Казалось бы, чего проще: подвести итоги года. Действительно, для компаний с хорошо организованным учетом это не составляет большого труда. А как быть с рынком в целом?

Конечно, отчеты аналитических компаний отражают их видение итогов. Можно долго спорить о совершенстве методик и точности первоначальных сведений. Помните, такие споры были популярны некоторое время назад, но потом все приняли правила игры: одни делают вид, что предоставляют правдивые данные, другие — что им верят. В итоге все пытаются вычислить коэффициент погрешности. И продолжают гадать....

Большие цифры

Говоря об итогах 2005 г., многие игроки ИТ-рынка тяжело вздыхают: «Год был непростой». Но тут же добавляют: «Хотя наши продажи росли быстрее рынка». О природе этого роста мы поговорим позже, а пока посмотрим на «среднюю температуру по больнице».

Но перед тем, как перейти к главным цифрам, отметим, что по данным Министерства информационных технологий и связи РФ, в 2005 г. рынок информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) обеспечил 5% ВВП России. Для сравнения, в США этот показатель равен 6,7%, а в Эстонии и Латвии — 9,7%.

За 2005 г. в России на ИКТ было потрачено 252 долл. на человека, в Эстонии — 690 долл., а в Швейцарии — 3269 (!) долл.
По данным IDC, в прошлом году расходы на ИТ (часть ИКТ) в России составили 83 долл. на человека, что выше, чем в Индии (9 долл.) и Китае (23 долл.), но ниже, чем в Бразилии (169 долл.), ЕС (700 долл.) и США (1026 долл.). Конечно, сравнивать Россию с Индией и Китаем не совсем корректно: население этих стран значительно превышает наше, да и уровень жизни существенно ниже среднероссийского.

Различные аналитические агентства приводят разные данные об объеме российского ИТ-рынка в прошлом году. От «пессимистичных» 10 млрд. долл. до «радужных» 17 млрд. (справедливости ради стоит отметить, что оценки ведущих аналитиков «разбросаны» не так сильно). Логически «вилку» в 7 млрд. объяснить довольно сложно. Остается лишь предположить, что «оптимисты» и «пессимисты» под ИТ-рынком понимают разные вещи: продуктовый набор, предлагаемые услуги и т. п.

Похожие на правду цифры — 11—12 млрд. долл. Да и то, миллиард на дороге не валяется. Но его возникновение, скорее всего, связано с методиками подсчета. Так, по данным Мининформсвязи, в 2005 г. объем рынка ИКТ составил 1,018 трлн. руб. (36,163 млрд. долл. при средневзвешенном курсе 28,15 руб./долл.).

Однако большая часть рынка ИКТ — 668 млрд. руб. — приходится на электросвязь. Объем близкого нам ИТ-рынка Министерство оценивает в 308,3 млрд. руб. (10,95 млрд. долл.). При этом рост рынка составил 20,2%.

По оценкам чиновников, структура рынка выглядела так: 187 млрд. руб. — поставки оборудования; 36 млрд. руб. — ПО (экспорт из России составил 994 млн. долл.); 79 млрд. руб. — услуги.

Также в Мининформсвязи отмечают, что в 2005 г. число пользователей Интернета в России выросло на 28% и достигло 21,8 млн. чел., компьютерный парк увеличился до 17 млн. шт. (рост 16%), а Интернет-трафик вырос на 20%.

Но сам рынок Интернет-услуг стал больше на 45%. Мининформсвязи отмечает, что уровень проникновения Сети в России по-прежнему низкий — около 7%. Для сравнения, сотовой связью в стране пользуется более 80% населения, а в Москве уровень проникновения превышает 130%. 57% пользователей Интернета — корпоративные. Но с развитием услуг широкополосного доступа увеличивается число частных подключений. Правда, это больше касается крупных городов. В большинстве регионов основным способом доступа в Интернет является dial-up.

Оценки аналитиков IDC несколько выше. Соответствует ли это действительности?

Скорее всего, да. По нашим данным, оборот только трех дистрибьюторских компаний, которые принято причислять к лидерам рынка (сразу отметим, что в их число не входит «Мерлион»), превышает 1 млрд. долл.

«Железная» основа

К фразе «российский ИТ-рынок далек от насыщения» привыкли все. Поэтому значительный перекос в сторону поставок оборудования не вызывает бурных эмоций. Но, сравнивая данные Министерства и IDC, следует отметить большое расхождение в оценках объема рынка «железа» и темпах его роста. Не будем судить, кто прав, а кто виноват. Отметим лишь несколько тенденций.

По мнению IDC, среди поставок оборудования по-прежнему доминируют персональные компьютеры. Однако аналитики говорят о весьма умеренном росте продаж ПК. По разным оценкам, речь идет о 11—16%, что в любом случае меньше, чем показатели роста рынка. Конечно, на этом фоне сильно выделяется динамика продаж ноутбуков, но объем их поставок более чем в четыре раза меньше, чем традиционных ПК.

Динамика продаж серверов оказалась сопоставимой с рыночной. А учитывая стоимость этих устройств, можно сказать, что их вклад в общий итог существенный. Из других динамичных сегментов аналитики выделяют системы хранения данных. Действительно, сообщения о внедрении различных информационных систем у заказчиков разных уровней приходят с завидной регулярностью. А каждая такая система генерирует данные, которые необходимо где-то хранить и желательно не только в печатном виде.

Но есть товарные группы, показавшие отрицательную динамику. Не будем говорить о таком экзотическом нынче товаре, как модемы для коммутируемого доступа: их век кончается, и это объективный процесс. Зато стоит обратить внимание на струйные принтеры. Падение их поставок было настолько сильным, что весь сегмент принтеров показал отрицательный результат. Кстати, по некоторым оценкам, сократились и продажи сканеров. Но все это происходило на фоне непрекращающегося роста поставок МФУ.

Передел продаж, связанный с технологиями, произошел и на рынке мониторов. Катастрофически сократилась доля ЭЛТ-устройств, и сейчас впору говорить о доминировании ЖК-моделей, которые за год увеличили свою долю до 75%. Но это не сказалось отрицательно на динамике рынка. По данным ITResearch, в 2005 г. этот сегмент вырос на 25%.

Конечно, росли и другие сегменты рынка: сетевое оборудование — как тяжелые корпоративные решения, так и беспроводные устройства, которые все чаще приобретаются для домашнего использования.

Неплохую динамику продемонстрировали различные цифровые устройства — фотоаппараты, коммуникаторы, МР3-плееры. Правда, в некоторых ортодоксальных компаниях до сих пор не признают за этими приборами права на существование в рамках ИТ-рынка, считая их «жителями параллельных миров».

Программное обеспечение

Как это ни парадоксально звучит, но аналитики говорят о снижении уровня пиратства в России. В ушедшем году усилиями правительства, которому пригрозили закрыть дверь в ВТО, удалось очистить 700-метровую зону вокруг Кремля от столиков с нелицензионным ПО, а также видео- и аудиопродукцией и показательно закрыть пару «свечных заводиков». Дальше все ограничилось рейдами по корпоративным пользователям. Видимо, этих мер оказалось достаточно, чтобы разглядеть свет в конце туннеля.

Но не это главный итог прошедшего года. По оценкам Мининформсвязи, в 2005 г. объем экспорта ПО из России вырос на 30% и приблизился к отметке 1 млрд. долл. Причем чиновники видят в этом и свою заслугу, так как они создают для этого необходимые благоприятные экономические условия. Вспоминать принятые или инициированные к рассмотрению законы нет смысла. Ведь дело не столько в законах, сколько в наличии заказчиков.

Но тут, по мнению государственных мужей, нас ждет великое будущее, да такое, что закопаем мы нефтяную трубу в песок и будем жить исключительно за счет разработки ПО. Одно хорошо, центры офшорного программирования не стали концентрировать в пределах московской кольцевой дороги. Будем считать, что у многих появилась надежда на будущее экономическое благосостояние.

Услуги

Один из парадоксов современной истории: многие игроки ИТ-рынка говорят о том, что по итогам прошлого года их бизнес, связанный с услугами, рос опережающими темпами. Однако по отчетам аналитиков этого не видно. Может, что-то не так растет? Многие крупные и средние заказчики создали у себя базовую ИТ-инфраструктуру. Среди них достаточно компаний с законченными ИС. А ведь установленное оборудование и ПО нужно обслуживать, и значит, все предпосылки для развития рынка услуг есть.

Так в чем же дело? Для примера, структура европейского ИТ-рынка, согласно отчету EITO-2006, выглядит так: поставки оборудования — 42%, услуги — 35%, программное обеспечение — 23%.

Согласно данным Gartner Dataquest, в прошлом году объем рынка ИТ-услуг достиг 1,231 млрд. долл. Пожалуй, это самая скромная оценка. Но при этом аналитики говорят, что рынок «внутренних услуг», т. е. того, что заказчики выполняют самостоятельно, составил 2,026 млрд. долл.

Действительно, у многих клиентов есть свои ИТ-отделы, которые выполняют множество работ: от обслуживания техники до инсталляции ПО. Некоторые даже берутся за самостоятельное внедрение ERP-систем. Зачастую эти опыты нельзя назвать удачными, но факт имеет место.

Вообще-то, наличие ИТ-отдела у заказчика не является чисто российским изобретением. Это есть во всем мире. Просто зарубежные заказчики отдают себе отчет в том, что они могут сделать сами, а что — передать сторонним подрядчикам.

В России ситуация постепенно меняется. В своих отчетах Gartner Dataquest выделяет так называемые «профессиональные услуги», т. е. то, что клиент отдает на откуп сторонним организациям. Аналитики отмечают, что еще несколько лет назад в нашей стране на долю «профессиональных услуг» приходилось не более 20% этого сегмента рынка. Сейчас же российские клиенты стали все больше походить на европейских.

Несопоставимые цифры

Итак, ИТ-рынок растет, развивается, несмотря на различные эксперименты, которые периодически проводит наше государство. Но так ли все благополучно?

Меня из года в год мучает один и тот же вопрос: почему, когда все основные игроки (вендоры и дистрибьюторы) говорят, что они растут быстрее рынка, сам рынок развивается медленнее?

Не будем говорить обо всем рынке, возьмем хотя бы оборудование. Вендоры рапортуют о выполнении пятилетки за три года, дистрибьюторы их поддерживают. И что? Если все, о чем говорят, сюда ввезено и продано, то где результат?

А результат на бумаге. Да, да. Речь идет об элементарных приписках. Все привыкли к тому, что компании не стремятся открывать данные о своем реальном обороте. Более того, игроки рынка с определенной степенью точности представляют расстановку сил и знают, кто сколько напродавал. Но и относительные показатели ряда компаний точностью не отличаются. Понятно, что никому не хочется выглядеть хуже других, но зачем же так...

Несложная проверка результатов ряда дистрибьюторских компаний показала, что в 2005 г. некоторые из них приписали к цифре роста от 5 до 10%. Гораздо выше масштаб приписок у вендоров... Конечно, может, полученный результат и греет кому-то душу, мол, смотрите, мы не хуже других, но когда за этим ничего нет... Конечно, не все идут на это только из-за желания получше выглядеть. Иногда на дистрибьютора давит вендор, которому нужно прикрыть свои приписки. Круговая порука.

Добавляют нервозности и завышенные ожидания ряда вендоров по отношению к российскому ИТ-рынку. Бурный рост, который он демонстрировал несколько лет, привел к тому, что штаб-квартиры многих компаний ставят перед локальными представительствами неадекватные планы по развитию. В результате их руководители вынуждены пускаться во все тяжкие, чтобы справиться с поставленными задачами. Пользы от этого как вендорам, так и остальным участникам рынка немного.

Местный уровень

Подводя итоги прошлого года, многие компании сообщали о росте региональных продаж. Некоторые «горячие головы» даже стали говорить о насыщении московского рынка и перетекании бизнеса в регионы. Но дело не только в этом.

Практически всегда московские продажи состояли из трех частей: потребности московского рынка, закупки федеральных заказчиков, продажи субдистрибьюторам. Говорить о насыщении московского рынка можно только в части местных закупок, да и то лишь условно, в силу специфики столичных клиентов (тут чаще обновляется парк оборудования, создаются новые компании и т. п.). Потребности федеральных заказчиков также далеки от насыщения.

Самая неоднозначная ситуация с субдистрибьюторами. Сокращение прибыльности ИТ-бизнеса заставляет эти компании диверсифицировать бизнес, а также переходить на работу в рамках прямых контрактов. Конечно, им не приходится рассчитывать на сотрудничество с брэндами первого уровня. Но работа в рамках дистрибьюторских соглашений заставляет их перераспределять ресурсы и сокращать закупки у дистрибьюторов. Кроме того, стремясь снижать издержки, эти компании часто занимались самостоятельной поставкой товара, закупаемого на европейских стоковых складах. Правда, изменение таможенных правил сильно помешало этому бизнесу.

Все это происходило на фоне усиления активности региональных субдистрибьюторов. Сейчас такие компании, а часто и не одна, есть практически в каждом крупном логистическом центре России. Они потратили значительное время и усилия на создание собственных дилерских сетей, формирование оптимальных логистических цепочек и т. п.

Кроме того, в 2005 г. некоторые дистрибьюторы продолжали наращивать присутствие в регионах, открывая новые офисы и склады.

В результате акцент в продажах все сильнее смещается из Москвы вглубь страны. Причем распределение региональных продаж не сильно меняется с течением времени. Однако у каждой компании свой «сильный» регион: у одних — Сибирь, у других — Урал, у третьих — Северо-Запад.

Но несмотря на увеличение региональных продаж, игроки локальных рынков не говорят о быстром росте на местах. Точнее, так: рынок, конечно, растет, но продажи конкретных компаний — не всегда.

Объясняется это несколькими причинами. Во-первых, выше мы уже говорили о том, что произошло перераспределение товарных потоков. Во-вторых, на локальных рынках постоянно создаются новые компании, оттягивающие на себя часть объема (во многих городах цена входа на ИТ-рынок еще не слишком высока). В-третьих, в ряде сегментов, таких, как розница и системная интеграция, происходит перераспределение рынка между столичными и местными компаниями.

Чего ждать?

В целом аналитики по разному прогнозируют дальнейшее развитие рынка. Так, IDC считает, что в 2006 и 2007 г. темп роста несколько снизится. На ближайшие пять лет можно говорить о среднем росте 19% в год. При этом аналитики предрекают, что быстрее всего будет расти рынок услуг.

Согласно долгосрочному прогнозу J’son&Partners, в 2015 г. объем российского ИТ-рынка достигнет 57 млрд. долл., при этом по структуре он будет похож на рынки западных стран: поставки оборудования — 41%, услуги — 34%, ПО — 25%.

Но до этого еще далеко. Пока же независимые наблюдатели советуют компаниям ИТ-рынка готовиться к многочисленным проверкам, которые в прошлом году захлестнули рынок сотовой связи.

Стоит ожидать усиления активности вендоров, которые будут стремиться любыми силами «пропихнуть» товар на российский рынок. И примеры этого уже есть.

Пока мало кто берется предсказать, какой станет ситуация с корпоративными поставками. С одной стороны, ожидается усиление спроса со стороны ряда вертикальных рынков, с другой — многие отмечают, что большинство крупных тендеров прошли в прошлом году, и ждать большой активности сейчас не стоит.

Неоднозначно выглядит ситуация на розничном рынке. Его развитие, стимулированное потребительским кредитованием, может затормозиться. Во-первых, желающие, воспользовавшись кредитом, приобрели нужное оборудование. Во-вторых, пока не будут возвращены деньги за выданный кредит, мало кто пойдет покупать снова. Не стоит забывать об усилении бытовых сетей на ИТ-рынке. Совокупность этих факторов может поставить розничные компании в тяжелое положение.

Оценка параметров ИТ-рынка России в 2005 г.

Мининформсвязи РФ Мининформсвязи РФ Мининформсвязи РФ IDC IDC
млрд. руб. млрд. долл.* рост, % млрд. долл. рост, %
Общий объем 308,3 10,95 18 12 25,4
В том числе оборудование 187 6,64 20,65 8,4 30
В том числе ПО** 36 1,28 20 1,27 19,6
В том числе услуги 79 2,81 11,2 2,33 н/д

*Исходя из средневзвешенного курса 28,15 руб./долл.
**IDC приводит затраты только на коробочное ПО.

Соотношение между различными видами услуг, %

Поддержка аппаратного обеспечения Поддержка ПО Профессиональные услуги: разработка и интеграция Профессиональные услуги: консалтинг Профессиональные услуги: управление ИС Профессиональные услуги: управление процессами
Россия, 2005 г. 23 9 31 6 27 4
Россия* 22,6 8,7 31,7 6,2 27,1 3,8
Западная Европа* 15,5 8,3 30 7,4 27,9 10,9

* Прогноз на 2006 г.
Источник: Gartner Dataquest.


Версия для печати (без изображений)