Специфика ИТ-рынка Калининградской области (как, впрочем, и всей экономики региона) во многом определяется ее уникальным географическим положением. Товарооборот области с другими регионами России затруднен — доставка грузов обходится недешево: зачастую выгоднее налаживать экономические связи с европейскими, а не с российскими партнерами. Кроме того, калининградские импортеры получили значительные преференции — область имеет статус особой экономической зоны, и импортные товары (в том числе и компьютерное оборудование), ввозимые для «внутреннего потребления», не облагаются таможенными пошлинами и НДС.

Все эти факторы, а также относительно малый объем местного ИТ-рынка, сдерживают экспансию крупных иногородних игроков — для них Калининградская область не входит в число приоритетных регионов. Здесь нет представительств и филиалов московских и питерских ИТ-компаний.

«Доставка грузов из России весьма затратна, число покупателей и потенциальных клиентов мало, иметь большие складские запасы чрезвычайно невыгодно», — так одной фразой охарактеризовал специфику ИТ-рынка Калининградской области Александр Гуляев, технический директор компании «Академия 97».

Когда Европа ближе

В принципе, у любой калининградской фирмы есть возможность напрямую импортировать компьютерное оборудование, не платя при этом таможенных пошлин и НДС. Ближайший склад крупной дистрибьюторской компании GNT находится всего в 150 км от Калининграда, на территории Литвы (GNT считается одним из ведущих ИТ-дистрибьюторов в Прибалтике, для работы с клиентами из Калининградской области в компании выделен специальный менеджер).

Тем не менее закупать оборудование за рубежом могут позволить себе далеко не все. «Если компания достигает определенного объема продаж, то, как правило, начинает самостоятельно заниматься импортом», — говорит Александр Швец, исполнительный директор компании «Аффикс».

По оценке Владимира Амитонова, директора компании «Алагон», калининградским фирмам просто нерентабельно самостоятельно ввозить партию товара на сумму менее 20 тыс. долл. Ведь только оформление таможенных документов и оплата других официальных сборов обходятся примерно в 500 долл. Кроме того, в штате компании, как правило, должен быть сотрудник, который отвечает за взаимодействие с таможней. Нередко возникают определенные трудности и с получением российских сертификатов на ввозимую продукцию.

У небольших фирм, которым невыгодно самостоятельно заниматься импортом, есть выбор: можно закупать оборудование у дистрибьюторов с «большой земли» либо приобретать его непосредственно в Калининграде у компаний (их несколько), позиционирующих себя в качестве региональных субдистрибьюторов. По сути, они выполняют лишь логистические функции, регулярно поставляя товар из европейских стран (не только из соседних Литвы и Польши, но и из Германии, Австрии, Финляндии, Голландии). При этом, помимо оптовых продаж компьютерной техники и комплектующих, многие из этих компаний успешно развивают и другие направления бизнеса — розницу и работу с корпоративными заказчиками.

По словам Владимира Амитонова, в общей сложности с местными субдистрибьюторами работают около 200 фирм и частных предпринимателей из Калининграда и области.

Казалось бы, без уплаты таможенных пошлин и НДС себестоимость товаров, ввозимых в Калининградскую область из-за рубежа, должна быть на 23% меньше, чем в других регионах России. Тем не менее, как утверждают практически все местные игроки, московские дистрибьюторы нередко предлагают весьма конкурентоспособные цены, которые порой оказываются ниже «европейских». Иногда даже местным субдистрибьюторам выгоднее закупать некоторые товары в Москве, а не в Европе.

«Самая большая особая экономическая зона — это Москва, — считает руководитель одной из компаний. — Пока московские дистрибьюторы имеют возможность «минимизировать» таможенные платежи, закон о калининградской ОЭЗ практически не работает».

Тем не менее, как отмечают некоторые игроки, в последнее время ситуация постепенно меняется. «Не так давно комплектующие в Москве стоили дешевле, чем у калининградских субдистрибьюторов, но сейчас цены выравниваются. Некоторые позиции в Москве дорожают, хотя, по идее, со временем должны были бы дешеветь», — утверждает Владимир Карев, директор компании «Гарант-Калининград».

Доля поставок из Москвы, по мнению участников рынка, в последнее время сокращается. Сейчас, по их оценке, она составляет 30—40%. В первую очередь — это «тяжелое» и «экзотическое» оборудование, а также ПК заводской сборки, поставляемые корпоративным заказчикам. Комплектующие и периферия, как правило, поступают в Калининград по прямому импорту.
Среди наиболее заметных компаний, занимающихся оптовыми продажами, — «Acme Калининград», «Новая система», «Сохо», «Алагон», «Вестер-Инфо». В этом сегменте наблюдается жесткая конкуренция. «При относительно небольшом обороте маржа на некоторых продуктах составляет всего несколько процентов, как и при классической схеме дистрибуции», — утверждает Владимир Амитонов. По его словам, этот рынок «переломан».

Стоит отметить, что три компании, занимающие лидирующие позиции в сегменте оптовых продаж, отказались комментировать ситуацию на ИТ-рынке Калининградской области. «С какой целью вы интересуетесь калининградским рынком? Вам что, в Москве делать нечего?», — такими словами ответил на просьбу о встрече Виргиниюс Шимкявичюс, директор «Acme Калининград» — представительства литовского дистрибьютора Acme. По словам участников рынка, в Калининграде это единственная ИТ-компания с иностранным капиталом. В русскоязычном разделе литовского сайта Acme ее сфера деятельности характеризуется так (сохранена оригинальная орфография): «Сильно расширеная группа предприятий АСМЕ занимается оптовой торговлей частями компютеров, информацийоными продуктами, ихним сирьем, также занимается распространением кино фильмов».

Рынок — в рублях, в ПК и компаниях

Как и во многих других регионах, в Калининграде практически невозможно получить достоверные данные об объеме местного ИТ-рынка. Тимур Кушуков, генеральный директор «Вестер-Инфо», привел данные исследования, проводившегося маркетинговым отделом этой компании — прогнозируемый объем калининградского ИТ-рынка в 2006 г. составит около 1,5 млрд. руб., или примерно 55 млн. долл. При этом структура рынка, по оценке «Вестер-Инфо», выглядит следующим образом: 930 млн. руб. приходится на розничные продажи, 540 млн. руб. — корпоративный сегмент (без учета централизованных поставок, которые выполняются «москвичами»).

С оценкой объема розничных продаж согласны и остальные калининградские фирмы. Но некоторые компании, занимающие ведущие позиции в корпоративном сегменте, утверждают, что объем «корпоратива», как минимум, в два раза выше, чем предполагает «Вестер-Инфо», и что его доля в структуре рынка превалирует над долей розницы.

Серьезные сомнения у многих игроков вызывает и оценка динамики роста ИТ-рынка области, представленная «Вестер-Инфо». По мнению Тимура Кушукова, его ежегодный прирост составляет 5—6%, а в этом году рынок может вырасти на 9%.

«По официальным данным, экономический рост в регионе в прошлом году составил 19%. Можно утверждать, что ИТ-рынок по всем сегментам растет еще более высокими темпами», — считает Константин Орлов, руководитель калининградского представительства Microsoft. По оценке Александра Любинского, директора компании «Холмрок», динамика роста соответствует общероссийской — 20—25%. «При этом рынок растет в основном не за счет розницы», — добавляет он. Еще более высокие оценки дает Андрей Рудометкин, директор компании «Весткомп+», работающей на корпоративном рынке: «Динамика роста составляет 25—35%, а по некоторым направлениям и выше». С этим согласен и Альберт Лопянскис, директор компании «Балтик Стайл»: «Корпоративный сегмент растет опережающими темпами — примерно на 30%».

Косвенно об уровне развития калининградского ИТ-рынка можно судить по числу продаваемых регионом ПК. Но и здесь нет точных данных. «По информации, собранной из разных источников, в Калининградской области ежегодно продается от 35 до 50 тыс. компьютеров, включая ноутбуки и самосбор», — утверждает Константин Орлов. Примерно те же цифры называют и в компании «Холмрок» — около 40 тыс. А руководители «Вестер-Инфо», «Алагон» и «Аффикс» дают более скромную оценку — 20—25 тыс. компьютеров.

В Калининграде и области зарегистрировано около 200 фирм и частных предпринимателей, занимающихся ИТ-бизнесом. По оценке Александра Швеца, на долю наиболее заметных 25 компаний приходится 70% рынка. А Александр Амитонов считает, что основное влияние на рынок оказывают 12—15 компаний, и их долю он оценивает в 60%.

Розница — разная, но маржовая

Безусловное лидерство на розничном рынке принадлежит компании «Вестер-Инфо» — это признается всеми игроками. При этом ее отрыв значителен — по оценке Тимура Кушукова, компания контролирует более 27% этого рынка, и с этим согласны ее конкуренты. Среди других наиболее заметных игроков чаще всего называют компании «Алагон», «Холмрок», «Сохо» и «Новая система». Параллельно все эти фирмы развивают и другие направления бизнеса. К примеру, в компании «Холмрок» утверждают, что розничные продажи приносят 30% оборота (остальное зарабатывается в корпоративном сегменте), в «Алагоне» розницу оценивают в 40% оборота (по 30% приходится на «корпоратив» и оптовые продажи»).

«Вестер-Инфо» входит в группу компаний «Вестер», владеющую одной из крупнейших калининградских мультиформатных торговых сетей по продаже продовольственных и промышленных товаров. Интересно, что по официальной легенде история «Вестера» начиналась в 1990 г. с поставок в Калининград компьютеров и оргтехники, и лишь затем было решено развивать торговлю другими товарами. На сегодняшний день в Калининградской области открыто 203 магазина этой торговой сети, всего в группе компаний работают 6,5 тыс. человек. Предпринимаются активные попытки экспансии в другие регионы — в конце мая в Белгороде открылся гипермаркет площадью 15 тыс. кв. м. В этом году «Вестер» планирует открыть еще 20 объектов в 7 регионах. Общую площадь магазинов торговой сети предполагается довести до 200 тыс. кв. м., а оборот — до 450 млн. долл.

По словам Тимура Кушукова, всего в Калининграде насчитывается около 70 магазинов и торговых точек, специализирующихся на продаже компьютерной техники, их общая торговая площадь — примерно 5 тыс. кв. м. Компании «Вестер-Инфо» принадлежат 8 магазинов (общей площадью 1,5 тыс. кв. м). Кроме того, три магазина этой сети открыты в городах области: Гусеве, Советске и Черняховске. Как отмечает Кушуков, на область приходится примерно 10% объема продаж компании.
Стоит отметить, что «Вестер-Инфо», пожалуй, единственная калининградская фирма, которая развивает розничную торговлю в области. Несколько лет назад компания «Новая система» открыла магазин в Советске, но вскоре он прекратил свое существование.

Признавая безусловное лидерство «Вестер-Инфо» на розничном рынке, некоторые игроки отмечают, что магазины этой сети в основном рассчитаны на массовый сегмент. Более состоятельные и взыскательные покупатели отправятся, скорее всего, в магазины «Цифра» или «Компьютерный мир», принадлежащие компании «Алагон», или в один из четырех салонов «Компьютер Плаза» компании «Холмрок». Ассортименту и стильному оформлению их торговых залов могут позавидовать многие московские компьютерные магазины. К примеру, в «Цифру», расположенную в старом немецком здании, интересно зайти просто как в музей — там, наряду с компьютерной техникой, на витринах размещена своеобразная «выставка» старинных вещей. Но магазины «Алагона» выделяются не только интерьером. «По широте ассортимента и профессионализму менеджеров-продавцов первое место я бы отдал именно этой компании», — говорит Альберт Лопянскис.

Розничная торговля продолжает активно развиваться. В этом году еще один магазин планирует открыть «Холмрок», три — «Вестер-Инфо» (один из них — в области, в г. Светлом). Появляются и новые игроки. По словам Андрея Рудометкина, в последнее время рядом с центральной улицей — Ленинским проспектом — открылось около 10 новых магазинов. При этом, как отмечает Альберт Лопянскис, со временем их бизнес выходит на новый уровень: «Из мелких торговых точек вырастают солидные компьютерные салоны».

По мнению некоторых игроков, барьер входа на розничный рынок относительно низок, а маржа остается достаточно высокой. Объем рынка небольшой, и ведущие игроки стараются держать ее «на уровне» и не демпинговать.

«Местные компании привыкли много зарабатывать», — считает Сергей Максименко, генеральный директор компании «Системные технологии». По его оценке, несмотря на таможенные преференции, цены в Калининграде значительно выше московских.

Одна из «приятных» особенностей калининградского рынка — практически полное отсутствие конкуренции со стороны федеральных розничных сетей, на засилье которых часто жалуются ритейлеры в других регионах. Более года назад в Калининграде открылся магазин Sunrise, но, по мнению местных игроков, он не смог занять заметную долю рынка. Лишь весной в городе появился первый магазин «Эльдорадо», но он не воспринимается в качестве серьезного конкурента.

Опыты по «выращиванию слонов»

Как отмечают многие участники рынка, в Калининграде нет предприятий, которые можно было бы назвать градообразующими. При этом, как и в других регионах, наиболее крупные потенциальные заказчики находятся в орбите интересов московских холдингов и производят централизованные закупки компьютерного оборудования в основном через столичные фирмы. Но уникальное географическое положение области, по всей видимости, все же оказывает свое влияние. «Тот же «Лукойл-Калининграднефтепродукт» имеет достаточно большие полномочия по принятию решений», — утверждает Константин Орлов. А в качестве одного из своих «любимых» клиентов многие называют ОАО «Янтарьэнерго», структурное подразделение РАО «ЕЭС России».

Как и в других регионах, практически все компании, работающие на розничном рынке, имеют и своих корпоративных клиентов. «Любая компьютерная фирма с удовольствием поставит оборудование заказчику и проложит СКС», — утверждает Владимир Амитонов. «Многие компании пытаются заниматься всеми направлениями, но при этом не накапливается компетенция, не растет качество предоставляемых услуг», — считает Орлов.

Тем не менее есть, по крайней мере, три калининградские компании, работающие только на корпоративном рынке, — это «Балтик Стайл», «Весткомп+» и «Академия 97». Среди других ведущих игроков в этом сегменте заметны «Холмрок», «Вестер-Инфо», «Новая система».

По словам Андрея Рудометкина, если несколько лет назад свои предложения в тендерах выставляли семь-десять компаний, то сейчас часто в них участвуют лишь две-четыре фирмы. По его мнению, это связано с тем, что клиенты в последнее время стали выдвигать более жесткие требования — помимо стоимости, учитываются такие факторы, как опыт работы, компетенция, сертификация сервисного центра, время реагирования на вызов и т. п. «Заказчики уделяют этим вопросам больше внимания, они уже «наелись» дешевых поставок», — считает он. Вместе с тем Рудометкин отмечает, что хотя число компаний, участвующих в тендерах, сократилось, конкуренция в этом сегменте ужесточилась, поскольку существенно вырос профессионализм участников рынка.

«Число фирм, выставляющих свои предложения в тендерах, действительно сократилось. Многие просто поняли, что в этой массовке участвовать не стоит», — говорит Александр Швец. С ним соглашается и Александр Гуляев: «Нередко участники сталкиваются с некомпетентностью организаторов или их личной заинтересованностью. Порой организаторы просто выполняют прямые указания вышестоящих органов».

Как утверждают лидеры рынка, поставки и проекты стоимостью более 100 тыс. долл. встречаются очень редко, за них ведется нешуточная борьба. «В городе всего 30—40 потенциальных заказчиков, которые могли бы потратить на информационные технологии более 150 тыс. долл. в год, разместив заказы в калининградских компаниях», — считает Альберт Лопянскис.

Вместе с тем в области очень развит сегмент СМБ — на начало этого года перерегистрацию прошли почти 29 тыс. юридических лиц, кроме того, зарегистрировано почти 23 тыс. индивидуальных предпринимателей. На работе именно с этим контингентом в основном специализируется компания «Аффикс». В частности, помимо поставок оборудования, с небольшими фирмами заключаются договоры на его техническое обслуживание. «Наша услуга должна стоить не дороже 8 тыс. руб. в месяц, иначе целесообразнее взять в штат своего специалиста. Обычно такие договоры заключаются с фирмами, где установлено не более 15 ПК», — говорит Александр Швец.

«Большинство клиентов компании «Балтик Стайл» в состоянии заказать оборудование на 10 тыс. долл., — утверждает Альберт Лопянскис. — С другой стороны, мы трепетно относимся к «выращиванию слонов». К примеру, работаем с некоторыми клиентами, у которых всего два-три компьютера, зная, что они являются представителями крупной компании, которая может открыть здесь свой бизнес».

Стоит отметить, что недавно принята новая редакция закона об ОЭЗ для Калининградской области, нацеленная на привлечение в регион крупных инвесторов. В частности, на шесть лет будут освобождены от уплаты налога на прибыль и налога на имущество компании, которые инвестируют в Калининградскую область не менее 150 млн. руб. в течение трех лет. Возможно, эти меры будут способствовать появлению в регионе крупных корпоративных заказчиков.

«Пока явного лидера среди компаний, работающих в корпоративном сегменте, нет. Его появлению мешает недостаточная технологическая сложность проектов», — считает Александр Гуляев. По его мнению, у каждой из ведущих компаний есть свои сильные стороны, и не только технические, но и «административные».

Как отмечают некоторые игроки, одной из наиболее профессиональных и опытных компаний можно считать «Балтик Стайл». Свою фирму Альберт Лопянскис называет «системным интегратором в области аппаратных решений»: «В этой сфере мы готовы решать проблемы клиентов любого масштаба». Но из-за ограниченности рынка компания обычно не может «тиражировать» свои решения больше двух-трех раз.

Лопянскис признает, что по обороту «Балтик Стайл» находится не на первом месте. Но впечатляет динамика роста бизнеса компании: в 2003 г. — 20%, в 2004 — 40%, по итогам прошлого года — уже 70%.

Как и в других регионах, крупные московские и питерские фирмы нередко привлекают местные компании в качестве партнеров для выполнения проектов в Калининградской области. Так, «Балтик Стайл» работала с компаниями «Микротест», «УСП Компьюлинк», «Ками-Север», Diamond Communication. «Академия 97» подписала соглашение с «АМТ Груп» («золотой» партнер Cisco). «Весткомп+» заключает договор о сотрудничестве с «АйТи».

Одна из специфических проблем, с которыми приходится сталкиваться компаниям, работающим в корпоративном сегменте, — сложности с организацией сервисного обслуживания. Если технику, подлежащую ремонту или замене, приходится отправлять в Москву, нередко возникают серьезные проблемы на таможенных постах. Таможенники обычно подозревают, что это оборудование ввезено по режиму ОЭЗ и под видом ремонта вывозится на «большую землю» для последующей перепродажи. А клиенты зачастую не могут предоставить все необходимые документы.

Но и развивать сервисные центры в Калининграде невыгодно, утверждают участники рынка. Не все готовы содержать их за счет других направлений бизнеса. И, как признается один из игроков, компании, открывшие сервис-центры, нередко используют их «в качестве своеобразной дубинки, которой загоняют к себе заказчиков». Хотя можно взглянуть на ситуацию и с другой стороны — заказчики предпочитают работать с компаниями, где нет проблем с сервисным обслуживанием.

По словам Александра Любинского, сервис-центр компании «Холмрок» (здесь работают 32 инженера) перестал быть убыточным только в прошлом году: «Многие годы мы вкладывали средства в его развитие, и только сейчас можем получать какие-то дивиденды».

Внедрения остаются за москвичами

Все соглашаются, что в Калининграде нет компании, которую можно было бы назвать системным интегратором в полном смысле этого слова. Полноценные комплексные решения, включающие внедрение ERP-систем, не может предложить ни одна фирма. «Калининградские компании очень долго не верили, что на этом можно заработать хорошие деньги. Сейчас прыгнуть в уходящий поезд уже невозможно, местные заказчики к ним не пойдут: нет опыта и компетенции», — признается один из игроков. Возможно, многие были удовлетворены маржой, получаемой на поставке оборудования. Вместе с тем есть и объективные причины — число потенциальных платежеспособных клиентов весьма ограничено.

«Если заниматься этим серьезно, уже на начальном этапе необходимо вложить более 30 тыс. евро, и эти деньги могут не вернуться», — уверен один из участников рынка. Кроме того, многие опасаются, что обученных специалистов могут переманить в другие компании или в ИТ-отделы заказчиков.

Тем временем уже как минимум пять калининградских предприятий внедрили систему Dynamics AX (ранее называвшуюся MS Axapta), но реализовывали эти проекты московские интеграторы. В частности, входящая в НКК компания «АНД Проджект» занималась ее внедрением на пивоваренном заводе ПИТ и в группе компаний «Телебалт». Компания i2 СНГ автоматизировала склад крупной торгово-логистической компании «Юринат» (субподрядчиком в этом проекте выступила фирма «Балтик Стайл»). Компания «Фронтстеп» внедряет систему SyteLine на заводе «Кварц».

Большой популярностью на местном рынке пользуются программы «1С» — в городе 16 фирм, аттестованных как франчази. Один из партнеров, региональный дистрибьютор «1С» «Внедренческий центр DRV», получил сертификат соответствия системы менеджмента качества международным стандартам ISO 9001:2000. На рынке представлено и другое деловое ПО — в городе есть фирмы, предлагающие продукты «Галактика», БЭСТ, «Комтех», «Инфин», «Гарант».

«Еще несколько лет назад лицензионная Windows была экзотикой для предприятий Калининграда», — утверждает Владимир Карев. В последнее время ситуация резко изменилась. По словам Константина Орлова, возглавившего открывшееся в марте этого года региональное представительство Microsoft, продажи лицензионного ПО ежегодно удваиваются. «В Калининградской области продается больше наших продуктов, чем, к примеру, во всем Дальневосточном федеральном округе», — отмечает он. Основная причина — легализация рынка. Правоохранительные органы активно борются с пиратством и использованием предпринимателями нелицензионных продуктов. Не обходится и без «перегибов» — не так давно сотрудники милиции нагрянули с комплексной проверкой в одну из ИТ-компаний, являющуюся партнером Microsoft.

Невзирая на географию

Калининградский рынок ограничен, и это сдерживает развитие бизнеса местных ИТ-фирм. А географическое положение области и нехватка ресурсов не позволяют компаниям расти «вширь», охватывая другие российские регионы.

Казалось бы, потенциально интересным рынком для калининградских фирм является Белоруссия, но там немало своих «специфических особенностей». В частности — своеобразная система сертификации. Так, на каждую партию одного и того же оборудования товара необходим свой сертификат с указанием серийных номеров.

Значительно лучше обстоят дела у калининградских разработчиков ПО, на бизнес которых практически не оказывает влияния удаленность от «большой земли». Некоторым из них удалось найти свою нишу, и не только на российском рынке.

Фирма «Системные технологии» занимается разработкой и внедрением решений на базе КПК для автоматизации работы торговых представителей компаний, работающих на рынке товаров массового потребления. Она была создана на базе ИТ-отдела «Балтик Бизнес Групп» — калининградского дистрибьютора табачной продукции Phillip Morris. Решение «ST — мобильная торговля» изначально создавалось для автоматизации этого предприятия. Как утверждает генеральный директор «Системных технологий» Сергей Максименко, ожидалось, что после его внедрения рост производительности труда торговых агентов составит 30%, но на деле он достиг 130%. После обкатки и доработки это решение выпустили на рынок. В 2002 г. был открыт московский офис компании, а в феврале 2006 г. — филиал на Украине. По словам Сергея Максименко, на сегодняшний день у компании 43 дилера, а число потенциальных клиентов в России он оценивает в 20 тыс.

Еще один пример успешной работы — компания «Битрикс», специализирующаяся на разработке систем управления сайтами и программных решений для электронной коммерции. Как утверждают в компании, на основе продукта «Битрикс: Управление сайтом» работают более 2,5 тыс. Интернет-проектов. Большая часть внедрений выполняется партнерами, число которых превышает 600 (они работают не только в СНГ, но и в Литве, США, Германии, Франции, Греции, Великобритании).

Калининградской компании MAPILab всего три года. В прошлом году она получила статус Microsoft Gold Certified Partner. Фирма специализируется на разработке и продаже плагинов и утилит для MS Outlook и программ-расширений для MS Exchange Server. По словам Константина Орлова, примерно 50% продаж этих продуктов приходится на США, 40% — на Германию, 10% — на все остальные страны, включая Россию.

Несколько калининградских компаний специализируются в разработке компьютерных игр и контента для мобильных телефонов. Причем весьма успешно, как утверждает Константин Орлов, в прошлом году их совокупные расходы на маркетинг превысили 1 млн. долл. Одна из наиболее известных фирм, работающая в этом сегменте — K-D LAB, разработчик сюрреалистических «Вагнеров», культовой игры конца прошлого века. Среди других успешных проектов этой фирмы — игры «СамоГонки» и «Периметр».

Калининградские фирмы, занимающиеся «железом», естественно, не могут похвастаться подобными успехами на российском и тем более мировом рынке. Хотя, казалось бы, значительные таможенные преференции создают предпосылки для развития производств по сборке ПК, но местные компании не обладают необходимыми для этого ресурсами и, что не менее важно, — каналами сбыта. По словам Владимира Карева, попытки наладить сборку ПК предпринимались на заводе «Кварц» (где в советское время разрабатывались и производились мини-ЭВМ серии «Электроника» и супер-ЭВМ «Электроника ССБИС»), но они не увенчались успехом.

Крупные российские сборщики до недавнего времени тоже почему-то не рассматривали Калининградскую область в качестве подходящего для размещения производства ПК региона.

Товары, собранные из ввезенных без уплаты пошлин и НДС комплектующих, можно также беспошлинно ввозить их в Россию. Единственное условие (для товаров электронной группы) — не менее 15% его стоимости должно быть добавлено на территории области. Этим активно пользуется «смежный» бизнес — в регионе, по некоторым оценкам, собирается около половины российских телевизоров. Напомним также, что по новому закону о Калининградской ОЭЗ крупные инвесторы теперь на шесть лет освобождаются от уплаты налогов на прибыль и имущество.

В конце прошлого года стало известно, что компания K-Systems собирается построить крупный завод по производству ПК в Гвардейске. Директор компании Эдуард Воронецкий подтвердил эту информацию, сообщив, что «объект находится в стадии проектирования». По его словам, помимо налоговых льгот, предусмотренных новым законом об ОЭЗ, на это решение повлияла «прогрессивная и активная позиция руководства области».

По некоторым данным, компания собирается вложить в строительство нового завода 430 млн. руб., из которых почти 180 млн. будут потрачены на закупку оборудования. По словам Эдуарда Воронецкого, планируемый объем производства ПК на этом заводе составит около 2 млн. штук в год.

Калининградская область

Это самый западный регион России. На севере и востоке граничит с Литвой, на юге — с Польшей. В Калининградской области находится единственный в России незамерзающий портовый комплекс на Балтийском море.

По размерам территории это самый малый субъект Российской Федерации. Площадь области всего 15,1 тыс. кв. км (0,9% территории Северо-Западного Федерального округа и около 0,1% всей территории России). Численность населения составляет 940 тыс. человек, из них более 430 тыс. проживают в областном центре — Калининграде. Область высокоурбанизирована, городское население составляет 80% общего числа жителей. На территории региона находятся 22 города (наиболее крупные, помимо Калининграда, — Советск, Черняховск, Гусев, Балтийск).

Область располагает значительными запасами природных ресурсов. На ее территории находится крупнейшее в мире месторождение янтаря (около 90% мировых запасов). Имеется высококлассная, с низким содержанием серы нефть. Уровень ее ежегодной добычи составляет 0,8—0,9 млн. т с возможностью роста до 1,5—2,0 млн. т. Есть залежи бурого угля, торфа, каменной соли.

Основа экономики области — промышленность. Наиболее развиты рыбная, машиностроение, топливная, целлюлозно-бумажная, пищевая. Более 80% промышленного производства сосредоточено в Калининграде. Машиностроительные предприятия производят суда, вагоны, краны, светотехническое оборудование, сложное технологическое оборудование.

В прошлом году экономика области росла высокими темпами — прирост составил 19% (один из лучших показателей в стране). Во многом это обусловлено статусом особой экономической зоны, налоговыми льготами и таможенными преференциями, что привело к значительному увеличению сегмента СМБ. В прошлом году в малых предприятиях работали 104,6 тыс. человек, а выручка от реализации продукции и услуг этих предприятий превысила 133,5 млрд. руб.

Калининградская область становится своеобразным экспериментальным центром, где моделируется обновленная структура экономики и осуществляются различные инвестиционные программы.

По официальной статистике, реальные денежные доходы населения в прошлом году выросли на 18,7%. Оборот розничной торговли превысил 36 862 млн. руб., увеличившись (в товарной массе) на 15,2%.

Версия для печати (без изображений)