Развитый рынок отличается жесткой борьбой за место под солнцем, что неизбежно приводит к конфликтам между его игроками. Одни споры разгораются и затухают тихо и почти незаметно, другие «гремят» на весь мир многолетними судебными тяжбами. Рынок живет!

CRN/RE не раз публиковала переводные материалы, посвященные судебным разбирательствам западных ИТ-фирм. Сегодня, пожалуй, ни один из гигантов мировой ИТ-индустрии не может похвастаться тем, что избежал участи оказаться в центре громкого скандала. Зачем скрывать: мы с удовольствием следим за перипетиями судебных тяжб, как в телевизионном шоу: хочешь — смотри и переживай, а не хочешь — просто переключи канал. Одно дело, когда все это происходит «у них»: красиво и интересно, увлекательно. Другое дело, когда скандал разгорается практически у вас дома.

Стоит только полистать номера CRN/RE за 2002 г., как понимаешь: отечественные ИТ-фирмы по части судебных скандалов решили-таки догнать своих зарубежных коллег по бизнесу. На наших страницах все чаще появляются материалы о различных конфликтах и судебных разбирательствах. А ведь еще совсем недавно подобная информация практически не доходила до читающей публики.

Российские ИТ-компании все реже избегают огласки конфликтов с другими игроками, особенно если чувствуют свою правоту, и все чаще ищут разрешение возникающих конфликтов в судебных инстанциях. Это хотя и негативная, но неизбежная тенденция.

Один из самых «свежих» скандалов связан с тендером на поставку аппаратно-программного комплекса для обработки материалов Всероссийской переписи населения (см. CRN/RE № 18/2002). В конфликт оказались вовлеченными как ИТ-компании, так и государственные структуры.

Напомним вкратце суть дела. Компания ABBYY, участвовавшая в конкурсе, но проигравшая, подала иск в Арбитражный суд столицы о ряде грубых нарушений, допущенных в ходе тендера. Иск ABBYY был удовлетворен, а результаты тендера и контракт, подписанный с победителем конкурса — компанией КРОК, признаны недействительными. В конечном счете проект выполнял-таки победитель конкурса — КРОК.

Можно сказать, что дело закончилось ничем... Но в то же время был создан интересный прецедент — это был едва ли не первый случай, когда участник конкурса на госзакупки публично высказал свое недовольство его результатами. Хотя ни для кого не секрет, что результаты подобных тендеров часто дают благодатную почву для закулисных разговоров о нарушениях, злоупотреблениях и коррупции, но только ничтожная часть этого ропота предается публичной огласке.

Попытки в таких случаях провести журналистское расследование с целью вывести «на чистую воду» виновников обычно ничем не заканчиваются: «жертва» в итоге отказывается официально называть истинные причины конфликта и предоставлять доказательства (хотя с удовольствием делает это «неофициально», в момент эмоционального пика скандала). Обвиненная же сторона и другие участники, невольно вовлеченные в конфликт и имеющие «силу голоса», в официальных заявлениях дружно опровергают какие-либо подозрения в их адрес и отказываются что-либо подтверждать. Более того, если делом все-таки продолжают интересоваться «со стороны», участники конфликта со временем вырабатывают единую официальную версию случившегося.

По мере взросления рынка количество спорных ситуаций, рассмотрение которых может быть передано в суд, очевидно, только вырастет. И в этой ситуации очень важно грамотное юридическое сопровождение деятельности компании. У нас еще многие полагают, что «распрекрасные» деловые отношения с партнером дают возможность совершать любые операции, не подкрепляя их необходимыми официальными бумагами.

Не станем утверждать, что любая ошибка или попустительство в этом отношении неминуемо грозит злоупотреблением со стороны смекалистого «напарника» по бизнесу, но именно в документах противники, часто еще недавно бывшие друзьями, ищут доказательства своей правоты.

Так, например, произошло в нашумевшем деле со сменой вывесок на торговых точках розничной сети «КомпьюЛинк» (см. CRN/RE № 7/2002). После передачи компанией Verysell этих магазинов в управление фирме «Белый Ветер» и последовавшей затем соответствущей смены вывесок часть прежних акционеров ТД «КомпьюЛинк» оказалась «не у дел». Не хотелось бы углубляться в суть этого запутанного конфликта и выяснять, кто прав, кто виноват. Стоит лишь отметить, что этот конфликт, очевидно намеренно вынесенный на публичное обсуждение одной из сторон, стал первым заметным примером вытеснения партнеров из бизнеса действиями, построенными на юридической основе, и, по крайней мере, на первый взгляд, кажущихся легитимными.

В общем, российский ИТ-бизнес стремится следовать западному опыту и отстаивать правду цивилизованными методами. Остается вопрос, насколько эти методы эффективны. Может ли фирма А, подавая в суд на компанию Б, рассчитывать на получение нужного ей результата? Не обернется ли это против самого инициатора конфликта? Ведь часто, даже если удается выиграть дело в суде, репутация компании-истца бывает заметно «подмочена».

Репутация репутацией, но, что ни говорите, известность фирмы, вовлеченной в скандал, быстро возрастает. Иногда раздуваемые конфликты «на руку» и виновной стороне. Особенно это касается тех, кто начинает собственное дело. Похоже, на подобную скандальную раскрутку рассчитывала фирма SecurIT. Сразу после начала ее деятельности иск о незаконном использовании ею торговой марки подала компания Aladdin (см. CRN/RE № 18/2002).

Причина конфликта кроется, в общем-то, не в использовании похожих названий.

Основатели фирмы SecurIT — два бывших сотрудника Aladdin. Создавая новую фирму, они решили заняться продвижением ПО, до боли напомнившего их бывшему работодателю собственные программные продукты, за что он решил внезапно появившегося конкурента наказать.

Решением суда SecurIT запрещено использовать спорные торговые марки, но компания продолжает работу. За несколько месяцев она стала хорошо известна в своем сегменте рынка, на что рассчитывать новичкам обычно не приходится.

Вот такие побочные эффекты дает процесс взросления рынка. И вероятно, со временем количество инцидентов, разрешаемых соответствующими компетентными инстанциями, только увеличится. Возможно ли в дальнейшем избежать публичных скандалов? Пожалуй, нет, как это ни грустно признавать. Да и скучновато без них, наверное, будет на рынке...


Версия для печати (без изображений)