Поставщики решений помогают заказчикам справиться с наплывом мобильных устройств, будь то смартфоны или планшеты, принесенные самими служащими, или устройства, закупаемые организацией. И, в отличие от привычных ПК, все это отличается разнообразием операционных систем, аппаратных платформ, возможностей подключения/связи и т. п.

Однако такая широта выбора может стать палкой о двух концах: организациям все труднее разобраться в море платформ, чтобы найти верное мобильное решение для своего бизнеса.

Самое время обратиться к поставщикам решений, специализирующимся на мобильных технологиях, которые готовы служить маяком, указывающим верный курс.

Компания iCorps традиционно получала основной доход на рынке ЦОДов, но в последние два года стала больше заниматься мобильными решениями. На этом рынке она сотрудничает со многими вендорами, включая Microsoft, Apple и BlackBerry. Джеффери Лориа, директор по технологии iCorps, говорит, что заметил громадный сдвиг в том, как корпоративная Америка, будь то мелкие и средние фирмы или крупные организации, смотрит теперь на мобильные решения.

«Сегодня многие компании, которые раньше ограничивали применение сотрудниками мобильных технологий и устройств, открывают им дорогу, — говорит Лориа. — Внедрение новых популярных технологий помогает привлечь молодые таланты. Плюс многие организации не хотят заниматься закупкой устройств для своих служащих».

Рынок мобильных технологий сегодня так широк, что уже соперничает по темпам роста и возможностям с облачными вычислениями, утверждают VAR’ы. Карл Фолькман, директор по технологии компании SRV Network, говорит, что облако и мобильные устройства стали для него основными направлениями работы. Двигателями продаж на этом рынке служат разнообразие устройств и операционных систем, а также отсутствие сколько-нибудь реальной стратегии или политики BYOD в большинстве организаций, поясняет Фолькман.

«Большинство компаний, с которыми мы сотрудничаем, пока не имеют внятных политик BYOD, — сказал он. — Они уже пускают личные устройства служащих в офис, но у них нет никаких правил управления этими устройствами, обеспечения безопасности и защиты данных».

Недавнее исследование, проведенное Институтом Понемона по заказу вендора резервного копирования данных Acronis, показало, что 60% организаций не имеют политики BYOD, а 80% не обучили своих служащих безопасному использованию мобильных устройств или правилам BYOD. И даже когда организация вводит такого рода стратегию и дает своим служащим право выбрать и купить мобильное устройство самостоятельно, большинство рекомендуют список из немногих аппаратов или платформ.

Эти рекомендации обычно исходят от поставщиков решений. Так как же VAR’ы, работающие на этом рынке, решают, какая мобильная ОС, модель устройства и какие приложения подойдут заказчику? CRN попытался пристально взглянуть на бум смартфонов и планшетов в корпоративной среде, чтобы лучше понять, какой вклад вносят поставщики решений в мобильную революцию.

Новые реалии: BYOD

Все VAR’ы соглашаются, что тенденция BYOD (букв. «принеси личное устройство»), конечно, кардинально изменила мобильный ландшафт — даже для тех организаций, которые не внедрили подлинную политику использования устройств или BYOD-стратегию. Консьюмеризация ИТ перенесла центр внимания с вопросов совместимости с офисной средой на сами устройства: простота использования, характеристики, функциональность, интерфейс и даже размер.

Ричард Честон, ведущий инженер и заслуженный изобретатель Lenovo, а также один из главных архитекторов продуктов компании, считает, что консьюмеризация вновь направила главное внимание на удобства пользователей. «Это они задают направление развития мобильных устройств, — говорит Честон. — Даже когда закупку осуществляет сама организация. Это значит, что теперь больше внимания уделяется тому, чтобы пользователь был всегда подключен и мог продуктивно работать».

Стивен Финдлей, президент компании Noratek Solutions, добавляет: даже если служащим не разрешено использовать собственные мобильные устройства на рабочем месте, они все равно доносят свои пожелания до тех, кто принимает решения в области ИТ. «В итоге от BYOD выигрывают Apple и android-устройства, ведь это то, чего хотят молодые сотрудники», — сказал он.

Компания xMatters, разработчик прикладного ПО, который специализируется на управлении предупреждениями и уведомлениями для мобильных устройств, отмечает резкий сдвиг рынка за последнее десятилетие. Аббас Хайдер Али, технический директор xMatters, говорит, что переход с BlackBerry на Apple и теперь на Android в коммерческом секторе в связи с BYOD усложнил весь ИТ-ландшафт для организаций.

«К сожалению, лишь немногие заказчики имеют хоть какой-то реальный корпоративный план применения мобильных устройств, будь то BYOD или инициатива самого работодателя, — говорит он. — Мы не видим, чтобы было много организаций с администрированием мобильных устройств и их поддержкой, а те, у которых это есть, обычно используют инструменты первого поколения, у них нет опыта работы с разными мобильными ОС».

Но этот вакуум — возможность для поставщиков решений. Брайан Дейган, старший инженер системной поддержки компании Connected WorkPlace Solutions, говорит, что их компания традиционно была нацелена на услуги управления ИТ для корпоративной инфраструктуры. Но теперь, поясняет он, CWPS выходит за рамки управления серверами и рабочими станциями и охватывает администрирование мобильных устройств (MDM).

Почему? Он объяснил это так: CWPS имеет приблизительно 100 заказчиков своих услуг управления ИТ, которые охватывают в общей сложности 6 тыс. серверов и рабочих станций. Хотя цифра кажется большой, она ничто по сравнению с количеством мобильных устройств, используемых сегодня служащими этих организаций. «MDM — это новая горячая область, как и облако, — говорит Дейган. — Это огромная возможность».

Выбор ОС

Пожалуй, ничто так не усложнило ИТ-среду организаций, как невероятный рост популярности мобильной операционной системы Google. Поначалу ОС Android рассматривалась на коммерческом рынке как фрагментированная платформа с потенциальным риском безопасности ввиду частого появления новостей о вредоносном ПО, замаскированном под «законные» приложения на витрине Google Play.

Хотя проблемы безопасности все еще остаются (недавнее исследование British Telecom показало, что одна треть программ для Android содержит тот или иной вредоносный код), доля рынка этой ОС быстро увеличилась благодаря растущей популярности у потребителей и поддержке со стороны крупных вендоров устройств: Samsung, HTC, Lenovo и др.

Компания Colorado Computer Support, как и многие другие VAR’ы на рынке мобильных решений, наблюдала взлет Android в корпоративном пространстве. Блейк Швонк, главный управляющий CCS, говорит, что год или два назад Apple была непререкаемым лидером на мобильном рынке, но сегодня это уже не так. Швонк, как и другие, отмечает, что рынок поделен сегодня примерно поровну между Apple и Android, причем доля мобильной ОС Google быстро растет.

«BYOD, безусловно, способствует распространению Android, — говорит Швонк. — Android как ОС стала гораздо проще в использовании — да и привлекательнее — в последние пару лет по сравнению с iOS».

Цифры еще красноречивее говорят в пользу Android: по данным IDC, в I квартале на долю Android и iOS совокупно приходилось свыше 92% мирового рынка смартфонов, но Google имела 75% (!) рынка, а Apple — лишь 17,3%.

На планшетном рынке картина почти та же: согласно данным IDC за I квартал, на долю Android приходилось 56,5% всех поставок планшетов против 39,4% год назад. Доля iPad, между тем, сократилась с 58,1% в I квартале прошлого года до 39,6% в этом году.

Почему же Android имеет такой успех? И какие вендоры больше всего выиграли от этого роста? «ОС Android очень проста в использовании, администрировании и разработке приложений, поэтому это самый популярный выбор у ИТ-персонала», — объяснил Финдлей из Noratek. Его компания работает со всеми основными мобильными платформами, от iOS и Android до BlackBerry 10 и Windows Phone.

«В данный момент шансы примерно одинаковые у Android и Apple, — говорит Финдлей. — Я думаю, это зависит от того, кому вы продаете — ИТ-подразделению или просто в какой-то отдел. Если участвуют ИТ-специалисты, то они почти всегда выберут Android. Если нет — руководители предпочитают Apple».

Хайдер Али из xMatters с ним согласен. Большинство его заказчиков по-прежнему выбирают iOS, но популярность Android в последнее время выросла. «Мы заметили общую тенденцию: Android становится популярным выбором у потребителей и технически подкованных людей, а Apple — у руководителей, которые предпочитают простоту использования и более простой интерфейс», — сказал он.

Море устройств

Что касается самих устройств, то Samsung выступила как самый сильный игрок в ареале Android со своей линейкой смартфонов и планшетов Galaxy. Согласно IDC, в I квартале на долю корейского вендора приходился 41% всего рынка android-смартфонов, а на планшетном рынке он уступает лишь Apple с iPad, имея почти 18%.

Впрочем, Samsung не одинока. Lenovo и ASUS также имеют android-планшеты, а недавно рынок стал еще теснее, когда HP выпустила свое первое android-устройство — планшет HP Slate 7.

Еще лучше позиции Samsung на рынке смартфонов. Недавно был выпущен флагманский смартфон Galaxy S4, заслуживший похвалы даже у конкурентов. Честон из Lenovo говорит, что недавно купил себе Galaxy S4 и очень доволен его характеристиками и функциональными возможностями, а также его пригодностью для решения деловых задач. (Lenovo также имеет собственные смартфоны, но их старт в Северной Америке еще только предстоит).

Samsung рассчитывает опереться на потребительский спрос, начиная новую маркетинговую кампанию в сегменте B2B в этом году, которая будет в том числе продвигать бренд Galaxy в русле тенденций BYOD и MDM в корпоративной среде.

Однако iPhone и iPad уже успели захватить значительную долю на коммерческом рынке ввиду популярности iOS в руководящих кругах.

Сильна ли iOS?

Бен Грейзлер, президент компании Kadimac, партнера Apple, считает, что iOS привлекает простотой использования, интуитивностью и гладким интерфейсом. Преимущество еще и в том, что она старше конкурирующих платформ, таких как Android и Windows Phone. «iOS — весьма зрелая платформа, — говорит Грейзлер, — и это обуславливает ее удобство». Но многие поставщики решений считают: в том, что касается функциональности, ОС Android уже обошла iOS. Швонк из Colorado Computer Support в последнее время встречает все больше критики в адрес операционной системы Apple. При всей простоте использования iOS не поспевает за быстрым прогрессом других мобильных ОС, в частности Android, в таких областях, как многозадачность и управление приложениями.

«Для меня нет сомнений, что iOS отстала от Android как мобильная операционная система, — говорит он. — Apple уже не доминирует на коммерческом рынке. Если взглянуть на iOS, то она и впрямь не сильно изменилась за эти годы, разве что версия iOS 7».

Удобство использования и устойчивость в работе по-прежнему остаются главными козырями iPhone и iPad, говорят поставщики решений. Но два ключевых фактора отличия iOS, имевших силу раньше, заметно потускнели в последнее время. Одно из них — значительное превосходство Apple в области приложений.

Когда-то мобильные приложения были ключевым фактором при выборе смартфона, говорят поставщики решений, но сегодня это уже не так. По нескольким причинам. Во-первых, сам рынок приложений, когда-то благоприятствовавший Apple, стал более ровным, и все больше разработчиков пишут или переносят свои приложения на другие мобильные ОС. (В частности, BlackBerry 10 позволяет легко портировать приложения, изначально написанные для Android.)

Второй фактор, говорит Грейзлер, тот, что организации теперь лучше понимают, какие мобильные приложения им нужны. «Как правило, заказчики знают, какого рода приложения требуются им, — говорит Грейзлер. — Год или два назад это было не так. Но теперь мы тратим больше времени, интегрируя iOS и данные с мобильных устройств с офисной средой вместо работы над приложениями».

Вопросы безопасности

Другим, более важным отличием iOS считается ее безопасность. До недавнего времени эта ОС рассматривалась как более защищенная по сравнению с Android, но теперь она также получила свою долю широкомасштабных прицельных атак, что выявило ее определенные уязвимости. К тому же появились инструменты безопасности и MDM, позволяющие поставщикам решений и MSP защитить и сами устройства, и корпоративную сеть.

«Сегодня мы можем защитить, стереть и заблокировать android-устройство точно так же, как любое другое, так что в этом отношении безопасность перестала быть решающим фактором», — говорит Швонк.

Это не значит, что вопросы безопасности утратили свое значение в мире мобильных устройств, говорят VAR’ы; они все так же являются ключевым компонентом их решений. А IBM в начале этого года ввела программу MobileFirst, которая связывает ее продукты и услуги «мобильного характера», обеспечивая безопасность корпоративного уровня для мобильных устройств.

«Главная рекомендация для нашего типа заказчиков при обсуждении решений корпоративного уровня начинается с того, как нам все защитить», — говорит Кейлеб Барлоу, директор по защите приложений, данных и мобильных устройств подразделения Security в IBM.

И все же, хотя безопасность является важным приоритетом для таких компаний, как IBM, которые берут на себя внедрение мобильных устройств и управление ими, этот аспект уже не столь сильно заботит самих пользователей. Консьюмеризация ИТ породила новый тип «просьюмера» (prosumer) — это потребитель, стирающий в своей профессиональной среде границы между корпоративным использованием мобильных устройств и потреблением контента.

«Краткий ответ таков: больше нет разницы между корпоративным пользователем и потребителем, — говорит Барлоу. — Давайте скажем это прямо: большинство мобильных устройств изначально являются потребительскими».

Пока Apple и Android ведут борьбу на потребительском конце спектра, два других вендора отщипывают по кусочку в корпоративном сегменте.

Догоняющие: BlackBerry...

Компания BlackBerry (т. е. RIM) была когда-то хозяином рынка смартфонов, но пережила трудные времена, и ее устройства, знаменитые своей клавиатурой, были вытеснены сенсорными экранами, прежде всего iPhone. BlackBerry вновь возвращается со своей новой операционной системой BB10 и новыми, теперь уже сенсорными смартфонами.

Лориа из iCorps говорит, что BlackBerry — все еще популярный выбор в определенных вертикалях, таких как финансовые и юридические услуги, для которых важны вопросы соблюдения регулятивных требований. «Для компаний, которым действительно нужно отслеживать свою электронную почту и мгновенные сообщения и данные, BlackBerry 10 будет хорошим выбором», — говорит он.

Но если служащим дать возможность самим выбрать себе смартфон, то подавляющее большинство будут приобретать iPhone или Android, говорит Лориа.

Но если смартфоны BlackBerry не завоевывают пользователей, то как же компания остается в игре? Она совершила мощный выход на рынок MDM со своими продуктами BlackBerry Enterprise Service 10 и BlackBerry Secure Workspace для Android и устройств Apple, и Лориа считает, что у нее здесь есть будущее. Но выход в MDM, особенно с Secure Workspace, не может идти против собственных смартфонов BlackBerry, давая android-устройствам и Apple больше защиты и тем самым устраняя важный фактор отличия смартфонов с BB10.

...и Microsoft

У Microsoft другая дилемма. Обладая практически монополией на рынке настольных ПК, компания никак не может транслировать этот успех на рынок мобильных устройств. Windows Phone борется с BlackBerry за третье место, далеко отставая от Android и iOS, и в последнее время показала некие признаки жизни: IDC сообщила, что в I квартале поставки Windows Phone выросли более чем на 133%, благодаря чему она обошла BlackBerry и вышла-таки на третье место среди мобильных ОС.

Потенциал Windows 8

Но даже несмотря на все трудности с Surface и с мобильной ОС, компания имеет громадную базу партнеров в канале, которые готовы обеспечить успех ее традиционной ОС (Windows 8). Evron Computer Systems — один из таких партнеров.

«Мы рекомендуем Windows 8 и Windows Phone для всех наших внедрений мобильных устройств, — говорит Амит „Санни“ Сахни, вице-президент и директор по технологии Evron. — У нас сильный мобильный бизнес с полным решением по администрированию, которое охватывает Apple, BlackBerry и Android, но мы рекомендуем нашим клиентам Windows, особенно если у них уже развернута эта среда».

Сахни признал, что его шокирует стратегия Microsoft с планшетами Surface (компания разрешила их продажи лишь десяти оптовым реселлерам в США), но это не оттолкнуло его от продвижения других планшетов (в том числе гибридных) с Windows 8.

Tropical Computer Consultants — еще один партнер Microsoft. Джеймс Элкинс, президент и владелец компании, также верит в Windows 8 и рекомендует ее на планшетах своим клиентам, имея в виду ее средства безопасности и функциональность, необходимые бизнес-пользователям. Однако Элкинс признает, что в мире планшетов этой ОС предстоит трудная борьба, поскольку, несмотря на все плюсы, она отстает в том, что касается реальных удобств пользователя. «Планшеты с Windows 8, конечно, более функциональны с точки зрения бизнес-применения, — говорит Элкинс, — но простота использования и интерфейс все же сильно не дотягивают до Android».

Элкинс отмечает хорошие продажи планшета Lenovo (ThinkPad Tablet 2) с Windows 8, но в целом консьюмеризация ИТ привлекает больше людей к iPad и планшетам с Android. «Можно, конечно, говорить заказчикам, что планшеты с Windows 8 более функциональны, чем iPad или устройства с Android, но их это не волнует, — говорит Элкинс. — Им нравится использовать эти устройства, и они думают, что как-нибудь управятся и с офисной работой».

Что же касается преимуществ интеграции в однородной среде Windows, то и это теперь не столь уж важно, говорят VAR’ы. Швонк из Colorado Computer Support говорит: есть достаточно инструментальных средств и платформ MDM — и, конечно, опытных поставщиков решений, которые помогут гладко состыковать офисную среду Windows и различные мобильные ОС. «Трудности могут быть с любой платформой, но вовсе не обязательно иметь Windows-устройства, если ваша офисная среда — Windows, — говорит Швонк. — Сегодня большинство платформ легко ладят между собой».

Выбор конкретной модели

Итак, мобильная ОС выбрана. А как же с самим устройством? В случае iOS или BlackBerry решение предопределено: обе эти ОС привязаны к проприетарной аппаратной платформе. Что же касается Windows и Android, то тут открывается необъятный выбор предложений от OEM, и принять решение будет труднее, особенно если речь идет о планшете. Поставщики решений говорят, что большинство бизнес-пользователей предпочитают 10-дюймовый экран, но все больше заметно стремление к малым планшетам. D&H Distributing, к примеру, наблюдает сильный рост продаж 7-дюймовых аппаратов, таких как Google Nexus 7 компании ASUS. Плюс с приходом малых планшетов растет ценовое давление. «Ценовая отметка 169 долл. у нового android-планшета HP (Slate 7) весьма агрессивная, — говорит Джефф Дейвис, старший вице-президент по продажам D&H, — и я думаю, в течение года мы увидим больше таких примеров».

Android-планшеты, адресованные потребителям, могут стоить сегодня всего 99 долл., но на другом конце спектра такие модели, как Surface Pro с емкостью хранения 128 Гбайт, цена которых может превышать 1 тыс. долл., так что диапазон большой, но поставщики решений говорят, что цена планшета будет менее значима, чем в случае ПК. Почему? В свете тенденции BYOD пользователи готовы платить больше за то, что хотят иметь.

Что же касается размера и форм-фактора, то есть увеличенные планшеты — например, ATIV Smart PC с Windows 8 Samsung, имеющий 11,6-дюймовый экран. Несмотря на свое название, это все же планшет, к которому может присоединяться док-станция-клавиатура. Это один из множества новых гибридных планшетов-ноутбуков, появившихся на рынке в 2013 г. HP недавно представила даже не один, а два новых гибридных устройства: HP Split x2 с Windows 8 и HP SlateBook x2 с Android.

Билл Хэр, президент компании My Computer Guy, видит большой потенциал гибридных устройств, сочетающих в себе функциональные возможности ноутбука и портативность планшета. «Гибриды идут на ура, — говорит он, — я думаю, интерес к ним растет».

Следует также учитывать и другие критерии, касающиеся форм-фактора. Некоторые изготовители планшетов уделяют особое внимание времени работы от батарей, чтобы привлечь бизнес-пользователей. К примеру, HP ElitePad поставляется с дополнительным блоком для батарей и док-станцией, а Dell Latitude 10, использующий Windows 8, — один из немногих планшетов с заменяемым аккумулятором.

В общем, есть немало планшетов с Windows 8 и Android, оспаривающих первенство iPad. Samsung и Lenovo — два самых сильных претендента, говорят VAR’ы. «Продукты Lenovo чрезвычайно популярны в данный момент, — говорит Роб Робинсон, владелец и президент компании Computer Upgrade King. — Lenovo и Samsung — два вендора, имеющих, на мой взгляд, самый большой успех на рынке планшетов». Но этот спрос может переключиться на следующее чудо-устройство или новаторскую платформу, которая всегда может появиться. Если мобильная революция и научила чему-то канал, так это тому, что ситуация на рынке мобильных устройств может — и, вероятно, будет — меняться очень быстро.


Версия для печати (без изображений)