Год назад, обсуждая перспективы рынка мониторов в России, аналитики не сомневались: в 2014 г. роста не будет. Согласно прогнозам ITResearch, в случае сохранения непростой экономической и политической ситуации падение должно было составить максимум 10%. Самые пессимистичные эксперты считали, что рынок в 2014 г. вряд ли превысит 3 млн. штук, наиболее оптимистичные полагали, что эта цифра может составить 4–4,5 млн.

Критическую отметку в 3 млн. шт. рынку мониторов удалось преодолеть. Однако «максимальные 10%» оказались недостижимой мечтой — падение было более значительным. Согласно отчету ITResearch, за 2015 г. поставлено 3,39 млн. мониторов на сумму 552 млн. долл. Таким образом, произошло снижение по сравнению с 2013 г. на 18,4% в штуках и на 25% в деньгах

Менеджер по развитию категории коммерческих настольных систем и мониторов департамента персональных систем и устройств печати компании HP в России Марина Громова приводит цифры аналитической компании Context, согласно которым «реальное падение рынка мониторов в России в 2014 г. по сравнению с 2013 г. составило 21% в штучном выражении, то есть объем рынка соответствовал 3,5 млн. устройств». Согласно официальным данным пресс-службы Context, речь идет падении на 25%.

Международная исследовательская компания MEKO-DisplayCast, данные которой приводит менеджер по маркетингу ViewSonic Мария Соловьева, также полагает, что российский рынок мониторов (sales in) в 2014 г. стал меньше на 25%.

Напомним, что своего пика этот рынок достиг в 2007 г. Тогда, по оценкам аналитиков ITResearch, его объем равнялся 8 млн. шт. А это означает, что за последние семь лет рынок «сжался» более чем в два раза.

В 2014 г. произошли изменения и в тройке лидеров. На протяжении довольно долгого времени конкуренцию Samsung и Acer составляла компания LG. Однако согласно данным ITResearch, по итогам года этот вендор заметно сдал и его место заняла компания Philips. По оценкам Context, в 2014 г. спад продаж мониторов AOC и Philips в России был минимальным. В результате оба бренда стали лидерами по доле рынка — вместе они занимают более 20%. При этом на мониторы под брендом Philips приходится 13%, по объемам продаж они стали третьими на российском дисплейном рынке. Впрочем, согласно оценкам ITResearch, в январе 2015 г. на первом месте по-прежнему находилась компания Samsung, Acer вернулась на второе место, а LG — на третье. Таким образом, ситуация в лидирующей группе стала выглядеть как в старые добрые времена.

По оценкам ITResearch, доля крупных игроков на рынке снижается: сегодня на тройку лидеров приходится всего около 45% всех продаж, в то время как несколько лет назад их вклад составлял 55–60%.

Впрочем, у участников рынка существует свое мнение как по поводу «глубины падения», так и относительно долей рынка.

Итоги и прогнозы

Несмотря на то что глубина «падения» оказалась существенно больше, чем ожидалось, игроки рынка в большинстве своем уверяют: итоги 2014 г. в принципе соответствовали ожиданиям. Хотя этот год принес и свои сюрпризы.

Марина Громова напоминает: тенденция к снижению наблюдалась от квартала к кварталу на протяжении всего 2014 г. «Столь сильное падение было вызвано экономической ситуацией в стране в целом, а также тенденцией роста доли моноблочных устройств на рынке ПК, — подчеркивает Громова. — Стоит отметить, что спрос сократился в равной степени как в коммерческом, так и в потребительском сегменте».

В компании Samsung уверяют, что результат в целом оправдал ожидания. «Кроме того, за счет правильной оценки рыночных трендов мы изменили структуру наших продаж в пользу более прибыльных направлений, — подчеркивает PR-manager российского представительства Samsung Кирилл Тамбовцев. — В частности, мы значительно увеличили свою долю в сегментах от 24 дюймов и больше, а также заняли лидирующие позиции в новых, только формирующихся премиальных сегментах, таких как мониторы с разрешением UHD и с изогнутым экраном».

«Рынок стабильно падает на 20% на протяжении многих лет, поэтому никаких сюрпризов в 2014 г. не произошло, — полагает директор коммерческого департамента компании Acer в России Екатерина Царева. — Объем рынка не превысил 3 млн. устройств, падение мы оцениваем на уровне 20% по отношению к 2013 г. В 2014 г., как и планировалось, увеличились доли мониторов больших диагоналей от 23 дюймов и более, активно развивались устройства на VA-, IPS-матрицах, стали популярны ZeroFrame модели. В первой тройке лидеров также не произошло никаких изменений. Acer сохранила свои позиции и увеличила долю. Из-за драматического падения рубля в IV квартале 2014 г. и негативных ожиданий потребителей по поводу удорожания продукции в 2015 г. можно отметить, что IV квартал 2014 года стал „ударным“ и по отгрузкам, и по продажам».

Итоги полностью соответствовали и ожиданиям MMD Monitors & Displays (Philips & AOC Monitors and Displays). «Мы предполагали падение на 18–20% по сравнению с 2014 г., и именно в районе плюс-минус 18%, по оценкам различных аналитических компаний, рынок и финишировал», — говорит региональный директор компании MMD Monitors & Displays (Philips & AOC Monitors and Displays) Андрей Каракашев.

При этом он не скрывает, что 2014 г. всё-таки сумел удивить: «Сюрпризом для нас, как, полагаю, и для большинства участников рынка и вообще жителей страны, стали политические события, повлекшие закономерное ухудшение экономического положения и приведшие к обвальному падению курса рубля и существенному ухудшению уровня жизни населения. А уже после наступления всех этих событий своего рода сюрпризом стало то, что рынок по инерции еще какое-то время держался на приличном уровне и не сразу отреагировал на осложнение экономической конъюнктуры».

По словам главы представительства компании NEC Display Solutions в России Алексея Златина, все игроки прогнозировали дальнейшее падение рынка настольных мониторов, которое вызвано как «естественными» причинами (распространение мобильных устройств), так и кризисными явлениями в экономике. «Падение рынка, которое, по данным ITResearch, составило порядка 18% в штуках, превысило наши ожидания, наша оценка — максимум 10%, — уверяет Златин. — К сожалению, усилившееся в конце года снижение курса рубля особенно негативно сказалось на спросе — многие проекты были „заморожены“ или отложены до „прояснения ситуации“. Снизилась и средняя цена продаваемых дисплеев, так как и корпоративные, и индивидуальные пользователи стали отдавать предпочтение более дешевым моделям».

«В начале 2014 г., оценивая рынок мониторов, большинство экспертов прогнозировали его достаточно скромное падение, на уровне 5–10% по сравнению с 2013 г., — рассказывает Мария Соловьева. — Логика таких рассуждений была достаточно очевидна — с одной стороны, заметное замедление российской экономики, с другой — ощущение, что рынок мониторов если еще и не достиг дна, то вот-вот к нему приблизится! Дополнительным доводом в пользу такой оценки были и общемировые тренды — экономика Европы демонстрировала неплохие показатели, и ИТ-рынки в основных европейских странах чувствовали себя нормально. Так, по данным международной исследовательской компании MEKO-DisplayCast, крупнейший в Европе мониторный рынок Германии в 2014 г. прибавил 8% в штуках, а рынок Великобритании показал и вовсе +16% роста. Что лишний раз говорит о том, что рассуждения экспертов базировались на вполне здравых предпосылках. Тем не менее март 2014 г. преподнес сюрприз, чего никто из экспертов ИТ-рынка и, полагаю, вообще никто из любых экспертов предсказать не мог. Политическая, а затем, как следствие, экономическая ситуация в стране обострилась чрезвычайно. ИТ-рынок проследовал общим трендом к полномасштабному экономическому кризису».

Согласен с коллегами и директор по продажам компьютерной техники LG Electronics в России Андрей Французов: «Итог 2014 г., конечно, отличался от прогнозов и планов. Вряд ли найдется кто-то мог предвидеть настолько сильное падение рубля и дальнейшие события, произошедшие вследствие этого».

А вот для компании Dell, по словам менеджера по клиентским продуктам Dell в России, Украине и СНГ Дениса Минова, 2014 г. оказался более чем удачным — производитель вдвое увеличил свою долю на российском рынке. «Это обусловлено целым рядом факторов: вариативным и обновленным модельным рядом, успешной работой с розничными сетями и корпоративным сектором, более гибким ценообразованием, — уверяет Минов. — В целом рынок не преподнес неожиданных сюрпризов, ожидаемо росла доля в сегментах с диагоналями более 21,5 дюйма, доля меньших диагоналей ожидаемо сокращалась, понемногу начали набирать обороты дисплеи с разрешением 4К (при удешевлении технологии в будущем доля этого сегмента должна увеличиться еще больше)».

Реакция дистрибьюторов на падение рынка было более болезненной, чем вендоров (это вполне понятно — российский рынок для них единственное игровое поле).

В компании MERLION рынок 2014 г. оценили в 3,15 млн. штук. Директор по дистрибуции дивизиона «Широкопрофильная дистрибуция» Дмитрий Виноградов подчеркивает, что именно «глубина» падения рынка стала для компании «не совсем приятным сюрпризом». «Ожидали минус 15%, а по результатам года видим 26% в штуках и 30% в денежном выражении», — говорит он.

По оценкам менеджера по продукции (мониторы) компании MICS Олега Цыбина, в 2014 г. сокращение рынка мониторов оказалось существенно больше прогнозируемых значений. «Продажи падали как в штучном, так и в денежном выражении. Несмотря на все усилия производителей, тренд остается остро негативным», — уточняет Цыбин.

«В конце 2013 г. никто не мог предположить такого значительного изменения рынка мониторов, — говорит руководитель направления «Мониторы и ИБП» компании «Марвел-Дистрибуция» Сергей Ямов. — Динамика продаж мониторов в «Марвел-Дистрибуции» находится в пределах рыночной: минус 19% по сравнению с 2013 г. Если смотреть по брендам, то здесь динамика разнонаправленная. По некоторым мы упали сильнее из-за отсутствия крупных проектов, которые были в 2013 г., а по другим показали вышли даже на положительный результат, например по такому нишевому бренду, как iiyama. Дополнительным и существенным негативным фактором оказался рост курса валют, что очень болезненно сказалось на стоимости продукции долларовых вендоров.

Руководитель отдела поставок NetLab Дмитрий Цветков отмечает, что продажи мониторов в 2014 г. в долларовом выражении по отношению к 2013 г. снизились на 30%, в штуках сокращение стало менее значительным — порядка 20%. «Продажи в течение 2014 г. были достаточно ровными и даже летняя, обычно ярко выраженная, сезонность оказалась сглаженной, — уточняет Цветков. — Исключение составляет IV квартал, а в особенности декабрь, когда компании старались израсходовать выделенные бюджеты и успеть приобрести товары из существующих стоков по рублевой цене, отстающей в росте от повышения курсов валют. Отсюда — основная причина дисбаланса между оборотом в денежном и штучном выражении».

По словам продакт-менеджера по мониторам компании OCS Distribution Елены Казаковой, хотя вряд ли кто-то мог предсказать заранее все события 2014 г., OCS еще в позапрошлом году начала готовиться к тому, что ситуация на ИТ рынке будет обостряться. «Что касается мониторов, то 2014 г. мы откорректировали ассортимент, усовершенствовали логистику, а вдумчивый подход к формированию склада помог избежать избытка товарных запасов, — подчеркивает Казакова. — Самые пессимистичные прогнозы на 2014 г. не оправдались: например, рынок мониторов равнялся 3,4 млн. штук, так что в штучном выражении отрицательная динамика не столь велика. Но в денежном эквиваленте она гораздо более значительна — произошло смещение спроса в сторону более дешевых моделей. Ну и не нужно забывать про девальвацию рубля. Например, в OCS по итогам 2014 г. мониторов (в денежном выражении) было продано на 10% меньше, но при этом в штуках — больше на 13%».

Что год текущий нам готовит

Каким станет для рынка мониторов 2015 г.? Практически все игроки рынка единодушны: «сжатие рынка» продолжится.

Январь, по оценкам ITResearch, опять оказался обескураживающим. Всего было продано примерно 243 тыс. мониторов на 42,4 млн. долл., а это значит, что в годовом исчислении рынок стал меньше на 26,5%. При этом, по предварительным данным ITResearch, дистрибьюторские отгрузки за январь 2015 г. не дотянули до 100 тыс. аппаратов, что означает снижение на 57% в годовом исчислении Это намного больше, чем ожидали аналитики. Они полагали, что рынку падать уже некуда (сейчас выходит из строя намного больше мониторов, чем поставляется).

В ITResearch считают, что текущие объемы фактически не покрывают естественное выбывание устройств, даже несмотря на высокую надежность современных аппаратов. «Видимо, нежелание клиентов переходить на Windows 8 столь велико, что большинство программ обновления парка заморожено. Еще более мощный источник снижения — резкая девальвация рубля. В тот момент, когда дилеры и розница вынуждены покупать мониторы (и не только) по ценам выше, чем стоимость стоящих у них на полках, рынок просто не может не падать», — пишут аналитики.

В компании NetLab по итогам первых месяцев 2015 г. отмечают снижение, которое в штучном и денежном выражении составляет порядка 50% аналогичных периодов прошлого года.

Сергей Ямов подчеркивает, что динамика продаж в первые месяцы года не предвещает положительных изменений в этом году. «Согласно данным ITResearch, снижение рынка в натуральном выражении превысило 64%, что является абсолютным антирекордом за все время наблюдений, — напоминает Ямов. — Конечно, во второй половине года динамика улучшится, но тем не менее мы ожидаем сокращение рынка мониторов в 2015 г. на уровне 25–30%».

«Сжатие рынка, скорее всего, продолжится, как минимум в первом полугодии, — полагает Елена Казакова. — В начале года продажи серьезно уменьшились по сравнению с 2014 г. Вместе с тем, если курс доллара будет относительно стабильным, есть основания ожидать некоторого улучшения ситуации. Розничный рынок сейчас, можно сказать, в летаргическом состоянии, но проектные отгрузки идут, в первую очередь по заказам из госсектора».

В компании Samsung считают, что сейчас сложно давать конкретные прогнозы в связи с нестабильным состоянием российской экономики, которая будет определять развитие мониторного рынка в этом году.

«К сожалению, на сегодняшний момент не видно каких-либо трендов улучшения ситуации — политическая напряженность, экономические санкции, резкая девальвация рубля, снижение потребительского спроса, урезание и/или заморозка корпоративных бюджетов... все это приводит к катастрофическому падению рынка», — размышляет Мария Соловьева.

Согласен с коллегами и Денис Минов: «Нельзя рассматривать динамику рынка мониторов или любого другого в отрыве от экономической ситуации в стране. На сегодняшний день она выглядит неутешительно: за первые два месяца рынок стал меньше более чем на 60%, его участники находились в шоковом состоянии из-за практически двукратного повышения цен, на снижение спроса повлияло и наличие товара по прошлогодним ценам. В дальнейшем уровень паники, очевидно, должен несколько снизиться, но на сегодня даже показатель 2 млн. коробок по итогам этого года выглядит крайне оптимистично».

По оценкам Андрея Каракашева, в этом году, скорее всего, ничего хорошего не произойдет. «По первым месяцам мы видим, что падение в этом году превышает все самые пессимистические оценки и доходит практически до 70% относительно аналогичных периодов прошлого года, — говорит он. — Очевидно, сейчас рынок расплачивается за те инерционные месяцы (ноябрь-декабрь) неплохих продаж, когда спрос на товар удовлетворялся опережающим образом и имел некоторые признаки ажиотажных покупок. Объективное снижение платежеспособного спроса усугубляется еще и затовариванием канала в предыдущие месяцы, а также опережающим удовлетворением спроса в тот же период. В дальнейшем, конечно, такого падения продаж уже не должно быть и динамика станет несколько более благоприятной, но скорее всего, в 2015 г. рынок уменьшится в два раза относительно прошлого года».

Екатерина Царева напоминает, что в результате катастрофического падения рубля в IV квартале 2014 г. средняя стоимость мониторов в российской валюте выросла в два раза. И это, конечно, будет негативно влиять на продажи. «Рост инфляции, дорогие кредиты, глобальное снижение покупательной способности населения поставят огромный барьер на пути мониторов больших диагоналей, от 23 дюймов и более», — полагает Царева.

По словам Алексея Златина, если в итоге рынок выйдет хотя бы на уровень 2014 г., это будет вполне удовлетворительно. «К сожалению, январь и февраль не дают особых оснований для оптимизма, — считает Златин. — В то же время наметившаяся стабилизация рубля, общее „привыкание“ к изменившимся условиям ведения бизнеса, необходимость менять выбывающие из строя мониторы, новые проекты позволят рынку удержаться на плаву».

Впрочем, есть и некоторые поводы для оптимизма. NEC Display Solutions, по словам Златина, удается продавать очень дорогие профессиональные дисплеи для работы с цветом серии SpectraView. «Стал оживать корпоративный рынок — усилился приток регистрируемых компанией проектов, многие заказчики начали закупать мониторы для своего корпоративного парка на регулярной основе», — уверяет Златин.

Впрочем, даже в сложившейся ситуации, когда от рынка никто ничего хорошего не ждет, игроки стараются найти «точки роста», которые позволят «минимизировать» последствия падения.

По оценке Марины Громовой, сильные структурные изменения претерпит рынок коммерческих мониторов. «На фоне общего снижения средневзвешенной стоимости устройства увеличится доля больших дисплеев — спрос сместится в сторону устройств с диагональю 23–24 дюйма, — полагает Громова. — Уменьшающийся разрыв в цене между аппаратами с TN- и IPS-матрицей повлечет за собой замещение технологий — IPS все чаще будет рассматриваться как стандарт».

Дмитрий Виноградов также говорит о том, что из мейнстрима продаж практически уходят небольшие модели с диагональю до 21,5 дюйма. При этом доля мониторов с диагональю от 25 и более дюймов увеличивается. «Уже сейчас у всех производителей есть большие 32-дюйм модели, — поясняет Виноградов. — Многие вендоры активно вводят в ассортимент аппараты с разрешением 2К и 4К. И все чаще монитор с полки магазина попадает не к домашнему пользователю, а на стол офисного работника. В этом году сохранится сложившийся тренд последних лет —продажи мониторов в основном будут идти за счет корпоративных заказчиков. Так, например, по предварительным итогам I квартала текущего года, заметно усилит свои позиции HP, принявшая участие в одном из крупных конкурсов».

Согласен с коллегами и Олег Цыбин: спрос смещается в сторону больших диагоналей. И пока перспективы роста есть у сегмента 24–27 дюйма. По словам Цыбина, в текущем году по-прежнему спрос в основном будут поддерживать корпоративные закупки — мониторы для бизнеса. Частные пользователи наверняка предпочтут мониторы больших диагоналей с продвинутыми характеристиками — прежде всего «геймерские» и для обработки мультимедиа.

В компании Acer считают, что фокус 2015 г. — недорогие бюджетные мониторы с диагональю от 18,5 до 21,5 дюйма, которые доступны широким массам потребителей.

А в LG Electronics уверены: как бы сильно ни упал рынок всегда существуют точки роста. По мнению экспертов компании, прежде всего речь идет об ультрашироких устройствах, таких как мониторы 21:9 в нескольких форм-факторах.

По мнению Андрея Каракашева, сегодня стоит говорить скорее не о «точках роста», а о «точках минимального падения». «Мы рассчитываем на то, что мониторы в новых сегментах, например с большой диагональю (выше 29 дюймов), будут достаточно популярны из-за новизны продукта и удовлетворения спроса там, где ранее предложение отсутствовало, но в целом предпосылок для роста рынка нет, — уверен он. — Кроме того, возможно увеличение доли мониторов, выпущенных в России в случае, если пойдут поставки по государственным конкурсам в рамках политики импортозамещения. Также я предполагаю, что за счет увеличения военного бюджета может вырасти спрос со стороны оборонных предприятий».

Сергей Ямов отмечает, что сильнее всего пострадают розничные партнеры. «Необходимость в мониторах в корпоративном сегменте сохранится, хотя и уменьшится . Поэтому необходимо наращивать усилия в работе с корпоративными партнерами», — уточняет Ямов.

Согласен с коллегой и Алексей Златин: «В текущей ситуации трудно говорить о точках роста, но по нашему мнению, положение дел на рынке в 2015 г. будет определяться спросом как со стороны крупных корпоративных пользователей, так и предприятий малого и среднего бизнеса».

«Потенциальным драйвером не роста, но хотя бы некоторого восстановления рынка могла бы стать внятная антикризисная программа правительства, — уверяет Мария Соловьева. — Такой программы нет, а без нее никаких точек роста не просматривается. Можно говорить о том, что одни сегменты упадут больше, другие меньше... понятно, что с учетом общей экономической ситуации наибольшим спросом будут пользоваться самые дешевые модели».

Свято место

Казалось бы, сегодня российский рынок мониторов вряд ли можно считать привлекательным для производителей. Может ли так случится, что некоторые из них решат его покинуть? И стоит ли ждать смены лидеров?

По словам Екатерины Царевой, в 2015 г. глобальных изменений не произойдет: у лидеров рынка есть больше ресурсов и возможностей сохранить свои позиции и бизнес.

А вот Андрей Французов полагает, что возможно все — рынок — живой организм, который активно реагирует на внешнее и внутреннее воздействие. «Насчет других игроков у меня есть некоторые догадки, а про LG Electronics могу сказать уверенно и прямо — мы уходить точно не собираемся», — подчеркивает он.

«Единственное, что можно прогнозировать, —все ведущие вендоры на рынке останутся, — размышляет Елена Казакова. — Однако весьма возможно перераспределение рыночных долей между ними: на исход этого процесса могут повлиять как макроэкономические и политические факторы (санкции и пр.), так и готовность (или неготовность) самих вендоров учитывать новые условия, делать шаги навстречу каналу».

Сергей Ямов считает, что «в первой пятерке» вендоров серьезных изменений не случится. «Многолетние лидеры имеют большой опыт работы на российском рынке, в том числе и в кризисные периоды, — говорит Ямов. — Но не исключаю, что некоторые вендоры второго эшелона не смогут работать в ситуации, когда дистрибьюторы сократили до минимума свои заказы, и будут вынуждены уйти с российского рынка».

По оценкам Дмитрия Виноградова, смены лидера в первой пятерке вендоров, скорее всего, не произойдет. Samsung, Acer, Philips, LG, далее BenQ и AOC с очень близкими показателями продаж так и останутся. «Российский рынок мониторов вендорам интересен, уходить пока никто не планирует. Что касается дистрибуции мониторов, то тут изменения есть — рынок покинул один сильный игрок, — напоминает Виноградов. — Теперь, по нашим прогнозам, его доля будет разделена между лидерами дистрибуции».

«Тяжело, вероятно, придется тем компаниям, для кого мониторный бизнес приоритетный и основной: таким компаниям будет сложнее проявить гибкость в этот нелегкий период», — считает Денис Минов.

«В прошлом году нашей компании удалось добиться значительного успеха и впервые занять первое место на российском рынке по итогам года по совокупной доле двух наших брендов (Philips и АОС), — напоминает Андрей Каракашев. — В этом году мы постараемся удержать эту позицию, но объективно это будет сделать чрезвычайно трудно исходя из тех цен, которые предлагают наши основные конкуренты. По нашему мнению, никто из игроков с долей рынка, превышающей на текущий момент 5%, не уйдет, а возможное исчезновение той или иной маленькой компании нет смысла комментировать».

Согласен с коллегой и Алексей Златин. «Смена лидеров фактически уже произошла — в первой тройке весьма комфортно чувствуют себя Acer и Philips, прочные позиции занимает компания AOC, уверенно растет доля мониторов Dell. Думаю, что состав участников рынка вряд ли претерпит какие-то серьезные изменения — ни один из 14 главных мониторных брендов (выделяются в годовом отчете ITResearch) не собирается покидать этот рынок. Скорее, можно говорить об увеличении/уменьшении долейтех или иных производителей».

«В лидеры могут выйти другие производители, часть игроков возможно прекратит отгрузки — это вполне реалистичный сценарий, учитывая сегодняшние обстоятельства, — полагает Мария Соловьева. — Это касается всех игроков рынка! Сейчас компании пытаются как-то адаптироваться к рыночной ситуации, оценивают глубину и главное продолжительность падения. На сегодняшний день это скорее стратегия выжидания, попытка „пересидеть“. Я думаю, что серьезные решения по поводу стратегии работы (или „неработы“) на российском рынке будут приниматься к концу года, в зависимости от того, насколько оправдаются прогнозы относительно некоторой стабилизации ситуации во второй половине года».

Ждать у моря погоды

Шансы рынка мониторов в ближайшем будущем вернуться к положительной динамике минимальны. Так считают практически все участники рынка. Причем возможность возрождения многие эксперты напрямую связывают не с технологическим прорывом, как это было в прошлые годы, а со стабилизацией в политической сфере и экономике.

«К сожалению, в текущих условиях успех той или иной группы товаров зависит исключительно от экономических показателей, как только российская экономика выйдет из кризиса, можно будет рассуждать о позитивной динамике на рынке мониторов», — полагает Екатерина Царева.

Денис Минов считает, что драйвером роста прежде всего может стать стабилизация курса рубля: «Бизнес должен стать прозрачным и прогнозируемым, в противном случае он займет выжидательную позицию».

По словам Марии Соловьевой, у рынка мониторов, безусловно, есть потенциал развития, и опыт ведущих европейских рынков это наглядно доказывает. «Есть отложенный спрос, есть интересные решения, технологические новинки, специализированные предложения и стильные, эффектные массовые продукты, — уверяет Соловьева. — Но как я уже говорила, сегодня реальным драйвером роста рынка может быть только улучшение экономической ситуации в стране. Некоторая стабилизация возможна во втором полугодии, если будут открыты бюджеты на госзакупки, но это только слегка выправит остро негативный тренд. Только это не позволит рынку приблизиться даже к результатам не самого успешного 2014 г., не говоря уже о положительной динамике».

Андрей Каракашев также считает, что возвращение рынка мониторов к положительной динамике в ближайшем будущем маловероятно. «Он очень чутко реагирует на макроэкономические показатели. Падает реальный уровень доходов населения, растет безработица — люди ограничивают потребление, в первую очередь они будут покупать товары первой необходимости, к которым домашние мониторы, увы, не относятся; и мы уже ощущаем это в потребительском сегменте, — сообщает Каракашев. — Что касается корпоративных поставок, которые в мониторном бизнесе в нормальной ситуации составляют практически половину общих продаж, то здесь ситуации также достаточно тяжелая и останется таковой еще на протяжении долгого времени — в условиях дефицита бюджета и ухудшения экономических показателей коммерческие структуры и государственные учреждения вынуждены снижать затраты на содержание своей ИТ-инфраструктуры и откладывать на неопределенный срок запланированное обновление оборудования. Поскольку кризис, в котором находится российская экономика, имеет политические, а не экономические причины, то с помощью экономического анализа спрогнозировать сроки ее восстановления невозможно. Остается только надеяться на то, что в ближайшее время рынок наконец нащупает дно и ему не останется ничего другого, как начать медленно расти».

«В случае позитивных изменений в экономике возможна и стабилизация спроса», — подчеркивает Олег Цыбин. При этом он уверен, что для устойчивой положительной динамики нужен технологический прорыв, как это было при появлении LED-технологии.

Появление новой прорывной технологии — главная надежда рынка мониторов последних лет. Кирилл Тамбовцев уверен, что в ближайшее время повысить потребительский спрос на рынке мониторов смогут новаторские продукты, кардинально отличающиеся от традиционных. В этом году компания планирует расширять новые направления развития: мониторы со сверхвысоким разрешением (UHD и выше) и изогнутым экраном.

Марина Громова считает, что наряду с факторами, не позволяющими рынку мониторов вернуться к положительной динамике (прежде всего это увеличение доли моноблоков на рынке ПК), существуют и другие. Так, решения на базе ультракомпактных форм-факторов смогут поддержать спрос на мониторы. «Ультракомпактные ПК в сочетании с разнообразными стойками и креплениями позволяют сформировать решения, кардинально меняющие взгляд на традиционный подход к оборудованию рабочего места, — полагает Громова. — Развитие инновационных сегментов мониторов, таких как мобильные, изогнутые, touchscreen-дисплеи, позитивно повлияют на спрос в случаях, когда монитор рассматривается как дополнение к ноутбуку для расширения и оптимизации рабочей зоны».

По оценкам Дмитрия Виноградова, стимулирующим фактором для восстановления рынка может стать переход вендоров на прямые поставки своей продукции в Россию и, конечно же, укрепление национальной валюты и рост покупательной способности населения. Хотя в ближайшей перспективе (минимум год) на положительную динамику продаж рассчитывать не стоит.

А вот по мнению Алексея Златина, серьезные драйверы роста рынка мониторов на данный момент отсутствуют. При этом он не исключает, что при выходе экономики из кризиса возможно отложенный в текущем году спрос со стороны частных и корпоративных пользователей позволит рынку в 2016 г.совершить «отскок».

В компании NetLab считают, что ситуация изменится с конца IV квартала. При этом Дмитрий Цветков подчеркивает: речь не идет о росте по отношению к аналогичным периодам 2014 г., а чуть менее глубокое падение — от 25 до 35%.

«Драйверами роста могут стать отложенный спрос первого полугодия, размораживание части инвестиционных проектов, курс ЦБ на уменьшение учетной ставки и, как следствие, повышение деловой активности», — полагает Цветков.

Андрей Французов считает: положительной динамикой можно считать замедление падения рынка до приемлемых 5%. По его мнению, есть основания увидеть это уже в следующем году.

«Конечно, рынок должен вернуться к положительной динамике, — убежден Сергей Ямов. — Хочется верить, что это произойдет уже в 2016 г. Но все сильно зависит как от общей экономической, так и от политической ситуации в стране. Это касается не только мониторов, но и всего ИТ-рынка».



Версия для печати (без изображений)