В последние годы тема роботов появляется в медиа по многим поводам, начиная от обсуждения безлюдных производств и самолетов-беспилотников и заканчивая новыми Tesla-подобными авто, не нуждающимися в водителях, и очередными разработками Boston Dynamics. Но почему эта тема актуальна для российского канала, в котором по понятым причинам нет ни Tesla, ни бомбардировщиков?

«Существуют некоторые нишевые товары, которые имеют прямое отношение к робототехнике и при этом вполне могут заинтересовать ритейл, особенно сегодня», — считает Андрей Терехов, генеральный директор компании «ЛАНИТ-Терком». Тема роботов становится особенно актуальна сейчас, когда с розничными продажами традиционных компьютеров и периферии дело обстоит не очень хорошо.

В инженерной среде всё еще идут споры о том, что такое современный робот. Некоторые статьи Wikipedia определяют роботов как человекоподобных электромеханических существ, копирующих поведение человека! «Думаю, сегодня уже очевидно, что такое универсальное человекоподобное устройство никогда не появится, потому что оно никому не нужно», — говорит Владислав Бояров, руководитель проекта SPTC.ru, и с ним сложно не согласиться. Рассматривать эти устройства как человекоподобные конструкции вряд ли правомерно уже с 1961 г., когда на заводе General Motors начал работу первый промышленный робот. «Темпы развития робототехники вполне можно назвать буйными, — говорит профессор Терехов. — Но промышленные механизмы по понятным причинам не являются канальным товаром и никогда им не станут, футуристические разработки а-ля Boston Dynamics и Hitachi привлекают всеобщее внимание, но практического значения для ритейла не имеют».

«Робот — это машина, которая воспринимает, решает, действует и общается» — возьмем за основу это определение, которое привел Мег Сигел, профессор Института робототехники при Университете Карнеги — Меллона. Это определение достаточно широкое и интересно тем, что под него подпадает множество интересных устройств. Роботом может быть практически любой компьютер с сенсорами, способный анализировать ситуацию во внешней среде и на основе имеющихся алгоритмов и/или полученных извне команд принимать решения и выполнять их, используя некую периферию.

Роботы-пылесосы, а также их разновидности, связанные с уборкой без участия человека (полотеры, мойщики окон и т. д.), можно рассматривать как устройства, востребованные на рынке за то, что они весьма полезны в быту и с ними просто обращаться, — отмечает Сергей Фомин, директор по стратегическому развитию в странах СНГ компании «Марвел-Дистрибуция». По последним данным GfK, в сегменте пылесосов «роботы» занимают 4,2% в натуральном выражении. LG, которая занимает в данном сегменте российского рынка 20%, отмечает, что, несмотря на общий спад интереса российских потребителей к бытовой технике, продажи роботов-пылесосов продолжают расти. Да, этим оборудованием нельзя управлять и загружать программы с помощью смартфона, но его можно рассматривать в качестве показательного примера современных мобильных роботов для дома с выраженной специализацией и очевидной пользой. Это подтверждает мнение, что современный робот не только не должен быть внешне похож на человека, но и не бывает универсальным, хотя функциональные возможности должны быть достаточно гибкими.

«К сегменту робототехники можно отнести и „умный дом“», — считает Павел Фролов, продюсер образовательного робототехнического проекта «Роббо». Такой подход кажется странным только на первый взгляд. Ведь smart house может, например, на основе данных о внешней освещенности принять решение о включении света и самостоятельно включить его, автоматически или по команде с пульта запустить обогреватель, развернуть жалюзи, задернуть шторы и т. д. При этом соответствующие решения могут приниматься гетерогенной компьютерной сетью, в которую входит центральный сервер «умного дома», управляющие компьютеры отдельных подсистем (освещения, охлаждения, вентиляции и т. д.) и даже удаленный смартфон владельца, через который человек контролирует ситуацию и вносит коррективы в работу стандартных алгоритмов. Однако и «умный дом», и «интеллектуальное здание» в силу понятных причин не являются коробочными продуктами (хотя некоторые компании все же предпринимают попытки предложить базовые решение «in box» ), построение таких систем — задача скорее интеграторов с соответствующей специализацией.

Для этого им требуются компоненты, из которых «возводятся» «умные дома» и «интеллектуальные здания», причем в объемах, представляющих интерес для дистрибьюторов. Некоторые компоненты могут выполнять свои функции без интеграции в единую систему "дома"/"здания«, с их установкой пользователь вполне может справиться самостоятельно, вот это оборудование вполне по плечу ритейлу.

Традиционная периферия — принтеры, сканеры, накопители, мыши, клавиатуры и прочие стандартные девайсы, которые могут быть подключены через USB, — сейчас продаются довольно вяло, поэтому есть смысл сделать ставку на решения нестандартные (заметим: пока нестандартные!).

Простейшие smart-решения к роботам отнести никак не удастся. Например, «умные лампы», интенсивность и цвет светимости которых можно менять со смартфона как в ручном, так и в автоматическом режиме (синхронизировать светильники с будильниками или с аудиоплеерами, заставлять работать в режиме светомузыки), — продукт весьма интересный, но это явно не роботы. Однако «умную» систему жизнеобеспечения для аквариума, в которой обогреватель может действовать в зависимости от сигналов с датчика температуры, по расписанию включает/выключает аэратор, освещение и автоматическую кормушку, а также допускает программирование и управление со смартфона, куда в аварийных случаях еще и отправляет сообщение, — вполне можно рассматривать как стационарного домашнего робота. Аналогичные роботы могут поливать цветы, кормить домашних животных и т. п.

Домашних роботов сегодня существует множество. Известны роботы-кофеварки и мультиварки, которые не только включаются со смартфона и выбирают нужные программы, но и загружают новые алгоритмы работы и создают свои. Такие же принципы возможно реализовать в роботизированных стиральных машинах, СВЧ-печах и в прочей домашней утвари, управляемой электроникой. Для современного ритейла важно, что все эти устройства можно позиционировать и как периферию для смартфона (классический подход), и как специализированных домашних роботов. Маркетинговые акценты, разумеется, можно расставить по вкусу в зависимости от целевой аудитории ваших торговых точек.

Давно существуют платформы, предназначенные для самостоятельного создания роботов. «Классическим примером робототехники в традиционном канале являются 3D-принтеры и конструкторы на основе плат Arduino, Intel и Raspberry PI», — говорит Иван Булаев, генеральный директор «BQ Россия». Это могут быть и игрушки, и простейшие самоходные девайсы, создаваемые и программируемые для развлечения, и вполне серьезные и полезные решения. Например, в рамках проекта «IТ-школа Samsung» старшеклассники создали робота, играющего в шахматы, причем за вычислительную часть отвечает смартфон, который «смотрит» на шахматную доску с помощью камеры, а фигуры передвигает и при необходимости снимает с доски механический манипулятор. Конечно, создание таких решений по плечу далеко не каждому, но более простые может собрать каждый школьник.

Комплекты для создания роботов по разнообразию могут соревноваться с конструкторами «Лего», хотя широкой публике известны заметно меньше. Но если популярность «Лего» уже давно достигла своего потолка, то распространение роботизированных решений для «самоделкиных» только растет. При этом доступны самые различные варианты — от простейших, которые собираются по схеме, до весьма сложных, требующих самостоятельного написания программ.

Павел Фролов указывает на смену парадигмы, переход от «идеального покупателя» к «идеальному создателю» — человеку, который способен сконструировать помощника, собрать его и усовершенствовать. Такие идеи популярны в определенной среде, но нельзя говорить, что подобные товары хороши только для немногочисленных гиков и энтузиастов. Для ритейла важно, что уже сегодня аудитория покупателей робототехнических устройств стала довольной широкой и вполне классической.

Андрей Терехов уверен: «„Идеальными“ покупателями роботов в ритейле являются родители, которые хотят привить своим детям основы технических знаний и программирования. Конструктор роботов — хороший подарок и может вызвать интерес к более сложным механизмам». Создание роботов — прекрасное занятие для совместного досуга с детьми, причем самого разного возраста, включая подростковый, когда ребенок уже не интересуется раскрасками и лепкой из пластилина. Выпиливание, вышивание, вытачивание и паяние тоже возможны, но они могут заинтересовать далеко не всех, да и зачастую требуют инструментов, которые сегодня найти сложнее, чем приобрести комплекты для сборки роботов. «Некоторые модели дронов, имеющих функцию „follow me“, то есть самостоятельного передвижения вслед за меткой, тоже можно отнести к робототехнике, они имеют хорошие перспективы продвижения в широкий канал», — говорит Фомин.

«Отдельно и весьма бурно развивается тема роботов-игрушек, — продолжает он. — Хотя стоит отметить, что она развивается уже долгие годы скорее эволюционно, нежели революционно». Но и эволюция идет весьма выразительно. Иван Булаев прогнозирует рост продаж роботов: «Год к году прибавка будет существенной, не менее 25% в рублях, а в штуках — еще больше».

Следует принимать в расчет и возрастающий интерес к ИТР-задачам. Он способен сделать модным домашнее творчество с роботами, и ритейлу это следует учитывать. «Импульс для популяризации новых технологий дадут посвященные им материалы в СМИ, „круглые столы“, выставки, — говорит Николай Пацков, генеральный директор „Конструктор документов FreshDoc.ru“. — В общем всё, способное позволить технологии „засветиться“ на рынке и донести ее пользу до конечного потребителя». А про роботов сейчас говорят и сетевые СМИ, и федеральные телеканалы. И, заметим, в ближайшее время будут делать это все больше и больше, потому что этот сегмент развивается.

«IBM связывает перспективы рынка робототехники с развитием систем искусственного интеллекта, Интернета вещей и облачных платформ, — говорит Андрей Филатов, генеральный директор IBM в России и СНГ. — Уже сейчас роботов можно подключать через API к многочисленным сервисам Watson. Система искусственного интеллекта помогает роботу разобраться в информации, которую он получает через свои датчики, и принимать правильные ответные решения. Такие роботы уже могут выступать как наставники и помощники в аналитической и научной работе, здравоохранении и образовании». Промышленные роботы не являются темой нашей статьи, но очевидно, что появление и распространение таких механизмов привлечет внимание прессы и, как следствие, послужит катализатором продаж роботов категорий «для дома, для семьи».

Заметим, что ритейл может не только предлагать различных роботов, но и сам их использовать для своих повседневных задач! Это позволит и сэкономить средства, и привлечь внимание покупателей. «В маркетинге робототехника также начинает набирать обороты, всё чаще можно встретить роботов-консультантов и роботов-промоутеров. Это понятно: wow-эффект от применения еще достаточно силен», — отмечает Николай Пацков.

«На „локомотив“ современные роботы пока никак не тянут, но продажи стимулировать могут», — считает профессор Терехов. Согласимся с этим утверждением — наступающий 2017 г. вряд ли станет «годом роботов», но внимательно отнестись к этому сегменту ритейлерам, безусловно, стоит. «Ритейл открыт для экспериментов, как всегда, он находится в поисках новых потребительских сегментов со спросом снизу и предсказуемой доходностью», — говорит Иван Булаев. А домашние роботы, роботизированные игрушки и комплекты для сборки являются прекрасным примером такого товара.


Версия для печати (без изображений)