Некоторые философские учения говорят о том, что человеческая мысль материальна. Отсюда простое следствие — не надо желать зла ближнему. Непонятно ведь, как оно все обернется в дальнейшем.

Еще недавно среди адептов новых технологий торжествовала теория, согласно которой повсеместное внедрение электронного документооборота приведет к массовому банкротству компаний, поставляющих устройства печати. Время шло, системы внедрялись, а вендоры... не разорялись. Более того, согласно различным исследованиям, электронный документооборот увеличивает количество распечатываемых документов, а значит, и принтеров требуется больше.

В нашей стране дела с всеобщей информатизацией пока обстоят не лучшим образом. Что такое электронный документооборот, все вроде слышали, но как это работает, понимают немногие. Тем не менее, по данным IDC, в 2005 г. объем продаж принтеров сократился на 6,6% (всего продано 3,16 млн. устройств). Наверное, рано или поздно это должно было случиться. Но одно дело, когда такое происходит на фоне стагнации ИТ-рынка, а другое — во время роста, хотя и не такого бурного, как раньше. Насколько случившееся укладывается в рамки законов рынка? Не является ли это падение одним из следствий «таможенных проблем»? У аналитиков есть свои объяснения, у игроков рынка и наблюдателей — другие. Но скорее всего, адепты безбумажного офиса «накаркали».

Тайные знаки

Мистики уверяют, что прежде чем чему-нибудь случиться, человеку являются некие символы, говорящие о надвигающихся проблемах. Главное — вовремя их распознать. Так было и в этот раз.

«Звонок» прозвенел в I квартале 2005 г. Тогда IDC впервые зафиксировала 20%-ное падение продаж в штучном выражении по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года (2004). При этом поставки составили примерно 785 тыс. шт. Больше всего пострадали струйные принтеры, продажи которых сократились на 33%. Их лазерные собратья понесли меньшие потери: поставки «просели» всего на 7%. Вот, казалось бы, знак, который трудно не заметить...

Толкователи ужасного сразу расставили все по своим местам. Аналитики выделили ряд определяющих тенденций, которые повлияли на такой результат.

Во-первых, это тенденция замещения лазерных и струйных принтеров многофункциональными устройствами (МФУ). IDC отмечала, что в I квартале 2005 г. объем российского рынка МФУ увеличился на 124% по сравнению с I кварталом 2004 г.

Во-вторых, снизились поставки недорогих массовых моделей. Особенно это было заметно в сегменте струйных принтеров стоимостью до 100 долл., где спад составил почти 42%. Аналитики объясняли это тем, что пользователи все чаще отдавали предпочтение более дорогим устройствам. Так, продажи струйных аппаратов в ценовом сегменте 100—199 долл. выросли более чем на 70%.

В-третьих, длительные «новогодние каникулы» привели к перераспределению расходов домашних пользователей.

В-четвертых, из-за стабильно высокого курса евро средние цены принтеров, в том числе и недорогих, выросли.

Кроме того, аналитики отмечали, что в той или иной степени на результаты I квартала повлияли такие факторы, как снижение маркетинговой активности и инвестиций вендоров; непоследовательные действия некоторых поставщиков в работе с каналом, задержки поставок и рост «серого» импорта.

Однако «оракулы» предсказывали оптимистичный исход. В начале года Александр Голощапов, аналитик IDC Russia, прогнозировал, что спад продаж в I квартале будет компенсирован за счет усиления маркетинговой активности вендоров, дальнейшего снижения цен и улучшения технических характеристик устройств.

Туман надежды

После того как поданы тайные знаки, потенциальную жертву нужно как следует запутать. А то вдруг она догадается... Для этого напускается туман, скрывающий и приукрашивающий действительность.

Результаты II квартала вселили некоторый оптимизм. IDC заявила, что рынок вырос почти на 16% по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. Объем поставок достиг почти 664 тыс. устройств.

Аналитики отмечали увеличение спроса как в сегменте недорогих моделей начального уровня, так и в сегменте струйных фотопринтеров, которые росли внушительными темпами. Так, HP и Canon, продемонстрировали более чем 50%-ный рост продаж, в основном за счет струйных устройств.

В течение квартала уверенно росли и поставки аппаратов на основе лазерной технологии. Традиционно бурно развивался сегмент цветных лазерных принтеров. Но их доля по-прежнему незначительна.

IDC отмечала, что за счет проведения ряда тендеров несколько увеличились поставоки матричных принтеров.

Тогда, говоря о перспективах развития рынка, IDC отметила, что «после заметного спада в I квартале начался процесс «выздоровления» российского рынка принтеров».

В то же время аналитики прогнозировали, что во втором полугодии 2005 г. на рынок по-прежнему будет оказывать негативное влияние снижение цен на струйные и лазерные МФУ. Но несмотря на это, ожидалось, что до конца года рынок продолжит рост благодаря «активной работе поставщиков с каналами сбыта, появлению интересных новинок, росту популярности фотопечати среди домашних пользователей».

Проклятье сбылось

Небольшой рост продаж (по сравнению с аналогичным периодом 2004 г.) продолжился и в III квартале. Но конец года все расставил по местам. Хотя в IV квартале и было продано 30% устройств, реализованных в 2005 г., это положение не спасло. Суммарно продажи сократились.

IDC отмечает, что отрицательная динамика обусловлена в первую очередь 20%-ным падением продаж струйных устройств, тогда как поставки лазерных аппаратов возросли. Так, продажи монохромных принтеров выросли на 5,6% (что все же меньше, чем в прошлые года), а цветных — на 72,6%. Причем спрос на монохромные лазерные модели был отмечен в сегментах корпоративных клиентов и домашних пользователей.

Александр Голощапов говорит о том, что падение продаж струйных принтеров начального ценового уровня можно объяснить изменением предпочтений потребителей: домашние пользователи все чаше вместо принтера приобретают МФУ.

Кстати, по данным IDC, благодаря увеличению поставок последних сегмент подключаемых к ПК печатающих устройств (принтеров и МФУ) вырос на 12,9%. Если рассматривать сегмент МФУ отдельно, то здесь продажи выросли в 2,5 раза. Причем аналитики отмечают, что наивысшие темпы роста показали МФУ со струйной технологией печати. IDC говорит о том, что в целом сегмент струйных принтеров и МФУ вырос почти на 6%. При этом доля МФУ здесь заметно увеличилась — с 12,5 до 33,5%.

А в сегменте устройств на основе лазерной технологии печати доминируют принтеры. В то же время суммарно монохромные лазерные печатающие устройства (принтеры и МФУ) сохранили высокие темпы прироста — 36% в 2005 г.

Жертвы черной магии

По данным IDC, лидирующие позиции на рынке принтеров и МФУ сохранила HP. Не изменился и состав идущих следом поставщиков — Canon, Epson, Samsung, Xerox, Lexmark (перечислены в порядке убывания рыночной доли). Примечательно, что в этом списке фигурируют вендоры, чей бизнес в большей степени связан с поставками как лазерных принтеров, так и струйных устройств.

Как оценивают прошлый год те, кому сглазили бизнес приверженцы безбумажного документооборота?

Ольга Подколзина, руководитель отдела маркетинга московского представительства компании Epson Europe, считает, что не стоит рассматривать рынок принтеров в отдельности, а правильней говорить о сегменте печатающих устройств в целом. Этот сегмент по-прежнему показывает положительную динамику.

Вообще, никто из представителей вендоров, комментировавших по нашей просьбе итоги 2005 г., не сокрушался по поводу этих итогов. Наверное, те, кому было о чем жалеть, решили промолчать. В то время как наши собеседники своими результатами были явно довольны.

Так, для компании Ricoh, по словам Олега Белоусова, руководителя отдела маркетинга «Митсу-Рико СНГ», прошедший год был вполне удачным: продажи выросли более чем на 25% (суммарно) по всему поставляемому оборудованию (МФУ, в том числе полноцветные для рабочих групп; ширкоформатные устройства, дупликаторы, цветные лазерные принтеры).

Оценивая эти показатели роста, не стоит забывать, что Ricoh не продает на российском рынке монохромные лазерные принтеры, а значит, снижение показателей в данном сегменте компанию не затронуло.

Игорь Богачев, директор департамента дистрибуции «Ксерокс Россия», отмечает, что для его компании 2005 г. был успешным и несмотря на общее падение рынка, продажи персональных и сетевых принтеров Xerox выросли. «Причем опережающий рост зафиксирован в сегменте оборудования для малого и среднего бизнеса, а также в поставках цветных принтеров», — добавляет он.

Московское представительство Oki Printing Solutions подводит итоги года 31 марта, по окончании финансового года. По утверждению Ильи Сиротина, главы представительства, в 2005 ф. г. объем продаж увеличился на 40% в количественном и на 60% в денежном выражении. «Так в сегменте матричной печати рынок упал почти в два раза ниже, чем наши продажи, а это означает рост доли компании. Монохромные принтеры практически не выросли в объеме, в то время как мы продемонстрировали 75%-ный рост, а на рынке цветной печати наша динамика была вдвое больше рыночной», — утверждает он.

Повод для радости есть и в Lexmark. «Год был для нас важный, так как мы открыли новые региональные представительства, работали над подписанием соглашений с дистрибьюторами и заключили их в начале 2006 г.», — говорит Лоран Перез, генеральный менеджер компании в России, странах СНГ и Балтии. Кроме того, компания разработала и внедрила бонусную схему поощрения канала сбыта, выиграла тендер Сбербанка по лазерной технике. Что же касается падения продаж, то, по словам Переза, у Lexmark оно произошло «аналогично падению рынка».

Юхо Лейкас, менеджер Canon North-East Oy по продукции струйные принтеры, факсы и МФУ, говорит о том, что по некоторым оценкам в прошлом году продажи струйных принтеров сократились примерно на 300 тыс. шт. «Пользователи предпочитают МФУ на основе струйной технологии», — добавляет он. Однако в продажах Canon это заметно не так сильно. Сейчас на долю МФУ приходится 25% продаж струйных устройств, предлагаемых компанией. Но несмотря на падение рынка, Canon не намерена отказываться от активной работы на «струйном» рынке. «Падает рынок или нет — наша цель занять первое место на нем», — заявляет Лейкас. Тем более что в компании уверены: имеющиеся технологии позволят Canon расти в будущем.

Разбор полетов

К сожалению, мы не располагаем исчерпывающими статистическими данными о российском рынке принтеров, поэтому предоставим возможность вендорам рассказать о своих сильных и слабых сторонах.

Проще всего говорить о положении компаний на рынке матричных принтеров. По некоторым данным, в прошлом году там было продано 66 тыс. устройств на сумму 24 млн. долл. Давний лидер здесь — Epson. По ряду оценок компании принадлежало 90% рынка в штучном выражении и более 70% в денежном. Второе место принадлежит Oki. Компания контролирует 5% рынка в штучном и 20% в денежном выражении. При этом Илья Сиротин отмечает, что на рынке матричных принтеров более 50% всех продаж приходится на модели нижнего ценового сегмента, которые Oki в Россию не поставляет. «В сегменте, куда по производительности попадают наши устройства, их рыночные доли — 10 и 25% соответственно», — добавляет он.

По словам Ольги Подколзиной, ссылающейся на данные аналитиков, Epson занимает прочные позиции на рынке струйных принтеров. Так, в сегменте устройств стоимостью от 100 до 200 долл. компании принадлежит 43% рынка в штучном выражении и 46% в денежном; в ценовом диапазоне от 200 до 300 долл. — 56 и 55% соответственно, а свыше 300 долл. — 51% в штучном и денежном выражении.

По данным аналитиков, в 2005 г. в России было продано 43 тыс. цветных лазерных принтеров на сумму 42 млн. долл. Это один из наиболее динамичных сегментов рынка принтеров. Некоторое время назад его в качестве стратегического выбрала Oki, предлагая устройства с большой производительностью. Сейчас, по словам Ильи Сиротина, компании принадлежит 5% в штучном и 6% в денежном выражении. А среди устройств с большой производительностью — 33 и 18% соответственно. Об улучшении позиций на рынке цветной лазерной печати говорят и в Epson. По итогам 2005 г. компании принадлежало 32% рынка в штучном выражении.

На этом фоне доля Ricoh выглядит скромно — около 0,5%. Но у компании другое измерение успеха. «Если говорить о цветных лазерных принтерах, то наши задачи роста не были связаны с общими тенденциями на рынке. Мы опирались на наш план, который предусматривал контроль не менее 1% рынка (в штучном выражении)», — говорит Белоусов. Это объясняется осторожным отношением штаб-квартиры компании к развитию данного направления в России. В то же время позиции Ricoh сильны в классе устройств производительностью от 20 стр./мин и выше, так как это традиционный для компании рынок.

По итогам прошлого года Lexmark оценивает свою рыночную долю в 8%. По словам Лорана Переза, наиболее слабы позиции компании в сегменте лазерных принтеров начального уровня, где Lexmark принадлежит около 1% рынка. Зато в сегменте струйных МФУ доля компании составляет примерно 10%.

Рынок МФУ интересует всех вендоров, предлагающих устройства печати. Игорь Богачев отмечает, что исторически позиции Xerox здесь были более сильными, чем на рынке принтеров. «В 2005 г. мы ощущали очень активный рост рынка МФУ. Это обусловлено и большим количеством новых моделей, и увеличением общего количества реселлеров, продающих МФУ. Так, если в 2004 г. у «Ксерокс Россия» было чуть меньше полутора тысяч реселлеров, регулярно продающих МФУ, то в прошлом году их количество выросло почти до двух тысяч», — говорит он.

Юхо Лейкас отмечает, что продажи МФУ растут независимо от технологии печати: «Просто в струйных устройствах это сильнее бросается в глаза, так как рост происходит на фоне падения продаж принтеров. Что касается лазерной технологии, то здесь поставки принтеров и МФУ растут».

Но популярность МФУ обострила конкуренцию. За лидерство борются Epson, НР, Samsung и ряд других компаний. Так, по итогам 2005 г. Epson принадлежало около 14% российского рынка МФУ в штучном выражении и 10% — в денежном. Внушительно выглядят показатели Ricoh. Но только в сегменте высокопроизводительных аппаратов. По словам Олега Белоусова, в сегменте МФУ со скоростью печати от 20 до 39 стр./мин. доля компании составляет порядка 20%, а в сегменте от 40 до 89 стр./мин. — около 46% (в штучном выражении). В то же время «младшие» МФУ — та область, где позиции компании наиболее слабы. Это объясняется «прорехами» в продуктовом портфеле Ricoh, и несмотря на популярность этих моделей, компания не собирается включать их в свой ассортимент, так как считает поставку таких устройств малоприбыльной.

***
IDC предсказывает, что в этом году спад продаж принтеров продолжится. Особенно это касается струйных моделей, все активнее замещаемых лазерными устройствами и струйными МФУ. Более того, ожидается, что в этом году будет достигнут паритет поставок струйных принтеров и струйных МФУ. Ничего удивительного. Ведь предрекали смерть только рынку принтеров. На МФУ «пророчество» не распространялось. Если раньше основным аргументом поставщиков, агитирующих реселлеров заняться продвижением этих устройств, была высокая норма прибыли, то сейчас на первый план выходит популярность товара. О прибыли говорят все меньше и меньше.

В такой ситуации некоторые вендоры прикладывают максимум усилий к продвижению «нишевых» решений. Будь то матричные принтеры или устройства с большой производительностью. Конечно, это не позволяет создать большой трафик продаж, но дает возможность заработать как производителям, так и реселлерам.

Версия для печати (без изображений)