Аналитическая компания ITResearch объявила результаты исследования ряда сегментов российского рынка

Компьютеры

Общий объем рынка компьютеров в 2002 г. оценивается примерно в 2,9 млн. шт., что в денежном выражении соответствует 1865,5 млн. долл.

Около 92% продаж компьютеров в натуральном выражении приходится на настольные ПК, почти 6% — на ноутбуки и порядка 2% рынка — это серверы на платформе Intel. По сравнению с 2001 г. объем продаж ПК вырос почти на 16%. В сегменте серверов рост составил 28,6%, а ноутбуков было продано на 58% больше, чем годом ранее.

Лидером продаж ПК по итогам 2002 г. (как и годом ранее) является компания «Формоза». При этом доля первой пятерки компаний* — «Аквариус», «Крафтвэй», «Формоза», «Эксимер-ДМ», K-Systems — составила 22,5% продаж настольных компьютеров.

В сегменте серверов лидирует Compaq (в целях сохранения преемственности ежеквартальных отчетов ITResearch в 2002 г. подводила итоги по торговым маркам Compaq и HP раздельно). В первую пятерку производителей серверов вошли «Аквариус», «Крафтвэй», Compaq, IBM и Hewlett-Packard, их суммарный показатель — 52,4% продаж в натуральном выражении.

В сегменте ноутбуков наилучшие результаты у компании Rover Computers; в пятерку лидеров вошли Asustek, Hewlett-Packard, IBM, Rover Computers, Toshiba — на их долю суммарно приходится 72,3% всех продаж.

Мониторы

Общий объем продаж на свободном рынке мониторов составил более 3,1 млн. шт., что превысило показатели 2001 г. на 24%. Прошедший год отмечен активным выходом ЖК-мониторов на массовый рынок, что сопровождалось очень значительной ценовой эрозией почти во всех технологических сегментах. В результате рынок за год оценивается «всего» в 783 млн. долл., что превысило результаты 2001 г. примерно на 20%.

Продолжалось уменьшение доли 15-дюйм ЭЛТ-мониторов, продажи которых по результатам года составили всего 26,5% рынка. В результате доминирующим сегментом стали 17-дюйм ЭЛТ-аппараты, чья доля достигла почти 57%. Однако основной тенденцией прошлого года был взрывной рост продаж ЖК-мониторов, их объем за год более чем утроился, а рыночная доля составила около 14%. Как и ожидалось, продажи 19- и 21(22)-дюйм ЭЛТ-мониторов не увеличились, напротив, их доля продолжала уменьшаться и они окончательно превратились в нишевый товар.

На российском рынке мониторов уверенно лидировала компания Samsung. За ней по-прежнему следовала LG, а на третье место вышел российский брэнд RoverScan. Вместе с тем если учитывать продажи всей компании NMDE (марки NEC и Mitsubishi), то именно она оказывается в тройке лидеров.

ИБП

На рынке ИБП (оценивались продажи только ИБП, без учета продаж сетевых фильтров, дополнительных батарей и аксессуаров) продолжался уверенный рост продаж во всех технологических сегментах. Благодаря этому показатели 2001 г. были превышены на 32%. В итоге в прошлом году преодолен барьер в один миллион проданных устройств, в денежном выражении объем продаж составил почти 170 млн. долл.

Продолжал уверенно расти сегмент line-interactive-ИБП, доля которых превысила 66% рынка, доля off-line-ИБП уменьшилась до 32%, а продажи on-line-устройств составили 1,7%. В последнем сегменте наиболее быстрорастущими подсегментами являются «легкие» on-line-ИБП (мощностью до 3 кВА), а также модульные системы.

Несмотря на крайне обострившуюся конкуренцию, компании APC до сих пор удается контролировать около 60% рынка в денежном выражении. Основными конкурентами устройств APC на массовом рынке являются ИБП под торговыми марками Powercom и Powerman. На рынке «тяжелых» решений наряду с APC традиционно сильны позиции Chloride, GE DE, Invensys Powerware, Liebert-Hiross, MGE
и Neuhaus.

Компьютеры

Общий объем рынка компьютеров в 2002 г. оценивается примерно в 2,9 млн. шт., что в денежном выражении соответствует 1865,5 млн. долл.

Около 92% продаж компьютеров в натуральном выражении приходится на настольные ПК, почти 6% — на ноутбуки и порядка 2% рынка — это серверы на платформе Intel. По сравнению с 2001 г. объем продаж ПК вырос почти на 16%. В сегменте серверов рост составил 28,6%, а ноутбуков было продано на 58% больше, чем годом ранее.

Лидером продаж ПК по итогам 2002 г. (как и годом ранее) является компания «Формоза». При этом доля первой пятерки* компаний — «Аквариус», «Крафтвэй», «Формоза», «Эксимер-ДМ», K-Systems — составила 22,5% продаж настольных компьютеров.

В сегменте серверов лидирует Compaq (в целях сохранения преемственности ежеквартальных отчетов ITResearch в 2002 г. подводила итоги по торговым маркам Compaq и HP раздельно). В первую пятерку производителей серверов вошли «Аквариус», «Крафтвэй», Compaq, IBM и Hewlett-Packard, их суммарный показатель — 52,4% продаж в натуральном выражении.

В сегменте ноутбуков наилучшие результаты у компании Rover Computers; в пятерку лидеров вошли Asustek, Hewlett-Packard, IBM, Rover Computers, Toshiba — на их долю суммарно приходится 72,3% всех продаж.

Мониторы

Общий объем продаж на свободном рынке мониторов составил более 3,1 млн. шт., что превысило показатели 2001 г. на 24%. На этом рынке 2002 г. прошел под знаком активного выхода ЖК-мониторов на массовый рынок, что сопровождалось очень значительной ценовой эрозией почти во всех технологических сегментах. В результате рынок за год оценивается «всего» в 783 млн. долл., что превысило результаты 2001 г. примерно на 20%.

Продолжалось уменьшение доли 15-дюйм ЭЛТ-мониторов, продажи которых по результатам года составили всего 26,5% рынка. В результате доминирующим сегментом стали 17-дюйм ЭЛТ-аппараты, чья доля достигла почти 57%. Однако основной тенденцией прошлого года был взрывной рост продаж ЖК-мониторов, их объем за год более чем утроился, а рыночная доля составила около 14%. Как и ожидалось, продажи 19- и 21(22)-дюйм ЭЛТ-мониторов не увеличились, напротив, их доля продолжала уменьшаться и они окончательно превратились в нишевый товар.

На российском рынке мониторов уверенно лидировала компания Samsung. За ней по-прежнему следовала LG, а на третье место вышел российский брэнд RoverScan. Вместе с тем если учитывать продажи всей компании NMDE (марки NEC и Mitsubishi), то именно она оказывается в тройке лидеров.

ИБП

На рынке ИБП (оценивались продажи только ИБП, без учета продаж сетевых фильтров, дополнительных батарей и аксессуаров) продолжался уверенный рост продаж во всех технологических сегментах. Благодаря этому показатели 2001 г. были превышены на 32%. В итоге в прошлом году был преодолен барьер в один миллион проданных устройств, в денежном выражении объем продаж составил почти 170 млн. долл.

Продолжал уверенно расти сегмент line-interactive-ИБП, доля которых превысила 66% рынка, доля off-line-ИБП уменьшилась до 32%, а продажи on-line-устройств составили 1,7%. В последнем сегменте наиболее быстрорастущими подсегментами являются «легкие» on-line-ИБП (мощностью до 3 кВА), а также модульные системы.

Несмотря на крайне обострившуюся конкуренцию, компании APC до сих пор удается контролировать около 60% рынка в денежном выражении. Основными конкурентами устройств APC на массовом рынке являются ИБП под торговыми марками Powercom и Powerman. На рынке «тяжелых» решений наряду с APC традиционно сильны позиции Chloride, GE DE, Invensys Powerware, Liebert-Hiross, MGE и Neuhaus.

Презентационное оборудование

Для обоих ключевых сегментов рынка презентационного оборудования — мультимедийных видеопроекторов (MMP) и плазменных дисплеев (PDP) — 2002 г. был периодом бурного роста, который сопровождался значительными изменениями структуры товарного предложения и долей вендоров.

За год «регулярный» рынок MMP составил почти 14 тыс. устройств, что превысило показатели предыдущего года примерно на 57%. Кроме того, в течение второго полугодия 2002 г. в рамках тендера «Дети России» в школы страны было поставлено более 6 тыс. MMP, которые в общую цифру не включены, поскольку такие аномальные «выбросы» существенно искажают общую картину.

В прошедшем году на российском рынке MMP по-прежнему доминировали устройства, использующие технологию DLP или LCD, на их совокупную долю приходилось более 99% всего рынка. Из этих двух технологий более популярна LCD — свыше 80% продаж.

Одной из основных тенденций 2002 г. было снижение цен на MMP. Однако ценовая эрозия носила довольно умеренный характер, по-прежнему основной пик продаж приходился на устройства от 2 до 4 тыс. долл.

Вместе с тем быстрыми темпами рос рынок сверхдешевых (стоимостью менее 2000 долл.) проекторов.

Состав лидирующей тройки компаний — InFocus, Panasonic и Sanyo — не претерпел изменений по сравнению с 2001 г. Практически не изменилась и группа их ближайших преследователей (BenQ, Canon, Epson, Hitachi, Mitsubishi, NEC, Sony и Toshiba).

В сегменте PDP год был еще более успешным — продано почти 12,5 тыс. панелей, что превышает показатели предыдущего года почти в 2,5 раза. По темпам роста этот сегмент можно считать одним из наиболее успешных на ИТ-рынке. Около 60% рынка занимают плазменные панели с диагональю 42 дюйма. «Большие» PDP (50 дюймов и выше) имеют довольно стабильную долю, продажи панелей с диагональю менее 40 дюймов растут опережающими темпами. Компании Pioneer, Philips и Panasonic существенно повысили обороты, отобрав значительную долю у еще недавно доминировавшей Fujitsu. Теперь эти четыре компании вместе контролируют около 70% рынка.

Принтеры

За последние два года объем рынка удвоился и в 2002 г. превысил 2 млн. устройств. Особенно быстро росли продажи лазерных принтеров, доля которых увеличилась до 40,7% (в 2001 г. — 35%). Почти весь прирост происходил за счет матричных принтеров, поставки которых сократились в абсолютном выражении на 30%. Доля струйных (53% рынка) осталась на уровне 2001 г. Темпы роста денежного объема рынка (чуть более 450 млн. долл.) заметно снизились до 14,7%.

Опережающий рост сегмента лазерных принтеров в значительной мере определялся повышенным спросом на устройства начального уровня (9—12 стр./мин), которых в 2002 г. было продано почти в три раза больше, чем годом ранее. Больше чем наполовину увеличились продажи цветных лазерных принтеров, чему способствовало появление моделей нижнего ценового класса (от 1000 до 1500 долл.). Лидером остается компания НР. Пятерку ведущих поставщиков в штучном выражении составили компании Canon, Epson, HP, Lexmark и Samsung. Лидеры в денежном выражении Canon, Epson, HP, Samsung и Xerox.

Сканеры

В 2002 г. официальными партнерами вендоров продано 494,1 тыс. устройств на сумму 58,7 млн. долл. (в розничных ценах). По сравнению с 2001 г. это означает рост на 81,9% в штуках и 50,9% в деньгах.

Лидер — компания НР. Первые пять производителей по количеству проданных устройств, на долю которых пришлось около 80% всех сканеров, — это BenQ, Epson, Genius, Hewlett-Packard и Mustek. По объему продаж в денежном выражении — Canon, Epson, Hewlett-Packard, Mustek и Umax.


Версия для печати (без изображений)