Сразу оговорюсь: понятия «владимирский ИТ-рынок» и «ИТ-рынок Владимира» — это не одно и то же. В отличие от большинства регионов нашей страны, где областной центр — единственный поставщик компьютерной техники, Владимирская область — это совокупность нескольких самостоятельных ИТ-рынков. Здесь расположены довольно «сильные» города, в которых развиваются собственные компании, а Владимир — пусть и самый крупный, но только один из них. В данной статье речь пойдет именно об этом городе.

Толкаясь локтями

Получить количественные характеристики владимирского ИТ-рынка практически невозможно. Как и в других регионах, представители местных компаний точно не знают общего объема продаж техники. По очень приблизительным оценкам в 2005 г. розничные и корпоративные продажи в городе составили от 18 до 24 млн. долл. При этом «разделить» эти миллионы между основными сегментами участники ИТ-рынка, с которыми удалось побеседовать, не смогли.

Нет единого мнения и о динамике рынка. Кто-то считает, что объем продаж (в штуках) увеличивается, но темпы роста сопоставимы со скоростью снижения цены на технику, а значит, к концу 2006 г. объем рынка (в деньгах) будет таким же, как и в прошлом году. Другие же прогнозируют, что в этом году рост «средств, потраченных на компьютеры», составит около 20%.

Неизвестно, сколько ИТ-компаний работает в городе. Причем максимальная оценка отличается от минимальной более чем в два раза: от 40 до 100 фирм. И это при численности населения менее 400 тыс. человек. Даже представитель местного УБОПа в неофициальной беседе не смог точно назвать количество владимирских компьютерных компаний: «Много их у нас, а вот сколько: 50 или 80 сказать затрудняюсь». Утверждается, что в это число не попадают бывшие студенты, организующие «сборочные цеха» у себя на дому. Как и в других городах, они, по мнению местных «старожилов», представляют реальную угрозу их бизнесу: «маленькие и мобильные рушат рынок и не позволяют более «цивилизованным» компаниям удерживать маржу на достойном уровне*». Но суммарный объем бизнеса «мелочи» таков, что они вряд ли могут повлиять на ситуацию на рынке. А значит, если средний уровень маржи в городе составляет 5—10%, это — результат ценовой политики его основных игроков.

Действительно, несколько лет назад были предприняты некоторые меры для того, чтобы «цивилизовать» рынок: представители крупных компаний постановили, что все должны удерживать цены (или хотя бы наценки) на компьютерную технику на едином уровне. Но долго это соглашение не продержалось. «Буквально на следующий день стало понятно, что никто не будет это соблюдать», — вспоминает Сергей Фирсов, генеральный директор компании «ВТС-Центр». А по мнению Антона Анисимова, директора по развитию бизнеса компании «Альянс», соглашение было не только нежизнеспособным, но и неправильным. «Нам пришлось бы те самые 15% помогать зарабатывать тем, кто не хочет повышать эффективность своего бизнеса. А сейчас рынок все расставил по своим местам». «У нас очень маленький город, и все друг друга знают не только по работе, — комментируют в одной из компаний. — И именно поэтому договориться между собой практически невозможно. Хотя в ИТ-компаниях работают в основном вменяемые и очень приятные люди, но они не всегда являются владельцами бизнеса, а значит, и не имеют возможности принимать решение по таким стратегическим вопросам, как заключение альянсов».

Пожалуй, единственный вопрос, в ответе на который местные компании единодушны, — список лидеров ИТ-рынка. Крупной по владимирским меркам считается компания, имеющая ежемесячный оборот не менее 1,5—2 млн. руб., или если в ней работает 20 и более человек, или она содержит несколько торговых точек. Но когда заходит речь о лидерстве, местные игроки оценивают не только экономические показатели, но и такие параметры, как «заметность» и «активность». Исходя из всего вышесказанного, лидирующие позиции в городе занимают компании (указаны в алфавитном порядке) «АйТек», «Альянс», «ВТС-Центр», «Компьютер Имидж», «КомпМаркет»**, «РеалКом». Первая из них работает только с корпоративными клиентами, остальные представлены как на корпоративном, так и на розничном рынке. По «ощущениям» моих собеседников, на долю этих компаний приходится не менее 70% всего местного ИТ-рынка.

Основной вид деятельности владимирских компаний — продажа компьютеров собственной сборки. Местные «сборщики» предлагают ПК и серверы, а кое-кто подумывает о выпуске собственной марки ноутбуков. При этом, по местным данным, крупная компания в месяц «скручивает» не менее 100—150 машин.

Расстановка сил на местном рынке могла быть совершенно другой. До сих пор в столичных фирмах вспоминают владимирскую компанию «Кант». По мнению конкурентов, если бы ее владельцы не стали вкладывать «компьютерные» средства в «непрофильное» направление бизнеса, которое оказалось убыточным, этот игрок мог стать абсолютным монополистом. В городе рассказывают, что на момент «диверсификации» бизнеса «Кант» занималась всем, что только можно придумать: от продажи компьютеров частным лицам до «распределения» излишков товара, закупленного в Москве, по столичным компаниям и имела самый большой оборот во Владимире. В 2002 г. корпоративный отдел практически в полном составе покинул компанию, создав новую фирму — «АйТек». А в 2004 г., по данным сайта «Виртуальный Владимир», компания перестала существовать.

К сожалению, более достоверной информации о судьбе этой компании нет, так как все попытки встретиться с ее руководством не увенчались успехом.

Откуда дровишки?

Вопрос, откуда во Владимир поступает товар, кажется неуместным: ведь до всероссийской оптовой базы рукой подать — всего 200 км. Тот же сотрудник УБОПа подтвердил эти догадки: «Мы пока с нашими компьютерщиками плотно не работаем. Практически все они привозят комплектующие из Москвы, скручивают из них компьютеры и продают готовые изделия на территории города или области. Чем тут интересоваться? Вот если бы кто-то подпольный цех организовал и на выпускаемую технику клеил бы ярлыки «made in Japan», тогда — да. А так, они у нас смирные, даже странно, что их столичная пресса изучает».

Очень надеюсь, что этот случайный разговор не добавит проблем местным ИТ-компаниям. Действительно, на первый взгляд, владимирский ИТ-бизнес достаточно «смирный». Компьютерщики не имеют «предпочтительных» поставщиков, каждый работает с несколькими продавцами. Подавляющее большинство местных «предпринимателей» только и живут за счет близости к столице: «прыгнул в машину и доехал до Москвы...». Дальше все просто: обошел пару-тройку продавцов. У первого купил то, что он предлагает по лучшей цене, у второго — его «товар дня», а у третьего «добрал» то, чего не оказалось у двух первых. Неудивительно, что основные поставщики таких компаний — хорошо известные общефедеральные «дискаунтеры» — московские субдистрибьюторы. «А что с нами про поставки говорить, — удивились в одной из владимирских компаний. — Мы покупаем там, где нам это выгодно. И меня не волнует, каким путем («серым» или «белым») товар попал в страну. В большинстве случаев «серым» даже предпочтительнее — он дешевле. Мы пытались работать с «белыми» поставщиками. Но вендоры требуют выполнения нереальных для нашего региона объемов продаж. А сами предлагают компенсацию в размере 2% и в конце квартала. А у компании «N» я могу взять то же самое, но на 10% дешевле». Так рассуждает большинство местных игроков. Но не все.

Те, кто смог выйти на определенный уровень продаж, за каждой мелочью в Москву не едут. Они планируют свои закупки и оптимизируют затраты на доставку товара. Так, во Владимире появляется товар, привезенный из других городов, в первую очередь — из Санкт-Петербурга. Местным компаниям нравится работать с питерскими поставщиками и по экономическим соображениям, и «просто по-человечески».

Но, оказывается, столицы — это не единственный источник товара для Владимира. Так, одна из крупнейших компаний города закупает в Нижнем Новгороде все необходимое. «Там работают филиалы некоторых российских дистрибьюторов, — объясняет представитель владимирской компании. — Головной офис ставит перед ними жесткие планы продаж, и региональные подразделения идут на маленькие «хитрости», чтобы как можно больше компаний закупало именно у них. И здесь уже никто не заботится о том, на «чьей» территории работает клиент. Нам они привозят товар по тем же ценам, что и у них на складе. Так что доставка для нас совершено бесплатная. По большому счету, им такая услуга тоже ничего не стоит. Наш заказ загружается в машину, которая все равно идет через город — в Москву из Нижнего — за товаром для филиала. Не могу сказать, работает ли кто-то еще у нас по такой же схеме».

Владимирский централ

По информации все того же неофициального, но компетентного источника, недавно одна из владимирских компаний попыталась наладить поставку комплектующих в город напрямую из-за границы. Переговоры велись с китайскими производителями, местная компания должна была выступать в роли их официального дистрибьютора, организовать оптовый склад в регионе.

Для создания такого склада Владимир подходит как нельзя лучше. И речь здесь идет не только и даже не столько о продаже товара местным компаниям. Емкость владимирского рынка не велика, да и менталитет локальных игроков до сих пор не позволяет им покупать у своих конкурентов по той же цене, что и в Москве. Кстати, ставка только на местные продажи — основная причина, из-за которой все прежние попытки создания «товарного централа» во Владимире провалились. А предпринимались они неоднократно. Кто-то создавал склад собственными силами, консолидируя на нем предложения нескольких дистрибьюторов. Другие организовывали «удаленный» склад одного поставщика и получали взамен все преимущества работы с товаром на правах консигнации. Остатки этой былой роскоши существуют и поныне. Понять, кто и с кем договаривался о поддержке, несложно: достаточно просто посетить сайты местных компаний. Одни до сих пор предлагают со склада мониторы СТХ, а другие — ноутбуки iRU. Но ни те, ни другие так и не смогли выполнить свою прямую обязанность — продавать товар сторонним организациям. «У нас есть что-то вроде «партнерской сети», — комментируют в одной из компаний. — Но продажи им — минимальны, и уже давно понятно, что наш оптовый склад — это только источник товара для наших магазинов».

Теперь же, те, кто задумывается о создании оптового склада во Владимире, ищут другие каналы сбыта. Город располагается на очень «сладком» для столичных поставщиков направлении — Горьковском. При этом, находясь в непосредственной близости от столицы, может предложить своим «гостям» беспрепятственный проезд к месту погрузки, сокращение времени в пути (как-никак 400 км, если считать путь Владимир—Москва—Владимир), а также цены, очень незначительно отличающиеся от московских.

Идея создания такого «распределительного центра» буквально витает в воздухе: над ней «думают» сразу несколько компаний. При этом, возможно, что только Горьковским направлением дело не ограничится, и через некоторое время за товаром в город будут приезжать дилеры и из других регионов — с некоторых пор проехать лишние 200 км по Подмосковью проще, чем толкаться в московских пробках.

Что же касается прямых договоров владимирских компаний с зарубежными производителями, то, скорее всего, основная проблема, с которой придется столкнуться «маленькому региональному дистрибьютору», — выстраивание логистических схем по распространению товара внутри страны. Что же касается ввоза из-за границы, то здесь, как уверяют в городе, как раз не должно быть проблем. Точнее, их нет уже сейчас: по сообщениям Интернет-изданий, в марте 2006 г. во Владимирском областном суде рассматривалось уголовное дело в отношении работников таможенного поста Киржачский (одного из семи, расположенных на территории Владимирской области), сотрудникам которой было предъявлено обвинение в получении взяток. «Так что теперь у нас пока все очень «демократично»», — отмечают местные игроки.

Кроме этого, в конце 2005 г. было объявлено о начале строительства на территории Владимира нового таможенного терминала. Стоимость проекта итальянских инженеров оценивается от 30 до 100 млн. евро. Предполагается, что он станет самым большим таможенным постом в России. И хотя утверждается, что строительство ведется в интересах итальянских предпринимателей, Анатолий Милюков, начальник Владимирской таможни, в ноябре 2005 г. так прокомментировал этот проект: «Я считаю, что терминал, который начнет действовать в 2007 г., будет ориентирован на внешнеэкономическую деятельность не только итальянских фирм, но и компаний, которые сегодня находятся во Владимирской области или будут переориентировать свою работу на Владимир (а возможно, и совсем «уйдут» из Московской области)».

Бизнес у Золотых Ворот, или Владимирский Шанхай

Золотые Ворота — памятник оборонительного зодчества XII века, одна из «визитных карточек» города. В настоящий момент это сооружение установлено на одной из центральных площадей Владимира. Именно от Золотых Ворот берет свое начало улица Большая Московская, которую можно назвать «улицей цифровых технологий». По ее обеим сторонам теснятся салоны всероссийских и локальных сетей сотовой связи. Как говорят местные жители, раньше на их месте были компьютерные магазины, которые точно так же стояли здесь плечом к плечу. Но они постепенно переехали в другой район города, образовав «компьютерный квартал», где на трех соседних улицах теперь их более 15.

Причины «переезда» просты: прибыльность неуклонно снижается, стоимость недвижимости растет (особенно в центре), а практически все розничные магазины во Владимире работают на арендуемых площадях. Сегодня на Большой Московской осталось два компьютерных салона. Но они, по словам конкурентов, играют, скорее, «имиджевую» роль. Основные же продажи идут в «компьютерном квартале», там, где люди одновременно живут, работают и гуляют по выходным. По словам местных игроков, уйдя из исторического центра города, компании выиграли в оплате за аренду и не проиграли в объемах продаж. И это несмотря на то, что до недавнего времени район, в который переселилась компьютерная розница, считался «гиблым»: он находится в непосредственной близости от умирающего Тракторного завода. А что такое «рабочий квартал» в таком городе, как Владимир, думаю, объяснять не надо.

До недавнего времени в городе были большие проблемы с торговыми площадями. Строительство новых практически не велось, особенно в двух-трехэтажном историческом центре. В то же время заводы, для того чтобы выжить, вынуждены были сдавать «лишние» простаивающие площади под коммерческие проекты. В результате в одном из цехов того самого Тракторного завода был открыт торговый центр. То, что получилось, местные жители называют «Владимирский Шанхай» и сравнивают со столичным торговым центром «Москва». «Здесь на нескольких этажах продается все, — рассказывают во Владимире. — Поэтому сюда едут покупатели со всего города, и в результате это стало очень привлекательным местом с точки зрения торговли — покупательский трафик здесь очень высокий».

А то, что теперь компьютерные компании находятся не в центре, их это совсем не расстраивает. «Что говорить о нас, если даже таким монстрам, как «М.видео» или «Эльдорадо», пришлось открывать магазины на окраине, — комментируют в одной из компаний. — И дело здесь даже не в нехватке средств, чтобы оплатить площади. В нашем городе сейчас действительно пока нет таких площадей в подходящих местах, и, к сожалению, новое строится не так быстро, как нам бы хотелось».

«Не боимся мы волка и сову...»

Что же такое компьютерная розница во Владимире? Если вы думаете, что, приняв решение о покупке компьютера, местные жители отправляются в какие-нибудь полуподвальные магазинчики, то ошибаетесь. Я не утверждаю, что таковых не существует. Они есть, но работают со строго определенным кругом клиентов. Так, у компании «ВТС-Центр» один из двух торговых залов совмещен с офисом и расположен в подвале. Но этот подвал — хорошо отремонтированное помещение, оборудованное отдельным входом, с выкладкой товара на витрине. «Сейчас человек с улицы уже не идет покупать компьютер в «офис». Мы оставили тут магазин только потому, что уже давно работаем по этому адресу, и многие покупатели просто привыкли: все необходимое они могут найти именно здесь. Эта торговая точка работает для постоянных клиентов — «корпоративных» (представителей сектора СМБ) и людей, пришедших по рекомендации наших знакомых, — рассказывает Сергей Фирсов. — Для привлечения новых покупателей и обслуживания частных лиц мы специально открыли магазин площадью более 200 кв. м». Однако в разных торговых помещениях пользуются спросом и разные виды товара. Так, в «подвале» более 80% всех продаваемых ПК — машины, собранные под заказ, а в «магазине» на их долю приходится менее 50%.

Еще у трех местных игроков («Альянс», «КомпМаркет» и «Компьютер Имидж») есть близкие по площади розничные точки. Для всех компаний это, как минимум, вторые магазины***. Старые залы были скромнее.

Необходимость расширения розничной сети за счет магазинов нового формата вызвана желанием «выжить на местном рынке». «Настали времена, когда частные лица перестали ездить в Москву за компьютерами, — комментирует Алексей Филин, генеральный директор компании «КомпМаркет». — Но теперь они хотят не просто купить все необходимое здесь, но и в таких же красивых и удобных магазинах, как в столице. Поэтому мы должны соответствовать уровню запросов наших клиентов».

Руководствуясь примерно теми же соображениями, в 2005 г. компания «Альянс» открыла в городе (возле того самого «Шанхая») компьютерный супермаркет. «Мы старались, чтобы наш магазин действительно соответствовал названию «супермаркет», — объясняют в компании. — Практически весь товар выложен в свободном доступе. В первую очередь это расходные материалы и комплектующие. Кроме того, на полках стоят ЖК-мониторы, ноутбуки, системные блоки. Если покупатель точно знает, что он хочет, он может подойти, взять товар и пойти к кассе, а задача продавцов оказать помощь в подборе товара. Если же товар хрупкий или громоздкий, и его не рекомендуется продавать в открытом доступе, его образцы выставлены в торговом зале в закрытых витринах».

При этом в компании сетуют, что уже заметны первые признаки того, что формат специализированного компьютерного супермаркета стал себя изживать. Поэтому сейчас рассматривается несколько возможных вариантов развития розничного направления. Один из них — переориентация на продажу цифровой техники. «Но для такого формата имеющихся у нас площадей недостаточно, — объясняет Антон Анисимов. — Конечно, мы будем расширять магазины, но нужно искать новое помещение, не менее 500 кв. м». В компании планируют расширить ассортимент выставляемой продукции за счет введения как новых брендов в уже существующие товарные линейки, так и самих товарных линеек. Конечно, холодильники и стиральные машины поставляться не будут: «А вот то, что касается «цифры», постараемся сделать так, чтобы человек мог купить в нашем магазине все, что ему необходимо. Тогда нам не страшны никакие бытовые сети, приходящие на наш рынок. Они никогда не будут конкурентоспособными в нашем «цифровом» сегменте».

Единственная компания, которую в городе боятся, — «Белый Ветер»: «Но пока у нас есть время — до того момента, когда они обратят внимание на Владимир, мы сможем придумать, что им противопоставить». Появление других федеральных игроков местные компании не пугает.

Во-первых, потому что владимирские фирмы не только быстро адаптируются к новым условиям работы, но и перенимают «успешный» опыт столичных конкурентов. Так, в городе рассказывают, что после появления весной этого года «М.видео», одна из местных компаний провела рекламную кампанию «Компьютер за 10 тысяч рублей». Информацией об этой акции были заклеены рекламные щиты по всему городу. Сколько на самом деле стоил тот самый компьютер, какая у него была конфигурация, а также, какое количество покупателей смогли его приобрести, сказать трудно. Но, по словам конкурентов, в период действия акции, в их собственных магазинах продажи сократились****.

Во-вторых, потому что все остальные федеральные сети будут завоевывать город не напрямую, а используя схему франчайзинга, и значит, конкурировать придется все с теми же людьми, правда, возможно, средств у них будет немного больше, чем раньше, но отношение к бизнесу вряд ли поменяется.

Этим летом самая обсуждаемая тема во Владимире — проект «Позитроника». Тот факт, что эти магазины появятся в городе в ближайшем будущем, ни у кого не вызывает сомнения. Всех интересует, на кого же сделает ставку «Мерлион». Есть два претендента. И представители этих компаний подтвердили, что со столичной компанией переговоры ведутся, но просили пока (до окончания процесса) не называть их. Замечу только, что обе компании вложили существенные средства в собственные марки. И поэтому «Позитроника» станет, скорее всего, «альтернативным» магазином, который будет «разведен» с собственной сетью компаний как по целевой аудитории, так и по товарному наполнению.

Хороша Глаша, да не наша?

«В корпоративном секторе у нас пока не очень сильные позиции», — так считают представители практически всех крупных владимирских компаний.

По их словам, основные конкурсы на поставку оборудования во Владимире проводят госучреждения (администрация, Пенсионный фонд, учебные заведения, библиотеки и т. д.) и предприятия, расположенные как в городе, так и области. На вопрос, что такое крупный тендер для Владимира, в «ВТС-Центр» отвечают: «Недавно одно из наших предприятий провело конкурс на поставку 150 ПК. Для нашего рынка это существенный заказ». Еще бы, ведь, судя по данным, приводимым местными игроками, это равно месячному обороту крупной компании.

Но такие заказы — редкость. Среднее число «машин», поставляемых владимирскими компаниями после победы в «торгах», — 20—30 шт. «И это уже считается существенной поставкой, — комментирует Артем Лебедев, директор по развитию бизнеса компании «АйТек». — А так как тендеры чаще всего проходят «спонтанно», то мы не закладываем эти цифры в планы. Поэтому «лишние» 20—30 компьютеров для нас — приятная прибавка к регулярному бизнесу». Но не стоит забывать, что это еще и дополнительные трудозатраты. Конечно, ради получения такой «прибавки» увеличить свое производство на 20% можно, на 50% — затруднительно, а вот на 100% — практически нереально. Поэтому для поставок крупным заказчикам местные компании предлагают технику общероссийских брендов. Но полностью переводить собственный бизнес на продажу «чужой» техники, пока не спешат. В общем объеме поставок на Владимирский рынок доля российских марок — не более 2%, а зарубежные продаются исключительно под заказ. И те и другие поставляются только в корпоративный сектор.

Нерегулярностью крупных заказов объясняется и практически полное отсутствие у местных компаний сертификации ISO. «Конечно, можно перестроить всю структуру компании, — рассуждает Артем Лебедев. — Но это требует от нас больших затрат: времени, людей, денег, которые, скорее всего, никогда не окупятся». По его словам, обсуждая тему корпоративных поставок, не стоит забывать о близости столицы: «Как только сумма тендера приближается к 3 млн. руб., появляется московская компания «К» со своими специалистами, развитыми компетенциями и просто «забирает» клиента себе. И если в других регионах наши коллеги сетуют, что им достается только «грязная работа» по прокладке сетей и долблению стен, то мы не получаем даже этого. В нашем случае компания «К» просто оформляет своему сотруднику «местную» командировку и не утруждает себя переговорами с локальными игроками о работе на аутсорсинге».

Но стоит заметить, что подобные переговоры во Владимире вести и не с кем. В компаниях признают, что специалистов необходимой квалификации для осуществления работ по «системной интеграции» у них нет и, скорее всего, уже и не будет. «Мы опоздали с подготовкой своих специалистов, — считают во Владимире. — Наших потенциальных клиентов забирают москвичи, и аппетиты у них постоянно растут. Если раньше они играли в действительно крупных тендерах, то теперь их интересуют контракты стоимостью менее 5 млн. руб. Очень скоро они начнут биться с нами за каждую сотню долларов. Зачем же нам тратить средства на обучение специалистов, если все равно их нечем будет занять».

Пожалуй, единственное, что пока «отдают» столичные интеграторы местным компаниям, — это сервисное обслуживание выполненных контрактов. Переговоры о таком сотрудничестве уже ведутся. Локальные игроки признают: «В ситуации, когда «московских» клиентов в регионе становится все больше, а заставлять их обращаться по сервисным вопросам в столицу становится все труднее, подписание сервисных контрактов с интеграторами — это самая реальная возможность заработать хоть что-то на корпоративном рынке. И чем больше «компетенций» в этой области мы получим сейчас, тем проще нам будет жить в будущем».

Вопрос с сервисным обслуживанием клиентов в городе пока не решен: независимые центры обслуживают плохо, а компьютерщики, хотя и работают в этом направлении, но стараются подходить ко всему «системно и постепенно». «Некоторое время назад мы перепрофилировали нашу гарантийную мастерскую в сервисный центр, — рассказывает Денис Степура, менеджер по развитию бизнеса компании «Компьютер Имидж». — Но пока мы имеем сертификаты только от двух вендоров и расширять этот портфель будем постепенно».

Работа в данном направлении — это, скорее, задел на будущее. А пока местные заказчики все еще считают сервис бесплатным приложением к поставкам оборудования. По словам Артема Лебедева, недавно пришлось отказаться от идеи вывести сервисный центр по обслуживанию копировальных аппаратов на самоокупаемость. «Планируя обучение специалиста для данного направления, я рассчитывал, что ежемесячно за сопровождение одного аппарата мы будем получать по 1 тыс. руб., — рассказывает он. — Но как оказалось, расценки в нашем городе ниже в пять раз. При таких показателях мои затраты на специалиста вообще не окупятся. Ведь доучивать его надо постоянно».

Смотрят местные компьютерщики и на смежный с сервисным обслуживанием сегмент рынка — аутсорсинг: сразу несколько владимирских компаний готовы предложить подобные услуги клиентам. Но, по их мнению, спрос на этот продукт пока тоже не велик: крупные предприятия содержат собственные ИТ-службы. Поэтому основные потенциальные потребители аутсорсинга — организации, относящиеся к сектору СМБ. И хотя эти клиенты и готовы отдавать деньги компьютерщикам, их пока немного. Да и работа с ними требует «расширенного» подхода: простого обслуживания ПК этим заказчикам недостаточно. Они хотят платить за то, чтобы компания, взявшая их на аутсорсинг, заботилась о работоспособности всего офиса, в том числе и о бесперебойной поставке расходных материалов, бумаги, канцтоваров. А это — уже совсем другой рынок.

* Во Владимире «достойной» считается прибыль 15%.
** До 2005 г. — компания «Спутник».
*** Основные игроки имеют по два-три магазина в городе, а некоторые и за его пределами. Так, компания «Альянс» открыла компьютерный салон в Коврове, «Компмаркет» — в Иванове (в планах до конца года открыть еще пять салонов в пределах ЦФО), компания «ВТС-Центр», хотя и не имеет пока салонов за городской чертой, но планирует выйти в «регионы» по технологии франчайзинга.
**** Эффективнее всего в городе работают следующие виды рекламных носителей: «наружные» (щиты и транспорт), радио и телевидение. А самый действенный способ привлечь к себе покупателей — прорекламировать «скидочную» акцию, хотя некоторые компании проводят «имиджевые» рекламные кампании.

Владимирская область

Расположена в центральной части Восточно-Европейской равнины. Расстояние от Владимира до Москвы — 198 км. По размеру территории Владимирская область занимает 70-е место среди российских регионов, ее площадь — 29 тыс. кв. км (0,17% территории России).

Область отличается выгодным географическим положением. Ее территорию пересекают три важные железнодорожные магистрали: Москва — Нижний Новгород, Москва — Ярославль, Москва — Казань. Общая протяженность железнодорожных путей достигает 953,8 км.

По числу жителей Владимирская область занимает 29-е место среди российских регионов. Общая численность населения — более 1540 тыс. человек (1,05% населения России), из них более 330 тыс. живут в областном центре — Владимире.

В области 16 районов, 22 города, из них 10 — областного подчинения. В городах проживает почти 80% населения. Помимо Владимира, крупными промышленными центрами являются города Ковров, Муром, Александров, Кольчугино, Вязники, Гусь-Хрустальный.

Владимирская область — одна из наиболее развитых в экономическом отношении в Центральном федеральном округе. Ведущая отрасль экономики — промышленность. Здесь производится более 40% валового регионального продукта, работает треть от числа занятых, сосредоточено 27% основных фондов. Удельный вес промышленности области в экономике России — 0,7%. Наибольший удельный вес занимают машиностроение и металлообработка (42,5%), на долю которых приходится свыше 40% объема выпускаемой машиностроительной продукции, а также железнодорожное и тракторное машиностроение, пищевая промышленность (18,3%). Высокими темпами развивается также стекольная промышленность.

Во внешнеэкономической деятельности в 2005 г. на постоянной основе принимали участие 568 предприятий и организаций, что на 2,9% больше, чем в 2004 г. Экономические связи налажены с 88 странами мира.

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по видам экономической деятельности «добыча полезных ископаемых», «обрабатывающие производства», «производство и распределение электроэнергии, газа и воды» в 2005 г. увеличился по сравнению с предыдущим годом на 12,6% и составил в действующих ценах 87 396,1 млн. руб. Индекс промышленного производства по полному кругу организаций — 100,2%. Доля государственных заказов, размещенных на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, по сравнению с 2004 г. возросла на 21% и составила 8205,1 млн. руб.

Оборот розничной торговли в 2005 г. вырос на 16%, реальные денежные доходы населения — на 3,4%. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата составила 6072 руб.


Версия для печати (без изображений)