В предпоследний день работы выставки «Норвеком» незадолго до закрытия в павильонах «Ленэкспо» появились большие псы, ведомые сотрудниками выставочного объединения: «мягко» и неназойливо участникам намекали, что пора заканчивать работу.

И хотя за оставшийся еще час можно было сделать довольно много (например, переговорить с двумя крупными клиентами), большинство экспонентов поспешило освободить территорию. Не то чтобы собак испугались — выглядели они, несмотря на большие размеры, вполне добродушно. Просто многим участникам выставки не с кем было общаться — потенциальных клиентов в конце дня просто не осталось. Да и далеко не у всех они вообще были. Впрочем, мало кто из участников рассчитывал, что на выставке удастся обзавестись новыми полезными контактами.

Выставочное объединение (ВО) «Рестэк» проводит «Норвеком» уже в 10-й раз, арендуя павильоны у другого петербургского ВО — «Ленэкспо». На открытии выставки 25 февраля первый заместитель министра РФ по связи и информатизации Борис Антонюк отметил, что в этом году юбилей не только у выставки, но и у города, в котором она родилась. Как известно, Петербург в мае отметит свое 300-летие. Ожидается прибытие полусотни правительственных делегаций, и высокие гости, вернее их свита, наверняка будут активно пользоваться услугами местных операторов связи.

Заметное влияние на состав участников и их активность должна была оказать динамика развития петербургского рынка. Статистические данные, характеризующие местную телекоммуникационную отрасль, привел на открытии выставки председатель комитета по информатизации и связи администрации Петербурга Александр Спиридонов: «По предварительным данным, объем услуг связи в Петербурге в прошлом году увеличился на 47%, а объем услуг, предоставляемых населению, — на 62%. Связисты стали одними из основных налогоплательщиков города. Впервые по итогам прошлого года сократилась очередь на установку стационарных телефонов. В 2002 г. также произошел прорыв в сфере сотовой связи. Количество подключенных мобильных телефонов возросло за год в 2,2—2,5 раза и впервые превысило количество абонентов фиксированной связи, а пользователей Интернета стало больше примерно на треть».

Генеральный директор ОАО «Мегафон» Юрий Павленко отметил, что, судя по всему, темпы роста индустрии связи в Северо-Западном регионе выше, чем в среднем по стране.

По словам Бориса Антонюка, связь — самая демонополизированная отрасль российской экономики, потому и рост большой. Большие средства предприятия отрасли расходуют на выставочную деятельность, ведь обратная связь очень важна каждому оператору.

Тем не менее столь бурное развитие никак не отразилось на выставке «Норвеком-2003». Во всяком случае, на количестве участников и посетителей. Как и в прошлом году, в выставке участвовало около 250 фирм. В основном те компании, которые находятся в Петербурге или имеют здесь представительства.

Одна из возможных причин этого, как ни странно, заключается в монополизации рынка. Хотя не исключено, что на фоне других отраслей связь, действительно, одна из самых демонополизированных, вот только проверить слова Бориса Антонюка невозможно, поскольку апробированных методик определения степени монополизации не существует. Идет укрупнение, с которым конкуренции становится меньше. Правда, нельзя сказать, что этот процесс имеет только негативные последствия.

Треть выставки

Занимаемая выставкой площадь, несмотря на сокращение количества участников, выросла с 9 до 11 тыс. кв. м. Это несоответствие объясняется просто: некоторые компании под свою экспозицию заняли больше места, чем год назад. В их числе холдинг «Телекоминвест», компании, которые в него входят, и его основной акционер — «Северо-Западный Телеком» («СЗТ»).

В прошлом году группа этих компаний построила город «Телеком» на втором этаже самого современного в «Ленэкспо» павильона № 4. Состав группы почти не изменился, но на выставке «Норвеком-2003» она уже представляла не город, а «Страну телекоммуникаций». Компании, связанные с холдингом «Телекоминвест», заняли весь двухэтажный павильон № 4. На первом этаже была представлена экспозиция региональных операторов электросвязи, которые в перспективе войдут в ОАО «Северо-Западный Телеком». На втором поселились фирмы холдинга «Телекоминвест»: Интернет-провайдер, транкинговая и пейджинговая компании, а также операторы сотовой связи.

«Норвеком-2003» — первая выставка, в которой ОАО «СЗТ», участвует как юридическое лицо. Это общество создано на базе ОАО «Петербургская телефонная сеть» с поглощением более мелких телекоммуникационных компаний. Процесс регистрации нового юридического лица завершился в прошлом году, а объединение предприятий продолжается. В рамках программы реструктуризации дочерних предприятий ОАО «Связьинвест» к «Северо-Западному Телекому» планируется присоединить операторов связи Северо-Западного федерального округа: «Артелеком», «Электросвязь» Республики Карелия, «Псковэлектросвязь», «Череповецэлектросвязь», «Электросвязь» Вологодской области, «Мурманэлектросвязь», «Новгородтелеком», «Электросвязь» Калининградской области, а также «Ленсвязь».

На выставке Алексей Шалагин, заместитель генерального директора ОАО «СЗТ» по экономике и финансам, объявил об увеличении инвестиционной программы компании в 2003 г. в 1,5 раза — до 2,5 млрд. руб. Вложения будут направлены на развитие телефонных сетей, построение интеллектуальной сети, а также на создание мультисервисных сетей для предоставления интегрированных услуг.

Монополист, которого боятся

Превращение города «Телеком» в «Страну телекоммуникаций» стало самым знаковым явлением выставки, характеризующим ситуацию на региональном рынке. С этим укрупнением связано и то, что работа некоторых участников на «Норвеком-2003» была, мягко говоря, не очень напряженной.

«А мы ничего и не ждали от выставки. Участвуем только для поддержания имиджа. Все-таки это крупнейшая телекоммуникационная экспозиция на Северо-Западе. Новые контакты? Какие новые контакты могут быть, если мы всех знаем на рынке и нас все знают?! Рынок поделен до Урала. Все решения принимаются в тиши кабинетов. На выставке вряд ли кто-нибудь узнает что-то новое. Наверное, только менеджерам среднего звена, которые не имеют прямого контакта с поставщиками, может быть, интересно пообщаться с нами. Наше участие в выставке «Норвеком» в следующем году под вопросом. «Экспоком» — единственная в России обязательная выставка для телекоммуникационных компаний. Другие таковыми не являются», — считает руководитель компании, пожелавший остаться неназванным.

Это мнение разделяют большинство из опрошенных поставщиков телекоммуникационного оборудования. Правда, только один был настроен столь категорично. Остальные от участия в выставке пока не собираются отказываться. Тем не менее даже высказывая определенное недовольство работой организаторов или комментируя укрупнение «Северо-Западного Телекома», участники предпочли, чтобы их имя и компания не упоминались в прессе. Никто не хочет ссориться с монополистом или руководителями выставочного объединения.

Ценовой порог

Состав участников выставки стабилизировался. Случаи появления новичков, как и отказников, единичны. Поэтому, вероятнее всего, в следующем году массового оттока участников не будет.

Значительный рост также маловероятен. Крупные компании уже охвачены, а для средних и небольших фирм плата за участие в «Норвекоме» слишком высока. Во всяком случае, в соотношении с ожидаемой отдачей.

«Наша фирма существует почти три года, но только в этом году мы решили участвовать в «Норвекоме». Все-таки это достаточно дорогое дело для небольшой компании. Новых контактов, с которыми связываем какие-то ожидания, не было. Впрочем, на них не очень и рассчитывали. Мы и так знаем всех потенциальных клиентов. Наше участие — это имиджевая акция», — говорит Владислав Кабинетский, генеральный директор компании «Вилком СПб».

Неплохо идут дела у «Зебры Телеком». На петербургском рынке она заметна благодаря маркетинговой активности. Однако эта компания решила обойтись без собственного стенда на «Норвекоме». Судя по всему, фактор стоимости аренды выставочной площади сыграл не последнюю роль.

Тем не менее эффект присутствия на выставке «Зебре» удалось создать. По одному из павильонов прохаживались девушки и юноши в полосатых костюмах. Некоторые из них раздавали посетителям буклеты компании. А что еще нужно? «Зебру» видели, потенциальные клиенты получили информацию об ее услугах. Наконец, компания имела свой столик... хотя и на чужом стенде.

И все-таки «Норвеком» — это выставка, в которой участвуют не только ради имиджа. Отдельные компании решали и другие, более прагматичные задачи. Они демонстрировали новинки (правда, таких было не очень много), объявляли о новых инициативах и программах.

На прошлогоднем «Норвекоме» некоторые фирмы оказались рядом с «МТС» и работать по соседству с этой компанией было почти невозможно. В этом году организаторы выставки разместили «шумных» участников отдельно от тех, которые предпочитали тишину.

Незавершенное расселение

Однако не всем экспонентам повезло с тишиной. В «Норвекоме» участвует две группы компаний. Одна ориентирована, прежде всего, на массового клиента, на которого надо воздействовать децибелами, полуобнаженными девицами и различными шумными акциями. Вторая работает с корпоративными заказчиками: здесь совсем другая аудитория и совсем другие подходы к клиентам.

Организаторам выставки не удалось полностью развести эти группы. Часть поставщиков не поместилась в выделенный для них павильон и оказалась в непосредственной близости со стендом «МТС» и прочих компаний, которые занимались привлечением масс.

Такие участники остались не очень-то довольны. Можно констатировать, что проблема по-прежнему существует, и организаторы не смогли ее решить.

Упомянутая «МТС» также «стояла» не там, где хотела. Этот московский оператор сотовой связи пытался повторить свое прошлогоднее выступление в павильоне № 4. Однако двухэтажный корпус оказался уже занят холдингом «Телекоминвест» и «Северо-Западным Телекомом». Ничего не поделаешь: эти компании были соорганизаторами выставки.

Без взаимных уколов

В прошлом году основная интрига выставки состояла в соперничестве «МТС», которая тогда только вышла на петербургский рынок, и компании «Северо-Западный GSM», входящей в холдинг «Телекоминвест». Стенды обеих компаний-операторов разделял только эскалатор на второй этаж павильона № 4. Битва двух гигантов, которая с рекламы переместилась на выставку, привлекла дополнительных посетителей.

На этот раз многое изменилось. «Северо-Западный GSM» теперь является подразделением федерального сотового оператора «МегаФон». Но главное — прежней остроты соперничества уже не было. Двух конкурирующих операторов организаторы расселили по разным павильонам. К тому же у них теперь нет острой необходимости биться за клиентов. Ситуация на рынке определилась — каждый из операторов стандарта GSM занял свое место. Стремительное падение тарифов уже давно приостановилось. Со стабилизацией ценовой политики компаний снизились темпы прироста количества абонентов. У «МТС» к началу выставки было в Петербурге примерно 500—600 тыс. абонентов, а у «МегаФона» — около 1,5 млн. Рынок поделен. Серьезных конкурентов у двух крупнейших операторов в Петербурге пока нет, хотя лицензии на предоставление услуг сотовой связи имеют еще три компании.

Одна из них — «Дельта Телеком». Она (в группе компаний холдинга «Телекоминвест») впервые выступала на выставке как оператор стандарта CDMA-450. «Дельта» построила и начала коммерческую эксплуатацию сети, которая продвигается под маркой Sky Link. В перспективе этот оператор планирует предоставлять услуги связи в стандарте CDMA-450 в Новгородской, Псковской, Ленинградской областях и Республике Карелия.

Соответствующие лицензии для работы на этих территориях уже получены. Компания планирует получить лицензию на предоставление услуг и в Мурманской области. В Петербурге «Дельта Телеком» имеет 60 базовых станций. К концу года их количество должно удвоиться.

Планы развития, как видно, налицо, но массового подключения к сети Sky Link пока нет. Виктор Устюжанин, генеральный директор ЗАО «Дельта Телеком», объясняет это тем, что у стандарта CDMA недостаточно широкая линейка мобильных телефонов. Однако проблема, судя по всему, серьезнее. Даже в более богатых странах не так уж много людей, которые никак не могут обойтись без сотовой связи третьего поколения. Очень незначительное количество пользователей нуждается в доступе в Интернет, находясь в пути. Большинству достаточно иметь доступ в Сеть из дома или офиса.

«Во всем мире инвестиции в связь третьего поколения составили 100—135 млрд. долл. Нужно вложить еще столько же. Однако банки не хотят кредитовать проекты, поскольку котировки акций телекоммуникационных компаний падают», — пояснил Юрий Павленко («Мегафон»).

Уже после закрытия выставки из сообщения «ПРАЙМ-ТАСС» стало известно, что холдинг «Телекоминвест» продал принадлежащие ему 33,3% голосующих акций компании «Дельта Телеком». Покупатель — офшорная фирма Telko Overseas, зарегистрированная на Бермудских островах. Кто стоит за этой сделкой и зачем «Телекоминвест» продал акции оператора связи самого современного стандарта — пока не ясно.

Еще два оператора сотовой связи, имеющие лицензии на услуги в Петербурге, в выставке «Норвеком-2003» не участвовали. Им еще рано рекламировать эти услуги — они занимаются строительством в городе собственных сетей. Московская компания «ВымпелКом», которая решила вслед за «МТС» выйти на петербургский рынок, и местный оператор FORA Communications, использующий пока аналоговый стандарт, уже получили лицензии на предоставление услуг в стандарте GSM в Петербурге. Они запустят строящиеся сети в коммерческую эксплуатацию в ближайшие месяцы.

Новая московская экспансия

На фоне относительно спокойных отношений операторов сотовой связи на выставке выделялись сети салонов связи и поставщики аксессуаров для мобильных телефонов.

Особенно заметны были московские компании, которые в настоящее время осуществляют экспансию на петербургский рынок. Это — Dixis и «Бета Линк». Компания «Бета Линк» объявила на выставке о запуске франчайзинговой программы. Фирма Dimanche очень активно продвигала чехлы для мобильных телефонов. А вот компании «Евросеть», которая быстрее других развивает свою сеть салонов связи в Петербурге, на выставке не было видно.

Маркетинговые акции компаний, ориентированных на обслуживание существующих и будущих владельцев сотовых телефонов, пользовались популярностью. Однако на «Норвекоме-2003» немного сократилось количество посетителей — как специалистов, так и обывателей. Это заметили представители компаний, которые не первый раз участвуют в выставке. Некоторые предположили, что «Норвеком-2003» не была должным образом прорекламирована, и большое количество потенциальных посетителей просто не знало о том, что в последних числах февраля в Петербурге проводится специализированная выставка.

«Посетителей, действительно, в этом году чуть меньше, чем в прошлом. Сложно сказать, почему. Рекламы, направленной на целевую аудиторию, было даже больше, чем в прежние годы», — заверила менеджер по маркетингу и рекламе дирекции выставки Наталия Соловьева.

Сокращение количества специалистов связано, судя по всему, с идущим в отрасли процессом укрупнения игроков, а вот отток массового посетителя, скорее всего, объясняется все же его недостаточной информированностью: рекламы выставки, нацеленной на широкий круг пользователей, явно не хватало. Впрочем, поставщики оборудования, участвующие в «Норвекоме», вряд ли обрадовались бы притоку посетителей, которые, как известно, потенциальных заказчиков не представляют, но сметают со стендов все печатные рекламные материалы и изрядно мешают работать.

Похоже, что-то нужно менять, поднимать авторитет выставки. Хотя, возможно, уровень «Норвекома» — это потолок для Петербурга, города, в котором выставочная деятельность, увы, находится в стадии застоя.


Версия для печати (без изображений)