В первой половине июня корпорация «Галактика» провела очередную, уже седьмую по счету, Галактическую конференцию на о. Маврикий, расположенном ниже экватора, тем самым переместив участников из начала лета в Северном полушарии снова в зиму, но уже в Южном. К счастью, зима здесь оказалась мягкой и теплой, и у участников конференции (более 50 человек из различных регионов России и стран СНГ) была возможность не только обсудить проблемы внедрения продуктов корпорации, но и насладиться экзотическими пейзажами острова, ловлей рыбы в океане и экстрим-походом по местным джунглям. В числе участников конференции помимо представителей заказчиков были и руководители наиболее успешных региональных отделений «Галактики». Мы воспользовались удобным случаем, чтобы поговорить с ними о ситуации на региональных рынках и о проблемах внедрения интегрированных систем управления предприятием (ИСУП) в различных отраслях экономики.

Внедрение автоматизированных систем управления предприятием в регионах стало необходимым условием развития бизнеса. Однако такие проекты еще «не поставлены на поток». Большинство внедрений сопровождается определенными трудностями, обусловленными главным образом тем, что ИТ-системы для многих российских предприятий остаются новым делом.

Автоматизация предприятия зачастую начинается с приходом новых собственников или акционеров, делится своими наблюдениями Светлана Каплунова, генеральный директор Северо-Западного регионального отделения компании «Галактика». По ее словам, изменение состава владельцев приводит к тому, что руководство предприятия «начинает присматриваться к интегрированным системам управления предприятием» даже в том случае, если его производственная база находится далеко не в лучшей форме.

Светлана Каплунова выделяет три основные причины, подталкивающие предприятия к внедрению ИСУП:

1. Собственнику, который теперь все реже участвует в процессе управления предприятием, необходимо контролировать работу наемных менеджеров. Эффективно решить эту задачу можно лишь при помощи автоматизированной системы управления.

2. Жесткий контроль и оптимизация расходов сегодня рассматриваются как важные средства повышения прибыльности предприятия, поскольку время сверхдоходов безвозвратно ушло. Внедрение ИТ позволяет снизить издержки.

3. Руководители предприятий понимают, что современное производство можно наладить только при условии автоматизации всей цепочки: логистики, производственного и финансового учета.

До недавнего времени многие предприятия пытались автоматизировать свою деятельность самостоятельно, замечает Сергей Осадчиков, генеральный директор Уральского регионального отделения корпорации «Галактика». Но эта затея, по его словам, работает «до поры, до времени». Отдельно взятое предприятие не в состоянии оперативно и в полном объеме отслеживать изменения в налоговом законодательстве и бухучете. Внедрение готовой системы эту проблему снимает, как и решает задачу комплексной автоматизации в сжатые сроки, в то время как автоматизация собственными силами растягивает проект на неопределенный срок. Сегодня большинство предприятий предпочитает не изобретать велосипед, а внедрять готовые системы, по крайней мере на «хорошо освоенных разработчиками участках», к числу которых можно отнести бухгалтерию и управленческий учет.

Остается еще конкуренция с самописными «лоскутными» системами, но последние, как считает Сергей Осадчиков, просто атавизм. Серийное решение сегодня дешевле индивидуального как заказного, так и написанного силами собственного отдела автоматизации. Осадчиков уверен: «Современную систему с полноценной бизнес-логикой самостоятельно не разработать. Для этого нужна команда специалистов в разных областях, чтобы правильно поставить задачу и решить ее. Программирование здесь — дело десятое. Необходимы знания в области управления предприятием, необходим опыт создания, развертывания и поддержки систем».

Сегодня серьезную конкуренцию российским разработкам в области управленческого учета составляют западные системы: Axapta от Microsoft Business Solution, Oracle Applications R3. По мнению Светланы Каплуновой, если руководство уверено, что для управления данным предприятием больше подходит западный продукт, надо внедрять его. Но в Северо-Западном регионе, по ее словам, нет ни одного комплексного проекта такого внедрения.

Большинство российских предприятий, выбирающих западные решения, ограничиваются модульной автоматизацией. По мнению Светланы Каплуновой, к комплексным внедрениям западных систем «российский» менеджмент не готов. Кроме того, трудно оценить, какие ресурсы для этого нужны. В «Галактике» комплексным проектом считается установка системы, когда автоматизированы как минимум бухгалтерский учет и логистика.

«На Урале, — рассказывает Сергей Осадчиков, — еще несколько лет назад внедрение на 6—10 лицензий считалось комплексным проектом. Но только сегодня руководители предприятий по-настоящему понимают, что такое «комплексный» подход»». С переходом к рыночным условиям работы штат многих предприятий увеличился, а не уменьшился, как можно было ожидать. При плановой экономике многие функции, переданные теперь предприятиям, брал на себя Госплан, другие ведомства. Теперь же вопросы сбыта, закупки сырья, продвижения своей продукции каждое предприятие решает самостоятельно, а значит, вынуждено оптимизировать и эти процессы.

Как правило, предприятие получает ощутимый эффект от системы уже на начальном этапе автоматизации, затрагивающем бухгалтерский учет и некоторые функции оперативного управления. Бывают ситуации, когда дальнейший результат получают в процессе длительной эксплуатации системы. «Это, как с воспитанием ребенка, в первые годы каждый день приносит новые и новые результаты, а потом развитие личности становится более плавным, но уверенным».

Решение купить лицензию на тот или иной программный продукт само по себе не дает предприятию гарантии достижения поставленной цели. «Часто встречается ситуация, когда налицо желание что-то изменить, но, увы, нет понимания, как это надо сделать», — поясняет Светлана Каплунова.

Многие надеются, что логика, заложенная в ИТ-системе, поможет изменить реальную логику бизнес-процессов в компании. Но само по себе внедрение ПО, скорее всего, не даст ожидаемого результата. Часто бесполезной оказывается и работа консультантов. У некоторых директоров в кабинете можно увидеть целые полки с различными консалтинговыми проектами, которые так и не были реализованы на предприятии.

В «Галактике» стараются избегать ситуаций, когда консалтинговая компания предлагает предприятию какое-то решение, а предприятие потом обращается к «Галактике» для его практического воплощения. «Ведь в итоге за результат должны отвечать мы, — поясняет Светлана Каплунова. — Другое дело, если мы с самого начала работаем в паре с консалтинговой компанией, в роли субподрядчика или генподрядчика, то мы вместе решаем поставленные перед нами задачи, разъясняем заказчику, какой результат будет получен».

Успех внедрения ИСУП во многом зависит от того, как новая система будет воспринята конечными пользователями. Бывает, на предприятие приходят прекрасно подготовленные менеджеры, с западным образованием, которые настаивают на автоматизации большинства процессов, но внизу, на уровне исполнителей, сохраняется полное непонимание того, зачем внедрять новую ИТ-систему. В такой ситуации важно, чтобы проекту большое внимание уделял руководитель предприятия. Он должен создать команду, заинтересованную во внедрении системы. «Если мы не получаем полной поддержки руководства, то тратим больше усилий, чтобы добиться успеха, — объясняет Светлана Каплунова. — По сути, нам приходится брать на себя управление персоналом заказчика, начиная от простых бухгалтеров и заканчивая руководителями подразделений».

Чаще всего ответственным за внедрение системы управления оказывается не генеральный директор, а его заместитель по экономике. Именно ему в таких случаях подчиняется и отдел ИТ на предприятии. По мнению Сергея Осадчикова, там, где директор по ИТ непосредственно подчиняется гендиректору, обстановка благоприятна для внедрения любых систем, и гендиректор хорошо ориентируется в возможностях ИТ.

Должностной состав тех, кто занимается внедрением ИСУП на предприятии, определяется спектром самих задач и ответственностью за их решение. На заре появления в России таких систем этим занимались специалисты АСУ, бухгалтеры. Со временем, когда появились действительно комплексные проекты, эти вопросы перешли в зону внимания финансовых и коммерческих директоров. С появлением продуктов, предназначенных для промышленных предприятий, внедрением информационных систем начинают заниматься и производственники.

Система управления — не автомобиль: купил, сел и поехал. «Иногда перед нами ставят задачу: «Хочу так же, как у соседа». С такими директорами приходится разговаривать, объяснять, что такое автоматизированная система управления, рассказывать о том, что построение системы — это совместный труд разработчика и специалистов предприятия, предупреждать о возможных трудностях», — поясняет Сергей Осадчиков.

Отношение к новой ИСУП, проходя через определенные этапы, у заказчика меняется.

Сначала — эйфория, когда кажется, что найдено решение всех проблем. Потом — конструктивная работу, уход с головой в процесс внедрения системы. Бывает, что после этого начинается этап «негативного» отношения: приходит понимание того, что система — не волшебная палочка, а на результат нужно работать прежде всего самим. «Но когда проект завершается и система эксплуатируется некоторое время, 90% людей становятся ее сторонниками, — рассказывает Светлана Каплунова. — Люди, которые увидели результат, поддерживают нас. Если специалист, работавший с «Галактикой», переходит на другое предприятие, то, как правило, на новом месте он ратует за внедрение нашей системы».

Представители «Галактики» утверждают, что неуспешных проектов в регионах практически нет. «Мы считаем проект таковым, если клиент в течение года с момента покупки системы отказался от нее, — говорит Светлана Каплунова. — В Санкт-Петербурге у нас таких случаев не было». Почему? Для предприятия внедрение ИСУП — это большой труд и достаточно серьезные инвестиции. Кроме того, сотрудники «Галактики» заинтересованы в том, чтобы каждое внедрение стало успешным. «Нам не нужны неудачные проекты с негативным резонансом. Мы давно на рынке, уходить с него не собираемся и каждый неудачный проект может повлиять на нашу репутацию», — поясняет Светлана Каплунова. Чаще всего от внедренной системы отказываются только в связи со сменой менеджмента на предприятии: новые управленцы приводят с собой своих специалистов, которые привыкли работать с другой системой.

Однако недопонимание между заказчиком и исполнителем на начальной стадии реализации проекта, по мнению Сергея Осадчикова, может стать причиной неудачи. «Случается, что не все ожидания клиента оправдываются. Бывает, клиент не понимает, что нужно затратить дополнительные средства на обучение персонала и услуги по поддержке. А разве можно добиться эффективного применения системы, не умея ею пользоваться?», — поясняет он. Главное, по мнению Светланы Каплуновой, на этапе предпродажной подготовки найти точку совмещения ожиданий заказчика и возможностей «галактического» продукта. Она убеждена, что «при правильно проведенной предпродажной подготовке, нормальной команде специалистов, найденном взаимопонимании с заказчиком, никаких проблем с внедрением системы управления на предприятии просто не может возникнуть».


Версия для печати (без изображений)