За период 2001—2002 гг. оборот группы «Аквариус» вырос на 80,6% —
с 2,37 до 4,28 млрд. руб. Группа «Аквариус» — один из учредителей холдинга «Национальная компьютерная корпорация» (НКК).

Последние два года стали для группы компаний «Аквариус» периодом перестройки и развития — в 2001 г. создана производственная компания «Аквариус», в 2002 г. закончилась реорганизация «Аквариус Консалтинг» и создана компания «Аквариус Финанс», а в мае текущего года — организована компания «Аквариус Сервис».

Свой стиль управления Леонид Гольденберг определяет как «демократический», подразумевая при этом, что демократия — это всегда «хождение строем». Своей основной задачей считает формирование «генеральной линии», реализацией которой на заданных направлениях должны заниматься другие топ-менеджеры. В связи с этим оценивает как свое главное достижение то, что сумел делегировать многие полномочия менеджерам высшего звена, которые за последние полтора года выросли до полноценных руководителей компаний.

«Сейчас я практически не принимаю активного участия в деятельности отдельных компаний — решения там принимаются без меня, хотя я, естественно, утверждаю их и могу скорректировать, — говорит Леонид Гольденберг. — Однако за последние полтора года я не припомню случая, когда мне пришлось бы отменять принятые руководителями компаний решения».

Несмотря на высокие темпы роста, президент «Аквариус» все же недоволен достигнутыми результатами, так как уверен: «если бы продолжал руководить всем сам, то добился бы большего и значительно быстрее». По его мнению, в 2001—2002 гг. темпы развития бизнеса несколько снизились, хотя в построении структуры бизнеса сделано значительно больше того, на что он рассчитывал, и этим заложена основа для более интенсивного развития в будущем.

Леонид Гольденберг объясняет это стремлением предоставить максимум самостоятельности новым руководителям: «Это похоже на поездку на автомобиле по незнакомой дороге — когда вы пользуетесь ориентирами на местности, то обязательно ее запомните, а когда следуете за впереди идущей машиной, то потом даже не поймете, где ехали. Я не ограничиваю своих топ-менеджеров в методах — траектория движения каждой компании может быть свободной, важно лишь одно — в заданное время привести компанию в заданную точку. В то же время я как руководитель группы отвечаю за действия подчиненных и стараюсь, чтобы они делали поменьше ошибок».

Как полагает президент «Аквариус», за последние два года он не допустил никаких стратегических ошибок. А к числу недочетов относит недостаточно быстрое развитие компании «Аквариус Консалтинг» как системного интегратора, объясняя это чрезмерной осторожностью: «Если бы мы пошли в регионы, то у местных компаний — дилеров OCS (один из дистрибьюторов техники Aquarius. — В. С.) появился бы повод обвинить нас в некорректном поведении. Поэтому мы часть проектов даже пропустили, но, возможно, напрасно были столь осторожны».

Процесс принятия ключевых решений президент «Аквариус» определяет как интерактивный, многоступенчатый и протекающий в рамках проводимых по субботам заседаний совета директоров. «Если не проводить этих заседаний, то не будет и необходимого взаимодействия между компаниями в группе», — говорит он. Иногда только здесь выявляются промахи, допущенные отдельными руководителями.

К числу своих наиболее важных решений Леонид Гольденберг относит выход «Аквариус» на финансовый рынок, поясняя, что других российских ИТ-компаний финансовые структуры просто не видят. Практически сразу, по его словам, «Аквариус» стал интересен для многих банковских структур, 14 из которых, проверив кредитную историю нового игрока на финансовом рынке, выбрали его в качестве поставщика ИТ, что обеспечило существенный прирост оборота.

А самым результативным считает решение о начале производства серверов Cisco для IP-телефонии: «Полгода я не знал, как подступиться — пробить бюрократию большой транснациональной корпорации совсем не просто. К счастью, потом согласование с Cisco прошло достаточно быстро. Для меня стало неожиданностью, что после объявления об этом проекте в канале резко вырос спрос на серверы «Аквариус», продажи которых за первое полугодие 2003 г. увеличились по сравнению с тем же периодом прошлого года на 113%».

Чтобы удовлетворить растущий спрос на ПК и серверы, «Аквариус» приступает к строительству третьего сборочного производства, однако Леонид Гольденберг считает это большим бременем, от которого готов с удовольствием отказаться.

Более того, в пятилетней перспективе он намерен исключить из технологической цепочки производственной компании «Аквариус» процесс сборки, передав его на аутсорсинг другой компании-сборщику. За производственной компанией останутся такие задачи, как разработка модельного ряда, ведение НИОКР, работа с вендорами по закупке комплектующих, а также маркетинг и работа с каналом сбыта. Такая модель широко используется за рубежом и, по словам президента «Аквариус», уже отработана на Шуйском заводе, где не занимаются коммерцией, а только производством.

Леонид Гольденберг считает, что будущий независимый производитель сможет консолидировать заказы от многих компаний и стать достаточно прибыльным. Однако достойного претендента на подобную роль среди российских компаний он пока не видит.

Вообще, замыслов у него десятки. Так, чтобы повысить прибыльность группы, компанию «Аквариус Дата» планируется переориентировать на поставку решений, содержащих ценные для заказчиков дополнительные интеллектуальные компоненты. «Аквариус Консалтинг» будет концентрироваться на проектах с использованием современных технологий (беспроводная связь, интеллектуальные здания), отдавая менее выгодные работы другим компаниям.

По оценке Леонида Гольденберга, подобная перестройка даст возможность ускорить развитие бизнеса и к 2007 г. позволит увеличить оборот группы «Аквариус» в 1,8 раза по сравнению с 2002 г.


Версия для печати (без изображений)