Новинки рынка смартфонов, анонсированные осенью, окончательно добьют рынок карманных фотокамер. Тренд вытеснения последних смартфонами не нов, он начался около пяти лет назад, когда самой популярной камерой на Flikr стал iPhone, обрел силу года три назад, но сейчас, похоже, прекратится, потому что вытеснять будет уже практически нечего.

Компакт-камеры не исчезнут окончательно, но сохранятся в отдельных узких нишах; ранее такое же происходило с аудиоплеерами, навигаторами, диктофонами и другими устройствами, функции которых для массового пользователя теперь выполняют смартфоны. Однако происходящее сейчас пойдет на пользу как фоторынку в самом широком понимании, так и ритейлерам. Итак, о появившихся осенью новинках рынка смартфонов, имеющих расширенные возможности для фото.

Представленный в сентябре смартфон Panasonic Lumix DMC-CM1 (на фото) получил объектив Leica DC Elmarit и двадцатимегапиксельный сенсор с дюймовой диагональю, который устанавливали, например, в компакт Sony RX100 и в «зеркалки» Nikon серии 1. Кроме того, смартфон имеет аппаратный ползунок-выключатель для активации камеры, аппаратную же спусковую кнопку, возможность сохранения снимков в формате RAW и широкие возможности ручной настройки параметров съемки. При наличии такого сочетания сенсора и «стекла» у смартфона понятие «мобилография» практически утрачивает смысл — качество съемки превышает уровень большинства фотоаппаратов-«компактов».

Компания НТС выпустила Desire Eye, у которого стоят две одинаковые 13-мегапиксельные камеры на передней и задней панелях, причем обе с двойными светодиодными вспышками. У смартфона есть аппаратная кнопка для съемки, возможность снимать двумя камерами одновременно (например, событие и свою реакцию на него) и фирменный софт HTC Eye Experience, предоставляющий любопытные возможности для обработки фото непосредственно на смартфоне. Аппарат можно было бы назвать новой иконой для любителей «селфи», если бы не приближающийся выход модели N3 менее известного, но весьма агрессивного конкурента — Oppo.

Официально объявлена дата выхода смартфона Oppo N3 — 29 октября, его 13-мегапиксельная камера имеет поворотный объектив, вращающийся вокруг своей оси на 206 градусов, что позволяет использовать ее как для традиционного фото, так и для селфи, видеоконференций и т. д. Поворотный объектив весьма удобен при съемке в сложных условиях (классический пример: в толпе поверх голов), с нестандартных ракурсов (даже простой цветок, снятый с верхней и с нижней точек, производит разное впечатление), а также в случае, если не хочется привлекать к себе излишнее внимание (на объект съемки достаточно направить объектив, а не весь девайс).

Sony выпустила QX-1 — дальнейшее развитие QX-10 и QX-100. Напомним, что ранее выпущенные модели QX можно смело назвать уникальными устройствами — комплект из сенсора и объектива в едином корпусе, способный работать в связке со смартфоном, устанавливая соединение по Wi-Fi. По сути, этот гаджет и смартфон не что иное, как две половинки фотокамеры: за QX-устройством функции объектива и сенсора, а смартфон предоставляет свой экран в качестве видоискателя, отвечает за хранение данных и т. д. QX-1 работает по такой же схеме, только собственной оптики не имеет, снабжен байонетом, позволяющим устанавливать объективы для беззеркальных камер Sony. Несмотря на то что беспроводный канал замедляет работу комплекта, QX открывает перед фотографом зачастую куда более интересные перспективы, чем другие решения. В настоящее время QX-1 продается на японском рынке, к концу осени появится и на североамериканском; о сроках выхода на европейский и российский рынки официальных объявлений не было, но, судя по всему, к концу зимы новинка здесь будет активно продаваться.

На таком фоне возможности для творческой съемки вчерашних лидеров-камерофонов — Sony Xperia Z3, Samsung Galaxy S6, LG G3, HTC One M8, Apple iPhone 6/6 plus и другие — выглядят весьма скромно. Если традиционные камерофоны активно вытесняли традиционные же компакт-камеры, обеспечивая при сравнимом качестве съемки дополнительные удобства (гибкая настройка процесса фотографирования, доступность минимальной обработки отснятого материала, легкость «зашаривания» полученных фото в социальных сетях, отправки по почте и выкладки в облако), то новинки окончательно доконают «компакты» как массовый товар, вытеснив его в область нишевых применений.

«Компакты» будут покупать пользователи нескольких категорий. Во-первых, это сторонники подхода «одно устройство — одна функция», не приемлющие универсальности смартфонов. Во-вторых, такая покупка станет актуальной для требующих повышенного качества съемки от карманного устройства — среднестатистическая компакт-камера снимает все же лучше, чем среднестатистический смартфон, правда, массовый пользователь этот прирост качества вряд ли заметит, и только немногие требовательны к уровню, даже получаемому «компактом». Наконец, в-третьих, компакт-камеры охотно купят желающие сэкономить — дешевые смартфоны снимают плохо, а с приличным качеством — на уровне недорогих «зеркалок», поэтому покупка «компакта» при небольших финансовых возможностях — вполне разумное решение. Но тем не менее сегмент компактных камер будет по-прежнему сжиматься.

Однако распространение «камерофонов» приводит к тому, что многие начинают фотографировать, входят во вкус и для реализации своих творческих идей и получения более качественных снимков ищут более мощный инструмент, чем смартфон,. А найдя, начинают поиск опции для него. В результате хотя спрос на простые компакт-камеры снижается, продажи более продвинутых беззеркальных фотоаппаратов со сменной оптикой растут! Увеличивается и объем фоторынка в целом. Напомним, что по данным Camera & Imaging Products Association, за прошлый июнь суммарные продажи фотокамер в натуральном выражении сократились на 24% по сравнению с июнем позапрошлого года, а сегмент «беззеркалок» при этом вырос на 17%!

Что это означает для российских реселлеров? Учитывая мощное развитие «фотосоставляющей» смартфонов, магазин, торгующий ими, а также «сопутствующими» товарами, начнет приобретать черты фотосалона. По понятной причине кроме смартфонов в ассортименте хорошо иметь опции для фотографирования — мини-штативы, объективы-насадки, чехлы, держатели и т. д. Интересно, что в данном случае «сопутствующими» товарами будут также беззеркальные камеры и аксессуары к ним — сменные объективы, светофильтры, карты памяти, защитные боксы и т. д. Энтузиастам фотографии, количество которых будет возрастать, также можно предложить фотопринтеры (как стационарные, так и мобильные), фотобумагу и картриджи, фоторамки (цифровые и традиционные), фотоальбомы и прочие товары из ассортимента обычного фотосалона. Как видно, выраженный фототренд для «цифровой розницы» может стать весьма выгодным, если, конечно, ритейлеры смогут им правильно воспользоваться.


Версия для печати (без изображений)