Объем смоленского ИТ-рынка пока не привлекает внимание московских компаний, но его игроки опасаются, что близость к столице со временем сыграет роковую роль в их бизнесе

Почему убрали ковер с парадной лестницы?
Разве Карл Маркс запрещает держать на лестнице ковры?
Где-нибудь у Карла Маркса сказано, что 2-й подъезд Калабуховского дома
на Пречистенке следует забить досками и ходить кругом через черный двор?
...Разруха не в клозетах, а в головах.

М.Булгаков. «Собачье сердце».

Смоленск переживает не лучшие времена. Экономика города испытывает трудности, в чем несложно убедиться, совершив небольшую пешую экскурсию по центру. Большинство зданий нуждается в срочном капитальном ремонте. В городе довольно много старого и ветхого жилья, которое давно подлежит сносу. Но в прогнивших деревянных бараках продолжают жить люди, работают офисы некоторых компаний, отнюдь не последних игроков местного ИТ-рынка.

Удивляет ничем не объяснимая манера заколачивать парадные двери и заставлять людей пользоваться черным ходом. Надпись «Вход со двора» красуется на многих зданиях в центре Смоленска. Со двора ходят жильцы домов, посетители кафе, магазинов, библиотек, домов культуры, поликлиник и т. д.

Плачевно состояние общественного транспорта. Судя по внешнему виду автобусов, маршрутных и обычных такси, они уже много лет ездят на «честном слове». Не лучше обстоит дело и с гостиницами. Приехавший в областной центр может обнаружить, что в одной гостинице нет горячей воды, в другой — один туалет на целый этаж...

Впрочем, в Смоленске есть оазисы относительного благополучия. Но это, как правило, ведомственные объекты или частные компании, имеющие вполне презентабельный внешний вид. К числу таких объектов можно отнести несколько банков и магазинов, железнодорожный вокзал, а также здания, принадлежащие крупным фирмам.

Спрос меньше предложения

По словам руководителей смоленских компаний, платежеспособных заказчиков в городе немного. Заводы стоят, продукцию выпускает лишь несколько предприятий, да и те находятся на пределе возможностей. Стабильно работает производственное объединение «Кристалл», изготавливающее бриллианты, в числе желанных и надежных клиентов — Смоленская атомная электростанция. Крупные заказчики — Завод азотных удобрений и «Смоленскэнерго». С учетом госучреждений, регулярно закупающих компьютерную и офисную технику, в городе и области наберется десятка два таких заказчиков, за которых ИТ-фирмы «свирепо конкурируют друг с другом». Авиационный и автоагрегатный заводы находятся на грани банкротства и с трудом сводят концы с концами. Простаивают мощности домостроительных комбинатов.

Но совсем уж кризисной ситуацию назвать нельзя. Возобновил работу Электроламповый завод (его купили немцы), регулярно создаются новые предприятия в сегменте СМБ. Правда, эти фирмы, ориентированные исключительно на торговлю, столь же регулярно прекращают свое существование. Есть слабые намеки, что предприятия, долгое время «лежавшие набоку» понемногу оживают. Они стали приобретать компьютерную технику, пусть пока в небольших количествах. И это добавляет оптимизма смоленским игрокам.

В целом, как считают главы местных компьютерных компаний, доходы населения и уровень жизни за последние годы практически не изменились в лучшую сторону, а если и выросли, то весьма незначительно.

Понятно, что такое положение дел не стимулирует развитие смоленского ИТ-рынка. Всего в городе по разным данным существует от 40 до 120 компьютерных фирм, большинство из которых — мелкие. Крупных (по смоленским меркам) игроков — трое. Это компании «Амкор-Электроникс», «Смоленский Телепорт» и «Этна Холдинг». Как и в других небольших городах, ведущие фирмы стараются охватить все сферы компьютерного бизнеса. Они занимаются поставкой техники и услуг корпоративным заказчикам, монтируют локальные сети, осуществляют ремонт оборудования, открывают магазины и работают в розничном сегменте, а также стараются не упустить свою выгоду и в смежных нишах, например, устанавливают системы видеонаблюдения, пожарной сигнализации, продают офисную технику, кондиционеры, компьютерную мебель и т. п.

Есть в Смоленске несколько заметных фирм, специализирующихся на розничной торговле. В их число входят «Линк Компьютерс», «Меридиан», «Принцип Компани». Работают магазины, названия которых хорошо известны не только в Москве, но и во многих российских городах. Это «Эльдорадо», Polaris и «Волшебный мир компьютеров». К слову, магазин Polaris открыт в рамках соглашения франчайзи между смоленской компанией «Офисные технологии» (входит в «Этна Холдинг») и федеральной сетью компьютерных центров Polaris.

Резервы роста почти исчерпаны?

Несмотря на сложную экономическую ситуацию в городе, главы местных ИТ-компаний заявляют о росте бизнеса. Точных данных по Смоленску и области ни у кого нет, поэтому приводят либо экспертные оценки, либо называют цифры только по своей компании. Так, по словам Григория Рухамина, генерального директора компании «Смоленский Телепорт», оборот его фирмы с каждым годом увеличивается. Но если года два назад этот рост совпадал со средним темпом роста всего российского ИТ-рынка, то сейчас бизнес развивается медленнее.

Нет точных оценок регионального рынка и у руководителей других компаний. «Мы чувствуем, что рынок меняется, но сами адекватно оценить его объем и темпы роста не можем, — сказал Андрей Винокуров, коммерческий директор «Этна Холдинг». — И экспертов, которые знают смоленские цифры, тоже нет. Поэтому мы решили сами провести исследование рынка и пригласили специализированное агентство. Надеюсь, через два-три месяца получим объективную картину».

«В прошлом году наш оборот по сравнению с 2004 г. увеличился на 30%, — сообщил Михаил Сумин, директор компании «Меридиан». — А в этом году рост если и есть, то весьма незначительный. Не исключено, что по итогам года его вообще не будет». Василий Горин, директор компании «Русская линия», также заявляет, что оборот его фирмы растет. Но подчеркивает, что при этом крупных клиентов не становится больше. «Смоленск город маленький, работающих предприятий мало, практически нет», — посетовал он.

Кое-кто из руководителей местных фирм все же попытался оценить объем ИТ-рынка. По мнению Сергея Щебеткова, директора «Принцип Компани», годовой оборот компьютерного бизнеса в Смоленске составляет 100 млн. долл., а темпы роста достигают 20% в год. Но, судя по всему, это завышенная оценка. Как считает Сергей Данилов, заместитель директора компании «Линк Компьютерс», объем ИТ-рынка лежит в пределах от 3 до 5 млн. долл. в год. Владимир Рывкин, генеральный директор компании «Амкор-Электроникс» полагает, что годовой объем смоленского ИТ-рынка составляет не менее 44 млн. долл.

Выручает розница

Структура бизнеса ведущих ИТ-игроков свидетельствует о том, что по уровню развития смоленский рынок намного отстает от рынков крупных городов. Доля услуг в оборотах компаний невелика. Основные деньги они зарабатывают на поставках компьютерной и офисной техники. Причем соотношение между продажами и работами по интеграции меняется из месяца в месяц и носит случайный характер.

«40% нашего бизнеса — это поставки в розничный сегмент, 60% мы получаем, работая с корпоративными клиентами, — сказал Григорий Рухамин. — Если рассматривать только корпоративный сегмент, то там соотношение между поставками оборудования и работами по интеграции — 50/50». «Но и эта цифра “плавает”», — добавил Альберт Мальцев, генеральный директор компании «ВАЛКО-Электроникс». — Компьютерная составляющая в бизнесе «Телепорта» тоже непостоянна. Но надо отметить, что доля услуг растет быстрее, чем доля поставок оборудования».

«Когда мы открыли розничный супермаркет, то сразу почувствовали, как вырос оборот компании. На сегодня розница дает нам примерно 40% дохода», — сообщил Владимир Рывкин.

Как утверждает Василий Горин, в его компании доли различных направлений деятельности колеблются в значительных пределах. «Русская линия» работает только с корпоративными заказчиками и предприятиями СМБ. Поставка оборудования доходит до 90% в бизнесе компании. Системная интеграция дает от 5 до 40% оборота, а доход от ремонтных работ составляет от 5 до 20%.

По словам Сергея Данилова, структура смоленского рынка такова: 55% — корпоративный сектор, 45% — розничная торговля. А Сергей Щебетков считает, что на долю корпоративных заказчиков приходится не более 30%. При этом в бизнесе «Принцип Компани» поставки в корпоративный сегмент занимают 5—10%.

Одна из немногих закономерностей, на которую обращают внимание в смоленских ИТ-компаниях, — ярко выраженная сезонность продаж. Причем «провальных» периодов в году довольно много. Это Рождественские каникулы, праздничный май, переходящий в полосу летних отпусков. Жалуются в компаниях на невысокий уровень продаж в апреле и октябре. Крупных игроков выручает «всеядность». «Летом спад продаж компьютеров, но пик поставок кондиционеров», — отмечает Владимир Рывкин.

Существенная доля розницы на смоленском ИТ-рынке и хорошая динамика развития этого сегмента имеют простое объяснение. «Мне кажется, что сегодня объем продаж компьютерной техники в корпоративный сектор уже не увеличивается, — продолжает Владимир Рывкин. — В прежние годы покупательная способность населения была низкой, в розницу ПК продавались мало, мы и другие компании занимались поставками оборудования коммерческим предприятиям и государственным учреждениям. Но этот рынок уже насыщен. Вместе с тем компьютер в понимании нашего конечного пользователя перестал быть экзотикой и превратился в бытовое устройство. Люди стали их покупать».

«Бум на потребительском рынке ПК начался в 2004 г., — рассказывает Михаил Сумин. — Мощным стимулом стали банковские кредиты. Естественно, люди поспешили ими воспользоваться и ринулись приобретать технику. Но в этом году мы столкнулись с оборотной стороной этого процесса. Кредиты надо возвращать, и мы уже ощутили снижение покупательского спроса».
Расплачиваясь со старыми долгами, многие не хотят влезать в новые. Да и банки нередко отказывают клиенту, если тот на момент обращения успел вернуть менее половины предыдущего займа.

Бум 2004—2005 гг. имеет еще одно негативное последствие. Как уже отмечалось, темпы роста бизнеса розничных компаний заметно снизились, многим пришлось «затянуть пояса». Если раньше фирмы имели по два магазина, то сейчас это могут себе позволить далеко не все. На волне спроса на ПК было создано немало новых компаний, рассчитывающих на легкий и быстрый заработок. «К сожалению, особенность нашего рынка такова, что все почему-то устремляются в одну нишу, — рассказывает Сумин. — Бросились в компьютерный бизнес, наплодили фирм, цены снизили дальше некуда, убили маржу. Теперь вот новое увлечение — стоматология, сувениры. Ну и конечно, никогда не было недостатка в магазинах, торгующих одеждой и обувью. Их в городе открыто слишком много, смысла в таком количестве нет». Понятно, что большинство этих магазинов скоро закроются — ведь денег у покупателей больше не стало. Удивляет другое — на месте разорившихся точек вскоре появляются новые, и цикл повторяется.

Похожая ситуация сложилась и в корпоративном сегменте. «Крупные игроки внимательно следят друг за другом, — откровенничает Григорий Рухамин. — Если одна из фирм занялась системами видеонаблюдения, а другая — пожарной сигнализацией — все тут же это подхватывают. Рынок тесный и конкуренция приобретает уродливые формы. К сожалению, в некоторых сферах рынок или разрушается, или уже разрушен. Маржа убита, и обеспечить развитие бизнеса и достойную зарплату сотрудникам практически невозможно».

Но вернемся к розничному рынку. К радости продавцов, насыщение этому сегменту в обозримом будущем не грозит. Во-первых, число семей в городе, имеющих дома компьютер, пока невелико. Во-вторых, мало кто использует домашние ПК только для работы — в любой семье есть любители компьютерных игр или те, кто использует ПК для просмотра видеофильмов, прослушивания музыки и других развлечений. А поскольку требования к аппаратному обеспечению постоянно повышаются, пользователи вынуждены модернизировать машины или приобретать новые. «Как правило, домой покупают модели выше среднего уровня, с запасом на будущее», — комментирует ситуацию Михаил Сумин.

Ассортимент розничных магазинов Смоленска типичен для небольших провинциальных городов. Основу продаж составляют ПК. В большинстве магазинов это местный «самосбор». Как утверждают продавцы, покупатели по-прежнему относятся к компьютеру как к некому конструктору и хотят адаптировать машину к своим задачам. Процедура выбора и приобретения отработана: покупатель (часто с помощью друзей) выбирает комплектующие, затем обходит несколько фирм в поисках наиболее дешевого предложения. «Это нетрудно сделать, — говорит Сергей Данилов. — Плотность компаний велика, и в центре города в радиусе 300 — 500 м можно найти 10—15 магазинов».

Сборка ПК и тестирование занимают немного времени и выполняются, как правило, в присутствии клиента.
Разумеется, в Смоленске можно купить продукцию московских брендов — Depo, «Фронт», OLDI. Однако в обороте магазинов, торгующих «самосбором», доля «брендов» невелика. По словам Сергея Щебеткова, она не превышает 5%. Но есть и такие компьютерные салоны, в ассортименте которых заметный объем составляют именно московские машины. В их числе — Polaris и «Амкор-Электроникс». «Время мелких компаний и самосборных компьютеров уходит, — считает Владимир Рывкин. — «Амкор-Электроникс» собирает свои ПК, но они идут преимущественно корпоративным заказчикам в рамках проектов, поскольку стоят дешевле московских изделий. А в нашем супермаркете мы больше продаем компьютеры OLDI. Отношение к ПК, как к конструктору, уйдет. Если тщательно продумать модельный ряд ПК, его хватит, чтобы удовлетворить запросы практически любого пользователя. Ведь телевизоры никто не собирает «на коленке». Да и цены в компьютерных супермаркетах и мелких магазинчиках практически сравнялись».

В комплекте с ПК покупают мониторы, принтеры — в среднем к каждому третьему компьютеру. Самые ходовые модели мониторов — 17-дюймовые устройства Samsung и LG. Этот ассортимент дополняет продукция Philips, Acer, BenQ, NEC, Proview, MAG и др. Бестселлер в сегменте принтеров — НР, на втором месте — Canon.

Как отмечают директора магазинов, ни одну группу товаров нельзя назвать лидером продаж. Спрос на различную продукцию растет примерно в равных пропорциях. Присутствуют лишь сезонные колебания. Например, летом увеличивается сбыт цифровых фотокамер, видеокамер, фотопринтеров.

Возможно, чуть более быстрыми темпами растут продажи комплектующих — приводов DVD, жестких дисков, видеоадаптеров и модулей памяти. Во многом этот спрос обусловлен появлением новых игр, требующих больше ресурсов. Сергей Щебетков считает, что за последние два года покупательная способность населения выросла. «Раньше люди приобретали ПК стоимостью до 500 долл., а сейчас — до 1 тыс. долл.», — сказал он. А Сергей Данилов утверждает, что денег у народа больше не стало: спрос на компьютеры вырос потому, что снизились цены на эти устройства.

Все продавцы подтверждают значительный рост спроса на ноутбуки в последние 12 месяцев. Правда, их доля в объеме продаж пока невелика — около 5%. «Обычно покупают модели стоимостью от 25 до 35 тыс. руб., — говорит Михаил Сумин. — Более дорогие машины, цена которых составляет от 40 до 60 тыс. руб., приобретаются намного реже, в качестве замены настольного ПК. Небольшую долю продаж составляют бюджетные модели стоимостью до 25 тыс. руб.».

Проекторы для смоленских пользователей — пока еще очень дорогой товар. Их покупают только корпоративные заказчики в единичных экземплярах. Также мало (не более 2—3%) приобретают на розничном рынке лицензионное ПО. «Мы показываем клиенту, что ПК работоспособен, и просим после покупки удалить демонстрационную версию ОС, — говорят продавцы. — Где они потом берут весь софт, — догадаться нетрудно».

А мы пойдем... в столицу!

Ограниченность местного рынка заставляет ИТ-компании расширять поле деятельности. Первый логичный шаг — освоить Смоленскую область. «Мы открыли филиалы в четырех городах, — сообщил Михаил Сумин. — Их деятельность приносит нам 15—20% дохода». Есть свои филиалы и магазины в населенных пунктах области и у компании «Этна Холдинг». По словам Андрея Винокурова, их вклад в бизнес фирмы достигает 10%.

«Принцип Компани» не стала открывать филиалы за пределами Смоленска, но нашла свой способ увеличить объем сбыта. Как пояснил Сергей Щебетков, в других городах рынки невелики и содержать филиалы было бы невыгодно. Поэтому фирма установила партнерские отношения с местными игроками, которым поставляет небольшие оптовые партии товаров.
«Русская линия» работает во многих населенных пунктах области. «Мы предпринимали попытки освоить соседние регионы — Брянскую область, Белоруссию, но эти шаги оказались неудачными, — вспоминает Василий Горин. — Однако от планов распространить свой бизнес на другие области мы не отказываемся. К слову, наши соседи из Брянска и Калуги тоже не могут похвастать успехами на Смоленщине».

Как отмечает Владимир Рывкин, в Смоленской области работы прибавилось в основном за счет появления новых средних и малых фирм. «Часто мы работаем в других городах в качестве субподрядчика, выполняем общестроительные работы — монтаж ЛВС, систем видеонаблюдения и пожарной сигнализации, — добавил он. — Есть планы предложить наши услуги в Москве».
Надо сказать, что эту идею уже реализовали в компании «Смоленский Телепорт». «Мы успешно конкурируем в столице за счет более дешевой рабочей силы и меньших аппетитов в отношении прибыли, — рассказывает Григорий Рухамин. — На мой взгляд, в Москве у нас больше шансов, чем в других городах, поскольку на сегодня в столице сверхдорогие услуги. Конечно, мы несем расходы, связанные с проживанием специалистов в Москве, но все же считаем этот вид деятельности перспективным».

Кадровая проблемка

Небольшой объем смоленского рынка порождает еще одну проблему — кадровую. В отличие от крупных и быстроразвивающихся городов недостатка в технических специалистах здесь нет. Кузницей таких кадров по праву считается филиал Московского энергетического института. Есть и другие вузы, которые готовят менеджеров и маркетологов. И, тем не менее, хороший специалист — большая редкость. «Особенно трудно найти подходящего продавца, — говорит Андрей Винокуров. — Готовых специалистов нужной нам квалификации вузы не выпускают, приходится выращивать в своем коллективе». В такой ситуации всегда существует опасность, что, получив опыт и знания в одной компании, специалист захочет продать их подороже другому работодателю. Однако в Смоленске такая практика не получила широкого распространения. «У нас в городе низкая текучесть кадров, — говорит Василий Горин. — Молодых специалистов много, и найти работу им нелегко. Если сотрудник перейдет в другую компанию, то потом его уже никуда не возьмут». Правда, выход из этой ситуации все же есть — уехать в Москву или другой крупный город. Многие так и поступают. И часто не потому, что сменили одну смоленскую фирму на другую. «Постоянно идет отток из города молодых, энергичных и способных людей, — отмечает Григорий Рухамин. — И конца этому пока не видно. Но такой отток кадров больно бьет и по нам, и по нашим конкурентам. А все дело в том, что перспективные молодые люди, которые могли бы служить мотором бизнеса, очень скоро в любой местной компании начинают чувствовать себя неуютно. Масштаб у нас маленький — смоленский. Тот, кто быстро продвигается в компании, скоро оказывается вне города».

Московский синдром

Возможная экспансия столичных ИТ-компаний всерьез беспокоит смоленские фирмы. И надо сказать, их опасения имеют под собой вполне реальную основу. Раньше на рынке сотовых телефонов безраздельно господствовали местные игроки. Но примерно год назад в Смоленск пришли «Евросеть», «Связной» и Dixis. Локальные фирмы очень быстро покинули поле боя, уступив город федеральным сетям. После непродолжительной, но бескомпромиссной борьбы доминирующее положение на смоленском рынке заняла «Евросеть».

Сегодня в городе работают магазины «Эльдорадо», «Волшебный мир компьютеров» и Polaris. Отношение к ним со стороны местных ИТ-компаний неоднозначное. Одни считают, что конкуренция с федеральными сетями возможна, другие уже сегодня пытаются понять, есть ли у них шансы встать под знамена крупного «варяга» или пора «переквалифицироваться в управдомы».

В некоторых компаниях полагают, что федеральные сети могут привлечь покупателей, только предложив им низкие цены, такие же, как и у местных компаний. «Но выгодно ли это будет москвичам? — рассуждают в Смоленске. — Скорее всего, нет. Поэтому конкуренции бояться не стоит. А если цены на товары в салонах федеральных сетей будут на несколько процентов выше, чем у местных игроков, для смоленского покупателя — это критичный барьер». Но так думают далеко не все. Например, Сергей Данилов уверен, что ресурсов для борьбы с сетями у городских компаний нет. «Единственный выход для нас — работать под чьей-нибудь торговой маркой. Хороший пример — магазин Polaris», — сказал он.

Руководители других крупных смоленских компаний также недвусмысленно намекнули, что борьбу с сетями считают делом заведомо проигрышным. Своими планами они делиться не спешили, но, судя по всему, других вариантов, кроме как заключить франчайзинговое соглашение, у них нет.

Утопическим оказался и вариант объединения двух или более смоленских фирм с целью повышения их конкурентоспособности. Лишь в одной компании руководители были готовы рассуждать на эту тему. Руководителям других, после многих лет «свирепой конкуренции», сама мысль об этом казалась кощунственной. Аргумент один: объединение — это потеря самостоятельности. Но даже если бы такое объединение и произошло, как заметил директор одной из фирм «наш суммарный оборот все равно оказался бы меньше оборота московской компании. И конкурировать мы по-прежнему не смогли бы».

Несколько слов надо сказать о перспективах смоленских фирм, работающих в корпоративном сегменте и занимающихся системной интеграцией. Судя по настроениям, у этих игроков шансов на выживание больше. Вряд ли московских интеграторов прельстят местные проекты, стоимость которых составляет 1—2 млн. руб. С учетом расходов на командировки сотрудников их прибыль большой не будет. А для смоленских ИТ-фирм проекты такого масштаба — хороший бизнес. «К тому же мы всегда рядом с заказчиком», — подчеркивает Владимир Рывкин. Есть и другая категория работ, где местные фирмы вполне могут рассчитывать на свое участие — проекты федерального уровня. При крупных заказах, охватывающих многие города, системному интегратору без субподрядчиков не обойтись.

***
Сложно прогнозировать, по какому пути пойдет развитие смоленского ИТ-рынка, кто из игроков сможет выстоять, а кому придется уйти со сцены. Ясно одно: кардинальные перемены начнутся лишь тогда, когда экономика города и области получит мощный импульс для развития. Но в ближайшие годы на это вряд ли можно надеяться.

Смоленская область

Расположена на Смоленско-Московской возвышенности, на западе Восточно-Европейской равнины. Численность населения — 1002 тыс. человек. Наиболее крупные города: Смоленск, Вязьма, Рославль, Ярцево, Сафоново.

Географическое положение области обусловливает ее значимость как важного транспортного коридора между Россией и Западной Европой, что способствует развитию внешнеэкономических связей. Плотность автомобильных дорог с твердым покрытием на 1 тыс. кв. км территории области составляет 193,2 км, а плотность железнодорожных путей общего пользования — 23,2 км на 1 тыс. кв. км территории, что существенно выше, чем по России в целом.

Из отраслей экономики развито машиностроение (энергетическое оборудование, автомобильные дизельные двигатели и агрегаты, холодильники, электроламповое оборудование для легкой промышленности), химическая промышленность (синтетический аммиак, селитра, минеральные удобрения, пластмассы), легкая и пищевая промышленность.

Темпы роста большинства макроэкономических показателей (роста инвестиций в основной капитал, реальных доходов населения, платных услуг и др.) в 2005 г. превысили общероссийский уровень и темпы роста в целом по Центральному федеральному округу. Так, инвестиции в основной капитал по полному кругу организаций за 2005 г. достигли 14,8 млрд. руб. (индекс физического объема составил 115% к прошлому году).

В прошлом году областной бюджет исполнен с профицитом 300,2 млн. руб., или 3,4% к доходам. В Центральном федеральном округе Смоленская область занимает третье место после Владимирской области и Москвы по отношению профицита бюджета к доходам. Среди всех субъектов РФ Смоленская область по данному показателю по итогам 2005 г. занимает 14-е место (в 2004 г. — 30-е место).

Оборот розничной торговли в 2005 г. вырос на 13,9%, реальные денежные доходы населения — на 5,5%. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата составила 6301 руб.


Версия для печати (без изображений)