Компания Citrix меняет стратегию. Обсуждение новой стратегии стало ведущей темой ежегодной пользовательской конференции iForum, проходившей в Орландо (шт. Флорида, США)

В этом году в жизни компании Citrix произошли серьезные перемены: вместо одного продукта для доступа к корпоративным приложениям с помощью тонких клиентов теперь предлагается интегрированный комплект программ, предназначенный не только для тонких, но и для любых клиентов.

Главная идея

«Citrix обеспечивает создание инфраструктуры для доступа к информации по требованию», — заявил главный исполнительный директор Citrix Марк Темплтон. Это — новый лозунг компании. Долгие годы она продвигала технологию вычислений на базе сервера и развивала свой основной продукт — MetaFrame, позволяющий исполнять Windows- и Unix-приложения на сервере, а работать с ними через терминалы. Следует отметить, что ей удалось добиться в этой области серьезных успехов — недаром Microsoft использовала ее технологии при разработке своей терминальной системы Windows Terminal Services. Однако теперь Citrix решила сделать следующий шаг, и это вполне естественно — ведь жизнь не стоит на месте, а постоянно ставит новые задачи. И если в свое время идеи вычислений на базе сервера и тонких клиентов были новаторскими, то теперь на первый план вышла концепция «вычислений по требованию» (on-demand-computing), которую несколько лет назад выдвинули ведущие поставщики серверов — IBM, HP и Sun, для того чтобы заказчики могли наращивать или сокращать вычислительные мощности и платить только за используемые ресурсы. Предприятиям понравился такой «экономный» подход, очень своевременный в нынешних условиях сокращения бюджетов на ИТ. Citrix решила воспользоваться этой тенденцией, тем более что ее технология хорошо приспособлена для «вычислений по требованию». Ведь она гарантирует доступ к корпоративным приложениям и данным из любого места, даже из дома, обеспечивает защиту при передаче информации, и, кроме того, поддерживает любые каналы связи и практически любые клиентские устройства.

Новая архитектура

Однако одного терминального сервера оказалось недостаточно для создания инфраструктуры доступа. Пришлось расширить набор продуктов. По словам Темплтона, этот план появился еще в 2001 г., но был реализован лишь в нынешнем году. Сейчас комплект MetaFrame Access Suite включает четыре серверные программы:

  • Presentation Server. Выпускается в двух версиях — для Windows Terminal Services и Unix. С его помощью пользователи любых устройств с установленной клиентской программой Citrix могут обращаться к любым Windows-, Unix-, Web-, Java- и другим приложениям;
  • Secure Access Manager (предыдущее название — NFuse). Служит для основанного на ролях безопасного доступа к любым корпоративным приложениям, объединяя Интернет, интранет и экстранет в единое пространство;
  • Password Manager. Предназначен для управления паролями и однократной регистрации при входе в систему;
  • Conferencing Manager. Поддерживает совместную работу с приложениями в реальном времени в среде MetaFrame Presentation Server.

Как объяснил Марк Темплтон, этот комплект позволяет предприятию построить инфраструктуру, обеспечивающую универсальный защищенный доступ к приложениям независимо от того, где они выполняются — локально (на клиентском компьютере) или удаленно (на сервере). Кроме того, с помощью данного пакета можно управлять всеми аспектами защиты приложений, передачи информации, работы с паролями и авторизации при входе в систему. Система также предоставляет администраторам возможность отслеживать действия пользователей во время сеанса доступа.

Сейчас компания работает над более тесной интеграцией всех компонентов комплекта и планирует реализовать в следующей версии MetaFrame Access Suite немало новинок: технологию роуминга, автоматически подключающую пользователя к его приложению при переходе от одного терминала к другому, средства сжатия, обеспечивающие одинаковую производительность приложений на локальных и удаленных клиентах, и общую консоль для управления всеми продуктами как одной системой (в настоящее время каждый из них имеет свою консоль).

В выступлении Темплтона большое внимание было уделено росту сложности корпоративной инфраструктуры, вызванной тем, что предприятия используют все больше разных приложений и платформ. Как следствие, растут затраты на управление инфраструктурой. Сократить их позволит оптимизация. Но в одиночку эту задачу не решить. Нужны совместные усилия многих игроков. На конференции были представлены результаты этих усилий: IBM, HP, SAP и PeopleSoft объявили о более тесной интеграции своих программных продуктов с MetaFrame Presentation Server. А с платформой Microsoft главный продукт Citrix тесно интегрирован изначально. Он работает поверх ПО Windows Terminal Services, а сама компания имеет лицензию на право использования исходных кодов Windows.

Однако, укрепляя партнерские отношения, Citrix не вступает ни в какие альянсы, как зеницу ока оберегая свой нейтралитет. «Citrix не зависит от других вендоров», — подчеркнул Темплтон. — Это неудивительно. Ведь именно поддержка самых различных систем и платформ позволили компании добиться нынешнего благосостояния.

Кто в выигрыше?

У разных предприятий разные требования к ИТ-инфраструктуре. Citrix и не пытается угодить всем. «Не следует думать, что все одинаково выиграют от использования наших продуктов»,— сказал Темплтон. Так кому же подходят технологии компании? Чтобы прояснить этот вопрос, аналитики из Gartner Group представили на конференции результаты исследования окупаемости инвестиций (Return of Investment, ROI) для MetaFrame Presentation Server. Опрос 23 заказчиков Citrix из разных стран и отраслей показал, что наибольший финансовый эффект обеспечивают следующие возможности этого продукта:

  • быстрое и простое развертывание приложений на клиентских устройствах, достигаемое за счет централизации всего ПО на сервере;
  • более высокая доступность приложений при их размещении на сервере, чем при локальном размещении на клиентских компьютерах;
  • эффективная работа в неоднородной среде на базе разных ОС, благодаря которой можно использовать любые клиентские устройства и экономить на покупке новых ПК, ПО для эмуляции и обновлении ОС;
  • продление жизненного цикла клиентских устройств или замена их тонкими клиентами, позволяющая сократить затраты на оборудование на 25% в год;
  • продление срока эксплуатации старых приложений, поскольку их не нужно переписывать заново для того, чтобы к ним можно было обращаться через Web или беспроводные сети. Citrix обеспечивает такой доступ автоматически;
  • развертывание приложений на сервере и централизованное управление ими, повышающее продуктивность работы технического персонала, ускоряющее устранение проблем и позволяющее сократить затраты на 15% в год.

Таким образом, наибольшую выгоду получат заказчики со сложной инфраструктурой приложений и схемой работы пользователей, которые в максимальной степени смогут использовать перечисленные преимущества. В основном это крупные организации.

Недаром порядка 95% крупнейших предприятий, входящих в группу Fortune 500, являются пользователями Citrix.

Citrix в России

Компания начала развивать бизнес в Центральной и Восточной Европе пять лет назад.

Как рассказал Клаус Шейбе, директор Citrix по маркетингу в этом регионе, сейчас в России наблюдается подъем: в 2003 г. объем продаж вырос в пять-шесть раз по сравнению с прошлым годом, и по обороту наша страна сравнялась с Чехией. «Россия — самый интересный рынок во всей Восточной Европе», — подчеркнул Шейбе. На интерес Citrix к нашей стране, в частности, указывает и то, что в апреле ее специалисты собираются провести российскую конференцию iForum. Основное внимание, по словам Клауса Шейбе, сейчас уделяется государственному, банковскому и нефтегазовому секторам. Правда, Citrix еще не открыла в России своего представительства, но такая возможность рассматривается. А пока компания работает на отечественном рынке через дистрибьюторов — ЛАНИТ и Olly, а также реселлеров — BCC и SoftLine (обе фирмы имеют статус Gold Solutions Provider, а последняя к тому же является авторизованным центром обучения Citrix).

Что думают аналитики

Эксперты одобрили расширение ассортимента продуктов Citrix. Ведь это позволяет компании выйти на новые рынки. Дело в том, что в уже освоенных нишах ей стало тесновато. По оценке аналитической фирмы Giga Research, компания доминирует в области терминальных серверов, занимая порядка 70—75% рынка, но ее доля постепенно сокращается (еще в 2000 г. она составляла более 80%). Причина — в серьезной конкуренции со стороны Microsoft, расширяющей возможности терминального доступа в каждой новой версии Windows Server. Правда, этот рынок растет: по прогнозу, в нынешнем году его объем увеличится на 10—15% и достигнет примерно 1,4 млрд. долл.

Но здесь у Citrix уже не осталось простора для роста. Не лучше обстоят дела и с тонкими клиентами. Хотя несколько лет назад на них возлагались огромные надежды, они так и не обрели популярность. По оценке IDC, в 2003 г. во всем мире будет выпущено всего 1,5 млн. таких устройств, а к 2007 г. — 3,4 млн. Это несравнимо с количеством персональных компьютеров. Неудивительно, что Citrix решила отойти от идеи тонких клиентов и теперь рассматривает их всего лишь как один из типов устройств, которые служат для доступа к приложениям, работающим на сервере. Тем более, что и сами пользователи, которых у Citrix 50 млн., в основном применяют ПК, используя их и для обращения к серверным приложениям, и для локальной работы.

Кроме того, благодаря новым продуктам Secure Access Manager и Password Manager, способным работать независимо от MetaFrame Presentation Server, у Citrix появилась возможность конкурировать в таких областях, как средства защиты, ПО для организации виртуальных частных сетей и программы для управления паролями. Эти решения пригодятся и нынешним клиентам Citrix, а их у компании немало — более 120 тыс. Сейчас фирма активно старается привлечь их внимание к новинкам с помощью недавно объявленной маркетинговой кампании, специальной льготной программы лицензирования и других мер.

Но главное для Citrix — рост интереса со стороны предприятий к инфраструктуре доступа на базе серверов. На это, в частности, указывают результаты опроса, проведенного компанией Giga Research: в нынешнем году заинтересованных респондентов оказалось на 37% больше, чем в прошлом. Одной из причин, по мнению аналитиков, является то, что после печальных событий 11 сентября предприятия обращают гораздо больше внимания на средства защиты данных в случае катастрофы. У Citrix, по оценке экспертов, наиболее развитый комплект продуктов в данной области. Ни один из конкурентов не предлагает аналогичного комплекта, да и доля их невелика (см. диаграмму). В связи с этим в Giga Research высоко оценивают перспективы Citrix.


Версия для печати (без изображений)