Сегмент сетевого оборудования до сих пор остается одним из наименее изученных на российском ИТ-рынке. Информация, которой располагают аналитические компании, скудна и отрывочна. Кроме того, далеко не всем цифрам, которые называют специалисты, можно безоговорочно доверять. Оценки руководителей ряда дистрибьюторских фирм и представительств вендоров, играющих ключевую роль на отечественном сетевом рынке, отличаются в разы, а характеризуя те или иные тренды, эксперты порой делают прямо противоположные выводы.

Впрочем, такое положение дел вполне объяснимо. Номенклатура сетевого оборудования очень обширна как по количеству устройств, так и по сферам их применения. Продуктовые линейки сетевых вендоров пересекаются в гораздо меньшей степени, чем линейки производителей, работающих, например, в сегментах мониторов или принтеров. Там все относительно просто. При изготовлении мониторов вендор штампует однотипные устройства, главное отличие которых — размер экрана. Проблема выбора технологии — ЖК или ЭЛТ — на сегодня утратила актуальность. Другие параметры — угол обзора, энергопотребление, время отклика пикселов, наличие встроенных динамиков — играют второстепенную роль. Аналогичный подход применим и к принтерам. Можно выбирать между струйными, лазерными, матричными и сублимационными аппаратами и далее оперировать форматом, производительностью, экономичностью и количеством картриджей.

С сетевым оборудованием все гораздо сложнее. В этом секторе ИТ-индустрии также существуют свои ниши, своя классификация — локальные сети (local area network, LAN), городские, или. как их еще называют на Западе, кампусные сети (metropolitan area network, MAN), и глобальные, или территориально распределенные сети (wide area network, WAN). Еще несколько лет назад ниши LAN, MAN и WAN можно было четко разграничить. Но сейчас различия между устройствами разных категорий стираются. Одно и то же оборудование находит применение, например, как в локальных, так и в городских сетях. Это стало возможным вследствие повышения пропускной способности изделий при одновременном уменьшении цены за порт.

Как отмечают специалисты, помимо того, что границы между вышеназванными областями размываются, появляются новые ниши применения сетевого оборудования, в которые устремляются как существующие, так и новые игроки. Речь идет о сегменте SOHO и домашних пользователях. Значительная часть продукции, которая находит спрос у этих потребителей, относится к категории оборудования для локальных и городских сетей, хотя есть и специфические устройства.

Размытость сфер применения тех или иных изделий и уникальность линек разных вендоров затрудняют точное определение объема отечественного рынка сетевого оборудования. Конвергенция голосовых систем и систем передачи данных — факт свершившийся. Обычно телефонию не относят к сетевому сегменту, но каналообразующее SDH-оборудование уже к нему относится. И эти два класса техники в рамках одного проекта разделить практически невозможно.

В настоящем обзоре рассматривается рынок «традиционных» сетевых устройств, используемых при построении ЛВС и городских сетей (хотя следует признать, что такой подход весьма условен и субъективен). Основные вендоры этого рынка — 3Com, Allied Telesyn, Avaya, Cisco Systems, D-Link, HP ProCurve Networking, Juniper, Linksys, Netgear, Nortel, RAD Data, ZyXEL. «За кадром» оставим магистральные решения Alcatel, Lucent, Siemens, Huawei и ряда других вендоров.

По данным аналитической компании IDC, объем продаж телекоммуникационного оборудования в России в 2004 г. составил 771 млн. долл. При подсчете учитывались поставки решений для транспортных сетей, корпоративных сетей передачи данных, беспроводного оборудования, устройств доступа, широкополосных решений, программных продуктов, а также услуг.

По словам представителей IDC, информация об объемах различных сегментов рынка сетевого оборудования получена из разных источников, в том числе на основании опросов вендоров. Это означает, что расчеты строились на базе отпускных цен производителей. Поэтому сумму 771 млн. долл. при желании можно скорректировать на среднюю величину маржи дистрибьюторов, реселлеров и сетевых интеграторов. С учетом этих поправок правомерно предположить, что в 2004 г. суммарный объем продаж в указанных сегментах сетевого рынка приблизился к 1 млрд. долл. С этой цифрой коррелирует оценка объема рынка, которую сделали специалисты представительства D-Link. По словам Сергея Васюка, менеджера по маркетингу, объем продаж сетевого оборудования в 2005 г. составил примерно 1 млрд. долл.

Судя по данным IDC, рост отечественного сетевого рынка был незначительным. Например, продажи оборудования и систем, которые аналитики отнесли к сетям доступа, достигли в прошлом году 210 млн. долл., а в 2004 г. составляли 208 млн. долл. Рост — на уровне одного процента. Решений для транспортных сетей в 2005 г. было продано на 205 млн. долл., а годом ранее — на 199 млн. долл. Ниша оборудования для передачи данных увеличилась с 80 млн. долл. в 2004 г. до 85 млн. долл. в 2005 г. Поставки медиашлюзов, TDM-коммутаторов, приложений для управления сетями достигли в прошлом году 161 млн. долл., против 158 млн. долл. в 2004 г. Чуть заметнее вырос бизнес, связанный с предоставлением услуг, — со 110 млн. долл. в 2004 г. до 121 млн. долл. в 2005 г. Самый быстрый рост продемонстрировал сегмент беспроводных широкополосных систем — он увеличился вдвое. Однако абсолютные цифры невелики: в 2004 г. продажи составили 5 млн. долл., а в 2005 г. — 10 млн. долл.
На основании этих данных можно сделать вывод, что российский рынок сетевого оборудования вырос за прошлый год всего на несколько процентов.

Ссылаясь на IDC, Михаил Кристев, менеджер по развитию бизнеса предствительства Cisco Systems, сообщил, что в 2005 г. объем российского сетевого рынка увеличился на 12,5% и достиг в абсолютном выражении 880 млн. долл.

Однако специалисты других компаний называют более скромные цифры. Так, по словам представителей ZyXEL, объем сетевого рынка в прошлом году приблизился к отметке в 500 млн. долл. Вадим Плесский, директор департамента HP ProCurve Networking Россия, также оценивает его в 500 млн. долл. В московском офисе 3Com, ссылаясь на данные аналитических компаний, указали, что объем составил 350 млн. долл. При этом в представительстве пояснили, что учитывались продажи таких категорий оборудования, как коммутаторы, маршрутизаторы, решения по сетевой безопасности (системы обнаружения и предотвращения вторжений), беспроводные решения и IP-телефония.

«По нашим довольно приблизительным оценкам, объем рынка систем передачи данных составляет примерно 300—400 млн. долл.», — заявил Алексей Шапошников, менеджер по продукции и маркетингу российского представительства Allied Telesyn.

В представительстве Nortel со ссылкой на независимых экспертов заявили, что оборот рынка оборудования для корпоративных сетей передачи данных, включая телефонию, составил порядка 700 млн. долл.

Различаются мнения и в оценках темпов роста. Как уже было отмечено, по данным IDC, в прошлом году отечественный сетевой рынок вырос на 12,5% по сравнению с 2004 г. В московском представительстве 3Com считают, что объем продаж сетевого оборудования увеличился на 18—20%. По словам Алексея Шапошникова, рынок вырос на 20—25%, а Сергей Васюк считает, что на 20—30%, причем последняя цифра представляется ему более правдоподобной. Такой рост в D-Link объясняют массовым развитием и распространением широкополосного доступа, и в первую очередь ADSL. С 30%-ной оценкой согласен и Дмитрий Комягин, вице-президент дистрибьюторской компании OCS.

«Темпы роста сетевого рынка такие же, как и ИТ-рынка в целом, и составляют от 20 до 30% в год», — полагает Евгений Лачков, генеральный директор компании Landata. Тот же диапазон указывает и Игорь Белик, директор направления «Сети» компании «Марвел». А Владимир Познанский, коммерческий директор компании Soft-tronik, склоняется к более скромной цифре — 20%. Специалисты представительства Nortel считают, что отечественный рынок оборудования для корпоративных систем передачи данных стал больше почти на 18%.

«Оценить темпы роста всего сетевого рынка очень сложно, — говорит Вадим Плесский. — Более точные цифры можно получить по отдельным сегментам. Так, по нашим наблюдениям, в 2005 г. наибольший рост показал рынок SOHO, где объем продаж увеличился, по минимальным оценкам, на 70%. А оптимисты считают, что на все 100%. Причем рынок SOHO развивался не в ущерб корпоративному. Они росли параллельно».

Плесский отметил, что по обороту доминирует корпоративный сегмент. Продажи оборудования для ЛВС увеличились на 25%. Несколько отставали сегменты MAN и WAN (прирост — примерно по 15%). Суммируя показатели, Вадим Плесский оценил рост рынка сетевого оборудования в 22—25%. Объем продаж решений для ЛВС составил, по его словам, 120—140 млн. долл.
Наибольший интерес вызывают итоги года отдельных игроков (как правило, компании приводят результаты деятельности в завершившемся финансовом году, который не всегда совпадает с календарным).

По словам Михаила Кристева, продажи Cisco Systems на территории России и стран СНГ в 2005 финансовом году (завершился 31 июля) выросли на 28%. Еще шире шаг у технологий, которые в Cisco называют Advanced Technology, — 41%. Это информационная безопасность, IP-коммуникации (телефония, видео и контакт-центры), беспроводные технологии и сети систем хранения данных (SAN).

Обычно вендоры не сообщают абсолютных объемов продаж по России. Однако цифры, которые специалисты Cisco Systems увидели в отчетах аналитических агенств по сегменту информационной безопасности, побудили вендора опубликовать свои собственные результаты. Продажи Cisco в России в этом сегменте составили за прошлый год более 40 млн. долл. И, как утверждает Кристев, компания продолжает здесь лидировать как во всем мире, так и в России.

Раз уж речь зашла об абсолютных цифрах, следует назвать еще одну: по оценкам некоторых конкурентов, годовой оборот Cisco Systems в России составляет от 300 до 400 млн. долл.

Российское представительство компании Avaya сообщило, что в минувшем финансовом году (завершился 30 сентября) общий оборот в России вырос на 30% по сравнению с 2004 г. По разным продуктовым группам этот показатель увеличился от 25 до 150%. Наиболее быстрыми темпами росли продажи решений для операторских центров и заказчиков из сегмента СМБ.

Судя по всему, наилучший результат показала компания D-Link. Ее объем продаж стал больше на 80%, причем, как заметил Сергей Васюк, 30% прироста получено за счет развития сетевого рынка, остальное обеспечила активная работа в регионах, где вендор открыл уже около 20 офисов: «В сознании потребителей марка D-Link стала брэндом, поэтому наше оборудование стали больше покупать». Он добавил, что доля Москвы в обороте компании составляет 50%, но реально в столице остается 40% продаваемой продукции, остальное уходит в регионы.

Если анализировать продажи по кварталам, наименее продуктивный — I квартал. Его доля в годовом обороте составляет 15%. Во II квартале канал и заказчики оживляются, и доля продаж повышается до 20%. III и IV кварталы — ударные. В этот период продается 30 и 35% годового объема продукции. Отмечается и летний провал, но он приходится на конец II — начало III квартала, поэтому на фоне общих показателей незаметен.

Сергей Васюк сообщил, что в прошлом году ощутимо вырос сбыт управляемых коммутаторов, а объем продаж DSL и беспроводных решений носил взрывообразный характер — они увеличились на 300—400%.

В представительстве ZyXEL сообщили, что годовой рост составил 28%. Итоги кварталов сравнивали с результатами тех же периодов предшествующего года. Оборот I квартала 2005 г. увеличился (по сравнению с I кварталом 2004 г.) на 20%, II квартала — на 10%, III — на 7%, а IV — на 32%. Явно выраженной тенденции к ускорению или замедлению темпов продаж в представительстве не отмечают. По словам специалистов, в крупных секторах, например в секторе ЛВС, рост стабилизировался, а в секторе широкополосного доступа ускорился.

«Поквартальная динамика — традиционное явление для нашего рынка, — отмечает Максим Киселев, директор по маркетингу корпоративных продаж Nortel в России, странах СНГ и Балтии.— В I и II кварталах продажи составляют в среднем по 20% от годового объема, в III — 25%, а в IV — 35%».

В целом Киселев назвал 2005 г. «эволюционным». Рост бизнеса остался на прежнем уровне. В структуре рынка революционных изменений не произошло. Увеличилась доля ИТ-услуг, в том числе консалтинговых. Крупнейшими клиентами остаются операторы связи, нефтегазовый комплекс, финансы и страхование, торговля, госсектор. В промышленности ситуация неоднозначная и неоднородная. Наиболее активно инвестируют в ИТ предприятия, имеющие распределенную структуру, — энергетические компании, металлургические комплексы, фирмы пищевой промышленности.

Киселев отметил, что «постепенно, но необратимо системные администраторы превращаются в директоров по ИТ, то есть становятся руководителями, которые наряду с другими директорами управляют бизнесом».

Он также добавил, что в прошлом году среди крупных системных интеграторов наметилась тенденция к расширению числа вендоров. Это связано с тем, что заказчики приобретают опыт и стремятся диверсифицировать риски — не хотят попадать в тотальную зависимость от какого-то одного поставщика или технологий.

По словам Вадима Плесского, прошлый год был переломным для HP ProCurve благодаря тому, что решение «гигабит до границы сети» стало для корпоративного сегмента реальностью. Таким образом, обеспечена высокая пропускная способность локальных сетей, развернутых в зданиях. Для заказчиков это имеет огромное значение, поскольку, как утверждают специалисты, основной объем трафика — 80—90% — внутренний, он генерируется в рамках офиса или корпорации. Еще одна отличительная особенность минувшего года — интенсивный рост рынка домовых сетей.

Разочарованием сетевого рынка Плесский считает то, что стандарт Wi-Fi не стал реальностью. «Эта технология добилась успехов там, где она бесплатна или включена в состав других услуг, — пояснил он. — За рубежом, в частности в Скандинавских странах, беспроводные сети, которые развернуты в отелях, бесплатны для посетителей. А у нас цена за эту услугу очень высока. Поэтому количество желающих воспользоваться ею невелико. Но если наши провайдеры не получают прибыль, они могут и закрыть проекты. Не исключено, что это мы скоро увидим».

Анализируя процессы, происходившие на росийском сетевом рынке в прошлом году, специалисты ZyXEL обратили внимание на появление новых игроков и на то, что кто-то из грандов теряет свои позиции. Этот процесс идет небыстро и поэтому не сразу заметен. Но наблюдатели считают, что и Juniper, и Netgear, открывшие представительства в прошлом году, скоро скажут свое слово. Особенно привлекает к себе внимание Juniper. В мире эта компания контролирует около 35% рынка высокопроизводительных маршрутизаторов и составляет серьезную конкуренцию Cisco Systems. А в технологическом плане Juniper давно играет одну из первых скрипок. В нашей стране позиции этого вендора в своем сегменте также достаточно прочны. По оценке Дмитрия Коваля, генерального директора дистрибьюторской компании Netwell, продвигающей продукцию Juniper на российский рынок, доля продуктов этого вендора в своей нише приближается к 30%.

Руководитель отдела одного из ведущих системных интеграторов, пожелавший остаться неназванным, заметил, что заказчики все чаще рассматривают решения Juniper в качестве альтернативы Cisco Systems. «В прошлом году Cisco теряла рынок, — заявил он. — Этот вендор и раньше давал крупным заказчикам большие скидки, но в одном из последних проектов скидка была просто чудовищной».

Определенное давление на Cisco оказывает и Nortel. После того как в эту компанию из Cisco перешла большая команда топ-менеджеров, поведение канадского производителя стало более агрессивным. В среднем сегменте все сильнее на Cisco «давит» оборудование HP ProCurve. По словам Вадима Плесского, цель его компании — стать со временем единственной альтернативой Cisco.

Специалисты представительства 3Com обратили внимание на технологические тенденции, проявившиеся в прошлом году. По их словам, сократился объем рынка управляемых и неуправляемых коммутаторов с пропускной способностью 10/100 Мбит/с. Многие пользователи ориентируются на гигабитные решения, спрос на которые вырос, по разным оценкам, от 30 до 50%.

Также отмечено скачкообразное увеличение спроса в корпоративном сегменте на решения 10 Gigabit Ethernet (около 150% за 2005 г.) и на системы сетевой безопасности (обнаружение и предотвращение вторжений). В минувшем году росла популярность таких интегрированных решений не толко у корпоративных заказчиков, но и в сегменте СМБ. По данным 3Com, объем продаж увеличился на 110%, предпочтение отдается аппаратным устройствам. Более старые системы, предназначенные только для обнаружения вторжений, резко потеряли свои позиции.

В корпоративном сегменте наблюдалось вытеснение низкобюджетных игроков рынка из крупных тендеров, росло качество проектируемых решений, повысилось значение долгосрочного планирования и защиты инвестиций.

Надо сказать, что компания 3Com была в центре внимания практически всю вторую половину 2005 г. Сначала свой пост оставил глава представительства Антон Харитонов, затем совместное предприятие Huawei-3Com в нарушение ранее достигнутых договоренностей приступило к строительству собственного канала сбыта, заключив дистрибьюторское соглашение с компанией «Мувиком». А в декабре Гаэтан Канталь, директор 3Com по региональным продажам в странах СНГ, Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки, сделал сенсационное заявление: в течение последних пяти лет компания в России «топталась на месте». «Рынок в вашей стране рос в среднем на 25% в год, — сказал Канталь. — Но наши продажи не увеличивались, поэтому мы теряли долю рынка. Нас фактически вытесняли из бизнеса».

Вслед за назначением Александра Чуба на должность главы представительства 3Com в московском офисе произошли существенные кадровые изменения — команда почти полностью обновилась, ее численность выросла. 3Com стремилась увеличить объем продаж и активизировать работу дистрибьюторов, заявляя о том, что по итогам очередного периода количество партнеров будет пересмотрено в сторону уменьшения. Но вместе с тем в конце лета 2005 г. вендор увеличил число дистрибьюторов, подписав соглашение с компанией Merlion System Solutions. А обещанного сокращения дистрибьюторов не произошло и по сей день. Если вендор и решится на такой шаг, то он будет сделан на основании результатов 2006 финансового года, который завершится в конце мая.

Оставил свой пост и глава представительства Allied Telesyn Андрей Денисов. В настоящее время бизнесом в России руководит из Вены Миодраг Шундич, вице-президент по продажам в Европе (Шундич хорошо знает наш рынок, на протяжении восьми лет он регулярно посещает Москву). По словам Алексея Шапошникова, 2005 г. прошел без заметных потрясений и происшествий. «Изменился состав прямых партнеров, начали активнее работать с реселлерами в регионах», — рассказал он.

В последнее время рынок сетевого оборудования становится более зрелым как с технологической, так и с финансовой точки зрения. Прослеживается тенденция к конвергенции решений — заказчик хочет получить единую систему, позволяющую решать комплекс задач. Финансовая стоимость решения отходит на второй план, и все большую роль при выборе поставщика оборудования и решений играет функционал устройств, их надежность, гибкость и т. п.

Однако, несмотря на рост продаж, многие дистрибьюторы весьма критически оценивают ситуацию на отечественном рынке. «Ничего позитивного или интересного не происходило, — сказал Евгений Лачков. — Рынок сложный, очень сильна конкуренция, есть ощущение стагнации. Продажи устройств растут, но из-за снижения цен оборот увеличивается медленно. Одна из заметных тенденций 2005 г. — унификация оборудования. Оно становится дешевым и для проектного бизнеса не интересно. Инженерные знания нужны все меньше, но назвать рынок сетевого оборудования массовым и сравнивать, например, с рынком мониторов нельзя. Вендоры пытаются искать новые ниши, традиционными устройствами уже никого не удивишь. Технологических прорывов не предвидится, возможно, появятся новые китайские производители».

Он добавил, что компания D-Link сделала хороший рывок, но ее успехи могли бы оказаться скромнее, если бы другие вендоры не допустили массы проколов в маркетинговой политике.

Константин Сидоров, президент группы RRC, также отметил, что маржа падает и сетевой рынок становится все более сложным. Он посетовал на недостаточно быстрое развитие 3Com, но добавил, что хорошими темпами растет спрос на решения IP-телефонии от Cisco Systems (почти на 100% за год) и беспроводные системы. Правда, бума на рынке беспроводных решений нет, объем этой ниши пока мал.

«Некоторые производители в прошлом году изрядно перегрузили склады своих дистрибьюторов, но зато продемонстрировали хорошие цифры роста, — сказал Игорь Белик. — А сейчас эти партнеры распродают прошлогодние запасы себе в убыток».

В заключение хотелось бы отметить еще две достойные внимания тенденции. Как уже говорилось, в 2005 г. заметно увеличились продажи ADSL-оборудования, а рынок ADSL-услуг вырос на 193,1%, то есть почти втрое. В конце прошлого года в стране эксплуатировалось 425 тыс. ADSL-линий, что на 280 тыс. больше, чем в 2004 г. Однако никаких кардинальных прорывов на рынке ADSL-услуг не произошло: по мнению экспертов аналитической компании ITResearch, главный тормоз — отсутствие у абсолютного большинства ADSL-услуг приемлемых для частных пользователей тарифов. В конце года лишь пять российских операторов вышли на мировой уровень по стоимости ADSL-подключения (менее 100 долл.).

Вторая тенденция — переход к IP-телефонии. Об этом ведущие производители неустанно говорят на протяжении вот уже многих лет. Но до сих пор во всем мире на предприятиях и в офисах господствуют традиционные учрежденческие АТС (УАТС). По данным исследовательской компании Synergy Research, в конце 2004 г. во всем мире в корпоративном секторе эксплуатировалось 423 млн. телефонных линий, и только около 8% были IP-телефонными. Аналитики пророчат, что к 2007 г. количество IP-портов в УАТС должно возрасти в четыре раза. Однако, как заметили эксперты ITResearch, увеличение IP-телефонных линий происходит не за счет замены традиционных УАТС коммуникационными серверами (IP-телефонными станциями). Корпоративные клиенты покупают гибридные УАТС, которые наряду с традиционными телефонами могут обслуживать еще и абонентские IP-терминалы. По словам Дмитрия Иванникова, главы российского представительства компании Avaya, реальные продажи их гибридной УАТС начались только в 2005 г. При этом такие станции обычно поставляются в «традиционной» конфигурации, поддерживая лишь аналоговые и цифровые абонентские порты. Как показывают опросы участников рынка, доля IP-портов не превышает 10%.

По мнению специалистов, несмотря на то что ведущие вендоры стремятся направить рынок в сторону IP-коммуникаций, они не в состоянии заставить пользователей купить то, что им пока не очень нужно.

Вадим Плесский считает, что нынешняя цена за IP-порт, составляющая от 400 до 800 долл., не приемлема не только для заказчиков из сегмента СМБ, но и для крупных корпораций. В лучшем случае корпоративный клиент может позволить себе решение по цене 400 долл. за порт. Чтобы IP-телефония стала интересна малому и среднему бизнесу, покупателю надо не только предложить действительно необходимые ему приложения, но и цену за порт не выше 150 долл. «По мере снижения цены рынок IP-телефонии будет расти, но пока такой тенденции не видно», — сказал Вадим Плесский.

Версия для печати (без изображений)