В прошлом году объем российского рынка мониторов, по данным ITResearch, составил около 6,9 млн. шт., или 1,9 млрд. долл. в денежном выражении. Оценки вендоров более сдержанны. Большинство производителей указывают на диапазон 6,5—6,9 млн. шт., а по мнению LG, — «чуть более 6 млн. шт.». При этом некоторые поставщики предполагают, что реальный рынок может быть на 10% больше за счет «серых» поставок.

Большая часть поставок — это ЖК-устройства (по мнению ряда вендоров, речь идет о 4—4,2 млн. шт.).

ITResearch в лидеры российского рынка в 2005 г. выводит компанию Samsung, за ней следует LG, а третье место — за Acer, которой к концу года даже удалось потеснить LG в ключевом сегменте ЖК-мониторов. По данным агентства Bryan Norris Associates, Acer в IV квартале стала лидером по объему продаж ЖК-мониторов, а по итогам года заняла третье место. Во второй тройке шла сильная борьба с переменным успехом между компаниями BenQ, Philips и ViewSonic. Сами вендоры так оценивают собственные позиции на рынке: Samsung — 50% (ЭЛТ) и около 30% (ЖК-устройства), LG — порядка 25% в целом, BenQ, ViewSoniс и Proview — около 6%, Philips — 5,6%, NEC — 5%.

По словам Алексея Рябенкова, менеджера отдела маркетинга продукции компании Samsung Electronics, доли некоторых вендоров, традиционно занимавших заметное положение на рынке, уменьшились, в то время как Acer и BenQ показали впечатляющий рост продаж.

Что касается динамики (по сравнению с 2004 г.), то Samsung сообщает о росте на 10%, Philips — на 54%, BenQ увеличила поставки на 75%, а ViewSonic удвоила объем продаж на российском рынке.

Сегодня 17, завтра 19

В качестве главной тенденции прошедшего года как эксперты, так и игроки рынка называют серьезное усиление позиций ЖК-мониторов. После преодоления этими аппаратами 50%-ной отметки (в начале 2005 г.) процесс вытеснения ЭЛТ-устройств приобрел обвальный характер, и по итогам года за «трубочными» мониторами осталось только 25% рынка, а ключевым продуктом стали 17-дюйм ЖК-дисплеи.

Так, в продажах LG доля ЭЛТ-мониторов сократилась почти в два раза, зато в три раза выросли продажи 17-дюйм и более чем в шесть раз 19-дюйм ЖК-мониторов. «Объяснение одно — Россия полностью переходит на ЖК-технологии, причем очень быстро, и снижение цен на такие мониторы только подстегивает этот процесс», — говорит Егор Сидоренко, менеджер по маркетингу департамента мониторов LG Electronics.

Связана эта тенденция в первую очередь со снижением цены на ЖК-мониторы, которое происходило в течение всего года, при этом стандартом стало ЖК-устройство с диагональю 17 дюймов и разрешением 1280x1024. В компании Philips, по словам Юрия Ларина, менеджера по развитию бизнеса с реселлерами, отмечают замещение спроса с 17-дюйм ЭЛТ-мониторов на 17-дюйм ЖК-мониторы low-end сегмента. «Это связано со снижением стоимости этих устройств», — говорит он. А по мнению Алексея Рябенкова, сегмент 17-дюйм ЖК-устройств уже достиг своего максимума и в дальнейшем ожидать существенного роста продаж этой техники не приходится.

Доля 19-дюйм мониторов, хотя они еще и не стали столь же массовым товаром, как 17-дюйм, в 2005 г. продолжала расти. Так, по оценкам компании ViewSonic, она увеличилась более чем в два раза по сравнению с 2004 г. По мнению Яна Майзеля, менеджера по продукции дистрибьюторской компании MICS, если цена между «бюджетными» представителями линеек 17 и 19 дюймов сократится, то не исключено, что уже к концу этого года доли этих моделей примерно выровняются. По данным ITResearch, 19-дюйм устройства дешевели в 2005 г. быстрее, чем их соперники. Стоимость целого ряда 19-дюйм моделей в 2005 г. опустилась ниже отметки в 400 долл., а некоторые даже преодолели планку 350 долл. «19-дюйм мониторы из предмета роскоши превращаются в обыденную вещь», — считает Вадим Лата, коммерческий директор RSI.

С точки зрения качественных характеристик усилия производителей сосредоточились на уменьшении времени отклика. «Если в 2003 г. самыми популярными были модели со временем отклика 25 мс, то в 2004 г. — уже 16, а в 2005 г. и вовсе 12 мс», — говорит Майзель. Сейчас статус производителя самых «быстрых» мониторов оспаривают компании BenQ и ViewSonic.

В компании NEC тенденцией 2005 г. считают дальнейшую сегментацию мониторного рынка, в зависимости от области применения дисплеев: произошло достаточно четкое разделение рынка на простые офисные и домашние мониторы, а также расширились сегменты специализированного применения, например мониторы для профессиональной работы с цветом (настольные издательские системы), мониторы для САПР, игровые дисплеи и т. п. «Потребитель осознал, что не бывает универсальных мониторов, и если речь идет не о выполнении стандартных офисных задач, а о профессиональных приложениях для графики, САПР, финансовых пакетах, то для их качественной визуализации нужны профессиональные дисплеи, изначально создаваемые с учетом требований той или иной целевой группы потребителей», — говорит Алексей Златин, директор представительства NEC Electronics Display-Europe GmbH.

Андрей Коновалов, директор по закупкам Lanck, отмечает, что все производители неожиданно стали убирать антибликовые фильтры, повышая яркость изображения и делая поверхность монитора гладкой и блестящей (CrystalBrite, TrueBrite и т. д.). В прошлом году стало больше мониторов с ТВ-тюнером. Совершенствуется программное обеспечение для управления монитором, включая поддержку поворота изображения из альбомного в портретный формат. Уже есть разработки мониторов с возможностью автонастройки изображения в зависимости от внешней среды и прочих условий, подключения на большом расстоянии от источника сигнала, функцией выравнивания яркости по всему полю экрана и т. п. В комплектацию некоторых мониторов входит, помимо встроенных в монитор динамиков, сабвуфер для обеспечения трехмерного звука. Есть и совсем необычные инновации — так, у Samsung появилась модель со встроенным ионизатором воздуха. Компания NEC стала первой компанией, представившей в 2005 г. серийный образец ЖК-монитора с задней подсветкой на светодиодах, со 100% воспроизведением цветового пространства Adobe RGB. В NEC ожидают выхода на этот рынок других производителей, в частности компании Samsung, и постепенного, хотя и очень медленного удешевления технологии.

ЭЛТ-мониторы — синица в руках

Хотя ЭЛТ-мониторы в 2005 г. теряли свои позиции, тем не менее в корпоративном секторе спрос на них сохраняется. «Они находят применение в государственном секторе, во многих тендерах, особенно госструктур, до сих пор фигурируют ЭЛТ-мониторы. В основном, потому что они самые дешевые. Но есть и просто приверженцы этой технологии. Поэтому пока есть спрос на ЭЛТ-мониторы, мы будем продолжать их поставки», — говорит Егор Сидоренко.

Компания Samsung также успешно поставляет на рынок мониторы с электронно-лучевой трубкой. Основные продажи приходятся на 17-дюйм модели, но, по словам Алексей Рябенкова, доля их сокращается каждый месяц (сейчас — 20% оборота). В основном это поставки корпоративным клиентам.

Основными потребителями ЭЛТ-мониторов считают корпоративный сегмент и региональные рынки и в компании Philips: их доля в общем объеме продаж составляет 10%. Особую ставку на производство ЭЛТ-устройств делает Proview Group, у которой в 2005 г. доля таких дисплеев доходила до 50%.

ViewSonic (доля ЭЛТ-мониторов — 1,5%) также поддерживает ассортимент по данному оборудованию, так как оно все еще востребовано рынком. «Главным каналом для таких мониторов являются такие тендеры, в которых основным критерием является ценовой фактор», — считает Вадим Степанишин, глава московского представительcтва ViewSonic. Кроме того, «большие» ЭЛТ-мониторы продолжают пользоваться спросом в некоторых профессиональных приложениях — например у дизайнеров. Но тут речь идет скорее о штучных закупках, нежели о реальном обороте. По мнению Степанишина, доля ЭЛТ-мониторов на рынке в целом будет снижаться, но нуля не достигнет. «Как показывает опыт, например, рынка США, спрос на эти устройства небольшой, но достаточно стабильный. Самому бюджетному предложению всегда найдется место на рынке», — уверен он.

Офис и дом

Для корпоративного сектора, прежде всего, в мониторе важно соотношение цена/характеристики. В 2005 г., по мнению Яна Майзеля, оптимальным решением в этом секторе был 17-дюйм (реже 15-дюйм) монитор со временем отклика 12 мс, яркостью 250 и показателем контрастности — 450:1. В компании Proview наиболее востребованными у корпоративных клиентов называют недорогие модели с быстрым временем отклика и хорошей эргономикой.

«Четкость изображения очень важна для людей, проводящих перед мониторами по восемь и более часов каждый день», — говорит Вадим Степанишин. В компании Samsung подчеркивают, что в корпоративном секторе наибольшее значение имеет адекватная цена, условия послепродажного обслуживания, возможность поставить нужное количество мониторов в заданные сроки, тогда как для домашних пользователей традиционно наибольший интерес представляют модели, обладающие передовыми техническими характеристиками и стильным дизайном.

Юрий Ларин говорит, что у домашних пользователей помимо базовых 17-дюйм моделей пользуются спросом модели с акцентом на современном дизайне, а также обладающие дополнительными возможностями (воспроизведение качественного аудио, USB-порты на передней панели, оптимизация видеосигнала для различных задач и т. п.). Ян Майзель массовым монитором для домашнего использования считает 17-дюйм (реже 19-дюйм) со временем отклика 8 мс, обычными показателями яркости и контрастности, портом DVI, без встроенных динамиков.

«Хотя все зависит от того, зачем нужен монитор, — считает Егор Сидоренко. — Играть — одно, а в Интернете сидеть или домашнюю бухгалтерию вести — совсем другое». Екатерина Царева, менеджер московского представительства Acer по периферийному оборудованию, делит домашних пользователей на три сегмента: бюджетно-ориентированные, покупающие экономичные ЖК-мониторы по соотношению цена/качество, любители компьютерных игр и видео, выбирающие мониторы по наилучшему соотношению цена/производительность, и пользователи, для которых важен дизайн. «Как у большинства домашних пользователей, так и у корпоративных клиентов спросом пользуются недорогие решения», — говорит Сергей Лисовский, менеджер направления мониторов представительства BenQ.

Чем шире — тем лучше?

Широкоформатные мониторы становятся все более и более заметными в структуре продаж ведущих вендоров. Главная причина «лоббирования» широких мониторов, по мнению Андрея Коновалова, соcтоит в том, что на фабриках пятого поколения широкие панели обходятся дешевле за счет своей геометрии, а значит, они будут завоевывать свою долю в России так же, как и во всем мире. Будущее этой разновидности мониторов их производителям кажется вполне радужным, хотя эту точку зрения разделяют далеко не все. «На мой взгляд, перспективы у широкоформатных мониторов весьма четкие. Компьютер становится все более универсальным средством, производителей ПК не покидает идея создания и внедрения цифрового дома, отсюда можно предположить, что мониторы (по крайней мере больших диагоналей) будут проектироваться именно в формате 16:9. Не исключено, что такие устройства в России не сразу найдут массовый спрос, но если говорить о ближайшем будущем — то такой тенденции нам не избежать», — говорит Ян Майзель.

Какие же аргументы приводят в пользу широкого формата вендоры, делающие на него ставку? В BenQ считают, что широкий формат удобнее для глаз человека. Если говорить о домашних пользователях, то, по мнению Юрия Ларина, широкоэкранные ЖК-мониторы способны в полной мере реализовать возможности современных видеоадаптеров. Екатерина Царева отмечает, что производители графических плат активно поддерживают переход на широкоформатные ЖК. «Эти мониторы востребованы из-за лучшей цены за пиксел (более выгодно можно купить большее разрешение), они также оптимизированы по отношению к мультимедиа-приложениям», — считает она. Кроме того, подавляющее большинство современных DVD-фильмов и программ выходит в формате 16:9.

В компании Samsung полагают, что широкоформатные мониторы имеют хорошие перспективы. «Довольно скоро мы планируем выпустить на рынок полный спектр моделей широкоформатных мониторов, от 19 до 24 дюймов», — говорит Алексей Рябенков.

Еще недавно считалось, что широкоэкранные мониторы подходят исключительно для домашнего применения. «С появлением относительно доступных по цене 20-дюйм аппаратов с широким экраном ситуация несколько изменилась: такие дисплеи оказались востребованы и в корпоративном секторе для обычных офисных приложений», — говорит Алексей Златин. На экран можно вывести больше информации (либо несколько окон одновременно, либо большую часть таблицы Excel и т. п.). По мнению Златина, рынок этих мониторов вырастет как за счет корпоративных пользователей, так и за счет домашних. Правда, для дома в основном будут приобретаться мониторы с «глянцевым» покрытием экрана, обеспечивающим более высокую яркость и контрастность. В офисе применение таких мониторов проблематично: из-за уровня освещенности высока вероятность «блика».

Вадим Степанишин уверен, что широкий формат скоро станет основным. «Индустрия будет двигаться именно в этом направлении, — говорит он. — Посмотрите, что происходит с рынком телевизоров — все современные ЖК-телевизоры выпускаются именно в этом формате, и уже никто не задается вопросом о том, насколько это перспективно. Это данность. Как только для офисных приложений и игр формат 16:9 станет основным, вопрос отпадет сам собою. Тем более если такие модели будут не дороже своих более «узких» собратьев. Потому что больше информации на широком экране — это удобнее, будь то игра или таблицы Excel. За этим будущее».

А в компании LG считают, что широкоформатные мониторы пока еще не очень востребованы, потому что не хватает соответствующего ПО. «Да и использовать их можно, по большому счету, только для просмотров фильмов, а тут они вступают в прямую конкуренцию с ЖК-телевизорами, — говорит Егор Сидоренко. — Хотя с развитием широкоформатного телевидения и с выпуском специализированного ПО спрос на них возрастет, но вряд ли многократно и быстро». В компании «Инлайн» считают, что широкий экран пока дорог для нашего рынка, но с ростом продаж широкоэкранных телевизоров и такие мониторы будут становиться более популярными.

Андрей Алексеев, коммерческий директор компании «Технотрейд», считает, что мониторы с широким экраном навязываются рынку, а потребителем они пока не очень востребованы. «Широкий экран предназначен сегодня, главным образом, для просмотра кино- и телепрограмм. Но если вы пользуетесь компьютером, в этот момент нельзя смотреть телевизор, и наоборот. Как правило, монитор располагается на компьютерном столе, а для комфортного просмотра ТВ требуется совсем другое расположение экрана», — поясняет он.

В RSI также убеждены: говорить о том, что широкоформатные мониторы в ближайшее время придут на смену обычным, пока рано. «Во-первых, есть некое «устоявшееся» мнение, каким должен быть монитор. Во-вторых, такие мониторы дороже и покупаются в основном для домашнего пользования», — считает Вадим Лата. Тем не менее он полагает, что этот товар для российского рынка перспективен и со временем спрос на такие мониторы будет расти, особенно на модели со встроенным ТВ-тюнером.

Предел — 24 дюйма

Помимо широкоформатных мониторов, увеличивается доля устройств с большой диагональю (более 20 дюймов). «Спрос на эти мониторы растет, и в 2006 г. их продажи, как минимум, удвоятся», — считает Сергей Лисовский.

Кому нужны большие мониторы? «Продвинутым» пользователям, либо начальникам из соображений престижа, либо специалистам-профессионалам в области дизайна и полиграфии. При наличии ТВ-тюнера такие мониторы могут рассматриваться как замена телевизора. 21-дюйм дисплеи в основном применяются для САПР-приложений, профессиональной работы с цветом (обработка фото и видео, настольные издательские и специализированные приложения для документооборота), в то время как 23-дюйм — в основном в издательских системах (верстка). «На мониторах с диагональю 20 и более дюймов существенно большее разрешение, чем на 19-дюйм, — говорит Екатерина Царева. — Работа с такими высокими разрешениями реально повышает производительность труда, за счет того, что пользователь может единовременно отображать и обрабатывать большее количество информации». Вадим Степанишин обращает внимание на то, что подобные мониторы могут использоваться в рекламно-информационных целях, когда информация должна читаться с большого расстояния. А вот на офисном столе, считает он, такие мониторы вряд ли найдут себе применение.

Продажи 21-дюйм мониторов NEC, по словам Алексея Златина, в прошлом году по сравнению с 2004 г. увеличились почти в пять раз. По его мнению, это объясняется как определенным снижением цен, так и отсутствием на рынке предложения качественных ЭЛТ-мониторов с диагональю 22 дюйма. «То есть, профессиональные пользователи, ранее работавшие на ЭЛТ, переходят на 21-дюйм ЖК, которые стали неким стандартом для профессиональных дисплеев», — говорит он.

Большинство вендоров сходятся во мнении, что разумный предел диагонали монитора — 23—24 дюйма. «Пользователь просто не сможет работать с таким количеством информации, которое потенциально можно вывести на экран размером, скажем, 30 дюймов», — считает Алексей Златин. Оптимально большой диагональю для пользователей он считает 21 дюйм — на таком мониторе свободно умещаются рядом две страницы А4 или лист формата А3. Вадим Степанишин согласен с тем, что сидеть за столом перед слишком большим экраном просто неудобно, не говоря уж о том, сколько места занимает такой монитор. Поэтому для среднестатистического пользователя, по его мнению, оптимальным аппаратом останется 19-дюйм.

В 2005 г. многие компании отметили рост продаж больших ЖК-мониторов. «Доля мониторов 20-дюйм и более выросла в течении года более чем в два раза, — говорит Андрей Коновалов. — При том что цена на них снизилась также почти в два раза».

В компании Samsung считают, что развитие этого сегмента сдерживалось высокой ценой ЖК-панелей. «Пока цена на 20-дюйм устройства не достигнет уровня, сравнимого с ценой 19-дюйм моделей, особого роста продаж здесь ждать не приходится», — говорит Алексей Рябенков. — Мониторы с большим экраном пока в основном интересуют тех профессионалов, для которых цена не является значимым параметром». Но прогресс не стоит на месте, и появление таких моделей на рабочем столе обычного пользователя — дело уже недалекого будущего.

***
Прошедший год можно считать переломным в борьбе ЭЛТ- и ЖК-мониторов на российском рынке. Последние одержали победу и теперь начинают конкурировать между собой в поиске оптимального размера. Возможно, удешевление производства ЖК-панелей в будущем приведет к смене самой концепции рабочего места и размещения монитора в помещении, пока же пользователи в России успешно осваивают 19-дюйм модели и присматриваются к широкоэкранным собратьям стандартных ЖК-мониторов.

Появление первого калибруемого ЖК-экрана может означать начало конкуренции с ЭЛТ-мониторами на традиционном поле высокопрофессиональных экранов для верстки и дизайна.

Видимо, в ближайшем будущем мы увидим новые интересные решения дизайна мониторов, поскольку тенденция превращения некоторых из них в стильный элемент интерьера уже налицо. Производители наверняка будут расширять свои модельные ряды. Cловом, ЖК-монитор станет больше во всех смыслах — и по диагонали, и по количеству моделей.

Версия для печати (без изображений)