Электронные книги* появились на российском рынке почти десять лет назад. Одним из производителей, активно продвигавшим свои устройства, была компания PocketBook. О том, как за последние годы изменился этот рынок в России и о работе компании обозревателю CRN/RE Владимиру Смирнову рассказал Евгений Милица, генеральный директор PocketBook Rus.

CRN/RE: Согласно прогнозу IHS iSuppli, в 2011 г. был достигнут максимум продаж электронных книг (23,2 млн. шт.). Начиная с 2012 г. их стали теснить планшеты, к 2016 г. продажи могут сократиться до 7,1 млн. шт. Можно ли распространить этот прогноз на российский рынок?

Евгений Милица: В России другие реалии — рынок электронных книг растет здесь последние пять лет и, похоже, сокращаться не намерен. Но нужно выделить два сегмента: один — это модели с «бумагоподобными» экранами на основе e-Ink (электронных чернил), второй — книги с цветными экранами TFT, подобными тем, что использовались в ноутбуках. Эти два сегмента развивались по-разному.

Поставку книг с TFT-экранами, которые по сути представляют собой планшеты начального уровня и которые значительно дешевле книг с экранами e-Ink, резко возрастали — в 2011–2012 гг. ежегодно на 100–150%. В 2012 г. объем рынка электронных книг в России составил порядка 2 млн. шт., и из них более 70% — устройства с TFT-экранами. Зато в этом году продажи последних сократились практически до «нуля»: они замещаются планшетами.

В сегменте e-Ink наблюдается стабильный рост — ежегодно на 25–30%. По нашему мнению, книгам с e-Ink-экранами ничего не угрожает, тем более со стороны планшетов, которые абсолютное большинство покупателей приобретает для выхода в Интернет, получения электронных сообщений, для игр, но не для чтения. Мы считаем, что сегмент книг с e-Ink-экранами будет расти еще два-три года, хотя темп, по-видимому, замедлится, а затем стабилизируется.

Впрочем, прогнозировать поставки электронных девайсов с e-Ink-экранами достаточно сложно, ведь такие экраны монопольно производит компания E-Ink, которая не спешит расширять свое производство. Кроме того, читающих людей в мире, увы, больше не становится.

Что касается России, то по объемам продаж электронных книг страна сейчас вторая в Европе после Германии. По нашим оценкам, в России порядка 15 млн. человек читают более четырех книг в год (исключая школьников и студентов, которым необходимы специализированные устройства). Это и есть потенциальные покупатели наших устройств.

CRN/RE: Сталкивается ли ваша компания с конкуренцией со стороны российских производителей Wexler, Gmini, Prestigio, teXet и других?

Е. М.: PocketBook с момента своего основания уделяла особое внимание электронным книгам с экранами e-Ink, и наша доля в этом сегменте довольно значительная, порядка 50% (прим. ред.: по данным компании). Что касается конкурентов, три года назад они сделали ставку на книги с TFT-экранами, рассчитывая на их уникальные преимущества — цветные экраны и невысокие цены (в среднем — от двух тыс. руб.). Конечно, в линейке PocketBook есть модели с TFT-дисплеями (701, A7, A10, SURFpad), но e-Ink-«читалки» для нас всегда были приоритетом.

Сейчас, когда в сегменте книг с TFT-экранами наблюдается стагнация, российские компании пытаются войти на рынок устройств с e-Ink-экранами, но сделать это непросто.

Что касается конкурентов мирового уровня, то можно отметить компанию Sony, которая выпускает достаточно качественные устройства для чтения, но в России доля электронных книг этого вендора невелика. Полагаю, что Sony относится к рынку электронных книг как к нишевому, не имеющему больших перспектив.

PocketBook изначально предлагала книги с e-Ink-экранами — ведь чтение текстов на них безопасно для зрения, они экономичны (месяц автономной работы от батареи). В последних моделях мы используем высококонтрастные e-Ink Pearl мультисенсорные экраны, что создает дополнительные удобства для пользователей.

В России действует компания PocketBook Rus, которая занимается продвижением продукции с маркой PocketBook, сбором данных и анализом рынка, взаимодействием с дистрибьюторами и реселлерами, маркетингом, PR. Мы смогли разместить свои электронные книги на полках магазинов федеральных сетей «Эльдорадо», «Связной», «М.Видео», что сделало наши продукты доступными для большей части населения.

CRN/RE: В апреле 2013 г. PocketBook вывела на российский рынок сразу три новые электронные книги — PocketBook Touch 2, PocketBook Color Lux и PocketBook SurfPad 2. Какие рыночные тренды учитывала компания, выпуская эти устройства?

Е. М.: Сначала стоит сказать, что, по данным компании Amazon, большинство людей читают ее электронные книги при плохом освещении (почти 60% времени). Amazon встроила подсветку e-Ink-экранов рассеянным светом.

Компания PocketBook решила, что ей также следует выпустить электронные книги с подобными экранами: в модели PocketBook Touch 2 встроена подсветка отображаемого текста с сохранением всех преимуществ e-Ink-экрана — отсутствие бликов при солнечном освещении, четкий, легко читаемый текст.

В другом устройстве, PocketBook Color Lux, впервые в мире использован большой 8-дюймовый цветной e-Ink-экран с подсветкой. Эта электронная книга может быть электронным учебником, книгой для детского чтения, для знакомства с периодической и медицинской литературой. Ее можно использовать в корпоративных проектах, там, где важно отображение цветной графической информации.

А PocketBook SurfPad 2 есть не что иное, как планшет начального уровня с 7-дюймовым экраном IPS, который позволил нам выйти в быстро растущий сегмент рынка как в мире, так и в России. Мы его назвали «мультимедийным ридером для развлечений», поскольку с его помощью можно читать тексты различных форматов, как и в наших электронных книгах. С PocketBook SurfPad 2 есть возможность выйти на новую многоязычную контент-площадку PocketBook Obreey Store, где приобретаются и скачиваются новые книги, периодика, специальная литература. Цена SurfPad 2–4,5 тыс. руб., что делает его доступным для широкого круга покупателей.

Сейчас, когда у нас появилось несколько новых моделей планшетов SurfPad, мы можем выставлять их рядом с планшетами других российских компаний, таких как Wexler и teXet, которые два года назад активно развивали сегмент книг с экранами TFT.

CRN/RE: На российском рынке появились «плафоны» (смартфоны с большими экранами), которые также используются для чтения книг...

Е. М.: «Плафоны» и электронные книги — разные классы устройств. Конечно, с помощью «плафона» можно читать, но будет ли это комфортно при ярком солнечном или искусственном свете, когда трудно избежать бликов? В то же время электронная книга не может выйти в Интернет, она не годится для просмотров фильмов. Поэтому спрос на электронные книги не оказывает влияния на распространение «плафонов» и смартфонов.

Впрочем, есть люди, которые используют смартфоны для чтения. Поэтому мы разработали PocketBook Cover Reader, предназначенный для популярных смартфонов Samsung GALAXY S4. Этот аппарат похож на обложку смартфона, питается от его батареи и управляется через смартфон, выводя на 4,3-дюймовый e-Ink-экран выбранный текст. PocketBook Cover Reader появится на рынке России в ноябре.

CRN/RE: Планирует ли PocketBook поставлять электронные книги в школы?

Е. М.: В последние годы мы выполнили несколько сотен проектов в учебных заведениях Москвы, Санкт-Петербурга, Пензы, Челябинска, Казани, Подмосковья и других регионов, где ученики пользуются нашими электронными книгами.

Но до сих пор не решен вопрос, что считать электронным учебником. Каждая школа и вуз решает этот вопрос индивидуально, поэтому нам приходится поставлять электронные книги со специально «заточенным» под конкретную школу ПО и набором контента.

CRN/RE: Как сформирована партнерская сеть PocketBook в России? Насколько широко она охватывает регионы России?

Е. М.: PocketBook работает со всеми крупными клиентами, мы централизованно взаимодействуем как с федеральными, так и с региональными партнерами, которых у нас около 150. Наши дистрибьюторы — «Марвел» и «Мерлион».

Важные приоритеты на конец 2013-го и 2014 гг. — развитие региональных продаж. Сейчас у наших партнеров их доля превышает 40%, и мы все больше работаем с компаниями, которые покупают ридеры в других городах, в первую очередь в городах-миллионерах: Екатеринбурге, Красноярске, Новосибирске, Самаре, Ростове, Ижевске.

* Здесь под «электронными книгами» имеются в виду устройства для их чтения.


Версия для печати (без изображений)