В начале года исследовательская группа Digitimes Research представила прогноз по мировому рынку ноутбуков на 2016 г.

По прогнозу аналитиков, объем поставок этих устройств снизится на 2,5% по сравнению с аналогичным показателем 2015 г. и составит 153,5 млн. шт. Что касается 2015 г., то, по данным компании, тогда было продано 157,4 млн. ноутбуков, что соответствовало снижению рынка за год на 9%.

Но по прошествии восьми месяцев текущего года аналитики изменили прогноз и сообщили, что в 2016 г. стоит ожидать снижения мировых поставок ноутбуков на 7,3% по сравнению с прошлым годом (т. е. менее 150 млн. шт.). Причины, по их мнению, следующие: обновление Windows 10 не столь привлекательно, чтобы подтолкнуть многих пользователей к покупке новых ПК, а процессоры Intel Kaby Lake дают лишь небольшое улучшение характеристик по сравнению с прежними версиями; к тому же их поставки задерживаются, а на формирующихся рынках спрос ослабевает .

Согласно этому отчету Digitimes Research, во второй половине года вендоры США добьются лучшего, чем остальные поставщики первого эшелона, результата . Компания HP Inc. с агрессивной ценовой конкуренцией и с полными линейками продуктов во втором полугодии чуть обойдет Lenovo, став крупнейшим поставщиком в третьем квартале по объему поставок.

Dell, которая нацелена главным образом на корпоративный сектор, увеличит поставки в третьем и четвертом кварталах, но не столь существенно, как у конкурентов, ориентированных большей частью на потребительский рынок.

Apple показала неудовлетворительные результаты поставок ноутбуков в первой половине года, но во втором полугодии они вырастут более чем на 40% (по сравнению с первым) благодаря апгрейдам моделей MacBook в среднем и верхнем сегментах.

В то же время Lenovo, которая испытывает трудности из-за затоваривания в канале, не сумеет добиться существенного роста поставок до четвертого квартала. Что касается тайваньских вендоров, то Acer улучшит свои результаты во второй половине года на фоне слабых поставок в первом полугодии.

На глобальный рынок ноутбуков оказывают влияние два тренда, и оба негативные.

Во-первых, крупнейшие экономики мира находятся в посткризисной ситуации, когда свободных финансов мало, а перспективы неопределенные, поэтому как частные, так и корпоративные пользователи покупают только необходимое.

Во-вторых, у большинства пользователей нет необходимости менять исправного «старичка» на новую систему, т. к. ничего значимого, способного мотивировать на это массового потребителя пока не появилось.

Заметим, что все сказанное о глобальном рынке в полной мере справедливо и для российского, тут тренды те же, только с некоторыми коэффициентами, обусловленными особенностями локальной экономики — курсом национальной валюты, снижением покупательной способности на массовом рынке и т. д.

По данным IDC, за третий квартал 2016 г. на российский рынок было поставлено 806 тыс. штук портативных ПК, что на 11% больше, чем за аналогичный период 2015 года. Первую строчку в списке лидеров занимает ASUS. Далее следуют Lenovo, Acer, HP Inc. и Dell.

«Последние три года были неблагоприятными для сегмента портативных компьютеров. Тем не менее, основания для оптимизма все же имеются. Рынок ноутбуков впервые за последние пятнадцать кварталов показал рост. Несмотря на сложную рыночную конъюнктуру, производители ПК продолжают поставлять на рынок новые модели компьютеров. Позитивной динамике способствовала подготовка основных игроков рынка к продажам в предновогодний период и стабильный спрос со стороны корпоративных заказчиков. В четвертом квартале прогнозируется последующее увеличение объемов поставок», — отмечает Наталья Виноградова, старший аналитик IDC Россия.

В то же время аналитики утверждают, что основное влияние на ситуацию в мировом канале продаж этих устройств окажут следующие факторы. Во-первых, рост поставок хромбуков, который оказался настолько значительным, что отразился на мировой рыночной динамике. Однако этот фактор никак не может повлиять на ситуацию на российском ИТ-рынке. У нас эти устройства скорее экзотика, а не драйвер.

Второй фактор, отмеченный аналитиками, — рост закупок корпоративными клиентами. Это то, что может сработать и в нашей стране. Даже те корпоративные заказчики, на которых негативно сказывается экономическая ситуация, не смогут долгое время откладывать приобретение нужных ноутбуков. Правда, этого отложенного спроса, который рано или поздно «выстрелит», надолго не хватит. А вот тенденция перевода офисных сотрудников в режим «удаленной» работы вполне может потребовать увеличения количества ноутбуков для корпоративного сектора и даже стать одним из явных и продолжительных трендов.

Третий фактор — выпуск ключевыми вендорами таких моделей, которые по задумке производителей должны обеспечить лидерство брендам в предновогодних распродажах. Заметим, что в этом году в России «новогодние продажи» начались неожиданно рано — уже в середине осени, а на мировом рынке, как видно, они стартовали еще раньше, причем старт оказался настолько выразительным, что стал одним из драйверов рынка.

Исходя из всего вышесказанного, можно утверждать, что этот продуктовый сегмент хотя и не покажет прежней динамики, но не исчезнет. Продажи ноутбуков остановиться не могут. Ведь устройства постепенно устаревают, причем не только морально — модель пяти-шестилетней давности нуждается в замене — «садится» аккумулятор, выгорает экран, изнашивается жесткий диск и т. д. А еще ноутбуки ломаются, причем далеко не всегда их ремонт экономически оправдан. Наконец, подрастают новые пользователи, которым по роду занятий нужны мобильные компьютеры. Поэтому реселлеры готовы побороться за свой кусок «пирога».

В этом году номинация «Ноутбуки» оказалась на седьмом месте в рейтинге популярности продуктовых линеек: 61,7% партнеров второго уровня, принявших участие в опросе, продают эти устройства. Напомним, что два года назад она делила пятое и шестое места с номинацией «Настольные ПК»: тогда мобильные компьютеры предлагали своим покупателям 72,1% наших респондентов.

Претенденты

В предыдущем рейтинге исходный список производителей ноутбуков состоял из 17 компаний: Acer, Apple, ASUS, Dell, Depo Computers, Fujitsu, GIGABYTE, HP, iRu, Lenovo, LG, MSI, Panasonic, Samsung, Sony, Toshiba, «Аквариус». Но только девять компаний смогли преодолеть порог канальности: Acer, Apple, ASUS, Dell, Fujitsu, HP, Lenovo, MSI, Toshiba.

В этом году в номинации «Ноутбуки» было 15 претендентов на звание «Чемпион канала»: Acer, Apple, ASUS, Dell, Depo Computers, Fujitsu, GIGABYTE, HP Inc., iRu, Lenovo, LG, MSI, Panasonic, Toshiba, «Аквариус». И только восемь из них смогли перешагнуть порог канальности: Acer, Apple, ASUS, Dell, Fujitsu, HP Inc., Lenovo, MSI.

Прежде чем представить «Чемпионов канала», скажем несколько слов о производителях, которые не смогли войти в пятерку лидеров в номинации «Ноутбуки». На этот раз из борьбы выбыли три компании, преодолевшие порог канальности: Acer, Apple и Fujitsu. И если в случае с последним вендором это уже можно назвать закономерностью (четвертый рейтинг подряд), то для оставшихся двух данный факт оказался неприятной неожиданностью. Дело в том, что долгое время обеим компаниям никак не удавалось взойти на пьедестал почета в номинации «Ноутбуки». И вот в 2014 г. партнеры наконец-то признали этих производителей одними из лучших по работе с каналом, правда, всего лишь до следующего рейтинга.

Представляем победителей

Номинация «Ноутбуки» вновь оказалась одной из самых динамичных. Во-первых, ни один из нынешних финалистов не смог сохранить позицию, занятую им два года назад. А во-вторых, только трое победителей предыдущего рейтинга вновь вошли в число призеров.

Но обо всем по порядку.

Два года назад пятое место принадлежало компании Apple, набравшей 35,087 балла. В нынешнем проекте, как уже было сказано выше, этот производитель не вошел в пятерку лучших. На место Apple наши респонденты поставили Dell. Напомним, что к моменту подведения итогов предыдущего рейтинга производитель успел сообщить каналу о том, что в его политике произошли очередные изменения: в августе 2011 г. стало известно, что компания будет наращивать бизнес-услуги и развивать сетевое направление, а также портфель решений Enterprise Solutions & Services, вследствие чего ноутбуки автоматически выпали из списка «первоочередных» продуктовых линеек Dell. Логичным концом данного сюжета стало то, что в 2012 г. партнеры лишили Dell звания одного из лучших производителей мобильных ПК. Спустя почти три года, в июне 2014 г., вендор не только анонсировал новые модели семейства Inspiron, но и сообщил каналу, что не намерен уходить из этого сегмента, так как уверен, что появляющиеся в мобильных ПК новшества и возможности обеспечат им дальнейший спрос со стороны пользователей и что планшеты не смогут заменить и вытеснить ноутбуки. Кроме того, представители компании подчеркивали: в России Dell будет выступать в качестве поставщика решений для всех сегментов, начиная от конечных пользователей и заканчивая крупными корпоративными заказчиками. Но, увы, в тот момент эти сигналы каналу так и не смогли вернуть вендора в число лидеров данной номинации. Впрочем, судя по всему, не остались не замеченными партнерами.

По словам Дениса Минова, менеджера по клиентским продуктам Dell в России, Украине и СНГ, за последние два года компания усилила линейку ноутбуков и ПК активно растущего игрового направления, в том числе игровых ноутбуков массового сегмента и устройств с поддержкой технологий виртуальной реальности. Кроме того, для более сфокусированной работы по развитию продаж именно клиентских решений (ПК, ноутбуков, мониторов) через различные каналы сбыта в организационной структуре компании появилась позиция Client Solutions Lead.

«Продуктовая же стратегия в коммерческом сегменте направлена на поставку законченной ИТ-экосистемы, от оборудования для организации рабочих мест до инфраструктурных решений, — утверждает Евгений Горшков, менеджер по маркетингу клиентских продуктов Dell в России, Казахстане и Центральной Азии. — За последний год расширилась линейка клиентских устройств для корпоративных заказчиков, наиболее значительные изменения произошли в активно растущем сегменте устройств-трансформеров 2-в-1, призванных в полной мере раскрыть возможности новейшей ОС Windows 10 компании Microsoft, также обновились линейки защищенных устройств Dell Latitude Rugged. Одно из перспективных направлений — адаптация клиентских устройств к использованию с интерфейсом Thunderbolt компании Intel и, как следствие, поддержка стыковочных станций нового типа, обеспечивающих передачу данных, видеопотока и электропитание через одно проводное соединение».

Правда, судя по оценкам, выставленным вендору, у последнего есть некоторые проблемы с донесением всей этой информации как до канала продаж, так и до конечных потребителей. Dell получила сразу четыре низшие оценки в данной номинации за критерии «Активность в продвижении продукции», «Маркетинговая поддержка партнеров», «Техническая поддержка партнеров», «Сервисное обслуживание заказчиков». В результате ее итоговая оценка составила 35,173 балла.

Совсем немного (0,049 балла) не хватило Lenovo, заработавшей самые высокие баллы за критерий «Соотношение цена/качество» и не получившей ни одной низшей оценки, до третьего места, занятого ей два года назад. Может быть, потому, что тогда у этой компании была не одна, а две высшие оценки за два самых значимых (в 2014 г.) в этой номинации критерия («Соотношение цена/качество» и «Прибыльность продукции»)? Несмотря на незначительный отрыв от конкурента, стоящего на ступеньку выше, для китайского вендора нынешнее отступление — это своеобразный «звонок». Ведь два года назад на третье место он не поднялся, а спустился со второго. Тем не менее Lenovo в этот раз записала в свой актив 35,798 балла.

На ступеньку выше стоит компания MSI, что стало сенсацией, ведь вендору до сих пор ни разу не удалось войти в пятерку лучших производителей ноутбуков. Партнеры «наградили» ее двумя высшими и двумя низшими оценками в номинации. Первые вендор получил за критерии «Активность в продвижении продукции» и «Прибыльность продукции». А вот к соотношению цена/качество, да и к качеству продукции этого производителя, у канала есть претензии. В результате итоговая оценка финалиста составила 35,847 балла. И хотя мы всегда подчеркиваем, что лидерами рейтинга CRN/RE становятся не те компании, которые продают больше конкурентов, а те, которые лучше знают потребности своих партнеров, в случае с MSI эти два фактора, похоже, «сошлись воедино» благодаря правильному позиционированию на рынке.

 Так, компания DIGITIMES прогнозирует, что в 2016 г. во всем мире будет продано 4,5 млн. геймерских ноутбуков, или на 12,5% больше, чем год назад. И это — прекрасный прогноз на фоне общего падения ноутбучного рынка. Его не портит даже тот факт, что в текущем году количество реализованных геймерских мобильных систем составляет лишь 3% общего объема прогнозируемых продаж мобильных компьютеров.

Предполагается, что и для российского рынка этот тренд может стать одним из драйверов — сегодня наши пользователи, несмотря на общее снижение покупательной способности, уделяют повышенное внимание устройствам для домашнего развлечения — телевизорам и геймерским компьютерам. Причина проста: в нынешней экономической ситуации для большинства россиян «outdoor-развлечения» — театры/кинотеатры, клубы/рестораны, круизы/путешествия и т. д. — становятся менее доступны и их фокус внимания естественным образом смещается на «home-досуг», для которого как раз и нужны указанные выше устройства. Разумеется, в этом сегменте ноутбуки для «игроков» конкурируют с игровыми десктопами и приставками. Но судя по всему, все эти системы будут чувствовать себя лучше, чем рынок массовых цифровых устройств в целом.

Кроме того, у геймерского сегмента появляется новый драйвер, значение которого рынку еще предстоит понять и оценить, — киберспорт. Заметим, что Китай, Южная Корея и Россия рассматривают киберспорт (e-sports) как официальный вид спорта и активно его поддерживают. Как результат, мировые поставки геймерских ноутбуков (один из немногих сегментов рынка ПК) в последние пару лет растут. Виртуальная реальность становится новым трендом и, видимо, поддержит этот рост в 2017 г.

Напомним также, что геймерские ноутбуки — недешевый товар, и партнеры второго уровня выбирают для поставок продукцию тех вендоров, на устройствах которых можно заработать. Производители же, в свою очередь, агрессивно конкурируют в этом сегменте. Китайская Haier нацелена главным образом на геймерские модели начального уровня стоимостью до 1 тыс. долл., тогда как Alienware, ASUStek, MSI, Gigabyte Technology и Acer ориентированы на средний и верхний сегменты.

Вы спросите, к чему весь этот экскурс в глубины ноутбучного сегмента? К тому, что DIGITIMES прогнозирует: в 2016 г. MSI планирует выпустить модели геймерских ноутбуков следующего поколения с дискретной графической картой Nvidia GTX 1080 — в общей сложности десять моделей в рамках трех основных серий. Ожидается, что с запуском новых геймерских ноутбуков и графических карт доход MSI в третьем квартале 2016 г. вырастет на 25–30% по сравнению с предыдущим кварталом, вырастут и средние продажные цены на ее продукты. Всего же за 2016 г. вендор поставит более 1,2 млн. систем против 900 тыс. в прошлом году и сможет обойти ASUStek Computer по объему поставок и прибыли. Но пока это только планы и прогнозы, а реальность нашего рейтинга такова, что в списке финалистов именно ASUS стоит на одну строчку выше MSI.

Как мы уже не раз отмечали, ASUS — один из тех вендоров, которые ставят мобильные компьютеры «во главу угла» своего бизнеса. И судя по всему, такой подход позволяет компании пятый рейтинг подряд оставаться в тройке лидеров данной категории. Хотя справедливости ради стоит отметить, что нынешнее «серебро» для ASUS — это все-таки «понижение», так как два года назад компания, заработав 39,276 балла, стала «Чемпионом канала» в номинации «Ноутбуки». На этот раз партнеры оценили работу вендора в 35,956 балла.

Как утверждают эксперты рынка, локальный бизнес ASUS на Тайване испытывает сейчас сильное давление со стороны ее главных конкурентов на внутреннем рынке — Huawei и Samsung. Поэтому ASUS сделала ставку на внешние рынки, выбрав для себя приоритетными Бразилию, Китай, США и Россию. Главную ставку вендор делает на продажу компьютеров и аксессуаров для игр. В 2016 г. ASUS обновила все серии геймерских продуктов в категории Republic of gamers (ROG — созданная 10 лет назад серия специализированных компонентов и компьютеров на их основе для геймеров и энтузиастов). По данным компании на второй квартал 2016 г., квартальный рост игрового направления ASUS по всему миру составил 60%; в третьем квартале компания рассчитывает увеличить объем продаж в игровом сегменте на 50%.

Однако игровой сегмент — лишь одно из направлений стратегии ИТ-бизнеса вендора, который, по заявлению его представителей, рассчитывает на укрепление собственного бренда и синхронное привлечение покупателей в смежные ИТ-направления (например, тонкие и легкие ноутбуки, мобильные планшеты и смартфоны). Для достижения этой цели ASUS активно меняет рыночную стратегию. Теперь ее главным приоритетом стал выпуск настольных и мобильных систем премиального класса. Компания делает сейчас акцент на продажах полнофункциональных устройств этого класса, флагманами которых стали такие продукты, как ноутбук ZenBook 3.

Правда, о том, как все эти шаги вендора будут восприняты ее российским каналом продаж, мы узнаем при подведении итогов следующего рейтинга.

Итак, «Чемпионом канала — 2016» в номинации «Ноутбуки» становится производитель, собравший высшие оценки в пяти критериях («Качество продукции», «Маркетинговая поддержка партнеров», «Техническая поддержка партнеров», «Сервисное обслуживание заказчиков», «Обучение и сертификация партнеров») и не получивший ни одной минимальной. Итоговая оценка, полученная компанией HP Inc., составила 37,343 балла, т. е. на 1,387 балла больше, чем у ближайшего конкурента (и это при том, что разница оценок компаний, стоящих на втором и пятом местах, — всего лишь 0,783 балла).

Напомним, что для HP, которая в предыдущем рейтинге стала «серебряным» финалистом, два прошедших года были непростыми: за это время компания успела разделиться на две независимых структуры. В результате чего к Hewlett-Packard Enterprise «отошли» корпоративные системы, ПО и услуги, а к HP Inc. — бизнес персональных компьютеров и устройств печати.

В конце 2015 г. HP Inc. представила новую партнерскую программу Partner First. Тогда же Дион Уайзлер, будущий президент и главный исполнительный директор HP Inc., отметил: «80% наших доходов приходятся на продажи через партнеров, поэтому работа с партнерской сетью для нас исключительно важна. Разделение HP на две организации является залогом успеха этой инициативы. Сегодня мы создаем в каком-то смысле „новую HP“, поэтому разработали особую стратегию, которая позволит нашим партнерам предлагать инновационные продукты и решения, способные по-настоящему удивить заказчиков. Мы уверены: только вместе мы сможем освоить новые перспективные рынки и быстро адаптироваться к динамике спроса и потребностям клиентов».

В рамках новой программы планировалось, что HP Inc. предложит партнерам все необходимые ресурсы и материалы, которые помогут им овладеть необходимыми компетенциями в сфере продаж, запустит HP Sales Central, единый портал, обеспечивающий доступ ко всем ресурсам, необходимым для заключения сделок, предоставит доступ к новым инструментам, которые ускоряют и упрощают проведение маркетинговых кампаний и т. д.

Насколько вендору удалось выполнить свои обещания, показывают результаты нашего рейтинга: пройдя столь сложный путь, компания смогла вернуть себе первое место в номинации «Ноутбуки».

Критерии и оценки

Четвертый раз подряд самым важным критерием в работе производителей ноутбуков признается «Прибыльность продукции». В этом году наши респонденты поставили ему 0,85 балла. Два года назад значимость этого критерия они оценивали в 0,875 балла.

Второе, на что обращают внимание продавцы мобильных компьютеров, — качество продукции. Важность этого критерия в этом году оценена в 0,828 балла. Напомним, что два года назад респонденты на это место ставили критерий «Соотношение цены и качества» (0,869 балла).

А вот наименее значимым критерием седьмой раз признается «Обучение и сертификация партнеров». Сегодня он смог набрать 0,465 балла, и это ниже оценки, поставленной ему два года назад (0,482 балла).


Версия для печати (без изображений)