Облачные технологии оказались не таким уж иллюзорным делом, как могло показаться года три назад. В отличие от других ярких маркетинговых заходов, таких как SOA, например, идея оказалась востребованной в России самими клиентами уже сейчас. Правда, есть сложности с тем, что отдать и кому. Проблем много: технологических, в том числе неготовность ведущих вендоров делового ПО предоставлять свои продукты на облачных платформах и высокая степень кастомизации большинства корпоративных приложений, организационных, их в первую очередь создают службы безопасности, и экономических. Пока медленно сбываются ожидания по снижению расходов на корпоративные ИТ при переносе их в облака.

Примеров частных корпоративных облаков, то есть решений, которые можно так назвать с большей или меньшей степенью уверенности (виртуализацию основных серверов тоже иногда называют частным облаком), становится все больше. Частные лица, перенося файл в dropbox, уже не задумываются о росте популярности облаков публичных. Но пальму первенства на корпоративном рынке, скорее всего, получат облака гибридные. Строить их, правда, пока никто толком не умеет, если судить по попыткам ИТ-руководителей найти адекватных подрядчиков. Но обе стороны — и клиенты, и провайдеры, учатся этому самым серьезным образом. Только у КРОК, по заявлению Бориса Бобровникова, генерального директора компании, уже более 250 выполненных облачных пилотных проектов, и всех их объединяет требование клиентов кастомизировать решение.

По мнению ИТ-директоров, как только в России появится крупный клиент, который, взвесив риски, реализует масштабный облачный проект, экономическая (прежде всего) результативность которого будет очевидна рынку, массовый спрос не заставит себя ждать. Над тем, чтобы это случилось как можно скорее, неустанно работают все больше «облачных» провайдеров, правда, в основном они занимаются облаками инфраструктурными.

Год назад, по оценке J’son & Partners Consulting, 11 фирм предлагали в России услуги IaaS. Валовая выручка «Ай-Теко», названного J’son & Partners Consulting лидером по IaaS-направлению, составила около 15 млн. долл. Рынок IaaS в целом в РФ за 2012 г. увеличился на 226% (данные J’son & Partners Consulting), годовой рост рынков вторичного хостинга и коммерческих ЦОДов не превысил 30%. В денежном выражении общий объем рынка составил 1,24 млрд. руб., что более чем в три раза превышает аналогичный показатель 2011 г. За год игроков в этом сегменте стало больше.

Руководитель компании «Сервионика» Евгений Щепилов сообщает, что с I по IV квартал минувшего года число клиентов удвоилось, количество задействованных ими сущностей выросло к концу первого полугодия с 3,5 тыс. до 23 тыс., а к концу 2013-го «Сервионика» рассчитывает выйти на уровень 28 тыс. сущностей.

По итогам 2012 г. объем мирового рынка IaaS достиг 30 млрд. евро (в 2011 г. — 21 млрд.). Для российского рынка IaaS аналитики J’son & Partners Consulting прогнозируют рост к 2017 г. до 8 млрд. руб. при среднегодовом темпе 45%. Дальнейшему развитию этого сегмента будут способствовать снижение стоимости облачных сервисов и появление новых услуг.

Позиция вендоров

Ввиду принципиальной зависимости от аппаратных и программных платформ возможности перехода к облачной архитектуре во многом определяются позицией вендоров.

«Предложение для частного, то есть собственного, облака многие компании, особенно крупные, восприняли с большим энтузиазмом. Когда мы вышли на рынок этих решений, публичное облако воспринималось очень настороженно», — вспоминает Николай Прянишников, президент Microsoft в России. Он отмечает, что сейчас эта настороженность уходит, в том числе и в крупных компаниях, где сильно развита собственная инфраструктура, имеется множество унаследованных систем. В первую очередь это связано с тем, полагает он, что уже можно создавать полноценную гибридную информационную среду, сочетающую собственную инфраструктуру и публичное облако Windows Azure. Эта среда управляется с помощью одного инструмента System Center, подчеркивает Прянишников, и в ней решены все вопросы, связанные с идентификацией и т. п., — все это делается на базе Active Directory.

Прянишников приводит такие примеры. «ИФД КапиталЪ» перевел резервный центр обработки данных своего проекта MUZ.RU в Windows Azure. Компания использовала Windows Azure в ходе обновления своего основного ЦОДа, чтобы не прекращать предоставление пользователям сервисов. После обновления основного ЦОДа в компании приняли решение о том, что резервный ЦОД должен быть в Windows Azure. По словам Сергея Сичкаря, члена правления Группы «ИФД КапиталЪ» и директора по ИТ-развитию, «успешный опыт работы c Windows Azure в MUZ.RU убедил нас начать пилотный проект по созданию резервного ЦОДа в облаке и для финансовых сервисов Группы „ИФД КапиталЪ“». Другой пример — группа компаний «Связной», которая перевела почту в Office 365. В числе полученных результатов этот клиент называет освобождение ресурсов собственного ЦОДа и, как итог, повышение производительности критичных бизнес-приложений. «Связной» также использует частное облако, созданное на базе технологий Microsoft, сочетая собственную инфраструктуру и публичные облачные сервисы.

Руководитель направления по стратегическому развитию сервисного бизнеса IBM в России и СНГ Валерий Корниенко отмечает, что интерес корпоративных клиентов к облачным вычислениям нарастает, и выделяет два направления развития: прямые заказчики, в основном крупные корпорации и финансовые организации, которые нацелены на построение «частных облаков», и сервис-провайдеры. В категории сервисов уверенными темпами растут Managed Services, которые предполагают хостинг частных облаков или предоставление облачной среды IBM, отмечает Корниенко.

Менеджер по разработке ИТ-решений и услуг Fujitsu Анатолий Третьяков отмечает, что интересы заказчиков смещаются к проектам с существенной сервисной составляющей. Вместо простой закупки оборудования заметную часть составляют именно решения и услуги по организации облачных инфраструктур. Портфель Fujitsu в области услуг и облачных предложений существенно изменился за прошедшие несколько лет, подчеркивает Третьяков. Если раньше на российском рынке процентное соотношение товаров и услуг было примерно 25:1, то теперь уже 10:1, а в ближайшие год-два станет 5(3):1 (оптимистичные прогнозы). И все это, отмечает Третьяков, за счет увеличения доли комплексных решений с существенной частью профессиональных услуг и услуг по поддержке и сопровождению. В основном это Iaas из центров обработки данных Fujitsu, решения для создания частных облаков, «облачная интеграция», VDI, строительство гибридных моделей, услуги по оценке текущей инфраструктуры и возможностей оптимизации, виртуализация и т. д.

Уже заметен, полагает Третьяков, рост «доверия» к европейским ЦОДам. Еще год назад в связи с нашумевшими законами о защите и обработке персональных данных практически все отрицали любую возможность использования публичных облаков за рубежом. Сейчас уже сложилось правильное понимание этого закона и необходимое доверие к услугам надежных сертифицированных инфраструктурных площадок в европейском и азиатском регионах.

Меняются и отношения с партнерами. Это выражается в увеличившемся объеме оказываемых услуг, тесной совместной работе экспертов вендора по проектам, причем часто эта работа начинается еще на стадии подготовки предложений и создании решений. Если раньше ключевым фактором одобрения проекта была величина скидок и цена закупки (ценовая конкуренция), то теперь на первый план вышли такие параметры, как снижение полной стоимости владения и стимулирование развития бизнеса (функциональность и инновации), отмечает Анатолий Третьяков.

Развитие ИТ-бизнеса напрямую связывают с вложением средств в «третью платформу», то есть в мобильные устройства, приложения для них, социальные сети и облачные технологии, утверждает Сергей Васюк, глава представительства D-Link Russia. Он напоминает, что еще в 2010 г. этот вендор первым в отрасли предложил ориентированный на неспециалиста облачный сервис mydlink, интегрирующий в единую систему облачные IP-камеры, маршрутизаторы, сетевые хранилища и видеорегистраторы D-Link. За прошедшее время был разработан ряд приложений для работы с сервисом с мобильных устройств на платформах iOS, Android, Windows Phone. «Наш облачный сервис развивался от уровня конечных пользователей и микробизнеса в направлении более „тяжелых“ решений для видеонаблюдения и мониторинга, ориентированных на компании с ограниченным ИТ-бюджетом», — говорит Васюк. С mydlink работает уже более миллиона зарегистрированных пользователей, и производитель учитывает это при выпуске нового оборудования. В начале 2012 г. в линейке продуктов с поддержкой облачного сервиса mydlink было пять моделей, а сегодня их уже более 20, отмечает Васюк. Главный результат — рост продаж: «За первое полугодие 2013 г. реализовано практически столько же единиц облачного оборудования, сколько за весь 2012 г.».

Глава представительства VMware в России и СНГ Александр Василенко приводит данные IDC: совокупный рынок облачных услуг в 2012 г. в России вырос более чем на 70%. В бизнесе VMware он выделяет два направления, наиболее востребованные корпоративными клиентами. В первую очередь это решения для построения программно-определяемого центра обработки данных (Software Defined Data Center, SDDC) как дальнейшее развитие облачной идеи. В SDDC виртуализация распространяется на всю инфраструктуру ЦОДа: серверы, хранилища данных, сети, систему безопасности. В результате создается внутреннее частное облако с возможностью масштабирования и управления скоростью обработки приложений, поясняет Василенко.

Для реализации программно-определяемого ЦОДа VMware предлагает использовать новый продукт VMwarevCloudSuite, который включает в себя инструменты по управлению, виртуализации и объединению ресурсов всех систем ЦОДа, а также средства защиты и безопасности. По оценкам VMware, в мире рынок SDDC будет расти на 20% ежегодно, к 2016 г. его объем составит 28 млрд. долл.

Второе направление: сегмент гибридных облачных услуг, который объединяет возможности публичных и частных облаков. В марте 2013 г., напоминает Василенко, VMware стала поставлять собственные инфраструктурные сервисы, представив клиентам сервис vCloudHybridService, работающий по модели «инфраструктура как сервис» (laaS) и построенный на основе VMwarevSphere. С vCloudHybridService заказчики получают возможность расширить ресурсы своих ЦОДов за счет публичного облака. «Рынок гибридных облаков очень большой, сейчас в России мы только в начале пути, и, по нашим оценкам, в ближайшее время гибридные облачные технологии будут внедряться повсеместно», — подчеркивает Александр Василенко.

Все большее число сервис-провайдеров строят публичные облака на платформе VMware, говорит он и поясняет: «Многие из них начинают работать по нашей новой программе VMwareServiceProviderProgram (VSPP). Ее суть заключается в следующем: мы не продаем лицензии заказчикам, а предлагаем арендовать у провайдеров ресурсы виртуальных серверов во внешнем облаке и платить только за это. Сам провайдер также может не покупать лицензий у VMware, а арендовать их и оплачивать исключительно ресурсы, использованные клиентами. Таким образом, программа VSPP, которая развивается в России даже быстрее, чем в мире, способствует активному распространению гибридных облаков».

Василенко отмечает также, что партнеры предлагают клиентам построение частного облака на базе vCloudSuite. Для этого VMware разработала программу CloudCredit, в соответствии с которой заказчики приобретают кредиты и затем выбирают тех провайдеров облачных услуг, у которых они смогут по этим кредитам арендовать необходимые компоненты внешнего облака. Поставщикам решений предоставляется возможность увеличить продажи частных облаков благодаря кредитам на предложение поставщика общедоступных облачных услуг, что позволяет им получать оплату своих услуг авансом.

Это редкое свидетельство того, как вендор предлагает каналу какие-то реальные инструменты «втягивания» клиентов в облака. Последние — серьезная архитектурная трансформация, и настолько же серьезной, видимо, будет трансформация каналов продаж. Пока заметно лишь, что реселлеры, особенно региональные, и не хотят, и не могут переходить к моделям Saas, Iaas, каким-либо формам облачных продаж. Крупные интеграторы, которым мировые аналитики, в том числе Gartner, прочат в ближайшем будущем роль cервис-брокеров (CSB), собирающих клиентские решения из облачных сервисов так, как они сейчас собирают их из вендорского ПО и оборудования, пока ничего подобного в России не делают. Правда, некоторые, например «КОРУС Консалтинг», энергично разрабатывают облачные продукты и сервисы. Другие, как «Ай-Теко», создают собственного облачного провайдера. Но и те и другие не конструируют партнерские каналы, а развивают собственный самодостаточный бизнес.

Возможно, ключевую роль здесь сыграют дистрибьюторы. Абсолютные цифры, характеризующие российский рынок облаков, все еще невелики, напоминает Заур Абуталимов, руководитель проекта, Treolan. «Однако, учитывая стремительное развитие облачных услуг, значительно опережающее рост рынка ИТ-услуг в целом, — говорит он, — мы хорошо осознаем перспективы формирующегося облачного бизнеса и то, как он повлияет на модель работы дистрибьютора. Прежде всего это связано с пониманием важности его роли, которая определяется масштабом деятельности, позволяя взаимодействовать тысячам реселлеров и сотням вендоров».

Как вендоры используют облачные технологии

Fujitsu активно использует облачные сервисы. Анатолий Третьяков рассказывает, как организована работа представительства в России: «У нас в офисе находится только сетевое оборудование для обеспечения безопасного канала с германским ЦОДом, где находятся централизованные серверы электронной почты и CRM-системы на базе частных облаков, SharePoint на базе общих облаков по схеме SaaS. Все клиентские устройства сотрудников Fujitsu также мониторятся и обслуживаются в автоматическом режиме. И эта инфраструктура поддерживает работу около 15 тыс. сотрудников Fujitsu Technology Solutions». Результат, по словам Третьякова, — оптимизация затрат на поддержку и сопровождение. Для обслуживания инфраструктуры и пользователей всего офиса и нескольких представительств в России и СНГ (это более 100 человек) задействован один специалист.

В Microsoft работают над тем, чтобы 80% всех внутренних бизнес-приложений выполнялись в облаке, а оставшиеся 20% — постепенно выводились из эксплуатации. Облака используются для разработки продуктов, что позволяет значительно сократить время разработки и, как результат, вывода продуктов на рынок, одновременно обеспечивая экономию эксплуатационных издержек на 30–40%, в основном за счет организации «облачного» тестирования.

Облако активно используется и для работы собственных проектов, подчеркивает Николай Прянишников: «Мы перевели обучающий видеопортал по современным технологиями TechDays (около 2 тыс. видеодокладов, многие из которых длятся более 30 минут, и презентаций) на Windows Azure. Благодаря этому мы смогли в разы увеличить скорость работы сайта, его надежность, а также обеспечили доступ с мобильных устройств».

В IBM тоже используют облачные сервисы, в том числе основанные на продуктах линейки Lotus. С этой средой работают все сотрудники. В рамках облачной среды организована совместная работа, общение, хранение информации и обмен ею, в облачную среду интегрирована телефония и видеосвязь.

Сергей Васюк рассказывает, как обстоят дела в D-Link: «У компании большое количество региональных офисов в России, представительства по всему миру, необходимо при этом обеспечивать постоянное взаимодействие сотрудников. Естественно, возникла потребность в создании облачного хранилища, оно было сделано на базе свободного продукта ownСloud. Создание хранилища значительно повысило эффективность работы, ускорило процессы согласования по различным проектам. В качестве платформы для построения облачного хостинга виртуальных машин была использована Proxmox Virtual Environment — система виртуализации с открытым исходным кодом. В качестве хранилища образов виртуальных машин выступает сeph — распределенная файловая система. Наши офисы и сотрудники активно используют в своей повседневной работе весь спектр продукции компании с поддержкой облачного сервиса mydlink, в первую очередь IP-камеры, видеорегистраторы (NVR), сетевые хранилища данных (NAS)».

Treolan вплотную подошел к дистрибуции облачных продуктов и сервисов и уже анонсировал проект Treolan Cloud Solutions, запуск которого ожидается в IV квартале 2013 г. Проект включает агрегацию облачных продуктов и сервисов различных поставщиков в одном месте, информационную, маркетинговую и техническую поддержку канала продаж облачных продуктов и решений. Дистрибуция облачных услуг позволит расширить продуктовый портфель компании и даст возможность партнерам заказывать облачные сервисы так же, как раньше они приобретали оборудование и ПО, считает Абуталимов. Он отмечает, что перспективы развития дистрибуции облачных услуг подтверждают и многие крупнейшие зарубежные дистрибьюторы, которые уже несколько лет успешно развивают данное направление. Однако не следует забывать, напоминает он, что при расширении портфеля за счет облачных сервисов дистрибьютору помимо изменений в бизнес-модели предстоит столкнуться и с необходимостью повышения компетенции своих сотрудников в области виртуализации и облачных вычислений. «Сформировать полностью развитый рынок облаков без дистрибьюторов будет крайне затруднительно», — уверен Заур Абуталимов.

Учитывая то, сколько ресурсов компании разных типов могут аккумулировать и вкладывать в развитие, скорее всего, да, без дистрибьюторов дело не обойдется. Компания MONT уже начала разрабатывать это направление в рамках своего проекта «Облакотека».

Достижения провайдеров

При подготовке настоящего обзора была сделана попытка сравнить облачные сервисы тех компаний, которые позиционируют себя как «провайдеров». Не все из них захотели участвовать, увидев конкретные вопросы, например по срокам и перечню услуг. С такой же ситуацией сталкиваются и ИТ-директора, пытаясь перевести в облако какие-либо свои ИТ-сервисы. Такие клиенты часто сетуют на незрелость этого сегмента рынка, неопределенность состава услуг, отсутствие сложившихся практик сравнения. В каждом случае приходится разбираться, что же имел в виду провайдер под той или иной услугой, хотя названия у всех одинаковые. Практически с такой же неразберихи начинался в свое время, лет 10 назад, и рынок ИТ-аутcорсинга. Потребовались годы, чтобы определенный, далеко не весь, спектр сервисных продуктов стал широко известен, сложились общие практики, метрики и ценовые диапазоны.

Однако среди облачных провайдеров уже сейчас многие в состоянии точно описать свое предложение. Свои сервисы представили: Руслан Заединов, заместитель генерального директора, руководитель направления ЦОДов и облачных вычислений компании КРОК; Алексей Бессарабский, руководитель отдела маркетинга «Манго Телеком»; Роман Налепов, руководитель направления «Облачные сервисы» DEPO Computers; Михаил Марголин, генеральный директор компании ENSPACE (группа MAYKOR); Максим Захаренко, генеральный директор компании «Облакотека»; Алексей Черевков, руководитель направления IaaS компании «Сервионика» (ГК «Ай-Теко»).

Облачные направления стартовали. КРОК — апрель 2009 г., «Манго Телеком» — апрель 2011 г., I-Teco Enterprise Cloud — в 2011 г., проект i-Oblako («Ай Теко») — в декабре 2011 г., «Облакотека» — ноябрь 2012 г., DEPO Computers — апрель 2013 г., ENSPACE (группа MAYKOR) — апрель 2013 г., «Ай-Теко», сервис MakeCloud для средних и малых компаний — в апреле 2013 г.

Что продается? В числе стандартных услуг КРОК: аренда виртуальных серверов, дисковых ресурсов, виртуальных сетей. В пакет расширенных услуг может также входить возможность подключения физического оборудования заказчика к ресурсам «Виртуального дата-центра» КРОК; построение гибридных облаков; создание виртуальных рабочих мест; развертывание облачных платформ, катастрофоустойчивость которых обеспечивается миграцией данных с одной площадки на другую в случае сбоев, резервное копирование и восстановление данных.

«Манго Телеком» предлагает софтверные сервисы. Три основных облачных продукта: виртуальная АТС, Центр обработки вызовов (call-центр с дополнительными функциями) и CRM — интегрированы между собой. Каждый продукт позволяет клиентам получить целый спектр сервисов, обеспечивающих коммуникации с клиентами, управление бизнес-процессами, командной работой, повышение персональной продуктивности, доступ к статистике и аналитике, которые объективно характеризуют эффективность работы предприятия. Предоставляются и дополнительные сервисы — виртуальные многоканальные номера, номера 8-800, услуги связи.

Ключевое отличие облачных сервисов DEPO Computers — комплексный бизнес-подход, предоставление готовой инфраструктуры, совокупности инфраструктурных (IaaS) и софтверных (SaaS) сервисов. Основой данного подхода является облачная бизнес-платформа DEPO BPaaS. IaaS- и SaaS-сервисы могут входить в различных конфигурациях как в состав готовой облачной бизнес-платформы, так и предоставляться в качестве отдельных облачных сервисов. IaaS-сервисы реализуются на базе технологий трех гипервизоров: VMware, Microsoft и open source. Пользователь может выбрать наиболее подходящий вариант в соответствии с его потребностями. SaaS-сервисы включают в себя программные продукты ведущих вендоров, в том числе Microsoft, Google, ZenDesk, «1С», amoCRM и др.

ENSPACE позиционирует себя как Iaas-, Paas- и Saas-платформу. «Облакотека» — как интеграционную облачную платформу, включающую IaaS-платформу, реализацию сервисов Windows Azure, дополнительные инфраструктурные сервисы.

Построение виртуальной инфраструктуры, поддержка бизнес-приложений (хостинг сайтов, электронная почта и другие корпоративные приложения, хранение данных), коробочные SaaS-продукты и кастомизированные софтверные прикладные решения — это услуги «Сервионики».

Сколько клиентов и кто они? В облаке КРОК на коммерческой основе размещаются 50 компаний. Почти все они относятся к enterprise-сегменту, в основном это торговые сети и финансовые организации. Часто «Виртуальный дата-центр» используется для тестирования новых услуг. Один региональный банк в облачной среде, предоставляемой КРОК, запустил новый формат интернет-обслуживания клиентов, сократив время реализации проекта с восьми месяцев до трех. А страховая компания «Гефест» на основе облака КРОК обучила персонал работе с корпоративной информационной аналитической системой на базе Oracle BI. Подобная задача встает перед заказчиком нерегулярно, потому использование гибко наращиваемых облачных ресурсов оказалось для «Гефеста» выигрышным решением.

Число активных абонентов продуктов линейки «Манго-Офис» (т. е. тех, кто пользуется ими постоянно) — более 20 тыс. предприятий. Большая часть — малый бизнес, но есть и немало крупных и средних предприятий. Крупнейшие корпоративные пользователи: РИА «РБК», «ЯШМА-Золото» (более 300 магазинов), школа управления «Сколково», сеть кофеен «Кофе Хаус», негосударственные пенсионные фонды («СтальФонд», «Согласие», «Сберегательный»), лидеры рынка скидочных купонов (Biglion, Groupon, BigBuzzy), платежная система QIWI, интернет-магазины «Экспедиция», Sunrise, «Московский дом мебели», «Партком», крупные офлайн-ретейлеры («Мясновъ») и др. Представлены практически все отрасли, но выделяются предприятия, связанные с торговлей и обслуживанием клиентов, а также hi-tech-компании.

У облачного сервиса Depo более 100 клиентов из числа СМБ-компаний, они используют от 5 до 200 рабочих мест. Представлено большинство отраслей экономики.

Услугами ENSPACE пользуется ряд компаний из сферы логистики, медиа, ретейла, ИТ, в основном это крупный и средний бизнес.

Мощности I-Teco Enterprise Cloud используют крупные компании из финансовой сферы, госсектора, телекоммуникаций. Ресурсами enterprise-облака «Ай-Теко» на базе дата-центра «ТрастИнфо» пользуются около 200 клиентов.

MakeCloud — демократичное решение для компаний любой отрасти, а также для частных пользователей: разработчиков и пользователей традиционного хостинга. «Сервионика» выводит на рынок новое решение — «Гибридное облако», в рамках которого клиенты смогут использовать любые элементы обоих сервисов. Также компания продолжает развивать i-Oblako — «витрину облачных сервисов», на которой сегодня представлено около 30 продуктов для переноса в облако таких задач, как управление проектами, совместная работа, электронная почта, аналитика и многое другое.

На платформе «Облакотеки» расположено несколько десятков ИТ-инфраструктур предприятий. Пример, компания «Ретэкс экспертиза», предоставляющая сервисы для ретейла, разместила в «Облакотеке» как свой онлайновый сервис, так и часть инфраструктуры бэк-офиса.

Возможности для партнеров. ENSPACE с партнерами работать не планирует.

КРОК открыт для взаимодействия с партнерами, но пока рынок облачных услуг не так велик, считает Руслан Заединов, чтобы начала работать схема непрямых продаж. Для амбициозных компаний здесь есть самые разные формы партнерства. Например, производителям ПО, желающим распространять свои приложения по подписке, КРОК готов предложить уникальные условия на облачную инфраструктуру.

У «МангоТелеком» есть партнерская программа, специальные опции биллинга и личного кабинета, но доля агентов в продажах небольшая, примерно 3%, т. к. основные маркетинговые усилия сосредоточены на прямых продажах.

Реально работающие партнерские модели пока еще не до конца сформированы, считает Роман Налепов: «Клиент в большинстве случаев всегда стремится работать именно напрямую с провайдером, без дополнительного „прослоечного“ уровня. Мы в пилотном режиме пробуем модели, при которых выделяем партнеру „оптовый“ пул ресурсов — виртуальных или физических — по льготной цене, обеспечивая при этом полное сопровождение партнерского облака».

«Облакотека» — прежде всего платформа для партнеров — ИТ-аутсорсеров, интеграторов, администраторов, которые могут оказывать на этой платформе услуги сопровождения ИТ-инфраструктур. «Для нашей компании партнерская модель распространения услуг приоритетна», — подчеркивает Максим Захаренко, что неудивительно для дистрибьюторского бизнеса. За 2013 г. заключено около 30 партнерских договоров.

У сервиса MakeCloud и для автоматизированных сервисов i-Oblako есть партнерская программа, предусматривающая агентское вознаграждение партнеру при продаже ресурсов сервиса своим клиентам. Размер вознаграждения варьируется от 5 до 20%, в зависимости от конфигурации закупаемых партнером ресурсов.

Партнерская сеть «Сервионики» объединяет более 170 компаний в 83 регионах: от Калининграда до Петропавловска-Камчатского. «Партнерская модель продвижения помогает нам расширять аудиторию сервиса по всей России, мы наращиваем присутствие в регионах и заинтересованы в дальнейшем расширении партнерской сети, — говорит Алексей Черевков. — Привлекательность нашей модели в том, что партнер не несет капитальные затраты: он не закупает „коробочное“ ПО, оборудование. В рамках маркетинговой поддержки мы предоставляем им витрину для доступа клиентов к сервису, с различными возможностями ее брендирования, а также маркетинговые материалы и обучение».

Показатели роста. В 2012 г. облачное направление в КРОК увеличилось в пять раз по сравнению с показателями прошлого года. «Учитывая ненасыщенность рынка, мы рассчитываем на дальнейшую столь же впечатляющую динамику, — говорит Руслан Заединов. — Со временем сложность и масштаб проектов также возрастут. Это предположение подкрепляется нашим же опытом. Еще совсем недавно нам отдавали на откуп некритичные системы, рассчитанные на небольшое число пользователей. Сегодня же мы видим желание заказчиков полностью избавиться от железа, ликвидировать все ИТ-подразделение и оставить локальную площадку, к которой подключаются рабочие места. И масштаб таких компаний немалый — от 1 тыс. пользователей».

Практически весь доход «Манго Телеком» генерируется облачными и сопутствующими (услуги связи, продажа телефонов) сервисами, говорит Алексей Бессарабский. Ежегодный рост доходов составляет 50–70%; по оценкам компании, рост будет продолжаться со скоростью 50% в год. Что до абсолютных цифр, то в сентябре 2013 г. доходы составили примерно 80 млн. руб.

Стратегические планы «Манго Телеком» — расширение продуктового портфеля и функциональных возможностей продуктов. Развитие будет сфокусировано на бизнес-приложениях, которые поддерживают коммуникации и коммуникационно-насыщенные бизнес-процессы, обеспечивающие повышение персональной и командной продуктивности, лучший пользовательский опыт. Второе стратегическое направление — географическая экспансия.

«Мы работаем над укреплением доверия к нам как к провайдеру облачных сервисов, делаем акцент на клиентоориентированности и качестве предлагаемых услуг, — подчеркивает Роман Налепов. — Планируем в следующем году довести общее число клиентов до 600. В соответствии со стратегией развития доля облачных сервисов в общей структуре бизнеса нашей компании через три года должна выйти на отметку 30%».

В стратегии «Облакотеки» на ближайшие годы облачным услугам отведено 100%.

Общая выручка сервисного направления «Ай-Теко» в 2012 г. достигла почти 160 млн. руб., из них 21,5 млн. приходится на сервисы, 70% выручки принесли IaaS-проекты, остальное — SaaS и PaaS. Ожидается, что облачные сервисы будут расти со скоростью 30% в год, в соответствии с общим темпом роста рынка.

* * *

Очевидно, что стратегии провайдеров сильно отличаются, но их планы обстоятельны, долгосрочны и оптимистичны. Фантастики в них, пожалуй, совсем не много. В отличие от многих других товаров и услуг, спрос на которые падает в кризисы и во время экономического застоя, облачный рынок от стагнации может только выиграть. «Кардинальные изменения спроса начнутся, когда экономика предъявит серьезные требования к снижению затрат. Пока бюджеты принципиально не меняются, мы будем жить так же, как раньше», — это мнение ИТ-директора крупной международной компании, ведущей бизнес в России. Он поясняет: «Когда от нас потребовали сократить ИТ-бюджет на 30%, мы сразу написали план перехода на виртуальную платформу и использования тонких клиентов. Описали бизнесу, какие инвестиции понадобятся и какой получится от этого эффект. Именно эти требования формируют спрос на решения вендоров и позицию заказчиков».


Версия для печати (без изображений)