Бизнесу по разработке Web-приложений в России еще предстоит повзрослеть

За последние годы интерес к Интернету (в том числе и как к среде ведения бизнеса) несколько поостыл. Если в конце 90-х говорили о том, что Интернет способен изменить всю нашу жизнь, то сегодня его считают лишь одной из сред общения, потенциал которой изучен не до конца. Тем не менее Интернет продолжает развиваться, совершенствуются средства работы с ним, появляются новые Web-решения.

Насколько реально сегодня построить прибыльный бизнес на разработке Web-приложений?

По мнению Екатерины Ивановой, менеджера по развитию бизнеса компании Actis Systems, стабилизация и рост экономики, ужесточение конкуренции на российском рынке и усложнение «правил игры» повышают актуальность предоставления Web-услуг, а значит, и востребованность Web-приложений. По оценке Ивановой, около 90% крупных компаний тем или иным образом уже «засветились» в Интернете. Средние и мелкие компании, наоборот, не проявляют особого интереса к Сети даже как к маркетинговому инструменту. По мнению технического директора компании «Инкап» Андрея Найченко, это равнодушие объясняется «узостью поля клиентов Web-услуг».

Оценить число компаний, активно использующих Web-приложения, довольно сложно. Ведь под словом «пользоваться» многие понимают лишь наличие Web-сайта. «Нередко ресурсы не обновляются месяцами», — отмечает директор департамента Интернет-проектов компании «РБК СОФТ» Олег Савцов. По его мнению, Web-сайты имеют сегодня большинство компаний, но лишь 5—10% действительно используют их. Андрей Найченко в своих оценках более оптимистичен: среди крупных компаний применяют Web-услуги 20—30%, среди компаний среднего размера — до 10%, среди мелких — не более 3%.

Сергей Королев, руководитель отдела Интернет-технологий компании Luxoft, характеризует обстановку на рынке систем электронной коммерции на основе Web-технологий как «спокойное затишье».

«Компании гораздо более трезво, чем 2—3 года назад, относятся к словосочетанию «Web-услуги», — считает он. — Крупные компании одними из первых пришли к выводу, что Web-решения могут быть только дополнением к их основному бизнесу, а никак не заменой». Тем не менее, по словам Королева, продуманное использование Web-решений приводит к положительным результатам. Так, Luxoft для одного из своих крупнейших клиентов, корпорации Boeing, разработала онлайновый каталог, применение которого должно было оптимизировать ресурсы, расходуемые на создание, печать и распространение огромнейшего каталога услуг Boeing. По словам Королева, клиент этой цели полностью достиг, добившись как сокращения издержек, так и повышения своей привлекательности в глазах покупателей.

Как считает Олег Савцов, одним из следствий подъема российской экономики стал интерес к Web-приложениям со стороны предприятий производственной сферы, особенно металлургических компаний. Кроме того, по наблюдениям Савцова, Web-услуги активно предлагают финансовые и страховые фирмы.

Оживление в этих секторах отмечают и другие эксперты. Все они сходятся во мнении, что наиболее активны в Интернете компании, предоставляющие разнообразные массовые сервисы. В качестве таковых, помимо страховых и финансовых организаций, можно назвать поставщиков любых услуг, а особенно — услуг связи. Андрей Найченко видит возможность выхода Интернет-услуг на массовый рынок именно через телекоммуникационную среду (Wap, SMS, GPRS), поясняя: рост аудитории пользователей мобильной связи значительно превышает рост числа Интернет-пользователей.
Интернет-банкинг, как и Интернет-торговля, по мнению Найченко, не оправдали былых радужных надежд. Развитие Интернет-банкинга до последнего времени тормозилось пробелами в законодательстве, но и теперь ожидать резкого всплеска не стоит.

«Слишком мало клиентов банков готовы воспользоваться этой услугой», — уверен он.
Найченко считает, что предложение Web-услуг в нашей стране ограничено не столько отсутствием интереса, сколько возможностями и инфраструктурой компаний, которые могли бы эти услуги предоставлять. Наиболее широко Web-услуги предлагаются в секторах, так или иначе связанных с ИТ-технологиями (телекоммуникации, ИТ-компании, разработка ПО), которые обеспечивают через Интернет поддержку продаж и послепродажное обслуживание.

Помимо ИТ-сектора отлаженной инфраструктурой для использования Web-услуг обладает сфера образования и обучения.

Сегодня большинство компаний имеют в Интернете Web-сайт 2—3-летней давности, который уже не отвечает современным требованиям. Многие начинают понимать, что сайт не должен быть просто информационным ресурсом. Желательно, чтобы он включал и различные сервисы, например в случае страховой компании калькулятор услуг.

Екатерина Иванова считает, что постепенно все компании приходят к осознанию простого факта: Интернет — это продолжение их привычного бизнеса только новыми средствами.

Говоря о технической стороне разработки Web-приложений, Андрей Найченко отметил, что большинство компаний используют собственные решения. В последнее время намечается тенденция к более широкому применению XML. Сергей Королев отмечает, что в первую очередь Web-сервисы базируются на 3-звенной архитектуре, основанной на серверах приложений (application servers) и языке программирования Java, а также выступающей в более «легком весе» технологии Microsoft.Net. Серьезные разработчики Интернет-решений, по мнению Олега Савцова, одновременно с сайтом предлагают клиенту систему управления контентом (Content Management System, CMS).

Разработчики Web-приложений по-прежнему уверяют клиентов в необходимости своих систем. Большинство видит преимущества Web-решений в снижении затрат на коммуникации и ускорении взаимодействия. «Взаимодействие с клиентами и партнерами, организация бизнес-процессов становятся более быстрыми и четкими, всевозможные транзакции происходят с электронной скоростью, — поясняет Екатерина Иванова. — И это даже без учета маркетинговых преимуществ Интернета, возможности глубоко и подробно информировать все заинтересованные стороны, высокой таргетированности рекламных сообщений и т. д.». Компании, которые не используют возможности Интернета, просто лишаются части активной аудитории, уверен Олег Савцов.

Но клиенты сейчас более осторожны. Андрей Найченко напоминает, что неумелые спекуляции на былом интересе к Интернету привели к отторжению данного подхода у основной массы клиентов. Сегодня, по его мнению, необходимо искать новые формы предложений. «Заказчики не хотят платить за «визитки» в Интернете, поэтому необходимо показать другие возможности Web-технологий, — уверяет Найченко. — Не публикацию информации о компании («наружу»), а получение информации и дополнительных услуг («в компанию»)».

Разработка Интернет-приложений в России до сих пор ассоциируется прежде всего с созданием сайтов и считается не очень серьезным бизнесом. «Вряд ли компания-заказчик обратится в дизайн-студию, чтобы заказать внедрение ERP-системы, так как она понимает, что серьезная автоматизация должна осуществляться профессионалами и наличие дорогостоящих специалистов в такой студии весьма сомнительно, — считает Олег Савцов. — С другой стороны, интеграторы не будут содержать «карманную» студию».
Сегодня размеры бизнеса по разработке Web-приложений не идут ни в какое сравнение с системной интеграцией. «Обороты разработчика Web-приложений на порядок ниже, чем в бизнесе интеграторов, а затрачиваемые усилия аналогичны, — считает Олег Савцов. — Я думаю, интеграторы не будут заниматься этим бизнесом всерьез, и на рынке останется десяток ведущих компаний—разработчиков Web-решений, которые станут основными игроками и поделят между собой значительную часть клиентов».

Екатерина Иванова также уверена, что объединение системной интеграции и разработки Web-приложений нереально. «Специализация сотрудников, занятых в этих областях, структура ведения проектов заметно различаются, — считает она. — Так что в дальнейшем возможно не только выделение каких-либо независимых Web-групп в рамках крупных структур, занимающихся системной интеграцией, но, вероятно, и полное их отделение».

В таком случае наиболее перспективной стратегией должно быть установление устойчивых партнерских отношений между компаниями этих двух секторов ИТ-бизнеса, наподобие тех, которые уже давно существуют между Actis Systems и холдингом ЛАНИТ.

По оценке Андрея Найченко, активное взаимодействие системных интеграторов и поставщиков Web-услуг начнется не ранее чем через три года.


Версия для печати (без изображений)