Web-службы

Критики, утверждающие, что Web-службы не стоят той шумихи, которую вокруг них устраивают, в 2003 г., возможно, возьмут свои слова обратно. Остались в прошлом заявления «экспертов», всерьез утверждавших об «умных» автомобилях, которые сообщают по Сети в ремонтную мастерскую о поломках. Теперь же польза от Web-служб для отрасли представляется более близкой и реальной, поскольку они могут служить недорогой и стандартной альтернативой фирменным технологиям интеграции корпоративных приложений (EAI).

Реселлеры ожидают, что в этом году они смогут гораздо активнее использовать Web-службы для интеграции приложений внутри и за пределами предприятий. Новые компании, Iona Technologies, Sonic Software и SpiritSoft, предлагают недорогие пакеты EAI, основанные на стандартах Web-служб. Да и прогнозы исследовательских фирм впечатляют. Так, ZapThink обещает, что к 2006 г. рынок интеграции систем на базе Web-служб возрастет примерно до 6,2 млрд. долл. с 435 млн. долл. в 2001 г.

Виртуализация хранения данных

Виртуальное хранение данных, т. е. возможность использования внешней памяти в виде ресурса общего доступа, традиционно считалось функцией устройства хранения данных или сервера. Но в 2003 г., как сообщила Кэролин Ди Ченцо, аналитик Gartner Dataquest, виртуализация будет осуществляться сетью хранения данных, что позволит нескольким серверам иметь совместный доступ к общей памяти, а также распределять ее ресурсы между различными устройствами.

В этой сфере до сих пор все происходило медленно. Еще в 2000 г. Compaq Computer объявила, что ее технология сетевой виртуализации VersaStor доведена до стадии внедрения, но готовых продуктов, рынок так и не увидел. В этом году небольшие компании, например DataCore Software и FalconStor Software, собираются продолжить разработку своего ПО для виртуализации хранения, а StoreAge Networking Technologies и Topio — встраивать ПО собственной разработки в конкретные системы.

Ожидается, что в нынешнем году заметно возрастет количество сделок по приобретению фирм, связанных с виртуализацией. Пример показали Sun Microsystems, которая приобрела Pirus Systems в сентябре 2002 г., и Hewlett-Packard, купившая StorageApps в июле 2001 г., а также поставщики коммутационного оборудования для хранения данных — Brocade Communications Systems, купившая Rhapsody Networks в ноябре 2002 г., и Cisco Systems, сотрудничающая с Veritas Software и планирующая использовать виртуализацию в своих коммутаторах.

Управление контентом

Управление данными уходит в прошлое. «Управление контентом» — термин, смысл которого постоянно расширялся и теперь включает «все» — от отображения документов до средств организации порталов. Это направление может стать самым быстрорастущим в индустрии ПО. По словам Кеннета Чина, аналитика Gartner, управление контентом получает все более высокий приоритет в статьях ИТ-расходов предприятий; к тому же развитая система Web-служб позволит предприятиям создавать собственные инфраструктуры управления контентом.

Резко возросшее число сделок по приобретению соответствующих фирм служит тому доказательством. Так IBM и Documentum купили каждая по фирме-разработчику ПО управления записями. Это весьма перспективное направление, получившее импульс к развитию после краха Enron и введения правительством множества новых правил регулирования. А компания Vignette поспешила приобрести разработчика порталов Epicentric. «Поставщиков, скорее всего, станет мало, а заказчиков — много», — прокомментировал ситуацию Кеннет Чин.

Концентраторы беспроводного доступа

Отсутствие единой и экономичной службы беспроводной связи в США создает предпосылки для развития альтернативного подхода — концентраторов беспроводного доступа. Эти устройства, обеспечивают беспроводный доступ мобильных пользователей в Интернет на скорости 2–3 Мбит/с и способны затмить предложения всех операторов беспроводной связи вместе взятых. К тому же они дешевле: суточный тариф составляет в среднем около 8 долл., а месячный — 20 долл.

Эту технологию взяли на вооружение многие крупнейшие игроки отрасли. Intel, IBM и подразделение AT&T Wireless в декабре решили сообща создать сеть общедоступных беспроводных концентраторов. Скай Дэйтон, создатель Earthlink, занялся проектом Boingo Wireless, который объединит в единую сеть все такие концентраторы на территории США. А компания T-Mobile реализует свой дорогостоящий контракт с сетью кафе Starbucks.

Согласно прогнозам Yankee Group, в новом году доходы от продаж услуг в подобных сетях значительно возрастут — до 82,3 млн. долл. с 9,18 млн. долл. в 2002 г.

Проблема идентификации

В эпоху распределенных приложений и Web-служб надежная система идентификации приобретает особое значение. Без нее любая компания не застрахована от того, что секретная или иная внутренняя информация станет доступной заказчикам или партнерам. К тому же при отсутствии такой системы компании вряд ли смогут оценить все преимущества Web-служб.

Именно поэтому исследовательские фирмы, которые внимательно следят за проблемой «три «A»» (от англ. access, authentication, authorization), называют проблему идентификации в числе наиболее важных направлений развития рынка средств безопасности. По данным IDC, к 2005 г. продажи ПО для идентификации составят 9,4 млрд. долл.

«Мы вплотную подошли к эре, когда практически любой человек, находясь в любой точке, с различных устройств имеет доступ к системам, Web-службам и приложениям, содержащим конфиденциальную информацию. Границы между понятиями «внутри» и «снаружи» брандмауэра стираются», — заявил Скотт Силк, старший вице-президент реселлерской компании ePresence, специализирующейся на решениях в области безопасности, и в частности идентификации.


Версия для печати (без изображений)