Для российских офшорных компаний наступает благоприятный момент, считает Валентин Макаров, президент ассоциации РУССОФТ: рецессия на мировых рынках заканчивается, и российские разработчики ПО готовы воспользоваться их положительной динамикой. По его данным, у многих российских разработчиков рост оборота в 2003 г. приближается к 30 или даже 50%. Большинство компаний планируют заметно больший рост в 2004 г., собираются развивать свои офисы за границей и открывать новые. По оценкам компаний-членов РУССОФТ, объем экспорта в области разработки ПО в 2003 г. составил 350—450 млн. долл. В следующем году прогнозируется рост на 30—40%.

Тем не менее на пути развития российского рынка разработки ПО остается немало проблем. Во-первых, недостаток средств на продвижение этой услуги за рубежом. Во-вторых, собственных средств у компаний-разработчиков, большинство из которых — небольшие, не хватает. Поддержки со стороны государства компании этого сектора пока тоже не ощущают.

Руководитель департамента корпоративного управления и новой экономики Минэкономразвития РФ Церен Церенов пообещал, что ситуация в ближайшее время изменится. Министерство изучает проблемы экспорта ПО из России и совместно с ассоциациями РУССОФТ и АП КИТ ищет механизмы поддержки российских разработчиков. Как подчеркнул Церен Церенов, о налоговой или финансовой поддержке речь не идет, но фирмы-разработчики могли бы использовать на мировом рынке, например, торговые представительства РФ за границей.

По-прежнему больным вопросом остается нехватка грамотных специалистов, считает вице-президент по маркетингу компании Luxoft Илья Биллиг. Да и высокая стоимость труда российских программистов (иногда до 40 долл./ч) заметно снижает конкурентоспособность российских компаний на мировом рынке разработки ПО.

Генеральный директор компании Spirit Андрей Свириденко считает: «Бороться на поле глобального аутсорсинга с индусами и китайцами — все равно, что претендовать на долю рынка по производству техники, ибо софтверный конвейер ничем от обычного «железного» не отличается». По его мнению, российские компании должны стремиться работать в нишевых рынках, причем ориентироваться на штучный товар.

Анатолий Гавердовский, генеральный директор VDI, также уверен, что ценовая конкуренция с индийскими и китайскими компаниями, которые к тому же умудряются перезаказывать ПО во Вьетнаме, где программисты стоят еще дешевле, для российских фирм невозможна. Но компания ищет пути снижения цен на свои услуги. Недавно VDI открыла свой офис в Армении, где стоимость отдельно взятого программиста куда ниже, чем в России (от 5 долл./ч).

Ресурсы для своего развития компании-разработчики могут найти, вступая в альянсы с более мощными компаниями, о чем говорит пример V6, вошедшей осенью прошлого года в состав группы Verysell.


Версия для печати (без изображений)