Похоже, что планшеты и смартфоны стали если не единственным, то основным локомотивом развития современного ИТ-рынка. Качественно изменилось само представление о «мобильности». Еще совсем недавно ее непременным атрибутом был ноутбук, однако сегодня рынок «мобильных компьютеров», вслед за впечатляющим ростом, переживает непростые времена. По данным IDC, во II квартале 2013 г. поставки ноутбуков на российский рынок упали на 45,3% по сравнению с тем же периодом прошлого года, в то время как продажи планшетов переживают настоящий «бум» — этот сегмент рынка вырос на 156% (впрочем, рост замедляется...).

По прогнозам IDC, рынок будет переходить от традиционных ноутбуков к планшетам до 2017 г. К концу 2013 г. российский планшетный рынок должен достичь объема 7,68 млн. шт. против 6,87 млн. шт. ноутбуков. А к концу следующего года сдвиг будет еще более очевидным — 9,24 млн. шт. планшетов против 6,98 млн. шт. ноутбуков.

Впрочем, не стоит противопоставлять ПК, ноутбуки, планшеты и смартфоны: они вполне могут «мирно сосуществовать». Как показало недавнее глобальное исследование, проведенное по заказу компании McAfee, более чем в 40% семей используются пять или более устройств с выходом в Интернет. Почти 90% пользователей во всем мире используют более одного устройства, и свыше 60% — не менее трех.

Два подхода к периферии для мобильных устройств

Любая вычислительная техника, будь то настольный ПК или смартфон, нуждается по крайней мере в системе ввода и отображения информации. И если у стационарных компьютеров эти функции возложены на периферийные устройства, то планшеты и смартфоны, по идее, созданы для того, чтобы быть «цельными и самодостаточными». Тем не менее для многих пользователей крайне важна возможность их оперативного «сопряжения» с различными внешними устройствами, т. е. с периферией.

Нужна ли планшетам и смартфонам своя собственная «мобильная периферия» или же вполне можно обойтись «обычной», используя специализированные программные приложения? По мнению многих игроков, оба этих подхода имеют право на существование.

Алексей Рудым, региональный директор компании OCS, считает, что одновременно проявляются две тенденции: «Первая — это использование „традиционной“ периферии или выпуск ее аналогов, оптимизированных для работы именно с мобильными устройствами. Вторая — это создание нового класса продуктов, расширяющих функционал мобильного устройства. Они совсем не похожи на „периферию“ в традиционном понимании, поскольку это зачастую устройства, не имеющие никакого отношения к привычному ИТ-рынку, а призванные сделать жизнь более мобильной и удобной (медицинские устройства, туристические, игровые и т. д.)».

По его мнению, мобильные устройства будет поддерживать вся «традиционная» периферия: «Причем максимально стремясь к „прозрачности“ и бесшовности соединения — иначе какая это мобильность, если для того чтобы распечатать что-нибудь „здесь и сейчас“, необходимо устанавливать приложения или драйверы. В ближайшее время есть перспективы у агрегирующих устройств, которые позволяют быть единым шлюзом для мобильного аппарата и большого количества периферии (не вся техника поддерживает мобильные изделия). Например, принт-серверы, которые позволяют печатать на разных принтерах, установив только одно приложение на коммуникатор, или Wi-Fi USB-хаб, который позволяет просматривать на iPad и iPhone информацию с любого носителя, подключающегося по USB. И так далее».

«Периферией» для коммуникаторов и планшетов становятся устройства, раньше никак не ассоциировавшиеся у нас с этим понятием. «На сегодня я к своему iPhone могу подключить весы, измеритель давления, термометр, горнолыжные очки, телефонную трубку, видеокамеру, корректор осанки, огромное количество летающих, плавающих и ездящих моделей и т. п. И даже лампочку, — поясняет Алексей Рудым. — И это не просто модно, это чертовски удобно, поскольку избавляет вас от огромного количества базовых блоков с индикаторами и ручками, резко уменьшает количество используемых батареек, позволяет автоматически (это единственно правильный способ!) вести статистику и журналы измерений и просто облегчить свой багаж. Мы в OCS активно изучаем и развиваем это направление, создав целый департамент. Считаем, что у этого бизнеса большое будущее. Но „традиционных“ вендоров на этом рынке будет мало».

Алексей Лысенко, основатель и директор компании «Октодон», также считает, что развитие периферии продолжится в двух направлениях: «Во-первых, новая „обычная“ периферия будет ориентирована в том числе и на мобильные устройства (в качестве примера можно привести поддержку стандартов DLNA современной бытовой электроникой). Во-вторых, получит дальнейшее развитие и специальная мобильная периферия, позволяющая извлечь максимум преимуществ из совокупной мобильности системы, более эстетичного и эффективного совмещения периферии с конкретным устройством или семейством. Такая периферия может совмещать основную функцию со вспомогательными. Например, клавиатура-чехол для планшета является одновременно и средством ввода, и защитным имиджевым аксессуаром».

Оба подхода позволяют решать по сути одни и те же задачи, но периферия, разработанная специально для мобильных устройств, будет более удобна. «Можно провести аналогию с кросс-платформенными приложениями и приложениями, разработанными под конкретную систему, — последние могут обеспечить максимальную эргономику, используя все поддерживаемые конкретной платформой технологии», — добавляет Алексей Лысенко.

Как утверждает Тарас Бажан, менеджер по продуктам компании «Xerox Евразия», в корпоративной среде «предпочитают сочетание этих типов периферийных решений и устройств со смещением акцента в ту или другую сторону в зависимости от поставленных задач». «С одной стороны, среди сотрудников, чьи обязанности тесно связаны с деловыми поездками и работой вне офиса, стабильно растет спрос на „мобильную периферию“, — говорит он. — С другой стороны, компании все чаще нуждаются в интеграции офисной техники с портативными аппаратами сотрудников и облачной средой, чтобы обеспечивать эффективное вовлечение в бизнес-процессы коллег, работающих удаленно. В этом случае используются решения, которые позволяют наладить связь мобильных девайсов с сетевыми компьютерами и МФУ».

Практически все ведущие производители средств печати, выпуская новые модели, предусматривают в них возможность прямой печати с мобильных устройств, эта тенденция уже неоднократно освещалась в CRN/RE.

«Практика показывает: что можно без особого труда напечатать или отсканировать документы и фотографии с мобильных устройств с помощью обычных принтеров и МФУ, поддерживающих специальные функции или приложения, — уверен Илья Хохлов, продакт-менеджер представительства компании Epson. — В нашем ассортименте это прежде всего линейка домашних устройств серии Epson Expression Home. Данные модели поддерживают функцию Wi-Fi Direct, которая позволяет печатать напрямую с устройств на базе Android и iOS без использования Wi-Fi-роутера. Кроме того, они поддерживают приложение Epson Connect, которое помимо прямой печати со смартфонов и планшетов позволяет, находясь в поездке, также распечатать документ или фотографию на домашнем принтере: достаточно выйти в Интернет и по e-mail отправить нужные материалы. Данные устройства поддерживают и сервис Google Cloud Print. Таким образом, находясь за тысячи километров, можно пользоваться домашней периферией, не отягощая багаж даже небольшими аппаратами».

Мобильность востребована и в бизнес-печати. Линейка «Фабрика печати Epson» включает несколько моделей, которые поддерживают приложение Epson iPrint для печати с мобильных устройств, работающих на базе iOS и Android. «Среди бизнес-пользователей востребована печать документов в форматах Word, Excel и PowerPoint. Можно также сканировать изображения и сохранять их на мобильном устройстве», — добавляет Илья Хохлов.

В отдельных случаях смартфоны и планшеты и сами могут «превращаться» в своеобразную «периферию» для мобильных пользователей — к примеру, при организации видеоконференций.

«Если до недавнего времени системы ВКС работали главным образом в стационарном режиме, то уже сейчас почти все заказчики, с которыми общается Polycom, высказывают заинтересованность в использовании видеоконференций на мобильных телефонах и планшетах, — утверждает Сергей Хомяков, вице-президент Polycom в России и СНГ. — При этом для того чтобы организовать безопасную видеоконференцию из любого места, не понадобится ничего, кроме мобильного аппарата и специального приложения. Такая „мобильная периферия“, как наушники, микрофон или гарнитура, могут использоваться опционально. Благодаря ряду программ, приложений и дополнительных девайсов мобильный офис может с легкостью стать альтернативой привычному рабочему месту. Так, к примеру, приложение для смартфонов и планшетов Polycom RealPresence Mobile позволяет не только общаться по видео, но и обмениваться контентом».

По мнению Масаши Макино, главы представительства Buffalo Technology в России и СНГ, к «мобильной периферии» можно отнести и некоторые модели NAS и портативных накопителей: «В работе с любыми устройствами хранение данных — ключевой вопрос. Не имея доступа к информации, использовать пикопроекторы, принтеры и прочие решения нет смысла. Применять мобильные устройства в качестве носителя всей информации также невозможно — их емкость ограничена, а в случае сбоя или утраты возможность восстановить данные практически исключена». Как отмечает Масаши Макино, кроме основных функций — хранения и копирования данных — NAS может использоваться как FTP- и принт-сервер: «Специальные приложения позволяют отправить документы на печать через мобильное устройство. Кроме того, с помощью NAS пользователь сможет бэкапить все, вплоть до важных e-mail, приходящих на мобильный. Полезной функцией станет WebAccess — она позволяет получать доступ к NAS с мобильного устройства вне зависимости от местонахождения пользователя. Если, например, находясь в командировке, вам требуется получить немедленный доступ к документу объемом 10 Мб, достаточно настроить эту функцию на вашем мобильном устройстве, чтобы тут же подключиться к системе и просмотреть нужный файл».

Олег Полисадов, исполнительный директор компании «Графитек», считает, что мобильные пользователи во многих случаях вполне могут обойтись и «обычной» периферией. «Однако для этого необходимо не только специальное ПО, но и адаптеры, позволяющие подсоединять мобильные устройства напрямую — например, для показа презентации с планшета на мониторе или телевизоре», — добавляет он.

Такие адаптеры постоянно совершенствуются. К примеру, в сентябре компания Netgear объявила о начале продаж в России беспроводного адаптера Push2TV (PTV300). Это компактное устройство весом всего 48 г позволяет без подключения по HDMI-кабелю выводить на экран телевизора изображение с дисплеев смартфонов, планшетов или ноутбуков вплоть до видео с разрешением 1080p HD и объемным звуком 5.1.

Марина Рожкова, эксперт рынка мобильных гаджетов, отмечает, что возможность подключения мобильных устройств по беспроводному или проводному каналу реализована во многих современных «настольных» моделях проекторов. «При этом существуют и специальные „карманные“ (миниатюрные) аппараты для мобильных устройств, которые разрабатывались именно с прицелом на последние, однако их можно с тем же успехом „заставить“ работать и с ПК, — добавляет она. — Таким образом, собственная „мобильная периферия“ не так уж необходима смартфонам и планшетам, но она есть и в большинстве случаев пригодна для работы с компьютером».

Когда размер и удобство имеют значение...

Если под «мобильной периферией» понимать лишь устройства, разработанные специально для планшетов и смартфонов, то в первую очередь они должны полностью соответствовать названию этой категории.

Борис Эшкинд, генеральный директор ГК DIGIS, подчеркивает, что основная отличительная особенность мобильных устройств — их размер: «Именно „карманный“ размер позволяет говорить об устройстве как о мобильном. Смартфон или планшет можно положить в карман или в сумку и носить с собой. Именно поэтому на рынке есть устойчивый спрос на периферию, которую также можно взять с собой».

«Суть самой мобильности как раз в том, чтобы обходиться без периферийных устройств», — считает Александр Еременко, руководитель проекта Gamelab (дистрибьюторское направление в рамках компании «Бизнес-Фабрика», специализирующееся на поставках оборудования и аксессуаров для игр, музыки и мобильных устройств). Вместе с тем он подчеркивает, что периферия позволяет серьезно расширить функционал либо сделать более удобным использование мобильных устройств: «Ключевое отличие „мобильной периферии“ от „обычной“ в том, что в первом случае мобильность не приносится в жертву функционалу и комфорту».

«Изначально каждому смартфону или планшету предназначалось быть „самостоятельным“, поэтому они имеют сенсорный дисплей, камеры, сетевой модуль, неплохой аккумулятор, динамики и микрофоны, — рассуждает Сергей Данилов, директор компании РОСКО. — „Мобильная периферия“ помогает тем, кому недостаточны или неудобны существующие функции». В качестве примера он приводит беспроводную клавиатуру: «У всех разное представление о том, как должна выглядеть клавиатура, некоторые не могут приспособиться к сенсорной клавиатуре планшета или смартфона, поэтому выбирают беспроводную альтернативу. По своим функциям она полностью идентична сенсорной, встроенной на мобильном устройстве, но многим удобнее набирать текст с помощью клавиш. Подобную аналогию можно провести с любым другим устройством из „мобильной“ категории».

По мнению Кирилла Власова, менеджера по закупкам (товарное направление «Аксессуары и цифровые устройства») компании «Юлмарт», «обычная» периферия не отвечает требованиям мобильности и менее удобна: «Продукты, которые выходят в последнее время, создаются специально для того или иного мобильного девайса и учитывают его особенности. Как пример — выпуск клавиатур для планшетов, которые сейчас набирают популярность в Европе. Они эргономичны, благодаря ним на планшетном компьютере удобно набирать текст, и, кроме того, они снабжают основное устройство дополнительными разъемами. Поэтому мобильная периферия, безусловно, нужна».

Дмитрий Шамаев, менеджер по направлению мобильной периферии представительства ASUS в России, считает, что во многих случаях можно обойтись уже существующей периферией. Для «очень требовательных» пользователей планшетов и смартфонов могут быть актуальны такие типы существующей узкоспециализированной «мобильной периферии» для ноутбуков, как мобильные принтеры, проекторы или сканеры. «А бывает, что планшетам и смартфонам требуется именно „своя“ периферия, — добавляет Дмитрий Шамаев. — Например, внешние аккумуляторные батареи или беспроводная планшетная клавиатура, подключаемая по протоколу Bluetooth. Клавиатуры данного типа особенно актуальны для устройств с ОС MS Windows 8, которые берут в основном специально для работы с офисными приложениями. Например, ASUS выпускает и отдельно продает клавиатуру Transboard для планшета ASUSME400C/ME400Cl».

Дэвид Смартвейт, управляющий партнер компании Leef Technology, считает, что обычной периферии и специальных программных приложений для мобильных устройств часто бывает недостаточно. «Специфика их работы зачастую такова, что без дополнительной „мобильной периферии“ не обойтись, — утверждает он. — При этом чаще всего она должна отвечать ряду требований. Во-первых, это компактность: размеры корпуса, вес должны быть минимальными. Во-вторых, конструкция должна обеспечивать максимально быструю и по возможности простую процедуру установки и подключения при помощи как проводных, так и беспроводных интерфейсов. В-третьих, обязательным условием является возможность эксплуатации при питании от сети и от мобильного устройства. И, наконец, совсем нелишним будет дополнительный уровень защиты от ударов, попадания влаги, пыли и резких перепадов температур. „Обычная“ периферия не всегда соответствует всем этим требованиям».

Периферия или аксессуар?

Какие устройства исходя из вышеперечисленных критериев (в первую очередь — «карманный» размер) можно отнести к «настоящей» «мобильной периферии»? Если рассматривать этот вопрос исходя из продуктовых категорий, представленных на «традиционном» ИТ-рынке, то их не так уж и много: единичные «экзотические» модели мобильных принтеров, сканеров и пикопроекторы.

«„Мобильные“ принтеры вряд ли будут широко востребованы, скорее технологии изготовления обычных аппаратов станут развиваться в сторону лучшего и более простого взаимодействия для печати с мобильных устройств. Уже сейчас многие современные принтеры оснащены функциями Wi-Fi и Air Print-печати», — считает Сергей Данилов.

Действительно, чуть ли не единственным «карманным» фотопринтером, представленным на нашем рынке, можно считать модель LG PocketPhoto PD233 (вес — 212 г). Остальным устройствам печати скорее подходит определение «компактные». Это, конечно, не относится к специализированным принтерам, предназначенным для распечатки чеков, билетов, этикеток и т. п.

Производители устройств hardcopy обращают внимание на мобильные сканеры. «Они незаменимы для работающих „в полях“ сотрудников, у которых часто возникает необходимость сделать электронную копию документа, когда в пределах досягаемости нет офисного оборудования. Благодаря легкости, компактности и функциональности такие аппараты можно брать с собой на любые встречи, сделки и мероприятия», — говорит Тарас Бажан. В качестве примера таких сканеров он называет модели Xerox Mobile Scanner и Xerox Travel Scanner 150: «Они позволяют не только сканировать, но и распознавать документы, отправлять их на электронную почту или в облачные сервисы, а также передавать на другие портативные девайсы по Wi-Fi».

Андрей Антонов, продакт-менеджер представительства Epson, утверждает, что мобильный сканер Epson WorkForce DS-30 — один из самых компактных и легких в своем классе: «Благодаря небольшому весу — всего 325 г — его можно брать с собой в деловые поездки, он без труда поместится в одной сумке с ноутбуком. Подключите сканер к компьютеру и можете приступать к работе».

Еще несколько лет назад был популярен термин «мобильный офис». Как отмечает Борис Эшкинд, это понятие сильно трансформировалось: «Тренд на миниатюризацию персональных устройств существенно повысил мобильность предлагаемых на рынке решений. Пять лет назад мобильный офис представлял собой довольно тяжелый „портфель“, в котором находился ноутбук, небольшой проектор, иногда компактный принтер и т. д. Сейчас же это может быть планшетный компьютер или смартфон, пикопроектор и т. д.». По его словам, основное отличие не только в размере такого «портфеля» (а он стал намного меньше и легче), но и в возможностях автономной работы: «Если раньше без подключения к электропитанию мог работать только ноутбук, то сегодня практические все мобильные периферийные устройства способны работать от аккумуляторов. При этом производители добились серьезного прогресса и в производительности. Еще несколько лет назад карманные проекторы, работающие от аккумуляторов, имели яркость 10–30 лм и были просто забавными гаджетами, непригодными для серьезного коммерческого использования. Сегодня на рынке есть модели, например Vivitek Qumi, которые обеспечивают яркость 500 лм в полностью автономном режиме. Этого вполне достаточно, чтобы проецировать качественное изображение шириной два метра и даже больше — это уже полноценный инструмент для проведения презентаций».

Интересные модели пикопроекторов есть и у компании Aiptek, заключившей в декабре 2012 г. дистрибьюторское соглашение с OCS. Недавно Aiptek представила пикопроекторную приставку для iPhone, которая одевается на аппарат, как чехол. В нее встроен аккумулятор, который может пригодиться и для подзарядки iPhone.

Алексей Рудым считает, что список устройств, относящихся к «мобильной периферии», огромен. Он попробовал разбить его на несколько групп по направлениям:

«Бизнес»: мобильные сканеры, принтеры, пикопроекторы, клавиатуры, манипуляторы, различные виды гарнитур (стационарные и мобильные), торговые терминалы/кредлы, считыватели кредитных карт, принт-серверы, аудиооборудование, камеры, «умные ручки» и т. д.

«Здоровье»: весы, термометры, тонометры, глюкометры, будильники, беби-мониторы, корректоры осанки и т. д.

«Спорт»: спортивные компьютеры, измерители пульса, горнолыжные очки, тренажеры, актив-камеры и т. д.

«Дом/Комфорт»: беспроводные управляемые лампочки, системы умного дома, дистанционные пульты, устройства сопряжения с домашними устройствами (например, Apple TV — телевизор) и т. д.

«Развлечения»: радиоуправляемые модели, устройства управления/джойстики, колонки, детские игры и игрушки.

«Этот список будет постоянно расширяться, поскольку создание мобильной периферии стало прекрасным стартом огромного количества небольших инновационных компаний, — уверен Алексей Рудым. — Правда, и гиганты не остаются в стороне — Philips, например, активно осваивает этот рынок. Да что говорить, если все автомобили Volvo стали периферией для iPhone с появлением системы „Volvo On Call“...».

В компании «Юлмарт» согласны, что устройств, которые можно отнести к «мобильной периферии», становится все больше. «Появляются всевозможные измерители, датчики, акустика с уникальными функциями и другие гаджеты, — говорит Кирилл Власов. — В моем понимании, мобильная периферия — это устройства, которыми вы пользуетесь регулярно, а не время от времени. Не думаю, что обычный человек будет постоянно использовать объектив для смартфона. Нельзя же, например, отнести к компьютерной периферии USB-вентилятор».

А Александр Еременко включает в эту категорию такие, по его словам, «удивительные вещи», как игровые контроллеры, док-станции в виде музыкальных автоматов, мини DJ-пульты и даже музыкальные инструменты, использующие для извлечения звука и обучения iPad.

Многие гаджеты сложно отнести к «традиционному» компьютерному рынку, тем не менее продвижением таких товаров занимаются ИТ-дистрибьюторы. «Например, у нас в ассортименте есть портативные колонки, мобильные сканеры, различные фитнес-девайсы, игрушки, Wi-Fi-весы, мониторы для дистанционного видеонаблюдения и общения с детьми», — говорит Наталья Савицкая, продакт-менеджер департамента «Аксессуары» компании diHouse (входит в группу компаний ЛАНИТ).

Дэвид Смартвейт относит к мобильной периферии продукт LeefBridge, который, по его словам, не имеет аналогов на российском рынке: «Это новое семейство USB-накопителей, позволяющих переносить файлы между компьютерами и мобильными устройствами на базе Android без кабелей, облачных сервисов и Wi-Fi-соединений. Накопитель оснащен разъемом microUSB и полноразмерным разъемом USB для перемещения данных между различными устройствами. В комплекте идет приложение ASTRO для управления файлами».

Дмитрий Шамаев отмечает новый тип периферии — беспроводные зарядки: «Например, у ASUS данный аксессуар появится для второго поколения планшета, разработанного совместно с Google, — Nexus 7 2013 г.».

Марина Рожкова напоминает о внешних аккумуляторах для смартфонов и планшетов: «Они бывают двух типов: первые жестко „пристегиваются“ к задней панели устройства (их особенно много для iPhone), вторые подключаются с помощью кабеля. Если вспомнить стенды компаний на июньской выставке Computex 2013, то окажется, что внешние аккумуляторы стали одним из ключевых трендов рынка аксессуаров для мобильных устройств. Сразу же отмечу, что аксессуары и так называемая мобильная периферия — понятия родственные, если не синонимы».

С этим соглашается Олег Полисадов: «На мой взгляд, аксессуары и есть периферия для мобильных устройств. Их спектр не так уж и велик, однако для продавцов мобильных изделий эта категория важна с точки зрения генерации дополнительной прибыли».

Среди разработчиков «новой периферии» есть и российские фирмы. Например молодая екатеринбургская компания «Октодон» представила инновационную десятипальцевую клавиатуру для ввода текста в мобильные устройства, выполненную в форме съемной крышки к телефонам. Как утверждают разработчики, скорость ввода текста в ней сравнима с полноразмерной традиционной клавиатурой.

«Сейчас мало кто рассматривает смартфон как инструмент для длительной работы с текстом, в то время как его возможностей для решения таких задач вполне достаточно — все ограничено способом ввода, — говорит Алексей Лысенко. — QWERTY-клавиатура принципиально не изменялась со времен появления пишущей машинки, но в последние десятилетия произошел качественный скачок в изменении размеров мобильной электроники — появились карманные устройства, не позволяющие разместить на них полноразмерную десятипальцевую клавиатуру. Пока все производители по инерции используют уменьшенную копию стандартной клавиатуры — она визуально знакома тем, кто знаком с ноутбуком и компьютером. По сути, других преимуществ она не дает». Он отмечает, что для подрастающего поколения нередко первым компьютером становится смартфон: «Для таких пользователей уменьшенная копия QWERTY-клавиатуры не дает никаких преимуществ — ведь они еще не работали с полноразмерной клавиатурой. Поэтому освоение более быстрого и эффективного мобильного способа ввода будет предпочтительно и, поскольку они молоды, — достаточно легко. Я думаю, в ближайшее время понимание этого должно прийти к производителям мобильных устройств и периферии».

Специфика продвижения и маржа

Есть ли какие-то специфические особенности в продвижении товаров, которые можно отнести к «мобильной периферии»? На что стоит обратить внимание компаниям, планирующим заниматься их продажами? Выгодно ли их продавать, какова маржинальность по сравнению с другими категориями ИТ-продуктов?

Игроки уверены, что успех работы в этом сегменте во многом будет зависеть от подготовки персонала компании-продавца.

Представители ASUS считают, что пока еще мало пользователей знает о существовании таких продуктов. «Продавцы должны сообщать покупателю о наличии подобных товаров, когда он приходит за планшетом или смартфоном, выставлять их на витрину рядом с основным продуктом, — говорит Дмитрий Шамаев. — Ведь зачастую прибыль от продажи периферии может существенно перекрывать прибыль от основного продукта. На данный момент мобильная периферия, как и аксессуары в целом, является одним из самых маржинальных направлений на ИТ-рынке».

По мнению Сергея Свинолобова, директора по развитию компании «Edifier Россия», в первую очередь продавцам необходимо донести до потребителя все те преимущества, которые они получат от применения мобильной периферии: «Мобильный телефон — это не только способ общения между людьми, но и средство коммуникации с различными устройствами, призванными сделать жизнь людей комфортнее. Как только потребитель поймет свою выгоду от использования таких устройств, он с удовольствием выстроится за ними в очередь». На его взгляд, маржинальность в данной нише не может быть низкой — это развивающийся рынок: «Маржа упадет только тогда, когда предложение станет избыточным, а это произойдет не скоро».

«В связи с тем, что рынок мобильной периферии быстро растет, для многих дилеров он становится одним из приоритетных направлений деятельности, — считает Михаил Кириченко, директор департамента дистрибуции TP-LINK. — Данный рынок сейчас находится на уровне большинства стандартов фронт- и бэк-маржи, характерных в целом для ИТ-рынка. При этом многое зависит от производителей и их поддержки. Партнеру интереснее концентрироваться на продажах продуктов более лояльных брендов, нежели на производителях, уделяющих меньше внимания им и конечным клиентам».

«Данные продукты идут в качестве дополнения к основному изделию, и покупатели обращают внимание на сферу применения, совместимость, функционал и технические характеристики. Компаниям, которые будут продавать подобные товары, стоит обращать внимание на эти факторы, — считает Юрий Тутов, менеджер по развитию бизнеса компании Plantronics. — Думаю, что помогут и видеоматериалы с примерами практического использования данного оборудования». Гарнитуры Plantronics, по его словам, «отличаются большой маржинальностью, торговать ими выгодно».

По словам Алексея Рудыма, плохое представление о специфике продвижения «мобильной периферии» приводит к тому, что такого рода оборудование «продается в России не так хорошо, как хотелось бы»: «Это тот случай, когда надо „продавать“, а не обслуживать и удовлетворять готовые запросы. Нужны подготовленные менеджеры, готовые вести с клиентами разговор на равных, увлеченные этими продуктами, понимающие их ценность и знающие сферу применения. А для этого менеджеры должны иметь возможность пользоваться этими продуктами, быть в контакте с вендором и дистрибьютором. Такое оборудование сложно продавать, не будучи консультантами по ПО и экосреде, образованной этими продуктами и мобильными устройствами. Наша розница отвыкла от таких методов продажи, сейчас все концентрируются на потоках и оборотах. Так что для региональных компаний, например, это ниша, с которой может начаться новый виток развития». По его мнению, самое главное — эти продукты не должны стоять в коробках на полках, они должны работать: «Цена продуктов достаточно высока, и в массе своей они предназначены для тех сфер, где у нас есть традиционные решения по более низкой „прямой“ цене. Поэтому при лобовом сравнении „термометр традиционный“ и „термометр-гаджет“ последний проигрывает в цене. Но после демонстрации покупатель уже не мучается проблемой выбора. Итак, вертолеты должны летать, машины ездить, термометры и манометры — замерять, весы — взвешивать, а лампочки — зажигаться и гаснуть. И тогда это новая ниша для реселлера, в которой он устанавливает связи с потребителем на совершенно другом качественном уровне».

В интернет-торговле, по мнению Алексея Рудыма, продвижение этих устройств требует других методов: «Это статьи, консультации, форумы, ролики и т. д. И как можно больше интерактивного взаимодействия с пользователем. OCS совместно с партнерами в последнее время много экспериментирует с этими форматами по всей стране».

Он уверен, что маржинальность на «мобильной периферии» значительно выше, чем на «традиционном» канальном ИТ-оборудовании: «Но и методы продажи здесь требуются другие. С другой стороны, коммуникаторы есть сейчас у большинства клиентов, соответственно, расширяя сферу их применения и использования, компания строит более тесные и доверительные отношения с ними. Для продажи „гаджетов“ вам придется разобраться в их жизненных „бизнес-процессах“. А потом туда можно „заносить“ и другие решения».

Олег Полисадов напоминает, что его компания «Графитек» работает исключительно с ретейлерами, и, по его мнению, для них нет более важной задачи, чем увеличение объема продаж аксессуаров: «Эта категория товаров формирует дополнительную прибыль и повышает „средний чек“. Судите сами — ранее ноутбук приносил в оборот компании 15–20 тыс. руб., и даже при небольшой торговой наценке прибыль в денежном выражении составляла тысячи рублей. Теперь представим, что доля продаж ноутбуков в общем обороте падает, а доля продаж планшетов растет. В обороте ретейлер теряет — ведь 7-дюймовый планшет стоит уже менее 3 тыс. руб., при торговой наценке, сравнимой с наценкой на ноутбук. То есть ретейлер зарабатывает в пять раз меньше, чем раньше! Возникает вопрос — чем компенсировать снижение оборота и потерю прибыли? Конечно же — за счет продажи аксессуаров! При правильно построенной ценовой политике и высоком attachmentrate (единовременной продаже аксессуаров с мобильным устройством) ретейлер на аксессуарах может не только компенсировать потерю абсолютной прибыли, но и заработать больше, поскольку маржинальность последних существенно выше, чем собственно устройств. Поэтому, на мой взгляд, перспективы продаж аксессуаров — более чем оптимистичны. Собственно, это одно из немногих направлений, где ретейлеры еще могут заработать. Конечно, это не какая-то новая технология — например, продавцы цифровых фотокамер давно фокусируются на продажах аксессуаров».

«Помимо таких достаточно традиционных вещей, как подробное описание продукта на сайте производителя, тестирование в СМИ и освещение в новостях, необходимо провести тщательное обучение персонала, в чью компетенцию входит общение с покупателями, — считает Дэвид Смартвейт. — Очень полезными будут и видеоматериалы, наглядно демонстрирующие преимущества продукта и области его применения. Компаниям, которые планируют заниматься продажами „мобильной периферии“, следует обратить внимание на то, что существенного увеличения объемов можно добиться за счет продаж мобильных устройств вместе с периферией». Маржинальность этой категории, по его мнению, в целом достаточно высока, но существенно разнится в зависимости от марки продукта, дизайна и совокупности его потребительских характеристик.

«В первую очередь нужно разъяснять, зачем то или иное решение необходимо. Это касается и продавцов, и потребителей. С этой целью организуются различные тренинги, вебинары и конференции. Реализовать, а главное — вызвать интерес к продукту невозможно без понимания его особенностей, характеристик и преимуществ», — уверен Масаши Макино. Маржинальность, по его мнению, зависит от категории продуктов: «Например, существует множество внешних решений для хранения данных, которые также относятся к „мобильной периферии“. Это и устройства NAS, которые поддерживают приложения для iOS, Android и Windows Phone, и внешние накопители, которые прекрасно интегрируются с мобильными устройствами. Однако маржинальность этих решений существенно различается. Для дилеров продажа NAS, безусловно, будет более выгодной».

По мнению Марины Рожковой, «следует делать акцент на объяснении потенциальному покупателю смысла в покупке того или иного „дополнения“»: «Иными словами, давать ответ на вопрос — какие преимущества получит пользователь с приобретением аксессуара. Как показывает практика, разработать и произвести необычную и полезную вещь для смартфона или планшета явно недостаточно — очень важно еще и толково объяснить, для чего она нужна». Для этого, по ее мнению, необходимы серьезные вложения в PR и маркетинг.

«Можно ли считать чехол для смартфона „мобильной периферией“? А наушники? Если да, то продажи этих продуктов весьма выгодны: такие аксессуары разлетаются, как горячие пирожки, — сотнями тысяч. Если же понимать под „мобильной периферией“ исключительно принтеры и пикопроекторы, то заниматься ими невыгодно, ведь это экзотика, необходимая единицам», — считает Марина Рожкова.

По мнению Александра Еременко, компании, планирующие продавать «мобильную периферию», могут столкнуться с определенными рисками: «Во-первых, заранее практически невозможно просчитать спрос. Во-вторых, продвижение периферии гораздо менее эффективно, чем самих мобильных устройств. В-третьих, часто „мобильная периферия“ привязана к определенным моделям, чей срок жизни может оказаться коротким». По его словам, в розничных сетях «мобильная периферия» попадает в категорию «Аксессуары»: «Эта категория славится самыми высокими требованиями по маржинальности и самыми длинными отсрочками, при том, что „мобильная периферия“ пользуется в разы меньшим спросом, чем, например, компьютерная. Все это отрицательно сказывается на прибыли».

В компании diHouse отмечают, что число каналов распространения таких товаров расширяется: «Один и тот же продукт может продаваться как через ИТ-канал, так, к примеру, и через аптечные сети, — говорит Наталья Савицкая. — Скажем, гаджеты Withings: Wi-Fi-весы, Smart Body Analyzer, Smart Baby Monitor, Pulse. Эта категория имеет такую же маржинальность, как и другие ИТ-продукты, но ею надо заниматься отдельно».

«Мобильную периферию легче всего продвигать в сцепке с ноутбуками и планшетами, — уверен Сергей Данилов. — С планшетом можно заодно предложить мобильную клавиатуру, а к ноутбуку — беспроводные мыши. Когда покупатель уже решился на покупку гаджета, логично посоветовать ему приобрести также устройства, которые сделают его жизнь более мобильной и комфортной». По его мнению, этот рынок только начал развиваться, цены здесь еще не «убиты», поэтому здесь можно заработать всем участникам: «Соответственно и маржинальность может быть существенно выше, нежели на рынке ставших уже классическими ИТ-продуктов».

Борис Эшкинд советует тем, кто решил выйти на рынок мобильной периферии, инвестировать только в действительно новые продукты (технологические новинки). Маржинальность, по его мнению, зависит от особенностей того или иного устройства: «Если продукт технологически новый или уникальный, то маржа довольно велика. Если же товар массовый, то она такая же, как и на большинстве ИТ-продуктов».

В компании «Юлмарт» полагают, что специфических особенностей продажи таких устройств нет. «Главное — показать плюсы, которые дает то или иное устройство, его преимущества и возможности», — считает Кирилл Власов. По его оценке, маржинальность в этой категории, как правило, несколько выше, чем у других ИТ-продуктов: «Дилеры в последнее время все больше интересуются мобильной периферией и аксессуарами. Многие производители стали выпускать такие устройства, у других это направление находится в разработке. Подобная активность, безусловно, говорит о том, что заниматься мобильной периферией выгодно».

На какие категории потребителей в основном ориентирована «мобильная периферия»: на домашних пользователей или на бизнес-структуры?

Дмитрий Шамаев, менеджер по направлению мобильной периферии представительства ASUS:

В основном к этой категории относятся люди в возрасте от 12 до 40 лет. Это могут быть и бизнесмены, и студенты, главное, чтобы они были мобильными и проводили много времени в дороге.

Масаши Макино, глава представительства Buffalo Technology в России и СНГ:

На наш взгляд, решения мобильной периферии (особенно устройства категории NAS) преимущественно востребованы ИТ-профессионалами, которые регулярно используют их в своей работе, а также продвинутыми пользователями. Это связано и с мобильным офисом, и с тем, что специалисты в этой области гораздо чаще используют в своей работе все возможности мобильной периферии. Обычные потребители, как правило, не настолько осведомлены об этих решениях, поскольку в меньшей степени в них нуждаются. И здесь очень важно, чтобы именно вендор продемонстрировал все преимущества работы с решениями мобильной периферии. Если мы, например, обращаемся к людям, увлекающимся фотографией, то будем говорить о емкости наших устройств, о возможности ее увеличения, поскольку знаем, как важно для этих людей создание архивов со снимками. Если же мы будем разговаривать с бизнесменами, мы обратим их внимание на возможность удаленного доступа и высокой скорости передачи данных — где бы они ни находились, у них будет возможность сохранить свои файлы и получить доступ к требуемой информации.

Борис Эшкинд, генеральный директор ГК DIGIS:

Я бы выделил несколько категорий потребителей:

  1. Коммивояжеры" — люди, чей бизнес связан с частыми разъездами и презентациями. Это могут быть как индивидуальные предприниматели, так и сотрудники крупных мировых компаний.
  2. «Малый бизнес» — бизнесмены, которые имеют небольшой офис или не имеют его и работают дома.
  3. «Гаджетоманы» — люди, которые покупают все новые гаджеты из любопытства и/или желания иметь все самое новое и современное.
  4. «Дарители» — люди, которые ищут персональный или бизнес-подарок.

Наталья Савицкая, продакт-менеджер департамента «Аксессуары» компании diHouse:

Происходит конвергенция — четкого разделения нет.

Сергей Свинолобов, директор по развитию компании Edifier:

Это два разных воплощения одной и той же идеи — сделать жизнь людей проще, как дома, так и на работе. И нельзя сказать, что в каком-то из аспектов она будет развиваться активнее.

Илья Хохлов, продакт-менеджер представительства компании Epson:

«Мобильность» в той или иной ее форме востребована и среди пользователей домашних устройств, и в офисе. В противном случае линейки устройств не пополнялись бы с такой завидной регулярностью и в том и в другом сегменте.

Ольга Румянцева, PR-менеджер компании Explay:

В основном такая периферия больше ориентирована на домашнее использование. Все-таки офисы в большинстве своем оснащены стационарными моделями и не требуют дополнительной мобильной техники. А вот, к примеру, фрилансерам, людям, часто летающим в командировки или просто по долгу службы проводящим больше времени вне офиса, такая техника — незаменимый помощник.

Александр Еременко, руководитель проекта Gamelab (компания «Бизнес-Фабрика»):

Конечно же, в первую очередь на домашних пользователей. Интеграция в бизнес-структуры — это уже следующая ступень эволюции «мобильной периферии» на рынке.

Дэвид Смартвейт, управляющий партнер компании Leef Technology:

Мобильная периферия ориентирована на всех пользователей, которые предпочитают мобильные устройства, четкого деления тут нет. Современный человек достаточно активен и мобилен, поэтому он пользуется любимыми гаджетами как на отдыхе, так и во время работы.

Алексей Рудым, региональный директор OCS:

Конечно, более широкий ассортимент устройств всегда будет существовать для домашних пользователей. Просто потому, что в итоге периферией для вашего коммуникатора или планшета станет все, что на сегодня имеет малейший базовый блок с микросхемой и способно поделиться хоть какой-то информацией. Мало того, мобильной периферией (в широком смысле) станут устройства, которые раньше нельзя было подключить к чему-то, кроме розетки... Далее, конечно, сложнее будет дать определение «периферии», поскольку к большинству устройств подключение будет беспроводным, а мобильные устройства будут использоваться для управления.

В бизнесе сейчас основная сфера применения мобильной периферии — торговля и логистика. И тут тоже есть простор для развития — от мобильных торговых терминалов до мобильных мест кладовщиков и устройств для мобильной рекламы (яркий пример такой периферии — стойка для iPad, на котором установлен электронный магазин, а стойка сама подъезжает к посетителю на тележке, сделанной по принципу SeagWay). Ну и, естественно, есть путь для развития и в промышленности — в дальнейшем периферией для мобильных устройств, например, будут все типы датчиков.

Юрий Тутов, менеджер по развитию бизнеса компании Plantronics:

На всех, сложно выделить группу, которой повезло больше. На данный момент существует много разных устройств — для бизнеса и для дома, для детей и взрослых, для учителей и для спортсменов, для путешественников и домоседов.

Михаил Кириченко, директор департамента дистрибуции TP-LINK:

Мобильная периферия уже сейчас ориентирована на широкий круг пользователей, при этом сами мобильные устройства становятся все более унифицированными, и, например, одно и то же устройство этого сегмента достаточно легко преобразуется как для нужд домашних пользователей, так и под потребности бизнес-структур.

Тарас Бажан, продакт-менеджер компании «Xerox Евразия»:

«Домашние пользователи» обычно предпочитают стационарное печатное оборудование, а портативные периферийные устройства чаще всего закупают заказчики из корпоративного сегмента. При этом потребности бизнес-структур непрерывно меняются, и нам приходится меняться вместе с ними, разрабатывая решения, которые в полной мере отвечают поставленным задачам. В связи с этим мы уделили особое внимание мобильным сканерам, которые являются незаменимым инструментом для банковских и страховых агентов, выезжающих на место жительства или место работы клиента.

Марина Рожкова, эксперт рынка мобильных гаджетов:

Она ориентирована прежде всего на любителей высоких технологий в целом и мобильных гаджетов в частности. Такие пользователи не ограничиваются покупкой стандартного набора аксессуаров (чехол + пленка на экран) и пытаются подыскать для своего «мобильного друга» что-нибудь необычное. Например, «умные часы» с поддержкой Bluetooth, док-станцию или портативный принтер, позволяющий распечатывать снимки, сделанные с помощью камеры смартфона.

Алексей Лысенко, директор компании «Октодон»:

На самые широкие классы потребителей, в зависимости от вида и назначения периферии. Может происходить увеличение числа домашних пользователей, предпочитающих полную мобильность своего домашнего рабочего места, сходное с наблюдающимся сейчас увеличением числа пользователей, не имеющих стационарного компьютера в принципе. В то же время может увеличиться число предприятий, использующих специализированную мобильную периферию для оптимизации деятельности своих сотрудников.

Сергей Данилов, директор компании РОСКО:

Мобильная периферия, конечно же, больше рассчитана на людей активных, часто путешествующих и стремящихся оставаться на связи каждый день. Такие люди могут быть как среди представителей бизнеса, так и среди фрилансеров и домохозяек. Правильнее будет сегментировать потребителей не по принципу занятости, а по возрасту, доходу и уровню социальной активности.

Кирилл Власов, менеджер по закупкам (товарное направление «Аксессуары и цифровые устройства») компании «Юлмарт»:

Преимущественно на домашних пользователей. Корпоративные клиенты тоже приобретают подобные устройства, но в значительно меньших объемах. Менеджер в офисе вряд ли будет использовать планшет с клавиатурой, если рядом есть настольный компьютер или ноутбук — они лучше подходят для работы.

Востребованы ли эти продукты на российском рынке?

Дмитрий Шамаев, менеджер по направлению мобильной периферии представительства ASUS:

Рынок и число потребителей планшетов и смартфонов растут сумасшедшими темпами. Вместе с ними растет и количество различных видов мобильной периферии, а также спрос на них. Естественно, мобильные принтеры и сканеры все равно останутся чисто нишевыми продуктами, но специализированные клавиатуры, аудио док-станции и особенно внешние аккумуляторы уже пользуются высоким спросом.

Масаши Макино, глава представительства Buffalo Technology в России и СНГ:

Сегодня Россия является одной из наиболее перспективных стран для мобильной индустрии — согласно статистике, она занимает четвертое место в мире по количеству подключенных абонентов. Это связано в том числе и с ростом спроса на мобильные устройства. Стоит отметить и такую тенденцию — сегодня ПК применяется преимущественно для работы, во всех остальных случаях используются смартфоны и планшеты. Кроме того, наблюдается рост объема данных — мобильные устройства поддерживают социальные сети, позволяют делать фото, видео и аудиозаписи, создавать и сохранять документы, использовать почту. Эти факторы привели к увеличению спроса не только на сами смартфоны и планшеты, но и на периферийные решения, способные повысить эффективность мобильных девайсов и расширить их функционал. Наблюдается рост интереса не только к мобильным приложениям, но и к внешним устройствам. Например, в связи с увеличивающимся потоком информации и необходимостью ее хранения особенно востребованными стали системы хранения данных и внешние накопители.

Борис Эшкинд, генеральный директор ГК DIGIS:

Российский рынок давно стал частью мирового рынка, здесь продается большое количество мобильных устройств. А там, где есть спрос на такого рода изделия, есть спрос и на периферию.

Илья Хохлов, продакт-менеджер представительства компании Epson:

Без сомнения. В данном случае компании-производители ориентируются на потребности пользователей, а также на ускоряющийся темп жизни, где «мобильность» становится неотъемлемой частью.

Александр Еременко, руководитель проекта Gamelab (компания «Бизнес-Фабрика»):

Наш рынок все еще находится на ранней стадии «мобилизации». Для многих беспроводное соединение телефона с другими аппаратами по-прежнему является чем-то удивительным, а о том, что можно заряжать смартфон или планшет в дороге при помощи вполне компактной портативной батареи, многие даже не догадываются.

Дэвид Смартвейт, управляющий партнер компании Leef Technology:

На российском рынке мало качественных и инновационных продуктов, которые отвечают требованиям к устройствам «мобильной периферии», но при этом спрос на них достаточно велик. Современный ритм жизни диктует необходимость не только постоянно быть на связи, но и оперировать большим количеством данных вне рабочего места.

Алексей Рудым, региональный директор OCS:

Российский рынок немного отстает от западного. В бизнесе этому мешает законодательство в сфере торговли (электронная торговля в Америке — на порядки более проста), а «карточные» продажи — основной двигатель в мобильной торговле.

А в остальном — эти продукты становятся востребованы сразу, как только вы их продемонстрируете пользователю. Но это другая, уже забытая технология продаж, продвижения. Поэтому наиболее востребованы продукты, укладывающиеся в традиционную схему продаж (клавиатуры, пикопроекторы, гарнитуры и пр.), пик популярности остальных устройств еще впереди.

Юрий Тутов, менеджер по развитию бизнеса компании Plantronics:

Да, конечно! Очевидно, что с ростом популярности мобильного образа жизни пользователи будут обращать все больше внимания на соответствующую периферию, которая сделает работу более продуктивной и удобной.

Михаил Кириченко, директор департамента дистрибуции TP-LINK:

Российский ИТ-рынок немногим отличается от международного, и характерные для последнего тенденции находят свое зеркальное отражение и у нас. Это же касается и такого направления, как мобильная периферия, рост которого в данный момент значительно опережает общую динамику ИТ-рынка. Все большее количество конечных пользователей понимают достоинства мобильных устройств и учатся ими пользоваться.

Марина Рожкова, эксперт рынка мобильных гаджетов:

Если отнести к «мобильной периферии» наушники, внешние аккумуляторы, чехлы, карты памяти и прочие аксессуары, то они, безусловно, востребованы. Более серьезные «дополнения» требуются крайне ограниченному числу пользователей: принтер или мышка нужны каждому 10-тысячному (если не 100-тысячному) обладателю планшетного компьютера или смартфона.

Алексей Лысенко, директор компании «Октодон»:

В этом плане российский рынок существенно не отличается от американского или европейского. Возможно, есть какое-то запаздывание в проникновении технологий, но в итоге решения, удобные и востребованные там, найдут себе дорогу и у нас.

Сергей Данилов, директор компании РОСКО:

На сегодняшний день многие пользователи планшетов покупают себе беспроводные клавиатуры, которые делают более удобным набор текста и работу в Интернете, а также беспроводные мыши, с которыми работа на ноутбуке становится более комфортной. Спрос на подобные устройства медленно, но верно растет. Именно поэтому год назад мы и занялись этим направлением, и на российском рынке появился новый производитель клавиатуры и мышей — Pravix.

Кирилл Власов, менеджер по закупкам (товарное направление «Аксессуары и цифровые устройства») компании «Юлмарт»:

Спрос есть. Самая востребованная мобильная периферия — гарнитуры Bluetooth и громкая связь. На втором месте — клавиатуры. На третьем — принтеры и проекторы. Устройства из последних категорий не сметают с полок, но, если судить по продажам «Юлмарта», стабильный спрос на них есть.

Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития этого направления?

Дмитрий Шамаев, менеджер по направлению мобильной периферии представительства ASUS:

Все зависит от того, как долго будут расти продажи основных продуктов и на каком объеме они остановятся. Сейчас мы наблюдаем многократное увеличение продаж планшетов, мобильная периферия сейчас также активно набирает обороты.

Масаши Макино, глава представительства Buffalo Technology в России и СНГ:

Мобильная периферия — на сегодня одно из наиболее перспективных направлений. По данным на 2012 г., в России было реализовано около 88 млн. мобильных устройств. Такой спрос вызван рядом причин, среди которых — существенное расширение информационного поля. Для многих потребителей мобильное устройство — это не только базовое решение для коммуникаций, но и необходимый атрибут повседневной жизни, использование которого практически безгранично — начиная от создания собственной фотогалереи и заканчивая бизнесом. Само собой, пользователи стремятся постоянно совершенствовать свои устройства, расширять их функционал. Следовательно, развитие рынка мобильных устройств неизменно влечет за собой развитие мобильной периферии. Например, ожидается, что к 2016 г. рынок мобильных приложений для бизнеса вырастет в 20 раз. То же самое касается и производителей периферийных изделий, которые стараются идти в ногу со временем. Сегодня практически всёё, будь то хранилища данных или пикопроекторы, совместимы с платформами iOS, Android и Windows Phone. Производители не только поддерживают их, но и создают собственные приложения для мобильных устройств.

Борис Эшкинд, генеральный директор ГК DIGIS:

На мой взгляд, перспективы развития данного направления отличные, т. к. мобильные устройства постепенно вытесняют стационарные. Мы уже видим, что рост продаж планшетов драматическим образом сказался на рынке ноутбуков, а рынки мобильных устройств и мобильной периферии тесно связаны. Поэтому можно смело делать вывод, что рынок мобильной периферии в ближайшей перспективе будет только расти.

Наталья Савицкая, продакт-менеджер департамента «Аксессуары» компании diHouse:

Это растущий сегмент. Происходит замещение стандартных устройств на мобильные, и периферия переходит на новую ступень развития.

Сергей Свинолобов, директор по развитию компании Edifier:

На мой взгляд, перспективы развития просто колоссальны! В ближайшем будущем, по моему мнению, все устройства, которые мы используем на сегодняшний день, начиная от регулятора температуры воды в домашней ванной и заканчивая принтером на работе, станут мобильной периферией с центром управления в виде телефона.

Илья Хохлов, продакт-менеджер представительства компании Epson:

«Мобильность» — это удобство, а значит, люди будут активно пользоваться такими устройствами и в будущем.

Александр Еременко, руководитель проекта Gamelab (компания «Бизнес-Фабрика»):

Безусловно, «мобильная периферия» — перспективное направление. Оно будет расти. Но рынок должен «созреть», сколько времени для этого потребуется, никому не известно.

Дэвид Смартвейт, управляющий партнер компании Leef Technology:

На мой взгляд, перспективы развития данного направления очевидны. Время не стоит на месте, и новые идеи, новые решения, требуют новых продуктов. Чем уникальнее и функциональнее продукт, тем более он востребован на рынке. В основе стратегии компании Leef лежит простая идея — мы создаем продукцию, которой люди хотят обладать. USB-накопители должны дополнять элегантный внешний вид современных мобильных компьютеров... Люди приобретают некрасивые вещи только тогда, когда у них нет другой альтернативы.

Алексей Рудым, региональный директор OCS:

Перспективы отличные. «Мобильная периферия» проникает по все сферы нашей жизни. Точнее, «мобильной периферией» становятся все привычные для нас продукты. Потому что, по сути, планшет или коммуникатор — это не просто новый тип вычислительного устройства или «суперперсональный» компьютер. Это — потрясающий универсальный управляющий девайс, который благодаря интуитивно понятному интерфейсу способен управлять чем угодно. Осталось только чтобы все, что нас окружает, могло управляться. И все к этому идет. В недалеком времени рассуждать о востребованности «мобильной периферии» будет, наверное, столь же актуально, как обсуждать необходимость пультов дистанционного управления... которых, видимо, не станет... Если бы мы не видели перспектив в этом направлении, разве стала бы OCS им заниматься?:)

Юрий Тутов, менеджер по развитию бизнеса компании Plantronics:

Помню, первые гарнитуры давали возможность только ответить на вызов, сейчас же они управляются голосом, сообщают, кто звонит, работают и в дождь, и в холод. Что будет дальше сказать сложно — скорее всего, изменится дизайн, усовершенствуются технологии работы со звуком, хотя они уже и сейчас далеко ушли, ярким примером является гарнитура Plantronics Voyager Legend. Принтеры же позволяют принять документ на печать с мобильных устройств. Некоторые телевизоры способны принимать потоковое видение со смартфона, а также переключать программы при помощи мобильного устройства. Будущее создается уже сейчас, многие не знают о существовании данных технологий, и то, что мы сейчас наблюдаем, впоследствии станет доступно всем. Перспективы развития огромны, людям под каждый вид деятельности (а, возможно, и под настроение) будет требоваться определенное устройство. Производителям есть над чем думать и куда стремиться. Вполне возможно, что в будущем гарнитура сможет передавать не только звук, но и большое количество других данных, играя роль датчика. При этом информация будет направляться в мобильное устройство, анализироваться и передаваться своему хозяину в виде определенных рекомендательных сообщений, например: «У вас низкое давление, выпейте кофе». А в случае, если человеку станет плохо, она вызовет «скорую» и сообщит координаты. Возможно, посредством распознавания голоса и синхронного перевода будут сняты и лингвистические барьеры.

Михаил Кириченко, директор департамента дистрибуции TP-LINK:

Развитие данного направления выглядит более чем перспективно, так как отвечает многим критериям современного общества: мобильность, многозадачность, легкий доступ к Глобальной сети, масштабируемость и др. Понимая это, уже многие крупнейшие корпорации при диверсификации своего бизнеса значительную часть своих инвестиций отводят мобильной периферии.

Марина Рожкова, эксперт рынка мобильных гаджетов:

Скажу так: у низкоуровневой «мобильной периферии», к которой можно отнести чехлы, наушники, внешние батареи, внешние динамики (аудиосистемы), а в перспективе и «умные часы», перспективы самые радужные. Высокотехнологичные же устройства вроде принтеров и проекторов, которые стоят дороже самого смартфона или планшета, едва ли смогут пользоваться высоким спросом. Это же касается и док-станций для подключения к телевизору: на деле такая опция нужна крайне ограниченному числу пользователей планшетных ПК и смартфонов.

Сергей Данилов, директор компании РОСКО:

Перспективы хорошие, ведь планшетов и суперлегких ноутбуков продается все больше и соответственно растет спрос на периферию к ним. Сейчас эту категорию продуктов по пресловутой матрице БКГ можно отнести к «звездам».

Кирилл Власов, менеджер по закупкам (товарное направление «Аксессуары и цифровые устройства») компании «Юлмарт»:

Если верить аналитикам ряда крупных производителей и дистрибьюторов, то уже в следующем году это направление вырастет в России в два раза. Во многом такие прогнозы основаны на том, что в Англии, Франции и некоторых других европейских странах мобильная периферия пользуется большим спросом, чем у нас, и показывает устойчивый рост продаж.

Также следует отметить, что сейчас к разработке мобильной периферии подключается все больше крупных производителей. И в конце этого года ожидается много интересных новинок. Так что в целом перспективы хорошие.


Версия для печати (без изображений)