«А теперь еще и Евробизнес присоединился к Мерлиону, судя по точным слухам. К чему бы это все???»
«Ой, задушат они все мелкие фирмы на этом рынке :(»*

Вот такой диалог состоялся на сайте нашего издания в конце лета 2013 г. Участники обсуждали появившееся 2 августа 2013 г. официальное сообщение компаний Merlion и «Бюрократ», в котором говорилось, что они подписали стратегическое соглашение о слиянии. А спустя два месяца (1 октября) пресс-служба Merlion «подтвердила»: Merlion и EuroBusiness пришли к соглашению о создании стратегического альянса для продвижения персональной, офисной техники и расходных материалов ведущих мировых производителей.

Сказать, что две эти новости «всколыхнули российский ИТ-рынок», нельзя. Процесс укрупнения и глобализации дистрибьюторских компаний начался не вчера, и сейчас уже мало кого удивляет сам факт очередной покупки.

И даже вопрос «кто кого „задушит“ в следующий раз?» сейчас перешел уже в разряд риторических. В принципе, основное, что волнует партнеров второго уровня в момент объявления о подобных сделках: насколько удобнее (или проблематичнее) станет работать с теми продуктовыми линейками, которыми «владел» купленный дистрибьютор?

Практически во всех пресс-релизах, посвященных слиянию-поглощению, обязательно присутствуют заверения, что никому из внешних контрагентов хуже не станет. Вот и в сообщениях пресс-службы Merlion отмечается: «...Компания Merlion становится преемником всех контрактных обязательств „Бюрократа“ как перед поставщиками, так и перед партнерами» (пресс-релиз от 2 августа 2013 г.) и «Управление объединенной компанией возложено на группу Merlion, в составе которой EuroBusiness продолжает исполнять свои контрактные обязательства как перед поставщиками, так и перед партнерами» (пресс-релиз от 1 октября 2013 г.). В правдивости этих слов никто не сомневается, и все-таки «исполнять контрактные обязательства», согласитесь, можно по-разному. Поглощаемые структуры, вливаясь в более крупный бизнес, могут остаться относительно самостоятельной рыночной единицей (как это происходит у некоторых конкурентов Merlion), а могут и раствориться, оставив лишь воспоминания о былых достижениях.

До недавнего времени именно так и происходило со всеми компаниями, которые так или иначе «подписывали соглашения о...» с Merlion.

В истории этого дистрибьютора было несколько слияний. В 1998 г. объединились Elsie, Citilinik и ее дочерняя структура «Деникин», в результате чего появилась Группа компаний Citilink. В 2000 г. она объединила свои активы с компанией Lizard — так образовалась LC-group. В сентябре 2004 г. в состав Merlion (так c 1 января 2004 г. стала называться LC-group) вошло оптово-дистрибьюторское подразделение компании Taisu. Во всех случаях цели слияния были схожие: используя конкурентные преимущества отдельных компаний, получить новые возможности для развития бизнеса и укрепить позиции как на рынке в целом, так и в его отдельных сегментах.

То ли полученные преимущества от синергии оказались очень большими, то ли «притирание» всех частей нового организма происходило не так скоро, но более шести лет Merlion не «покушался» на своих конкурентов, развиваясь и расширяясь за счет внутренних ресурсов (по крайней мере, нам о крупных M&A-сделках неизвестно).

Однако 27 января 2011 г. был подписан «протокол о намерениях по приобретению компанией Merlion дистрибьюторского бизнеса ГК Verysell, известного на рынке под торговой маркой Verysell Distribution». Как отмечалось в информационном письме двух компаний, «данная сделка имеет целью для компании Merlion (дистрибьюторское направление) нарастить VAD-составляющую бизнеса в области Enterprise-решений: как аппаратного, так и софтверного направления». В тот момент многие участники рынка считали, что основные преимущества, которые получает Merlion с приобретением Verysell, — дистрибьюторский контракт с Microsoft и конечно же профессиональная команда, в которой есть сотрудники, обладающие компетенциями, которых у Merlion нет. Чуть позже (в июне 2011 г.) «покупатель» подтвердил эти догадки. В рамках приобретения Verysell Distribution компания Merlion получила в свой портфель 20 прямых вендорских соглашений: Acronis/Parallels, Alcatel-Lucent, Allied Telesis, Eaton, Enterasys Networks, Fujitsu Technology Solutions, Hitachi Data Systems (HDS), Huawei Technologies, Microsoft FG и OEM, NetApp, Nokia Siemens Networks, Oracle, Quest Software, Siemens Enterprise Communications, Symantec, Tripp Lite, Veeam Software, VMware, ZTE. Кроме того, данная сделка позволила Merlion расширить географическое присутствие: дистрибьютор получил в свое управление региональные офисы Verysell Distribution в Брянске, Екатеринбурге, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Самаре и в Казахстане (Алматы).

Так или иначе, но именно эту сделку можно считать началом процесса поглощения Merlion’ом конкурентов «ради контрактов».

Так, 16 апреля 2012 г. стало известно о слиянии с компанией «Аксима» — одним из крупнейших московских дистрибьюторов бытовой техники и электроники. Благодаря этой сделке в дистрибьюторский портфель Merlion добавилась продукция вендоров бытовой техники DeLonghi, Gorenje, Ardo, Electrolux, Hansa, Zanussi, Bosch, Moulinex, Kenwood, BBK, Tefal, а также бытовые устройства Samsung, LG, Philips (ранее у дистрибьютора были контракты с этими производителями только по ИТ-продукции).

23 ноября 2012 г. Merlion объявила о создании стратегического альянса с Digital Machines для продвижения продукции IBM на российском рынке (все линейки серверов — Power, System x и др., а также системы хранения данных).

В период с 2011 по 2013 гг. Merlion сделала еще два «приобретения»: речь идет о компании «Т-партс» (дистрибьютор запчастей) и РДТЕХ (стратегическое партнерство по программным и программно-аппаратным решениям Oracle).

Наконец, в этом году заключены два «взаимовыгодных союза» — с компанией «Бюрократ» и EuroBusiness. В первом случае целью слияния стало «...объединение всех ресурсов и возможностей двух компаний, расширение продуктового портфеля». В результате в портфолио Merlion появились канцелярские товары, изделия из бумаги, офисная мебель, а также деловые аксессуары и подарки для бизнеса.

В случае же с EuroBusiness дистрибьютор пополнил свой портфель решениями компаний Canon и Epson.

Отметим, что во всех случаях руководство Merlion подчеркивало возможность «усилить коллектив командой высококлассных специалистов (поглощенной компании)».

Но если две новые команды не смогут «прижиться», то у партнеров дистрибьютора на первых порах могут возникнуть «некоторые неудобства» в работе с новыми продуктовыми линейками. Пока представители дистрибьютора отказываются комментировать ход «слияний», поэтому нам остается довольствоваться официальными данными из пресс-релизов** и других источников (например, предоставленными Merlion сведениями для «портрета победителя» рейтинга «Лучший российский ИТ-дистрибьютор-2013»). Так, по состоянию на 31 декабря 2012 г. в компании работали 5905 человек, на 1 ноября 2013 г. этот показатель превысил 8800 человек.

Изменилось и число партнеров. Так, по итогам 2011 г. в дилерской сети Merlion состояло 4652 компаний, а в октябре 2013 г. их было уже 9148.

Дистрибьютор работает с продукцией более чем 450 брендов и имеет свыше 300 прямых контрактов. Крупнейшие поставщики (в алфавитном порядке): Acer, ASUS, Canon, Dell, Digma, HP, IBM, Intel, IPPON, IRU, Lenovo, LG, Microsoft, Panasonic, Philips, Pocketbook, Samsung, Seagate, Sony, WD, ZTE. Выручка компании в 2011 г. составила 88,9 млрд. руб. (рейтинг Forbes), а по итогам 2012 г. — уже 121,1 млрд. руб. (рейтинг Forbes).

Как повлияют на эти показатели приобретения дистрибьютора? Надеемся, что кое-что прояснится уже к лету 2014 г.

* Орфография и пунктуация сохранены.

** http://www.crn.ru/news/detail.php?ID=81648, http://www.crn.ru/news/detail.php?ID=83929.


Версия для печати (без изображений)