Группа Verysell, решая задачу собственной капитализации, готова предложить подобные услуги другим

Что такое привлечение инвестиций? Андрей Зотов, с осени 2003 г. занимающий должность вице-президента по стратегии группы компаний Verysell и отвечающий в том числе за подготовку группы к капитализации, дает упрощенное определение: возможность на рынке капитала купить себе оборотных средств. Но чтобы на этом рынке получить справедливую цену, владельцу бизнеса необходимо представить свой товар — компанию — в наиболее выгодном свете, а значит, уметь объяснить потенциальному покупателю, как устроен бизнес компании, убедить в наличии управленческой команды, способной понимать и выбирать стратегические цели и уверенно вести к ним компанию. Наконец, подтвердить свою способность в какой-то момент отойти от бизнеса, делегировать часть своих полномочий тем или иным образом.

Достижение этих целей возможно только в том случае, если обеспечить высокую степень формализации бизнес-процессов, выстроить такую систему, когда замена любого менеджера не приводит к ухудшению тех или иных характеристик. Если эту задачу удастся решить, шансы найти дешевые деньги на рынке капитала значительно вырастут. Но, как отмечают специалисты и финансового рынка, и рынка ИТ, хотя спрос на капитал со стороны российских ИТ-компаний уже сформировался, достойного предложения они пока получить не могут.

Российские ИТ-компании остаются маленькими. Масштаб бизнеса, который заставляет мыслить стратегически, начинается с 200 млн. долл. оборота в год, считает Андрей Зотов. А среди российских ИТ-фирм таких не больше дюжины. В этой ситуации логично ожидать консолидации рынка, и аналитики предсказывают усиление этой тенденции. Многие предприниматели уже оценивают для себя возможность выхода на рынок капитала, как в качестве продавцов, так и в качестве покупателей. Но пока это происходит по большей части только на словах.

Привлечение инвестиций во многом затрудняется тем, что российские компании вследствие исторически сложившихся условий ведения бизнеса избегают раскрытия финансовых результатов деятельности, соответственно, культура ведения финансовой отчетности (даже закрытой, необходимой для принятия внутренних управленческих решений) еще не сформирована. Но это — полбеды. В конце концов, можно найти инвесторов, готовых считаться с реалиями российского бизнеса.

Гораздо более высокий барьер — сильное предпринимательское начало. Многие активные предприниматели, которые сейчас наращивают свой бизнес и являются явно успешными, не видят долгосрочной перспективы в выходе на рынок акций или слиянии с крупным игроком. «Сегодняшняя прибыль — здесь, рядом, и она помогает решить сегодняшние проблемы. Но это затрудняет принятие решений, последствия которых сказываются через несколько лет, — говорит Андрей Зотов. — Мне грустно видеть крупные компании с хорошим именем, которые явно страдают от недостаточности масштаба бизнеса». В частности, в практике компании V6 Technologies (нынешнее название Verysell-6), в качестве руководителя которой Андрей Зотов пришел в группу Verysell, было несколько клиентов, которые, осознав «высоту ступеньки», отказались от планов капитализации бизнеса.

В этой ситуации группа компаний Verysell оказалась на особом, более выгодном положении. Компания, начинавшая свой бизнес в качестве совместного предприятия «Компьютерные технологии», изначально, с момента создания, ориентировалась на привлечение международного капитала. И на этом пути владельцы фирмы преуспели. Первым инвестиционным проектом президента Verysell Михаила Краснова можно считать привлечение капитала крупнейшего международного дистрибьютора Merisel. Используя финансовые возможности этой фирмы, Михаил Краснов фактически создал свою компанию. Впоследствии Merisel столкнулась с финансовыми трудностями и была вынуждена выйти из бизнеса своей дочерней российской компании. Но акционеры последней, в число которых к тому времени входили три международных инвестиционных фонда, решили не менять принципиальную установку на продажу бизнеса и нашли нового стратегического партнера — корпорацию CHS Electronics. Сделка так и не была завершена из-за банкротства CHS Electronics, и Verysell на время отложила свои инвестиционные планы, продолжив бизнес в качестве независимой компании. Но в наследство от первого инвестиционного периода компании досталась четкая организационная структура, прозрачность бизнеса и более широкий, по сравнению с другими ИТ-компаниями, взгляд на возможности привлечения капитала.

По мнению Андрея Зотова, уже на первом этапе развития компании у ее руководства сформировалось стратегическое мышление, возможность видеть и анализировать долгосрочные перспективы. От стратегической цели продажи бизнеса, которой компания придерживалась в первые годы своей истории, она перешла к другой — диверсификации бизнеса. Решая эту задачу, Verysell накопила богатый опыт интеграции предпринимательских бизнесов, что выгодно отличает ее в глазах инвесторов от других холдингов, которые расширяют бизнес, опираясь на собственные силы.

Компания Verysell-6 является последним на сегодня приобретением группы Verysell. Первый их контакт состоялся два года назад, когда Verysell-6 (тогда еще V6 Technologies) выполняла для Verysell проект по анализу ИТ-инфраструктуры. Сам Андрей Зотов считает его неудачным, поскольку, по его словам, выявленные в ходе проекта направления совершенствования и развития бизнеса клиента фактически не были реализованы. Спустя год Verysell, которая увидела в приобретении V6 Technologies возможность диверсификации своего бизнеса в сторону увеличения добавленной стоимости, обратилась к своему бывшему консультанту с предложением об объединении. Такая возможность показалась выгодной обеим сторонам.

На момент сделки у Verysell-6, годовой оборот которой не превышал 3 млн. долл., сложилась специализация на предоставлении консалтинговых услуг в области управления компаниями, работающими с большим количеством поставщиков и несколькими разнородными каналами сбыта. В список потенциальных клиентов Verysell-6 попадают, например, крупные дистрибьюторы, территориально распределенные розничные сети, а также производители, собирающие свои продукты из готовых компонентов и продающие их через сбытовую сеть.

«Мы построили некую обобщенную модель бизнес-процесса таких компаний и, используя знания, накопленные в результате анализа их бизнес-процессов, можем предложить клиентам рычаги повышения эффективности операций», — рассказывает Андрей Зотов.

По его словам, работа специалистов Verysell-6 позволяет не только совершенствовать структуру текущего управления компании-клиента, но и дает возможность оценить, насколько клиент готов к привлечению инвестиций, как ему необходимо изменить систему управления, чтобы повысить инвестиционную привлекательность... «Это обычная ситуация, когда владелец бизнеса заказывает ИТ-консалтинг, т. е. ставит цель проанализировать информационное обеспечение основных бизнес-процессов, найти области неэффективности и помочь развязать узлы неэффективных операций, имея при этом подспудное желание оценить возможности продажи компании, — делится опытом Андрей Зотов. — Все фирмы определенного масштаба, достигшие оборота в десятки миллионов долларов в год и выше, думают об этом, хотя и не всегда отваживаются на такой шаг».

Помимо дальнейшей диверсификации бизнеса группы Verysell у ее новой дочерней компании, вернее, у ее директора, есть еще одна важная функция. Андрей Зотов активно участвует в процессе подготовки Verysell к капитализации, поскольку имеет определенный опыт в продаже компаний.

Андрей Зотов начал собственный бизнес в 1996 г. с группой единомышленников, без внешних инвестиций. Со временем его компания совместно с «Комкор» создала СП, что можно считать косвенной формой привлечения инвестиций. В 1998 г. в условиях посткризисного спада V6 Technologies продала один из своих основных продуктов, Интернет-каталог @Rus, зарубежному инвестору (в настоящее время принадлежит «Голден Телеком»).

Одновременно компания поставила цель, сохраняя профиль фирмы как разработчика заказных ИС, выйти на международный рынок. Для этого потребовались дополнительные средства, которые были найдены путем привлечения институционального инвестора—венчурного фонда SUN Capital Partners. Со временем компания переориентировалась в область консалтинга, а ее инвестиционный партнер «использовал все имеющиеся в его распоряжении опции по приобретению акций компании» и вышел из бизнеса V6 Technologies. После чего она и вошла в состав Verysell. Путь, который прошел Андрей Зотов со своей компанией, принес ему немалый опыт общения с потенциальными инвесторами, консультантами, юристами и другими участниками подобных процессов.

В группе Verysell был создан инвестиционный департамент, который и возглавил Андрей Зотов. Его задачи состоят, с одной стороны, в анализе возможностей приобретения и слияния с другими ИТ-фирмами, с другой, в подготовке самой группы к капитализации. Стратегический подход к бизнесу, прозрачность, опыт принятия на себя рисков, связанных с интеграцией предпринимательских бизнесов, безупречная кредитная история, по мнению Андрея Зотова, делают Verysell одним из наиболее привлекательных объектов для инвестиций на российском ИТ-рынке.

Способ капитализации пока не определен. Андрей Зотов не исключает возможности частичного листинга сначала на российских торговых площадках, а потом и на зарубежных. «Но мы не так наивны, чтобы ограничивать свою стратегическую цель только этим, это не прагматично», — добавляет он. По его мнению, Verysell не должна прекращать поиски стратегического инвестора и сохранять для себя возможность выхода на международную площадку высокого ранга.

Первый инвестиционный проект Андрея Зотова в рамках группы Verysell близится к завершению — достигнута договоренность о начале совместной работы с «достаточно известным крупным банковским синдикатом». Новости на эту тему вице-президент Verysell обещает в начале июня. «Мы сделали надежный первый ход, — считает он. — Нашли хорошего партнера, который понимает нашу стратегическую цель и действительно может быть полезен для ее достижения». Банковская группа, о которой говорит Андрей Зотов, будет выполнять роль консультанта в процессе капитализации группы Verysell. Совместно они проанализируют возможные пути решения этой задачи и выберут оптимальный. Затем консультант предложит свои рекомендации по уточнению стратегии.

Тем временем компания Verysell-6 предлагает и другим фирмам услуги, которые она уже оказывает материнской компании. «Наша миссия как консультантов заключается в том, чтобы провести все необходимые оценки, помочь взглянуть на себя взглядом потенциального инвестора и дать соответствующие рекомендации», — описывает возможности компании Андрей Зотов. По его мнению, совершенствование бизнес-процессов фирмы повышает ее инвестиционную привлекательность. Но предложить клиенту способ, как именно выходить на рынок капитала, Verysell-6 не может. Эта работа, по мнению Зотова, должна вестись финансовыми консультантами высокого уровня. «Есть одна важная вещь, которую нельзя забывать, — добавляет он. — На развивающемся рынке, где бизнес характеризуется высокой предпринимательской составляющей, любые инвестиции — это прежде всего инвестиции в людей. Подготовка, выполненная консультантами, конечно, важна, но окончательное решение инвестор будет принимать, наблюдая результаты бизнеса и знакомясь с теми людьми, которые его ведут».

Основные формы привлечения инвестиций

Институциональные инвестиции
Привлечение в качестве инвестора портфельного венчурного фонда, который, как правило, приобретает около 20% акций, рассчитывая не на возможное получение прибыли в будущем, а на рост стоимости акций компании. Непосредственного участия в управлении фирмой такой инвестор, как правило, не принимает.

Стратегические инвестиции
Объединение бизнесов с компанией близкого профиля или с компанией, стремящейся диверсифицировать бизнес. Такой инвестор будет стремиться приобрести контрольный пакет акций, чтобы оказывать существенное влияние на стратегию и управление компании.

Выход на фондовую биржу
На первом этапе выводится от 10 до 30% акций. Котирование акций успешной компании на международных рынках, как правило, приводит к курсовому росту акций, и это автоматически позволяет бизнесу привлекать дополнительный капитал на гораздо более предпочтительных условиях.

В данной статье под «капитализацией» понимается процесс получения доступа к внешним инвестиционным ресурсам.


Версия для печати (без изображений)