Ответ на этот вопрос корреспондент CRN/RE искала на выставке «Управление 2003»

Что такое управление предприятием? Судя по тому, что на выставке «Управление 2003» были представлены главным образом ИТ-компании, предлагающие различное программное обеспечение для управления, и консалтинговые фирмы, сегодня главное в управлении — правильно организованные информационные ресурсы.

ИТ и управление предприятием тесно связаны между собой. В компаниях идет переориентация ИТ-служб с решения задачи создания инфраструктуры на бизнес-задачи.

Ольга Ванькова, консультант компании «Топ-менеджмент консалт», рассказывает: «Судя по нашему опыту, многие руководители сегодня озабочены решением задачи объединения в единое целое ИТ-структуры предприятия и системы управления. Раньше ИТ-отдел чаще всего выполнял лишь технические функции. Но сейчас, когда эффективно управлять предприятием без применения ИТ невозможно, руководители, во-первых, сами должны научиться разбираться в этой сфере, а, во-вторых, понимая, насколько возрастают роль и функции тех, кто возглавляет ИТ-подразделения, вынуждены повышать уровень их бизнес-подготовки». Помочь клиентам в решении этих проблем должен мастер-класс «От руководителя ИТ-службы к CIO», который «Топ-менеджмент консалт» проведет в декабре.

Одним словом, управление невозможно без ИТ, но и ИТ-менеджеры любого предприятия сегодня просто обязаны знать, как устроен его бизнес.

Среди поставщиков систем управления для крупных компаний самой заметной на выставке была Artemis International Solutions, которая только выходит на российский рынок. Генеральный директор компании Нэйтон Стоуэлл рассчитывает, что программные решения для управления проектами и портфелем инвестиций, в частности продукт Artemis 7, будут востребованы на российском рынке. Компания работает в России с июля, и на 2004 г. наметила целый ряд мероприятий по продвижению на рынок. В частности, через месяц состоится открытие представительства Artemis International Solutions в Москве.

Третий не лишний

В процессе внедрения сложной системы управления, как правило, принимают участие две стороны — клиент и поставщик решения (он же консультант по внедрению системы).

Консалтинговая компания «Объединенные консультанты «ФДП»» предлагает привлекать к проекту третьего участника — независимую консалтинговую фирму, которая возьмет на себя не типичную пока для рынка функцию — ответственное сопровождение услуг в сфере автоматизации.

Максим Алферов, ведущий аналитик компании «Объединенные консультанты «ФДП»», говорит: «Наша новая услуга состоит в том, что мы как независимая консалтинговая компания осуществляем защиту интересов заказчика, оказываем ему техническую поддержку при проведении тендера на автоматизацию, подготовке и составлении технического задания и спецификаций, приемке системы у поставщика. При этом мы выполняем работы и по оптимизации бизнес-процессов». Новая услуга уже опробована на первом клиенте: компания сопровождала внедрение системы управления на крупном оборонном авиакосмическом предприятии. Учитывая, что при всей своей привлекательности услуги ответственного сопровождения достаточно дороги, бума в этой области, по прогнозам компании, ожидать не приходится, но крупные предприятия могут ими заинтересоваться.

И все-таки средние

Судя по выставке, основным потребителем управленческого ПО сегодня становится средний бизнес. Гульнара Шараборова, менеджер департамента управления проектами ЛАНИТ, говорит: «Раньше нашими клиентами были крупные предприятия нефтяной промышленности, госучреждения, а сейчас и консалтингом, и обучением, и внедрением управленческого ПО занимаются в основном средние компании».

Особенность таких предприятий в том, что на уровне отдельных подразделений, например бухгалтерии, они, как правило, уже автоматизированы. Поэтому систему управления чаще всего они строят не с нуля (что, очевидно, было бы проще), а оптимизируют уже существующую оргструктуру, стремясь формализовать привычные процедуры. При этом далеко не на каждом предприятием в точности представляют себе собственные бизнес-процессы. Например, на предприятии, где отдаются устные приказы, всегда есть вероятность потери этих сведений.

Хотя лозунг разработчиков программных продуктов «Не бизнес подстраивается под систему управления, а система управления — под бизнес», их клиенты так или иначе должны менять привычный стиль работы. Поэтому все поставщики решений занимаются не только поставкой и внедрением своих систем, а еще проводят обучение клиентов.

Системы для среднего бизнеса, представленные на выставке, условно можно разделить на две части — одни (комплексные) представляют собой единое решение, настраиваемое под различные виды деятельности предприятия, другие (специализированные), предлагаемые чаще всего крупными поставщиками, напротив, изначально предназначены для решения конкретных задач клиента.

Примером комплексного решения можно считать систему «i-Комплекс», разработанную «ПО Комплектсервис». «Деления на конкретные виды бизнесов мы не делаем — ведь любой бизнес можно разделить на определенные бизнес-процессы, которые можно формализовать и потом автоматизировать. Главное — объединить учет и документооборот в бизнесе клиента», — считают авторы системы.

Компания «1С» в новом семействе программных продуктов для управления предприятием серии 8.0 также расширяет возможности настройки системы под конкретные задачи клиента. Алексей Харитонов, руководитель отдела продвижения экономических программ фирмы «1С», считает, что массовое успешное внедрение системы «1С:Предприятие» во многом обусловлено тем, что в их основе лежит гибкая технологическая платформа, возможности которой и позволяют компании, ее партнерам-франчайзи, независимым разработчикам и системным интеграторам, а также самим клиентам создавать самые разнообразные бизнес-приложения. Наличие такой платформы обеспечивает, с одной стороны, высокую скорость разработки и модификации прикладных решений, а с другой — унификацию их использования, начиная от установки и администрирования и заканчивая особенностями пользовательского интерфейса.

Внедренческий центр «1С-Рарус», в свою очередь, предлагает уже готовые типовые решения на платформе «1С», например CRM-системы, системы автоматизации розничной торговли, предприятий автосервиса и транспорта, бэк-офисов финансовых компаний и банков.

Ольга Беловолова, менеджер департамента ИТ компании «ФБК», считает, что в последнее время наибольшим спросом пользуются системы автоматизации в сфере производства и продаж, в частности системы автоматизации производственных процессов, контроллинга и CRM-решения. Рост интереса со стороны промышленных предприятий к системам контроллинга отметили и специалисты компании «Интеллект-Сервис», представлявшей на выставке свои системы «Контроллинг» и «БЭСТ-ПРО».

Предприятиям среднего размера предлагается много различных управленческих систем — как в сфере производства, так и управления. Их разработчики убеждены, что при наличии минимальной автоматизации рабочих мест предприятие рано или поздно придет к управленческим ИТ-системам. Но насколько успешным будет внедрение таких систем?

С ростом бизнеса предприятия начинают задумываться об оптимизации управленческих процессов, но системы управленческого учета, представленные на российском рынке, для них часто недоступны по цене. А внедрение таких продуктов нередко приносит больше проблем, чем результатов.

По мнению Дмитрия Мацкевича, исполнительного директора компании «АДП Компьютерные системы», проблема внедрения систем управления на небольших предприятиях пока не решена. «Если говорить о бухгалтерском учете, то он, безусловно, автоматизирован у всех таких компаний. Но управленческие системы предприятия не спешат приобретать, — говорит он. — Внедрение такого решения требует значительных затрат самой компании. К тому же неясен результат. Директор предприятия платит деньги и хочет, чтобы система заработала, но в 90% случаев программное обеспечение не внедряется должным образом и деньги оказываются истраченными впустую».

Для среднего предприятия купить решение — не проблем, проблема — успешно его внедрить. Ольга Беловолова считает, что по сравнению с ситуацией двухгодичной давности сегодня дела с внедрением идут все-таки лучше. Большинство клиентов готовы к тому, что внедрение подобной системы потребует определенной перестройки всей работы их компании. Однако успехов во внедрении управленческих программных продуктов непропорционально мало по сравнению с усилиями поставщиков решений на этом рынке.

В управлении кадрами главное — контроль

Все представленные на выставке решения по управлению кадрами позволяют значительно упростить кадровый учет и подготовку документооборота для отдела кадров. Резко возрос спрос на ПО для формирования штатных расписаний, расчета и анализа финансовых затрат на кадры, формирования кадровой структуры предприятия. Но на первое место выходят задачи оценки эффективности работы персонала. Виктор Андреев, директор по маркетингу компании «АиТ Софт», говорит: «Руководители хотят знать, насколько хорошо работают сотрудники. Именно возможности аттестации отличают новые системы управления персоналом от прошлых учетных систем». Если экономический эффект от внедрения системы управления бывает трудно оценить, то оптимизация кадровой структуры моментально оказывает благотворное влияние на бизнес компании.


Версия для печати (без изображений)