О фабрике печати, борьбе с неоригинальными расходными материалами и особенностях индонезийского трудового кодекса

На острове Ява живут разные крестьяне: ленивые, консерваторы, новаторы. Первые сажают батат, который прекрасно растет сам по себе. Главное не забыть вовремя выкопать... Вторые, несмотря ни на что, в поте лица своего упорно выращивают только рис. И, наконец, третьи следят за рыночной конъюнктурой и культивируют самые дорогостоящие культуры — специи.

Этот рассказ индонезийского экскурсовода во время пресс-тура на фабрику по производству печатной техники PT. Indonesia Epson Industry вызвал у меня любопытные ассоциации. Отношение к собственным расходным материалам у компаний-производителей во многом такое же, как у яванских крестьян к своим агрокультурам. Одни вендоры производят расходные материалы, а дальше — трава не расти! Проблемы использования неоригинальной «расходки» и контрафактной продукции, казалось бы, их волнуют, но вместе с тем не особо напрягают. Вторые с завидным упорством борются с подделками, популярно сообщают о недостатках совместимой и неоригинальной продукции, пугают последствиями перезаправок, одновременно объявляя о бонусах законопослушным продавцам и покупателям. В общем, пытаются применять старую как мир политику кнута и пряника и при этом находятся в постоянной борьбе с окружающей действительностью. Третьи же решили пойти другим путем, изменить ситуацию кардинально. Применить новаторские методы и новые инновационные разработки. Именно по такому пути пошла компания Epson, выпустив на рынок свои «фабрики печати». Идея оказалась до гениальности проста — если людей нельзя заставить покупать только оригинальные расходные материалы, картриджи вообще надо исключить из процесса печати.

Новое семейство бескартриджных струйных устройств с громким названием «Фабрика печати Epson» появилось на российском рынке в 2011 г. Напомним: особенность всех устройств «Фабрики печати Epson» в том, что здесь не используются картриджи, оригинальные чернила Epson заправляются во встроенные емкости из контейнеров по 70 мл. Специальная система блокировки чернил в емкостях позволяет Epson гарантировать безопасную перевозку аппарата и исключить протечку чернил. В 2013 г. конструкция «фабрик» для монохромных устройств М-серии была усовершенствована: емкости для чернил теперь встроены внутри корпуса. В комплект входят два контейнера с пигментными чернилами емкостью по 140 мл каждый, что позволяет распечатать, по оценкам специалистов Epson, до 11 тыс. документов уже со стартового набора чернил.

В августе 2011 г. презентация новых устройств прошла под лозунгом «Epson совершил переворот в печати!». Привыкший к громким маркетинговым заявлениям рынок принял новшество сдержанно. Однако время показало, что «Фабрики печати Epson» сохраняют деньги производителя. Поскольку долгое время компании, производящие печатные устройства, получали основную прибыль за счет продажи расходных материалов, а не техники, неоригинальная «расходка» била вендора по карману. Именно поэтому в тех странах, где такой проблемы нет (США, Канада, Австралия и развитые европейские страны), "фабрики печати" пока не продаются. Там и так все хорошо. Технологическая новинка создавалась специально для того, чтобы можно было изменить бизнес-модель продаж там, где предпочитают экономить на «расходке». Начиная с 2012 г. Epson переходит к модели, согласно которой компания получает доход не только от поставок расходных материалов, но и от продажи устройств. Переходный период должен закончиться в 2014 г., после чего практически всю основную прибыль вендору должна приносить продажа техники.

В России с появлением бескартрижных устройств доля Epson на рынке струйной печати в деньгах выросла на 10% (по данным IDC, в 2011 г. компания занимала 34% рынка, в 2012 г. ее доля выросла до 44%). При этом, хотя доля вендора «в штуках» и упала (поскольку стоимость «Фабрик печати Epson» на 25–30% больше, чем цена аналогичных картрижных устройств), в Epson уверены: самое главное для любой коммерческой компании — прибыль. Времена, когда все производители гнались исключительно «за долей рынка», давно ушли в прошлое. Впрочем, доля «Фабрик печати» в структуре продаж струйных устройств Epson в странах СНГ растет. В 2011 г. она составляла 8%, в 2012 — 43% (66% общего объема продаж печатных устройств Epson формата А4 в деньгах), а в 2013 г. должна достигнуть 74%. Идеальное соотношение, к которому стремится Epson, по словам Ильи Хохлова, продакт-менеджера по струйным устройствам московского представительства Epson Europe B.V., выражается в классической формуле 80:20.

Тот факт, что участники канала заинтересовались «Фабриками печати Epson», косвенно подтверждается тем, что российский офис никаких специальных программ для продвижения этих устройств не предпринимает. По словам Ксении Гордеевой, старшего продакт-менеджера по струйным устройствам и расходным материалам компании Epson Europe B.V., российский офис поставляет «Фабрики печати Epson» в тот же канал, что и остальную технику. При запуске «Фабрики печати» в 2011 г. партнерам, конечно, была предложена специальная стимулирующая маркетинговая программа. Однако Ксения Гордеева подчеркивает, что успех «фабрик» связан не только с усилиями вендора, но и с тем, что новинки действительно понравились конечным пользователям. Впрочем, интерес всех участников канала к этой технике вполне понятен и еще по одной причине — более дорогие устройства продавать выгоднее.

Конечно, Epson — не первой вендор, предложивший рынку бескартриджные устройства. Эксперты указывают, что первые подобные принтеры появились в Китае еще десять лет назад. Однако в компании гордятся тем, что они сумели сертифицировать собственную разработку, добиться устойчивого качества и запустить "Фабрики печати" в массовое производство. Для тех, кто печатает много, фабрики, как утверждают менеджеры Epson, позволяют существенно экономить. Большие объемы печати и более низкая стоимость отпечатков компенсируют довольно высокую цену самих устройств. В Epson поясняют, что себестоимость одного отпечатка А4 цветного принтера Epson составляет 20 коп., а черно-белый документ можно получить за 15 коп. Себестоимость фотографии размером 10?15 без полей не превышает полутора рублей. По словам Ильи Хохлова, при использовании оригинальных расходных материалов стоимость отпечатка лазерного принтера варьируется от 80 коп. до 1,5 руб. Примечательно, что струйные «фабрики» производители по-прежнему сравнивают с лазерными аппаратами. В России (впрочем, так же, как в Индонезии и Китае) компании приходится затрачивать больше усилий на продвижение «фабрик», чем, например, в странах Латинской Америки. Это объясняется тем, что в латиноамериканском регионе не развит рынок лазерной печати. Рассказывая об устройствах, менеджеры компании делают особый акцент на пигментных чернилах, которые позволяют получать отпечаток, качество которого «не хуже, чем на лазерном принтере».

В настоящее время «Фабрики печати Epson» выпускаются на Филиппинах и в Индонезии. Завод по производству печатной техники PT. Indonesia Epson Industry на острове Яве, самом большом и самом густонаселенном острове Индонезии, был открыт в 1994 г. Сначала здесь собирались матричные принтеры, с 2003 г. началась сборка струйных МФУ, в 2010 г. пришло время «Фабрик печати Epson». Для этого корпорация построила цех площадью 65 тыс. м2. Кстати сказать, «Фабрики печати Epson» впервые стали продавать именно в Индонезии (на несколько месяцев раньше, чем в России), сегодня эта страна занимает второе место по продажам «фабрик», уступая лишь Китаю. Россия на третьем месте, однако у нашего офиса есть свой повод для гордости — около 50% всех фотопринтеров Epson L800 продается у нас в стране.

Яванская фабрика Epson расположена в промышленном районе Чикаранг (Cikarang) под Джакартой, где сосредоточена большая часть всех производств. У этого района есть и общее название Jababeka, то есть «японский», поскольку там действительно очень много фабрик компаний из этой страны. Всего в этой промышленной зоне работает более миллиона человек, свободной земли практически не осталось, все занято производственными мощностями. Подобная «скученность» имеет свои неоспоримые преимущества — порядка 25 фабрик, поставщиков Epson, расположены в одном районе. В результате 47% всех производственных транзакций фабрики происходит на территории одного комплекса.

В 2012 г. с конвейера яванской фабрики PT. Indonesia Epson Industry сошло около 6 млн. устройств, что составило почти 40% общего числа принтеров и МФУ компании. На площади 202 тыс. м2 работает более 13 тыс. человек, их усилиями выпускаются практически все актуальные линейки принтеров и МФУ для офиса и дома — Epson Stylus Pro, Epson WorkForce, Epson Expression Home/Photo, а также три модели «Фабрики печати Epson» — Epson L550, L210 и одна из моделей M-серии (остальные изготавливаются на филиппинской фабрике). Более 80% сотрудников работает по контракту, причем количество работников в зависимости от сезона может меняться.

Производство состоит из нескольких этапов. PT. Indonesia Epson Industry получает от поставщиков различные компоненты: электрические, пластиковые и металлические, валы и элементы крепления, двигатели, а также упаковочные материалы. Далее из них собираются сканирующие и печатные механизмы, автопадатчики и электронные платы. Кстати, на яванской фабрике производится до 70% печатающих головок для индонезийских производств Epson. Третий этап включает в себя сборку и упаковку самих печатающих устройств в том виде, в котором их получают покупатели. Вся продукция проходит многоэтапную процедуру проверки, последний раз устройство проверяется уже после того, как его упаковали в коробку: его вновь извлекают из упаковки и тестируют. По официальным данным, брак на предприятии не превышает 1%.

Сегодня на одной из 26 линий завода за одну смену выпускается порядка 960 «Фабрик печати», при этом на сборку одного тратится около часа. Скорость сборки устройства не зависит от модели. Перестроить линию на выпуск другой модели довольно просто. Впрочем, руководство фабрики уверяет, что в случае необходимости переоборудовать производственные линии под сборку «Фабрики печати» можно в течение нескольких часов. Кстати сказать, на втором индонезийском заводе производится гораздо больше «Фабрик печати Epson», это более молодое предприятие, которое в большей степени специализируется именно на бескартриджных моделях.

Руководят производством и контролируют качество продукции японские менеджеры. Так, должность вице-президента PT. Indonesia Epson Industry сейчас занимает Атсуши Сакаи. Ведущие управленцы фабрики проходят стажировку и обучение в Японии. Интересно, что нынешний глава российского офиса вендора господин Ямамото до работы в Москве семь лет руководил офисом в Индонезии.

С одной стороны, яванская фабрика по производству печатной техники похожа на другие аналогичные производства. 8-часовой рабочий день, пятидневная рабочая неделя, две смены, перерыв между ними составляет три-четыре часа. В цехах по производству компонентов работа идет в три смены, поскольку технологический процесс на этих линиях нельзя останавливать. На конвейере трудятся в основном девушки, они более аккуратные и внимательные (по словам женщин) и меньше устают от однообразной деятельности (как уверяют мужчины). Только в Индонезии женщины работают в мусульманских платках. Однако экскурсоводы и другие официальные лица специально подчеркивают: Индонезия — государство светское. Мужчины в цехах тоже есть, но они в основном выполняют различные погрузочные работы. Средняя зарплата рабочих составляет 300 долл., для сравнения средняя зарплата в Джакарте — 800 долл. Впрочем, необходимо подчеркнуть, что в столице вообще получают гораздо больше, чем по стране в целом. В деревнях по-прежнему крестьяне в основном работают за несколько долларов день. Джакарта (как и Москва) — государство в государстве, настоящий город контрастов, в котором хижины соседствуют с пятизвездочными отелями, нет никакого общественного транспорта, кроме автобусов, а средний класс летает на выходные на Бали.

Как и в любой другой стране, здешнее производство имеет и свои отличия. Больше всего поражает то, что по индонезийским законам работать по контракту на одну компанию человек может только три года своей жизни. После этого он должен переходить на другое место. Как в этих условиях делать карьеру, не очень понятно. Впрочем, генеральный директор PT. Indonesia Epson Industry Эмиль Паттивеил уверяет, что обучение нового сотрудника занимает три дня, после чего он (вернее, чаще всего она) становится к конвейеру, а необходимую помощь уже в процессе работы оказывает более опытный коллега. Средний возраст работниц фабрики — 19–20 лет.

По словам руководства PT. Indonesia Epson Industry, 30% всех собранных на предприятии «Фабрик печати Epson» поступает на европейский рынок, а из этого количества, как утверждают сотрудники российского офиса, подавляющее большинство техники поставляется в Россию. Так что вероятность того, что купив «Фабрику печати Epson», российский покупатель получит в качестве бонуса кусочек яванского солнца, кофе, чая, табака и моря, очень велика!


Версия для печати (без изображений)