году — февраль — довольно насыщен мероприятиями. Вероятно, восстановив здоровье после празднования Нового года, участники канала стремятся заявить, что с ними все в порядке.

Самую активную компанию по количеству проведенных мероприятий выделить невозможно. Зачастую пресс-конференции проводит не одна, а несколько фирм, и по сухой строчке в базе данных не всегда можно определить, кто является главным ньюсмейкером, а кто просто вышел погулять. Кроме того, такой выбор был бы малопоказательным. С большой долей вероятности можно утверждать, что в лидеры вышел бы один из производителей компьютерных компонентов (не будем всуе называть его имя). Эта компания приняла участие практически во всех пресс-конференциях сборщиков ПК с одинаковой лекцией о том, что его «камни» самые «каменные» из всех. После пятого прослушивания этой презентации журналисты обычно испытывают жгучее желание прервать докладчика и рассказать все самому. Господа, вы этого не замечаете?

Письмо позвало в дорогу. Куда?

При всем богатстве выбора объектов культурной жизни в стране (именно в стране, потому что нас приглашают приехать и в другие города, помимо Москвы) в этом году организаторы использовали лишь 144 различных места проведения пресс-конференций. При подсчете мы сгруппировали мероприятия, проводимые в офисах, на выставках и т. п.

Довольно часто журналистов приглашали в офис. Там прошло 74 события. Понятно, что столь незатейливое место проведения позволяет организаторам существенно экономить маркетинговый бюджет. Кроме того, если событие предусматривает участие в нем компаний-партнеров, то его проведение в офисе позволяет решить и некоторые личные вопросы, например познакомить-таки дилера с его торговым представителем.

Остается только посетовать на то, что Москва — город большой, а офисы компаний не всегда расположены в доступных, легконаходимых местах. Еще один минус офисных «прессух» — отсутствие у ряда компаний подходящего помещения, а сидеть в летнюю жару в душной комнате, мягко говоря, неприятно.

Все же большая часть пресс-событий происходит на нейтральной территории. Тут, безусловно, лидирует сеть отелей Marriott, в которых прошла 131 пресс-конференция. Распределение событий между «Авророй», «Грандом» и «Тверской» примерно равное. Немало событий проходит и в других гостиницах. Одно даже было в «Метрополе», который ИТ-компании обычно не жалуют.

Чуть меньше половины пресс-конференций прошли в клубах, ресторанах, кафе (как-то встречались даже в Mc’Donalds) и просто на природе. При этом в 2002 г. число таких мероприятий заметно превысило аналогичный показатель 2001 г. Еще одна тенденция — постепенный отказ от популярного ранее боулинга и пейнтбола в пользу картинг-клубов. Первые два развлечения уже приелись, и организаторам, и гостям захотелось чего-то новенького. Но среди завсегдатаев пресс-мероприятий появились профессионалы, сформировались команды, готовые дать бой, кому угодно. Сегодня они пребывают в растерянности: стоит менять пристрастия или еще подождать? Может быть, в следующем году боулинг опять вернется на первое место?

Пресс-релизы и другой спам

Еще один путь поставки информации на страницы нашего издания — пресс-релиз. Иногда среди них попадаются очень интересные экземпляры, дающие повод написать хорошую, большую статью, мало связанную с тем, что было в исходном послании.

Мы точно не знаем, сколько пресс-релизов сочинили пытливые умы, занимающие различные должности в компаниях, маркетинговых агентствах и других организациях, с этим связанных. Однако известно, что в день в почтовый ящик crnre@crn.ru приходит от 150 до 500 сообщений. Из них пресс-релизов всего около 20%. Некоторые компании, очевидно, в целях повышения убедительности своих сообщений, присылают сразу по пять их копий. Другие считают, что просто отправить письмо — недостаточно. В ход идет множество уловок. Самые распространенные из них — установка отметки «Высокая важность» (особенно пикантно это смотрится, когда добросовестный пиарщик присылает новость месячной давности) или «Пометить к исполнению», а также звонок с целью узнать, получили мы ЭТО и что будем с ним делать. Обычно количество вспомогательных действий не зависит от качества и важности новости. Более того, дополнительные усилия, потраченные на «продвижение» пресс-релиза, чаще всего не влияют и на наше решение публиковать новость или нет.

Другая милая особенность пресс-релизов — логотип компании и справка о ее деятельности, которые часто в два и более раз превышают размер самой новости.

Примечание редактора

Только не подумайте, что мы жалуемся. Все это наша работа, и (но только по секрету) мы ее любим. В конце года принято подводить итоги и (у кого как, но мы это делаем) говорить об ошибках, чтобы исправить их в дальнейшем. Мы всегда открыты для сотрудничества.


Версия для печати (без изображений)