С первых дней своего существования «Ай-Теко» сделала ставку на крупных корпоративных заказчиков, выбрав в качестве стратегического партнера компанию Hewlett-Packard. За последние два года оборот «Ай-Теко» увеличился почти на 80%. В 2001 г. он составил 42,4 млн. долл., а в прошлом году — 62,5 млн. долл.

Название компании «Ай-Теко» за сравнительно небольшой срок ее существования стало узнаваемым брэндом. Особенно динамично компания развивалась в 2002 г. — ее оборот по сравнению с 2001 г. вырос на 47%, появились новые клиенты, завершен ряд крупных проектов. Алексей Ремизов говорит, что в целом доволен результатами, но признается, что ему, как и любому руководителю, всегда хочется достичь большего.

Стратегическое направление бизнеса «Ай-Теко» — предоставление ИТ-сервисов и оказание консалтинговых услуг. Пока эта деятельность занимает небольшое место в общем объеме работ компании — на долю сервиса и консалтинга приходится примерно 25% оборота. Но уже через год-два руководители фирмы рассчитывают увеличить эту цифру до 50%.

По словам Алексея Ремизова, «Ай-Теко» ориентирована на работу с крупными клиентами. «Мы стараемся выполнять масштабные проекты — говорит он. — Наша экспертиза и наработанные решения уже востребованы на таких предприятиях, как «Тюменская нефтяная компания», «Северсталь», «Русский алюминий», Сбербанк РФ, Министерство путей сообщения и других». С мелкими и средними клиентами компания практически не работает — ее структурная организация такова, что затраты на проработку и реализацию небольших проектов будут ненамного меньше затрат, которые системный интегратор несет при работе с крупными заказчиками. «В секторе СМБ, где на предприятии численность сотрудников обычно не превышает 500 человек, мы не выдержали бы конкуренции», — заметил Ремизов. Поэтому при обсуждении кандидатур потенциальных клиентов в «Ай-Теко» придерживаются принципа «лучше меньше, но больше».

Специфика бизнеса системного интегратора, работающего с крупными заказчиками, заключается в том, что от момента первого контакта с клиентом до начала серьезных деловых отношений проходит довольно большой срок, в течение которого проводится необходимая подготовительная работа. Поэтому элемент случайности в работе «Ай-Теко» практически отсутствует. «Планы, которые стояли перед компанией год назад, выполнены», — отметил Ремизов, добавив, что главными «возмущающими» факторами являются внешние события — изменения в политической или экономической ситуации, или перегруппировка сил на ИТ-рынке.

Одним из событий, оказавших заметное влияние на бизнес «Ай-Теко», стало объединение компаний Hewlett-Packard и Compaq. С первых дней своего существования системный интегратор сделал ставку на продукцию этих поставщиков. «Но когда два вендора объединились, на нас свалилось огромное количество проблем, связанных с сервисным обслуживанием оборудования Compaq, — вспоминает Ремизов. — И нам пришлось кардинально перестроить сервисную службу».

Следует отметить, что председатель совета директоров принимает активное участие не только в стратегическом, но и в оперативном управлении компанией. «Вообще-то моя главная задача — обеспечивать доходность компании и доходы акционеров. Кроме того, я курирую развитие нескольких новых направлений, — рассказывает Алексей Ремизов. — Но отечественный рынок еще недостаточно развит, не отлажены механизмы управления компаниями, и это заставляет руководителей заниматься решением оперативных вопросов, что, увы, занимает львиную долю нашего времени. Кроме того, каждый из нас еще и VIP-менеджер по продажам».

В компании принята коллегиальная форма управления — все ключевые вопросы обсуждают председатель совета директоров, президент, генеральный директор и топ-менеджеры. Подчиненным Алексей Ремизов не любит приказывать, придерживается демократичного стиля взаимодействия. «Я считаю, что у каждого сотрудника должен быть интерес к своему делу, — говорит он. — Когда человек работает только за зарплату, его деятельность не будет эффективной. Хотя приказывать иногда все же приходится — есть люди, которые привыкли, чтобы ими так руководили».

Слово «эффективность» — одно из любимых у Ремизова. «Наша компания активна на рынке, — продолжает он. — Мы стремимся укрепить свои позиции, поэтому не «плывем по течению», а «играем на опережение». Такой стиль можно назвать агрессивным, но мне больше нравится термин «эффективный». Ведь не зря говорят, что в покер выигрывает не тот, кто вышел победителем в наибольшем числе партий, а тот, кто заработал больше денег».

Своим главным успехом председатель совета директоров считает создание такого климата в компании, когда все члены команды «имеют однонаправленные векторы интересов и работают на общий результат». Не секрет, что в большинстве фирм задачи разных подразделений не совпадают — одним нужно продавать сервис и услуги, другие обещают клиенту быстрое решение его проблем за минимальные деньги, третьи заняты решением технических вопросов, и цена решения их волнует не в первую очередь. В «Ай-Теко», считает Алексей Ремизов, удалось сформировать такой коллектив, где каждый сотрудник, выполняя свою задачу, не забывает об интересах коллег. Правда, при подборе кадров он несколько раз принимал и неверные решения, «а исправлять такие ошибки всегда очень нелегко».

В ближайших планах компании — укрепление позиций на рынке, увеличение своей доли и повышение экспертизы при одновременной минимизации рисков, связанных с развитием бизнеса. «Это классическая задача теории оптимального управления», — отмечает Ремизов. Основной акцент будет сделан на развитие ИТ-сервисов и консалтинговых услуг. Кардинально расширять сферу деятельности и число партнеров системный интегратор не собирается. «Наш главный стратегический партнер — компания Hewlett-Packard, и мы очень дорожим ее доверием, — заметил председатель совета директоров. — Спектр решений НР перекрывает наши потребности и потребности заказчиков. Лучше специализироваться в узкой области и быть лидером рынка».


Версия для печати (без изображений)