Группа компаний BenQ, начав в конце 2001 г. работать под новой торговой маркой, заявила о намерении ориентироваться на выпуск продукции для цифрового стиля жизни (Digital Lifestyle). О результатах работы в этом направлении, тенденциях развития отрасли и перспективах на российском рынке рассказывает управляющий директор BenQ Europe Конвей Ли. С ним беседует корреспондент CRN/RE Маринэ Восканян.

CRN/RE: Известно, что в 2002 г. BenQ добилась хороших результатов. В чем причины успеха?

Конвей Ли: Действительно, в 2002 г. рост оборота (5,4 млрд. долл.) BenQ Group (сегодня в ее состав входят 7 компаний) составил 64%. Если говорить о производстве товаров с маркой BenQ, то здесь при обороте 3 млрд. долл. рост составил 50% (в 2001 г. — 2 млрд. долл., план на 2003 г. — 4,1 млрд. долл.). Оборот BenQ Group к 2008 г., по нашим планам, должен вырасти до 12 млрд. долл. Оценивая ситуацию на мировом ИТ-рынке в целом, следует подчеркнуть, что немногие компании показывают такие темпы роста. Мы видим четыре фактора, обеспечившие наш успех. Первый — своевременные инвестиции в производство ЖК-панелей. Второй — стратегически очень верное решение о размещении производственных площадей на территории Китая. Благодаря этому мы значительно снизили стоимость производства, сохранив хороший уровень качества. Третья причина успеха BenQ — инвестиции в индустрию мобильных телефонов. Телефоны BenQ мало распространены в России и Европе (эти регионы не являются для нас целевыми), но на мировом рынке мы занимаем 7-е место. Четвертый фактор — успех на рынке DLP-проекторов, где наша доля сегодня составляет 10%. Мы обратили внимание на эти направления 7—8 лет назад (еще работая под маркой Acer) и тогда же стали активно их развивать.

CRN/RE: Год назад в интервью CRN/RE (№ 8/2002) вы говорили, что тогда соотношение продукции под вашей маркой и OEM-продукции было примерно равное и в BenQ хотели бы сохранить эту ситуацию. Изменилось ли что-то за прошедший год?

К.Л.: Соотношение продукции с брэндом BenQ и OEM сегодня составляет 40:60, а вместе с производством мобильных телефонов 30:70. Никакого конфликта между этими направлениями нет — у каждого свой менеджмент, свои принципы работы, но сегодня BenQ удалось сделать эти направления взаимодополняющими. Думаю, здесь подходит определение, принятое в электронике, — это комплиментарные направления.

Если говорить о рынке ЖК-мониторов и панелей, то, на мой взгляд, со временем все больше преимуществ будут получать компании, имеющие собственное производство.

Сегодня таких производителей становится все меньше, многие компании предпочитают работать с ОЕМ-продукцией. Но, по нашему мнению, свое производство дает больше возможностей для инноваций и позволяет опередить конкурентов.

CRN/RE: Какова сегодня структура производства компании?

К.Л.: Главными продуктами являются ЖК- и ЭЛТ-мониторы. На втором месте производство мобильных телефонов и телекоммуникационного оборудования, на третьем месте — оптические накопители и сканеры, на четвертом — цифровые медиа-устройства (ЖК-телевизоры, проекторы и т. д.).

В 2002 г. доля продукции BenQ на мировом рынке ЖК-мониторов составила 8,2%, ЭЛТ-мониторов — 4,1%, оптических накопителей — 8%, сканеров — 16,8%, мобильных телефонов — 4%, проекторов — 3%.

CRN/RE: Каково соотношение между продажами ЖК- и ЭЛТ-мониторов BenQ и когда можно ожидать «полной победы» первых над вторыми?

К.Л.: В целом в нашей компании это соотношение сегодня составляет 60/40, при этом в Европе — 70/30, а в Азии, в том числе в Китае — 50/50. Сегодня никто не сомневается, что рано или поздно ЭЛТ-мониторы уйдут с рынка, но, когда это случится, прогнозировать сложно. Полное замещение ЭЛТ-мониторов ЖК-мониторами, по мнению специалистов BenQ, произойдет тогда, когда ЖК-монитор будет стоить не более чем в 2 раза дороже ЭЛТ-монитора. ЭЛТ-мониторы останутся только для отдельных видов работ — например, в полиграфии, где нужна точная цветокалибровка.

Сейчас у LG, Samsung, BenQ работают фабрики 5-го поколения по производству ЖК-подложек, из которых «нарезаются» ЖК-панели и экраны. Пока спрос на них опережает предложение, поэтому снижения цены не происходит. Через два года заработают фабрики 6-го поколения и начнется массовое производство ЖК-подложек большего размера, тогда предложение ЖК-мониторов и панелей будет значительно превышать спрос. Однако падения цен, по нашим прогнозам, может и не произойти, поскольку из ЖК-подложек 6-го поколения, больших по размеру, можно будет производить экраны для ЖК-телевизоров среднего и большого размера. Соответственно одни и те же производственные мощности будут работать в том числе и на рынок ЖК-телевизоров, спрос на которые к тому времени, скорее всего, начнет расти. Совокупный спрос на ЖК-телевизоры и ЖК-мониторы вновь, как и сейчас, превысит предложение, что не даст ценам на эту продукцию снижаться. Поэтому есть вероятность, что перепроизводства не будет. А если не произойдет резкого снижения цен на ЖК-мониторы, полного вытеснения ими ЭЛТ-мониторов в такие короткие сроки тоже не случится.

CRN/RE: В каких стратегических направлениях сейчас развивается BenQ?

К.Л.: Безусловно, BenQ эволюционирует. Сначала это была компания, производившая технику для облегчения работы в офисе; сейчас в продуктовой линейке присутствует множество устройств, которые предназначены для цифрового стиля жизни (Digital Lifestyle). К тому же от производства отдельных устройств BenQ переходит к кроссплатформным решениям, подразумевающим многофункциональность и объединяющим функции компьютерной техники, беспроводной связи и бытовой электроники. В качестве примера компаний, уже долгое время работающих в этом направлении, можно назвать Samsung и Sony. Современное устройство или решение для цифрового стиля жизни, по нашему мнению, имеет четыре принципиальные характеристики. Во-первых, оно многофункционально. Во-вторых, обладает особым дизайном, гармонично вписывающимся в современный стиль жизни и создающим этот цифровой стиль. В-третьих, обязательно предусмотрена возможность игр и развлечений (play-able and fun device). И наконец, в-четвертых, оно максимально просто в использовании. Именно на производстве подобных решений мы концентрируем наши усилия сегодня.

Итоги первого года

Как рассказал глава российского представительства BenQ Юрий Студеникин, по продажам мониторов в России в IV квартале 2002 г. BenQ вошла в десятку лидеров, по продажам сканеров — в первую тройку. Сформирована сервисная сеть, единая для всех продуктов и независимая от каналов продаж. Все оборудование, поставляемое по официальным каналам, имеет единый русскоязычный гарантийный талон.

В I квартале 2003 г. по сравнению с IV кварталом 2002 г. продажи ЖК-мониторов в количественном выражении выросли в 2,3 раза. Как считает Юрий Студеникин, скачок обусловлен качеством самих мониторов. По его словам, мониторы BenQ превосходят практически всех конкурентов по важнейшему параметру — времени реакции пикселя, которое составляет 16 мс, в отличие от ставших «стандартными» 25—30 мс.

Существенно вырос бизнес BenQ по цифровым камерам — прирост составил 51% в количественном выражении. «Хотя надо признать, что наша доля на российском рынке цифровых фотокамер еще очень и очень мала», — считает глава представительства.

Продажи сканеров в количественном выражении увеличились на 42%. Продажи оптических накопителей (СD-ROM и СD-RW) в количественном выражении практически не изменились, однако существенно выросла доля CD-RW по сравнению с CD-ROM.

Сегодня у российского представительства BenQ 137 дилеров, из которых 20 наиболее активных. «Наша задача не в том, чтобы постоянно увеличивать количество дилеров, — подчеркивает Студеникин, — а в том, чтобы улучшать взаимодействие с уже имеющимися партнерами и повышать качество работы».

Хотя в центральном офисе BenQ главное внимание обращают на продвижение товаров для цифрового стиля жизни, в России это сейчас актуально только для таких мегаполисов, как Москва и Петербург. По словам Студеникина, соотношение продаж товаров Digital Lifestyle и традиционных товаров ИТ-рынка составляет 20/80. «Основа наших продаж, особенно для регионов, — это стандартные устройства и решения. Но интерес к устройствам для современного цифрового стиля жизни у пользователей растет».


Версия для печати (без изображений)