Перед вами 200-й, юбилейный номер нашего издания.

Для редакции это не столько повод для пышных торжеств, сколько возможность подвести некоторые итоги и сделать выводы. Но кто может оценить нашу работу лучше читателей?
Поэтому мы решили узнать мнение людей, которые, как мы надеемся, на протяжении уже почти восьми лет читают CRN/RE и следят за развитием издания. Мы составили список персон
ИТ-рынка, упоминавшихся в первых номерах газеты, и попросили их, как «старейших» читателей, ответить на четыре вопроса:

1. Что вам не нравится в CRN/RE?

2. Чего не хватает в нашем издании и что должно обязательно быть?

3. Что, на ваш взгляд, изменилось в CRN/RE за почти восемь лет его существования? Были ли эти изменения к лучшему или наоборот?

4. Запомнились ли вам какие-либо публикации в нашем издании? Были ли такие, которые помогли (или помешали) вам в ведении бизнеса?

Редакция CRN/RE благодарит всех откликнувшихся на нашу просьбу.

Елена Жуплатова, вице-президент по развитию бизнеса компании Rover Computers (в 1996 г. — директор по продажам и маркетингу московского офиса компании OCS).

К сожалению, сейчас в издании наблюдается некоторый перекос в сторону корпоративного рынка, корпоративных реселлеров и т. д. и, как следствие, недостаток материалов, в том числе аналитических, о розничном рынке и ритейл-партнерах. Безусловно, за время своего существования CRN/RE стала для реселлеров более весомым и уважаемым изданием. Это не просто газета, а настольный инструмент, необходимый для работы на ИТ-рынке. По сравнению с первыми номерами заметно увеличилась доля аналитических публикаций о российском ИТ-рынке. А самыми интересными я считаю спецвыпуски, посвященные российским регионам, а также статьи, написанные по материалам «круглых столов».

Борис Шиманович, президент «ИТ-холдинга КОРУС» (в 1996 г. — генеральный директор компании Quorus ACS).

Обилие ИТ-литературы заставляет выбирать для чтения только отдельные издания. И CRN/RE — одно из тех, которые я, действительно, читаю с самых первых номеров. Особый интерес вызывают материалы, посвященные именно ведению бизнеса. Поэтому мне очень нравятся статьи в рубриках, которые появились не сразу, а постепенно: «Рынок», «Люди и фирмы», «Бизнес/тенденции». Свежий номер CRN/RE, а иногда и уже прочитанный, открытый на особенно понравившейся статье, всегда на моем столе.

Леонид Богуславский, председатель совета директоров компании TopS BI (в 1996 г. — генеральный директор корпорации ЛВС).

Одна из главных проблем делового человека сегодня — хроническая нехватка времени. И чтобы заставить его прочитать, даже просто просмотреть журнал/газету/книгу, издателю нужно проявить массу выдумки и изобретательности. Мало того что издание должно быть интересным, оно должно быть оригинально оформлено, правильно и вовремя доставлено, не затеряться в куче корреспонденции. В общем, в издательском бизнесе — такое количество тонкостей, что разбор достоинств и недостатков — дело профессионалов этого бизнеса. Я же исхожу из прагматического интереса и эмоциональных оценок: есть ли в издании необходимая для бизнеса (для ума, для души) и полезная информация, насколько она «свежа и эксклюзивна», насколько ей можно верить, насколько талантливо и интересно она представлена. Пока по каждой из этих позиций CRN/RE есть, куда развиваться.

Пожалуй, главная проблема — выдержать одинаково высокое качество каждого номера.
Беда большинства российских бизнес-изданий в том, что они о бизнесе пишут излишне сухо. Но ведь бизнес — это так интересно, это часть жизни, и еще — удовольствие. И писать о бизнесе надо тоже интересно, с юмором, и не только в новогодних или юбилейных номерах.

Естественно, газета CRN/RE, пройдя стадии развития от детства до взрослой основательности и респектабельности, изменилась. Главное достоинство газеты сегодня — ее четкое позиционирование, собственное лицо, достаточно высокий уровень анализа тенденций того сегмента компьютерного рынка, который отражен в названии.

Александр Карпачев, президент корпорации «Парус» (в 1997 г. — исполнительный директор «Парус»).

Семь с лишним лет успешной работы на рынке — срок немалый. Тем более что эти годы пришлись на период серьезных экономических реформ в стране и становления отечественной ИТ-индустрии. Поэтому, на мой взгляд, выход в свет 200-го, юбилейного номера — событие значимое и для издания, и для российского бизнеса высоких технологий.

Я знаю, что и в Москве, и в регионах наши партнеры регулярно читают CRN/RE. Издание помогает быть в курсе ключевых событий рынка, своевременно узнавать о технологических новинках, информирует об основных направлениях развития реселлерского бизнеса в России и за рубежом. Лично мне особенно интересен раздел «Рынок». С удовольствием просматриваю специальные приложения, например «ИТ-бизнес в регионах».

Вячеслав Рудников, президент группы компаний e-Style (в 1996 г. — президент
группы компаний R-Style).

Издание CRN/RE мне в общем и целом нравится. Оно цельное, точно спозиционировано, материалы, размещаемые на его страницах, актуальны и полезны.

Говорить о том, каких материалов не хватает в CRN/RE, скорее всего, не в моей компетенции. Политика и идеология журнала — дело издателя и главного редактора. В настоящий момент вы ориентированы на освещение работы фирм—производителей аппаратных средств и ПО, а также тех, кто занимается продвижением этой продукции. И материалы газеты соответствуют поставленной цели и выбранной читательской аудитории. Газета менялась и меняется вместе с рынком. Честно говоря, я не следил специально за изменениями в ее структуре. Да это и невозможно. В CRN/RE регулярно просматриваю рубрики «Рынок», «Хроника», «Технологии». Интересны юбилейные номера, а также выпуски, посвященные регионам.

Сергей Эскин, генеральный директор «Дилайн».

Уже сам факт, что в России существует издание, посвященное в том числе и дистрибуции компьютерного оборудования, говорит о многом: о достаточной зрелости российского ИТ-рынка и о зрелости ИТ-издателей.

Трудно выделить какие-то определенные вещи, которые можно было бы прямо назвать недостатками. Очевидно, что в одно издание трудно вместить все события, которые происходят на рынке. Однако хотелось бы видеть больше материалов о деятельности российских компаний и больше аналитики по российскому рынку дистрибуции.

Издание появилось на рынке более семи лет назад. Росло и развивалось вместе с рынком. Эволюционировало и в плане содержания, и в плане формы.

Трудно выделить какую-то одну запомнившуюся публикацию. Я всегда с интересом читаю специальные выпуски CRN/RE. Из последних хотелось бы отметить спецвыпуск про ИТ-бизнес в российских регионах.

Василий Селюминов, исполнительный директор компании Landata (в 1996 г. — начальник отдела вычислительной техники фирмы «Партия»).

Идеальных изданий (так же как людей, компаний и т. п. ) не существует. Но CRN/RE — одно из самых авторитетных и уважаемых на ИТ-рынке. Я не думаю, что в политике газеты надо что-то менять. За годы сотрудничества у нас не было повода усомниться в профессионализме и компетентности работающих там людей.

Рассказать обо всем, что происходит на ИТ-рынке в одном издании невозможно, да и не нужно. У CRN/RE есть своя ниша, и я обращаюсь к этой газете за конкретной информацией, которая подается интересно, объективно и умно. Для другой информации существуют другие газеты и журналы.

Конечно же, за время существования газета претерпела изменения к лучшему. Если было бы наоборот, мы бы сейчас не говорили о 200-м номере.

Появление CRN/RE совпало с окончанием «романтической» стадии развития компьютерного рынка. Когда-то этим бизнесом занимались все, а профессионалов было очень мало. Потом мы наблюдали «юношескую» стадию, вплоть до кризиса 1998 г. А вот кризис пережили только «взрослые». Газета CRN/RE пережила кризис вместе с рынком и стала весомее и авторитетнее, теперь без нее не обойтись специалистам отрасли. Очень помогают в работе аналитические материалы по ситуации на отечественном рынке. Мне, как представителю московской компании, очень интересен анализ регионов. Такие статьи и обзоры, поданные оперативно, важны для понимания перспектив развития компании. CRN/RE все годы со вниманием относилась к региональным проблемам, предоставляя свои страницы для аналитических материалов и информации со всех концов России. Появившиеся спецвыпуски — это разносторонние мнения коллег и богатство идей, пища для размышления и одновременно с этим источник информации.

Мы проводили исследования среди партнеров по каналу и знаем, что они читают CRN/RE и доверяют ей. С одной стороны, ваша газета помогает нам оценить настроение и состояние партнеров, с другой — со страниц CRN/RE партнеры узнают об открывающихся перед ними возможностях роста.

Вячеслав Улендеев, исполнительный директор компании e-House (в 1996 г. — генеральный менеджер компании CHS-Россия).

Мне в вашем издании все нравится. Может быть, хотелось бы чаще видеть статьи и аналитические материалы, посвященные Интернет-технологиям. Хотя, могу предположить, что большинству на ИТ-рынке это будет не так интересно.

Если честно, я не заметил существенных изменений в вашем издании. Скажем так: были эксперименты. Не всегда удачные, но на то они и эксперименты. Все хорошее прижилось, и сейчас уже невозможно представить, что этого не было в первоначальном варианте. Многие публикации вызывают интерес. Статьи о новых технологиях, новых направлениях развития индустрии часто становятся основой для создания предложений нашим покупателям.

Ольга Дергунова, генеральный директор представительства Microsoft.

На мой взгляд, CRN/RE — единственное издание, которое рассказывает игрокам ИТ-рынка о бизнесе в сфере высоких технологий. И это весьма отрадно, так как я помню время, когда получить подобную информацию было неоткуда.

К сожалению, пока в издании не очень много внимания уделяется различным статистическим данным по российскому рынку. Кроме того, в CRN/RE не много статей, посвященных проблемам, связанным с обучением, подготовкой и управлением ИТ-кадрами на российском рынке.
В то же время мне интересно читать тематические обзоры, особенно понравился последний, где речь шла об основных тенденциях на ИТ-рынке в прошлом году и прогнозах на 2004 г.

Константин Шляхов, генеральный менеджер направления дистрибуции компании «Марвел».

В дни юбилея не хочется думать о том, что «не нравится». Поэтому скажу по-другому: мне (и возможно, другим читателям) НЕ ХВАТАЕТ информации и новостей о мировых БИЗНЕС-процессах в ИТ-бизнесе. Подчеркну — не технических, а именно бизнес-новостей, анализа тенденций, ФАКТИЧЕСКИХ показателей работы международных компаний: дистрибьюторов и реселлеров. Причем как на мировом ИТ-рынке в целом, так и на европейском. Например, было бы интересно узнавать (и отслеживать) слияния-поглощения не только среди вендоров-производителей, но и среди прочих участников рынка: дистрибьюторов, интеграторов, реселлеров (ведь рано или поздно это коснется и нашего рынка тоже). Было бы интересно узнать (и «примерить на себя») финансовые показатели международных компаний аналогичного профиля — тем более что многие из них открытые и свободно предоставляют эту информацию. За эти восемь лет заметно увеличилось количество материалов о российском рынке — и это правильно! Появилось больше аналитики (хотя, я понимаю, как трудно ее собирать и проверять в условиях закрытости отечественных компаний). Для меня, пожалуй, самыми интересными остаются материалы в тематических номерах и, конечно же, все публикации о нашей компании.

Евгений Бутман, президент группы компаний DPI (в 1997 г. — генеральный директор компании DPI).

На мой взгляд, в CRN/RE в основном все есть, не хватает немногого. Много пишется о компаниях, но не хватает публикаций о людях, возглавляющих или работающих в них. Не хватает эксклюзивных материалов про рынок и игроков, некой «внешней» информации, того, что нельзя прочесть в других изданиях. Например, на российском рынке сейчас немало новых игроков, которые появились непонятно откуда, неизвестно, что это за люди, откуда у них такой опыт, масштаб, не мыльные ли это пузыри.

Не хватает информации о странах, в которых рынок похож на наш. Мне, конечно, интересно читать про Америку, но этого явно недостаточно. Хотелось бы видеть статьи, содержащие реальный анализ тех или иных бизнес-моделей, используемых ИТ-компаниями на нашем рынке, анализ их успехов и неудач, материалы про экономику бизнеса, про различные маркетинговые и PR-стратегии.

Редакция газеты изначально искала необходимую пропорцию между публикациями: а) о российском и зарубежном ИТ-бизнесе, б) информационными и рекламными, в) «научно-познавательными» и просто интересными. Сейчас эта пропорция оптимальна. Я читаю каждый номер CRN/RE: пролистать газету за пару минут не получается — слишком много интересного.

Издание выработало определенную интонацию публикаций о компаниях и персонах — спокойно-уважительную или спокойно-нейтральную, без подобострастия в отношении «хороших» и резкостей в отношении «плохих». И еще. Лично меня подкупает отсутствие назойливости в рекламе — она не мешает читать и не создает впечатления ангажированности.

Конечно, невозможно проанализировать все 200 выпусков CRN/RE, вспоминая конкретные публикации. Могу сказать, что очень интересны были практически все спецвыпуски, особенно самые первые — с «круглыми столами». Это было ново, интересно. Я участвовал в таких заседаниях, и помимо самого обсуждения для меня было интересно и важно познакомиться с моими коллегами: директорами российских компаний и зарубежных представительств. Ведь в обычной жизни таких возможностей мало, мы вращаемся в кругу своих вендоров, дилеров и партнеров и крайне редко выходим за его пределы. Полезными были и развернутые интервью с руководителями крупнейших компаний...

Марина Никитина, издатель CRN/RE (в 1996 г. — вице-президент по маркетингу компании Merisel).

Получив по электронной почте вопросы, я, признаться, решила, что меня просто поставили в известность о планах редакции. Однако потом вспомнила, что на заре CRN/RE мне, в силу служебных обязанностей, приходилось быть не только читателем газеты, но и участником «круглых столов», и интервьюируемым, и комментирующим. Так что не удивляйтесь, что и издатель отвечает на эти вопросы.

С одной стороны, мне труднее отвечать объективно, потому что вот уже пять лет я нахожусь внутри процесса создания CRN/RE. С другой — вовлеченность в процесс позволяет мне видеть больше и лучше те недостатки, которые есть у издания. Итак, над чем нам еще предстоит работать?

Деловое издание пользуется спросом, если оно объективно представляет необходимую для бизнеса информацию, дает не только «фотографию» событий, но и комментарии, анализ ситуации, а также показывает тенденции. «Фотографировать» события мы научились давно и делаем это вполне профессионально. В анализе ситуации и оценке тенденций пока есть, над чем работать. Очевидным спросом пользуется информация о состоянии бизнеса в российских регионах. CRN/RE первым из изданий отраслевой прессы стала подробно писать об этом, однако пока спрос на такую информацию значительно превышает наше предложение. Будем работать и над этим.

С 1996 г. изменилось все (название, дизайн, содержание, состав редакции), за исключением целевой аудитории. Было бы странно, если бы издание о бизнесе существовало в течение почти восьми лет без каких-либо изменений. Те, кто читает CRN/RE не первый год, должны заметить, как издание из переводного американского стало действительно российским. Если первые годы основную часть составляли переводные материалы из оригинального CRN, дополненные статьями о локальном бизнесе, то сейчас эта пропорция изменилась на обратную. Американские статьи мы публикуем лишь в том случае, если они полезны для читателей — аналитические обзоры, тенденции, новости крупнейших фирм-производителей, которые рано или поздно должны вылиться в определенные шаги и на нашем рынке — пусть читатели будут готовы. А вообще от других отраслевых изданий нас отличает определенная «клубность» — мы видим свою миссию не только в предоставлении объективной и полезной информации, но и в содействии развитию бизнеса путем налаживания деловых контактов между компаниями. Отсюда и регулярные «круглые столы», и ИТ-Форум, и мероприятия в регионах.

Были ли эти изменения к лучшему? Конечно, это должны оценивать читатели. Но плох тот менеджер, который не может оценить результаты работы своей команды. Поэтому честно отвечаю — газета стала лучше, умнее, мудрее и ближе к рынку. Но совершенству нет предела...


Версия для печати (без изображений)