На Oracle AppsForum, который еще совсем недавно носил ознакомительный, общеобразовательный характер, в этом году сфера интересов компании была разделена на ряд плацдармов, с которых поставщик ПО ведет «наступление». На форуме работали секции: химия, энергетика, телекоммуникации, государственный сектор и другие. Присутствие генеральных, коммерческих и финансовых директоров ведущих предприятий разных отраслей выгодно отличало мероприятие этого года от предыдущих. Опытом внедрения систем Oracle поделились представители РАО «ЕЭС России», Росгосстраха, компаний «ВымпелКом», страховая группа «Капиталъ», «Альфа-Страхование», «Тройка-Диалог», «Еврохим», «Метафракс», «Уралкалий», «Шрея Корпорэйшн», Frito Lay и др.

Несмотря на то, что финансовый год Oraсle заканчивается в конце мая, представители корпорации в рамках форума рассказали о важнейших результатах работы на рынке корпоративных систем в СНГ. За год систему управления предприятием Oracle E-Business Suite приобрели 18 крупных компаний, соответственно число предприятий, на которых используют Oracle E-Business Suite, достигло 70. Консалтинговую практику по внедрению этих приложений развивают 13 партнерских компаний. В 2002 ф. г. рост продаж лицензий Oracle E-Business Suite в СНГ составил 42% по сравнению с предыдущим годом, а в 2003 ф. г. — уже 70%. По данным IDC за 2002 г., Oracle занимает второе место на рынке ERP-систем в России с долей 10%, уступая SAP. Объем оказываемых консалтинговых услуг по Oracle E-Business Suite вырос более чем в 2 раза.

Одним из самых крупных контрактов по Oracle E-Business Suite считается внедрение на Магнитогорском металлургическом комбинате (проект еще не завершен). В числе показательных примеров — проекты на предприятиях непрерывного производства «Уралкалий» и «Метафракс», где процесс внедрения системы удалось завершить за 12—13 месяцев. Проект внедрения Oracle E-Business Suite в компании «ВымпелКом» вышел на завершающую стадию, работы в «Связьинвесте», по данным российского представительства Oracle, идут согласно планам. В качестве приоритетных специалисты компании рассматривают секторы телекоммуникаций, транспорта, страхования и финансовые институты. Был особо отмечен контракт с авиакомпанией «Сибирь», где планируется автоматизировать 430 рабочих мест.

Как показало обсуждение в рамках форума, одними из наиболее важных для крупнейших заказчиков Oracle остаются проблемы выбора ИС и проведения тендеров. В этом вопросе они предпочитают ориентироваться на опыт коллег по отрасли. Так, представитель одной из страховых компаний заявил, что вообще не видит на нашем рынке специализированных систем для страховщиков, и именно поэтому его компания остановилась на продуктах Oracle. Не менее любопытно и пояснение специалиста авиакомпании «Сибирь»: «Мы выбрали программный комплекс Oracle, так как большинство мировых авиакомпаний пользуются именно им». Примерно то же говорил и представитель Пермской ГРЭС: предприятие остановилось на системе, используемой РАО «ЕЭС России» в целом.

В тендерах конкуренцию системам Oracle обычно составляет только SAP R/3. Оба этих отнюдь не дешевых решения зачастую приобретаются для того, чтобы повысить общую стоимость компании на рынке. Но удивительно, что уже много лет выбор остается столь ограниченным. Интересное заказчику направление развития этого рынка было озвучено на форуме. Несмотря на то, что здесь собрались клиенты Oracle, а значит, компании, уже выбравшие многофункциональное решение, они говорили о необходимости специализации, интересе к вертикальным решениям.

В компании Oracle пока остаются верны идее универсальности. «Oracle делает многофункциональные системы, которые могут быть применены на любом предприятии, — говорит один из специалистов компании. — А вот хороший западный продукт для страховых компаний вряд ли может быть адекватен по цене финансовым возможностям российских фирм».

На недавно прошедших мероприятиях SAP, IBM и Microsoft Business Solutions говорилось именно об освоении вертикальных рынков. Не исключено, что мировые поставщики специализированных решений постепенно тоже будут приходить на российский рынок и вступать в борьбу за отдельные вертикальные сегменты.

Oracle уже ощущает потенциальное усиление конкуренции за доминирование в отдельных секторах. Компания направила свои усилия на расширение бизнеса в регионах. Она предлагает своим потенциальным клиентам ознакомительные учебные курсы, в частности в рамках общероссийской программы обучения «Система управления современным предприятием. Знакомьтесь: Oracle E-Business Suite».

Валерий Панкратов, заместитель генерального директора Oracle СНГ, уделил этой программе особое внимание, заметив: «Мы достигли критической массы и должны идти в регионы. Именно сейчас мы поняли, что упускаем рынок». Чтобы догнать, компания мобилизует новые силы. Валерий Панкратов сообщил, что в новом финансовом году количество сотрудников представительства, занимающихся вопросами продаж, будет увеличено. Расширится также круг сертифицированных партнеров по внедрению бизнес-систем. Сейчас такой статус имеют две российские компании: «Борлас» (участие в 18 проектах по Оracle E-Business Suite) и TopS BI (участие в 10 проектах). В планах Oracle в СНГ сертифицировать в течение года еще 2—3 партнеров.


Версия для печати (без изображений)