Многие игроки рынка и аналитики объединяют традиционные настольные ПК, ноутбуки и серверы в один сегмент. С точки зрения технологии это вполне логично. Да и методы продаж устройств во многом схожи. Однако тенденции развития этих продуктовых групп различны. Как и результаты, показанные в 2005 г.

Настольные ПК

По данным IDC, в 2005 г. в России было продано около 5 млн. шт. ПК, или 80% всего объема реализованных компьютеров на базе архитектуры х86 (настольные и мобильные ПК, серверы). Как отмечает IDC, в этом сегменте лидируют российские производители: DEPO Computers, Kraftway, K-Systems, «Аквариус», «Формоза» (в алфавитном порядке). На долю зарубежных компаний пришлось около 6% рынка.

IDC считает, что продажи ПК увеличились на 26%. Однако есть и другие оценки. Обобщая мнения производителей и аналитиков, можно предположить, что рынок настольных ПК вырос всего на 11—13%.

По ряду оценок, на пятерку лидирующих российских компаний приходится 19—23% рынка ПК. При этом они продемонстрировали достаточно высокие темпы роста продаж — на уровне 30%. Но, видимо, рекорд роста принадлежит НР, у которой, по утверждению Марины Тыщенко, директора департамента персональных систем «НР Россия», поставки корпоративных ПК возросли на 44%.

Почему же темпы роста рынка в целом оказались ниже? Скорее всего, сказалось отрицательное влияние многочисленной группы мелких компаний, что подтверждают данные Microsoft. Ее менеджеры утверждают, что к концу 2005 г. на отечественном рынке работало около 6 тыс. сборщиков. При этом 65% общего объема проданных ПК обеспечили 250 наиболее крупных сборщиков, а большая часть мелких стала тормозом развития рынка — рост продаж не более 5—9%.

Кому продаются настольные ПК. По мнению Владимира Шарова, вице-президента группы компаний «Формоза», пик корпоративных поставок в России был достигнут в 2002—2003 гг. и к настоящему времени прошел, поэтому закупки ПК корпоративными заказчиками в 2005 г. снизились. Зато продолжали расти продажи настольных систем компаниям из сектора СМБ.

В определенной степени с ним согласен Дмитрий Куров, исполнительный директор Kraftway: «“Насытившись” корпоративным сегментом, сами поставщики ИТ стали «давить» на клиентов СМБ, о потенциале которого не говорит теперь только ленивый. Здесь продажи росли активнее, чем в сегментах домашних пользователей и корпоративных заказчиков, что напрямую вязано со стабильной ситуацией в российской экономике».

А Тыщенко считает, что в 2005 г. рынок делился примерно одинаково между тремя сегментами: корпоративным, СМБ и розницей. «Продажи росли в корпоративном и «домашнем» сегментах при сокращении доли продаж в секторе СМБ», — считает она. Объясняется это тем, что клиенты из небольших компаний предпочитают ноутбуки.

Что же касается розничного рынка, то, по мнению Алексея Алексеева, директора R-Style Computers по маркетингу, в прошлом году здесь рос спрос на настольные мультимедийные ПК со стороны домашних пользователей. Это позволило компании, специализирующейся прежде всего на корпоративных поставках, увеличить продажи через розничные магазины с 15 до 30% общего объема производства.

Согласно результатам мониторинга Microsoft, спрос на ПК увеличился во всех клиентских сегментах, но вперед вышли домашние пользователи: этот сегмент стал больше на 28%.

Стоит отметить особую позицию компании «Аквариус», которая не планирует работать на розничном рынке. Денис Сегет, директор группы компаний «Аквариус» по маркетингу считает, что «все, кто хотел приобрести ПК для дома, это уже сделали».

Терминальные решения. Ренат Юсупов, старший вице-президент Kraftway по технологиям и информации, особо отмечает перспективность тонких клиентов (в 2005 г. их поставляли Kraftway Computers, K-Systems, «Аквариус» и НР): «Доля этих систем в России значительно меньше, чем на мировом рынке. Но крупные корпоративные клиенты уже ими заинтересовались, и мы считаем, что рынок этот будет расти. Если сейчас доля тонких клиентов составляет около 1% рынка ПК, то в будущем она может увеличиться до 5%».

По мнению НР, в 2005 г. прирост продаж тонких клиентов в России составил около 100%. Но Марина Тыщенко считает, что переход к использованию этих устройств потребует централизации управления ИС и регламентирования потоков обрабатываемой информации, к чему многие в России еще не готовы.

«Аквариус» не считает решения на базе тонких клиентов массовыми продуктами. «Они применяются в первую очередь в компаниях со специфическими потребностями, например в центрах обработки звонков, Интернет-кафе, а также там, где критически важной является конфиденциальность обрабатываемой информации», — говорит Денис Сегет. К концу 2005 г. доля тонких клиентов в общем обороте компании была невелика, и спрос на них в ближайшие годы вряд ли превысит 2% общего объема продаж ПК.

«Тонкие клиенты — нишевый продукт, который может стать перспективным лишь для производителей, поставляющих свою продукцию корпоративным клиентам с устоявшимся разделением функциональных обязанностей. Поэтому в продажах R-Style Computers эти устройства занимают всего 5%, и эта доля вряд ли заметно увеличится», — добавляет Алексей Алексеев.

Ноутбуки

Сегмент мобильных ПК остается одним из самых динамичных на компьютерном рынке России: рост продаж (в штучном исчислении) составил 84%, а всего за 2005 г. в стране было продано около 1,2 млн. ноутбуков (данные IDC). Это повысило долю этих устройств в общем количестве настольных и портативных ПК до 19% (в 2004 г. — около 12%), и по этому показателю наш рынок заметно приблизился к рынкам стран Западной Европы (28—32%).

В числе первых пяти поставщиков российского рынка ноутбуков ITResearch назвала Acer, ASUSTeK, Fujitsu Siemens Computers, Rover Computers и Samsung (в алфавитном порядке). На их долю, по итогам 2005 г., приходится 61,8% всех продаж (в штучном исчислении).

О смене лидеров. Вот как расценивает сложившуюся в 2005 г. на нашем рынке ситуацию Григорий Низовский, коммерческий директор российского представительства Acer по работе с партнерами: «За последние два года международные поставщики мобильных ПК заметно активизировались в России. В таких условиях нашим производителям становилось все труднее конкурировать с ними. Об этом говорят и результаты 2005 г.».

Экспансия Acer на рынке мобильных ПК России началась еще два года назад, хотя по итогам 2004 г. она была далека от первого места. Однако компания не снижала активность, и уже в I квартале 2005 г. захватила лидерство и не отдавала его на протяжении всего года. По обобщенным оценкам аналитиков, производителей и продавцов, по количеству проданных ноутбуков Acer удалось завоевать около 22% рынка. Второе место заняла компания ASUSTeK, доля которой оценивается на уровне 14—17%.

Высокую активность продемонстрировала и компания Samsung. В 2005 г. она расширила свое продуктовое предложение, и наряду с достаточно дорогими устройствами серии Х на нашем рынке появились модели наиболее популярного, бюджетного класса Р29.

«Серьезное влияние на ситуацию на российском рынке оказал ряд факторов, в том числе падение цен на ноутбуки, которое привело к усилению конкуренции», — отметил Алексей Воронков, директор по маркетингу и продажам российского представительства ASUSTeK.

Ценовым лидером в прошлом году стала Acer. В первой половине 2005 г. она предложила начальную модель по цене 899 долл., в июле снизила ее стоимость до 799 долл., а затем — до 699 долл. Для сравнения укажем, что в это время самые дешевые ноутбуки ASUSTeK продавались по ценам не ниже 900 долл.

Появление столь дешевых устройств породило стремительно растущий спрос. Правда, как отмечают розничные продавцы, в IV квартале 2005 г. из-за проблем с ввозом продукции, возникших в результате действий российских таможенных органов, на рынке образовался дефицит, который привел к росту розничных цен в среднем на 10—35%.

Ценовое давление со стороны зарубежных вендоров уже в начале 2005 г. привело к потере ведущих позиций российскими производителями. По мнению Екатерины Золотаревой, менеджера московского представительства Fujitsu Siemens Computers по маркетингу мобильных систем, российские компании были в основном ориентированы на продажи бюджетных ноутбуков, однако более агрессивные цены со стороны ряда азиатских компаний не позволили им сохранить конкурентоспособность в этом сегменте.

Как известно, попытка NCA Group противостоять Acer закончилась тем, что российское производство было закрыто и ноутбуки iRU прекратили свое существование. Геннадий Сочилин, бывший директор по развитию бизнеса NCA Group, ныне занимающий аналогичный пост в компании Tenfold, отмечает: «Новость о решении холдинга Merlion взять на себя стратегическое управление брэндом iRU и прекратить выпуск ноутбуков под этой торговой маркой была неожиданной для всех игроков. Зарубежные компании не успели пересмотреть ранее спланированную стратегию продвижения на рынок своих продуктов и никаких специальных действий, направленных на захват канала сбыта iRU, не смогли предпринять. Лишь Rover Computers умело воспользовалась ситуацией и вернула часть канала, ранее утраченного в ходе маркетинговой войны».

По мнению Сочилина, к концу 2005 г. старейший российский производитель ноутбуков оправился от ценового натиска iRU и Acer и начал последовательно отвоевывать утраченные позиции. Партнеры iRU, не вошедшие в число продавцов Roverbook, стали продавать ноутбуки Acer, ставшей в последние годы ценовым лидером.

Фактически после ухода с рынка iRU единственным российским производителем, сумевшим противостоять натиску зарубежных компаний, стала Rover Computers. Компания настроена и далее отстаивать свои позиции на рынке, о чем свидетельствует заявление ее директора по маркетингу Лады Белан: «Экспансия азиатских брендов — общемировая тенденция. Наш рынок бурно рос, что привлекло к нему интерес, но слухи о «контрольном пакете» доли Acer и Asus сильно преувеличены».

Кроме упомянутых вендоров в число ведущих поставщиков ноутбуков на российский рынок попали Hewlett-Packard и Fujitsu Siemens Computers, доли которых, по оценкам разных аналитиков, составляют около 6—7%.

О потенциальных претендентах на лидерство. У ряда компаний, не включенных аналитиками в число ведущих, в текущем году есть большие шансы захватить лидерство. Достаточно вспомнить одну из старейших участниц отечественного рынка мобильных ПК — компанию Toshiba, которая в середине 90-х годов была его лидером. В прошлом году Toshiba расширила дистрибьюторский канал и начала активное взаимодействие с розничными сетями, что позволило ей к концу года показать хорошую динамику продаж и удержаться в десятке ведущих поставщиков. Компания продолжает поддерживать имидж поставщика достаточно дорогих устройств, хотя во второй половине года представила новые модели «экономичных» ноутбуков серии Satellite, заявив тем самым о своей готовности бороться в сегменте наиболее продаваемых портативных ПК.

Кроме нее стоит упомянуть компанию Lenovo, открывшую в августе 2005 г., после приобретения у IBM бизнеса ПК, свой офис в Москве. Причем, если IBM стремилась продавать ноутбуки ThinkPad исключительно в корпоративный сегмент рынка, то партнеры Lenovo, продолжая обслуживать корпоративных заказчиков, поставляли ThinkPad и в розничные магазины. Они утверждают, что российские покупатели уже привыкли к тому, что на упаковке мобильных ПК с торговой маркой IBM теперь стоит надпись «Произведено Lenovo». Сама Lenovo в лице главы ее российского офиса Дениса Решина заявляет о наличии у производителя весьма амбициозных планов по увеличению объемов продаж мобильных ПК в 2006 г. после вывода (под собственной маркой) на отечественный рынок ноутбуков новой серии 3000 и проведении активных маркетинговых действий по их продвижению.

Пока трудно сказать, есть ли шансы на лидерство у Dell, мирового лидера на рынке ноутбуков: сегодня компания находится на нижних ступеньках в таблице рейтинга поставщиков мобильных ПК.

Зато хорошие шансы на достойное место имеет Sony, продукция которой у нас известна давно и пользуется высоким спросом: по оценкам московских продавцов мобильной техники, в отдельные кварталы 2002—2003 гг. розничные продажи «серых» VAIO доходили до 5—10% общего количества реализуемых в Москве ноутбуков. В 2005 г. компания начала официально поставлять ноутбуки VAIO в Россию и в течение года заметно расширила продуктовое предложение. Однако таможенный кризис привел к перебоям в поставках ноутбуков ее дистрибьюторами, что по итогам за 2005 г. не позволило вендору занять место даже в первой десятке.

Достаточно высокие шансы попасть в число десяти первых имеет также компания BenQ, выпустившая в прошлом году серию ноутбуков Joybook, на которые, по свидетельству игроков рынка, быстро возник спрос.

Предпочтения российского покупателя. Алексей Воронков отмечает, что в 2005 г. росли продажи ноутбуков во всех сегментах, но спрос на разные группы мобильных ПК существенно изменился. Так, возросли продажи недорогих бюджетных и мощных полнофункциональных ноутбуков, а категория бизнес-устройств стала менее популярной.

По оценке Acer, в 2005 г. наибольшим спросом на российском рынке пользовались ноутбуки класса «замена настольного ПК». Правда, по словам Григория Низовского к этой группе продуктов его компания относит как ноутбуки начального ценового уровня с базовой функциональностью, так и производительные полнофункциональные системы, оснащенные мощными процессорами и видеоадаптерами.

Лада Белан также отметила «взрывной» рост спроса на недорогие машины: «Вместе с тем претерпело существенные изменения понятие «ноутбук начального уровня»: устройства стали достаточно функциональными, поэтому потребители все чаще приобретают ноутбук или как второй ПК, или как альтернативу настольному компьютеру, с чем мы связываем возросшую популярность недорогих моделей мобильных систем».

Эти оценки совпадают с мнением Геннадия Сочилина, который утверждает, что в России по-прежнему сложно продавать мобильную технику среднего ценового диапазона (в основном бизнес-модели), поскольку отечественный покупатель либо экономит и отдает предпочтение ноутбукам нижнего ценового сегмента, либо покупает всё самое дорогое. Причем продажи мобильных ПК первой группы (по количеству) на порядок превышают продажи второй.

Еще три года назад ни о какой замене домашнего настольного ПК ноутбуком (прежде всего вследствие высокой его стоимости) речь не шла. Мобильные ПК приобретались преимущественно корпоративными заказчиками, руководителями компаний и профессионалами, которым нужно было во время поездок иметь под рукой компьютер.

Но вот что утверждает Глеб Мишин, главный представитель компании Acer в России и СНГ, оценивая структуру продаж на российском рынке в 2005 г.: «Доля государственных закупок в общем объеме ПК значительно снизилась ввиду заметного роста розничных продаж, доля которых достигла 70%. При этом в рознице ноутбуки приобретаются не только конечными пользователями, но и представителями рынка SOHO». По его оценке, около 30% мобильных ПК продавалось в магазинах региональных и федеральных розничных сетей.

Опираясь на показатели середины 2005 г., Екатерина Золотарева говорит, что примерно 50% ноутбуков Fujitsu Siemens продавалось в рознице. Ситуация еще более изменилась к концу года. Как объясняет Павел Кузьменко, директор по маркетингу представительства Fujitsu Siemens, российский рынок весьма специфичен — здесь в рознице хорошо продаются продукты, предназначенные для корпоративных клиентов: «В номенклатуре наших ноутбуков 40% — мобильные ПК для домашних пользователей и 60% — ноутбуки для офисного применения. Однако примерно треть последних продается в розницу, поэтому в продажах пропорция получается обратной — лишь 40% наших мобильных компьютеров поставляется в рамках проектов для корпоративных заказчиков, а 60% реализуется розничными магазинами».

При этом он подчеркивает, что компании СМБ приобретают ноутбуки именно в рознице: небольшая компания не станет искать реселлера и устраивать конкурс для покупки 5—10 мобильных ПК.

Производители высказывают диаметрально противоположные мнения относительно технологических новаций, которые отразились на изменении спроса. Так, Григорий Низовский и Алексей Воронков считают, что прошлый год не принес ничего революционного в области технологий и его можно считать затишьем перед грядущей волной технологических новинок. А Лада Белан утверждает, что в 2005 г. произошли кардинальные изменения, повлиявшие на структуру предложения. Все чаще в мобильных ПК (даже бюджетного класса) стали появляться широкоформатные экраны, дополняемые ТВ-тюнерами и беспроводными пультами управления, без которых сейчас нельзя представить мультимедиа-ноутбук для домашнего использования.

С появлением новых мобильных платформ международные производители приступили к выпуску более мощных (а следовательно, и более дорогих — до 3 тыс. долл.) моделей ноутбуков. Первой показала пример Toshiba, представив в России мощную портативную игровую станцию Qosmio, сочетающую в себе возможности переносного телевизора, аудиоцентра, DVD-рекордера и ПК. За ней последовали Acer, Sony и российская Rover Computers, выпустившие модели мультимедийных ноутбуков с 17-дюйм экранами.

Серверы стандартной архитектуры

Серверы, по понятным причинам, закупаются заказчиками значительно реже и в меньших на порядок объемах, нежели настольные или мобильные ПК. В 2005 г. объем продаж серверов архитектуры х86, по оценке производителей, составил порядка 100—120 тыс. систем. Причем аналитики IDC среди поставщиков серверов выделили НР и IBM, которые в прошлом году вместе сумели захватить около 44% этого сегмента рынка России и потеснить отечественных производителей.

Подводя итоги 2005 г., аналитики также отметили заметно более высокий темп роста продаж серверов по сравнению с темпами развития российского рынка в целом. С такими оценками согласны и игроки рынка. Представители HP считают, что прирост продаж серверов (в штучном исчислении) составил от 25 до 28%. «Это нормальные показатели для такого консервативного сегмента, каким является рынок серверов. Он развивается и эволюционирует последовательно. На нем почти каждый год отмечался прирост продаж более чем в 20%», — утверждает Ренат Юсупов.

Также он отмечает, что даже если на рынке серверов и происходят некоторые спады, то они носят кратковременный характер: если спрос снизился, то, скорее всего, закупки серверов просто сдвинуты по времени, и, как правило, в течение года все восстанавливается.

Вендоры зарубежные и российские. Руководитель департамента серверов стандартной архитектуры «НР Россия» Виктор Городничий утверждает, что в 2005 г. компания смогла увеличить свою долю с 25—26% до почти 30%. Более того, он уверен, что лидерство международных вендоров на нашем рынке со временем только упрочится: «По итогам 2005 г. суммарная доля западных вендоров — HP, IBM и Dell — на российском рынке приближается к 50%, а в Западной Европе она составляет более 80%. В перспективе, я считаю, в России мы приблизимся к европейским пропорциям».

Столь же амбициозно настроена и IBM. Хотя, по мнению Сергея Бугрина, директора IBM EE/A по продажам аппаратного обеспечения, для российских компаний все-таки остается некоторое пространство для маневра: «Быстрый рост компаний СМБ, повышение их требований к инфраструктурам ИТ и повышенный спрос с их стороны на системы начального уровня дают неплохие шансы локальным производителям увеличить свою долю рынка за счет активной работы с этими клиентами».

Согласны ли российские производители серверов с такой оценкой ситуации? Судя по всему, вполне. Как считает Денис Сегет, если цены на оборудование международных вендоров сегодня конкурируют с российскими аналогами, то сроки поставки продуктов зарубежных компаний далеки от тех, которые способны обеспечить крупные российские производители.

Об изменениях в структуре продаж. Как российские, так и зарубежные производители считают, что в 2005 г. наметилась тенденция роста региональных поставок. Так, в Kraftway Computers продажи серверов в регионах в 2005 г. увеличились на 40—50% по отношению к 2004 г. «В прошлом году практически у всех производителей поставки серверов увеличились благодаря росту спроса на это оборудование в регионах», — считает Сегет, хотя не берется охарактеризовать тенденцию количественными показателями. О росте продаж серверов по стране говорит и Виктор Городничий, но также затрудняется оценить его масштабы: «Во-первых, крупные клиенты в регионах предпочитают осуществлять закупки централизованно, в Москве, и, во-вторых, все чаще в регионах продают оборудование столичные дистрибьюторы, но через свои местные представительства».

В то же время за прошедший год на рынке серверов х86 несколько изменилась продуктовая структура — в общем объеме продаж (в количественном выражении) прежде всего российских производителей сократилась доля «тяжелых» (4- и 8-процессорных) серверов. Так, в 2005 г. Kraftway Computers сократила поставки 4-процессорных серверов до 10%, хотя несколькими годами ранее в общем объеме выпуска компании они составляли от 10 до 20%. В свою очередь Денис Сегет отмечает, что в поставках «Аквариус» корпоративным заказчикам доля «тяжелых» серверов мала (4%) и почти не меняется уже четыре года. Он объясняет это тем, что системы такого уровня клиенты используют для решения ограниченного набора задач, в то время как компания стремится выпускать универсальные системы.

Все поставщики отмечают рост спроса в 2005 г. на «легкие», 1—2-процессорные системы. По словам Виктора Городничего, это общемировая тенденция, и здесь Россия не стала исключением. В частности, НР увеличила поставки таких систем телекоммуникационным компаниям, для которых «легкие» серверы являются основным видом систем для расширения их ИТ-инфраструктуры, а также клиентам СМБ.

Более глубокие причины роста спроса на 2-процессорные системы Ренат Юсупов видит в том, что в последние годы изменились как сами серверы, так и модели их использования. Во-первых, за счет применения мощных процессоров заметно увеличилась производительность «легких» серверов, они получили ранее отсутствовавшие возможности гибкого конфигурирования и расширяемости, в них появились новые функции управления и администрирования, что во многом сделало их эквивалентом «тяжелых» 4-процессорных систем. «К настоящему времени заказчики научились более точно формулировать бизнес-задачи и выбирать требуемые для них приложения, приобретая более сбалансированные конфигурации серверов без заведомого завышения их мощности, так что выбор все чаще падает на 2-процессорные системы», — подчеркивает Юсупов.

Он также отмечает возросшую долю прикладного ПО, позволяющего осуществлять параллельную обработку данных, что в свою очередь способствует более эффективному использованию заложенного в 2-процессорные серверы потенциала. Тем более что в таких серверах начали устанавливать двухъядерные ЦП, превращая «легкое» устройство в мощную 4-процессорную систему.

Ряд международных вендоров в последние годы продвигает на российском рынке сверхплотные серверы (blade-серверы). «По данным IDC, на мировом рынке продажи blade-устройств растут быстрее продаж других типов, и к 2007 г. «лезвия» займут почти 25% общего количества поставляемых серверов, — подчеркивает Сергей Бугрин. — С точки зрения IBM, система, созданная на основе сверхплотных серверов, представляет собой законченное, максимально интегрированное решение для построения всей инфраструктуры ИТ, которое включает и серверы, и средства их коммутации, и средства работы с системой хранения данных».

Его поддерживает Виктор Городничий, который также считает внедрение серверов-«лезвий» «начавшимся пять лет назад естественным этапом эволюции серверной инфраструктуры, которая превращается в более управляемую, эффективную, гибко перестраиваемую под изменяющиеся задачи бизнеса и более дешевую в эксплуатации систему».

Причем Сергей Бугрин утверждает, что сейчас в России, которая всегда с запозданием внедряла новые технологии, популярность blade-серверов растет темпами, соответствующими скорости проникновения этих систем на мировой рынок: ссылаясь на данные IDC, он говорит, что в прошлом году доля этих серверов в России выросла почти в 2 раза. Хотя общий объем рынка таких устройств пока невелик. Российские заказчики еще приходят к осознанию того, что blade-серверы — не экзотические решения, а эффективный способ решения основной задачи — сокращения затрат на создание инфраструктуры ИТ и расходов на ее обслуживание за счет консолидации ресурсов.

«Поскольку наш серверный рынок почти не отстает от западного, волной растущего спроса на серверы-«лезвия» должно накрыть и российских производителей», — уверен Ренат Юсупов, подчеркивая, что Kraftway Computers уже два года экспериментирует с blade-системами и накапливает необходимый опыт их проектирования и производства.

Однако Денис Сегет считает, что хотя спрос на такие серверы есть, и доля «лезвий» на нашем серверном рынке выросла с 1% в 2003—2004 гг. до 3% в минувшем году, но этого пока явно недостаточно для того, чтобы «Аквариус» начала разработку и выпуск подобных продуктов в ближайшей перспективе.

Прогнозы на завтра. В целом все производители — лидеры российского рынка серверов х86 — считают, что этот сегмент будет по-прежнему расти не менее чем на 20—25% в год. При этом усилится конкурентная борьба между зарубежными и крупными российскими производителями. По мнению Сегета, международные вендоры будут сокращать сроки поставок и больше инвестировать в развитие своих сервисных сетей в России, а местные производители постараются преодолеть недоверие к отечественным маркам продуктов. «Результат этой борьбы сложно предсказать, но, думаю, у российских вендоров хорошие шансы выйти победителями — они ближе к рынку, гораздо менее забюрократизированы, а значит, способны быстрее реагировать на изменения рыночной конъюнктуры», — считает он.

«Смею предположить, что западные вендоры в этом году начнут демпинговать, пытаясь создать мощную лояльную партнерскую сеть сбыта. В итоге на нашем рынке может сложиться парадоксальная ситуация, когда продукция отечественных производителей будет выше по качеству, по потребительской стоимости и, возможно, по цене. Предвижу серьезные ценовые войны на серверном рынке», — говорит Юсупов.

В одном оценки зарубежных и российских компаний сходятся — лидерами станут крупные производители серверов в архитектуре х86, тем более что в ее рамках появилась возможность обработки 64-разрядных приложений, и серверы на ее основе получили дополнительные шансы усилить свои позиции на отечественном рынке и отобрать долю у серверов на базе RISC-архитектуры.

Но, как замечает Ренат Юсупов, от последних наш рынок не сможет отказаться из-за большой инсталлированной базы и положительного опыта эксплуатации: «Единственное, что может изменить соотношение продаж серверов на основе х86 и RISC, — экономическая эффективность, которая у первых проявится в полную силу при реализации технологий виртуализации, параллельной обработки, стандартизации средств управления в сочетании с выпуском компактных систем (blade-серверов). RISC-системы останутся благодаря лояльности заказчиков, которая будет таять пропорционально разнице в затратах на системы двух конкурирующих архитектур».

«Борьба между двумя классами систем пойдет в двух плоскостях: технологической и экономической, и победит сильнейший», — считает Виктор Городничий.

Версия для печати (без изображений)