Сложно найти вендора или дистрибьютора, основные объемы продаж которых не приходились бы на Центральный федеральный округ. Ничего удивительного: здесь находится самый емкий столичный рынок. А как живется соседям мегаполиса?

Достаточно отъехать от Москвы всего на 200 км, чтобы увидеть совсем иное состояние ИТ-рынка. Субъекты федерации, входящие в Центральный округ, богатством похвастаться не могут. Кроме того, близость к столице придает дополнительную специфику. Раньше компании из соседних с московской областей жаловались на то, что их потенциальные клиенты готовы ехать в столицу за любой мелочью. Теперь, похоже, этого нет. Но осознание того, что работать приходится по соседству с монстром, одно неосторожное движение которого может смести с рынка большинство компаний соседних областей, оптимизма игрокам их ИТ-рынков не прибавляет.

Но значит ли это, что местные компании готовы сдаться на милость победителя? Конечно же, нет. У каждой из них свои секреты выживания. Но по сути, все эти «секреты» уже не раз описывались на наших страницах. Это услуги, диверсификация, более плотная работа с клиентом, выход в новые для себя секторы рынка. Для них это не абстрактные размышления аналитиков о будущем развитии рынка, а каждодневная работа.

На этом фоне у местных компаний рождаются утопические, на первый взгляд, идеи. Так, некоторые из них хотят открыть на своей базе оптовый склад. Но не для того, чтобы снабжать товаром коллег-конкурентов из своей области, а для фирм из других субъектов федерации, которым не хочется терять время и деньги, пытаясь вывезти товар из московских пробок.
Другие же считают, что в маленьком городе способна выжить только маленькая, узкоспециализированная компания, основная ценность которой — доверие к ней со стороны клиентов.

Но если в этих краях не весело, то должно же быть место, где рынок развивается быстрее? Например, Челябинск. Крупнейший промышленный центр страны, столица не самой бедной области... но при ближайшем рассмотрении, хоть жизнь тут и бьет ключом, вода в нем не совсем прозрачная. Местные компании сталкиваются с традиционными проблемами: приход москвичей, административный ресурс... Плюс еще соседи из Екатеринбурга норовят откусить кусок от местного пирога. И это не случайно. Челябинский ИТ-рынок отстал в своем развитии от соседей, и многие современные решения не по зубам южноуральским компаниям: не хватает опыта и компетенции.

У Калининграда проблемы иного рода. С одной стороны, самая западная территория страны обладает уникальными преференциями, связанными с перемещениями товара через таможенную границу России. С другой — эти тепличные условия не приносят ощутимой выгоды местным компаниям. Рынок области конечен, а заниматься поставками товара на «большую землю» хлопотно и неэффективно. Такая замкнутость Калининградской области, с одной стороны, не позволяет местным компаниям развиваться, с другой — ограждает их от повышенного внимания со стороны столичных компаний. Конечно, сложные проекты достаются москвичам. Но связано это в первую очередь с недостатком компетенции у калининградских компаний.

А вот в Нижнем Новгороде уже давно все более или менее заметные проекты выполняются московскими интеграторами. Как водится, в таких случаях их волжским коллегам достается лишь работа по субподряду. Но это позволяет фирме оставаться на плаву и в дальнейшем предложить заказчику некоторые услуги уже от своего имени.

Версия для печати (без изображений)